Толковый словарь
I мн.
Высохшие мумифицировавшиеся останки - иногда отдельные кости - человека, считающиеся христианской церковью нетленными, святым, известные чудотворениями и являющиеся объектом поклонения (в православии и католичестве).
II мн. разг.; = моща́
Измождённость, худоба.
Толковый словарь Ушакова
МО́ЩИ, мощей, ед. нет.
1. Высохшие, мумифицировавшиеся вследствие пребывания в сухой почве остатки человеческого тела, выдаваемые церковью (преим. православной и католической) за "нетленные останки" т.н. святых с целью религиозного обмана. С культом мощей связаны всевозможные фальсификации (куклы из ваты, восковые фигуры и т.п.).
2. перен. Об очень исхудалом человеке (разг. шутл.; срн. моща).
• Живые мощи (разг.) - то же, что мощи во 2 знач.
Толковый словарь Ожегова
МО́ЩИ, -ей. Высохшие останки людей, почитаемые церковью святыми и чудотворными.
Живые мощи (разг.) об очень исхудалом человеке.
Толковый словарь Даля
МОЩИ, мощь и пр. см. мочь.
Популярный словарь
Мощи
-е́й, только мн.
1) Высохшие, мумифицировавшиеся останки человека, почитаемого церковью святым, имеющие, по суеверным представлениям, чудодейственную силу.
Святые мощи.
В домовой церкви, где кругом почиют мощи хладным сном, с короной, с княжеским гербом воздвиглась новая гробница (Пушкин).
2) перен., разг. Об очень худом, изможденном человеке.
Ходячие мощи.
Синонимы:
коще́й (разг.), скеле́т (разг.)
Этимология:
Заимствовано из старославянского языка, в котором является формой множественного числа к существительному мошть. То же слово, что и мощь ‘сила’, ‘могущество’. Церковный термин с течением времени стал распространяться во множественном числе, обозначая: ‘силы, способные совершать чудеса’.
Энциклопедический комментарий:
По учению православной церкви, нетленными являются останки лиц, особо угодивших Богу. Наукой установлено, что при определенных условиях (сухой воздух, низкая температура и др.), в которых не развиваются гнилостные бактерии, трупы могут сохраняться длительное время, не разлагаясь. Известно немало случаев естественной мумификации. Объявляя подобные явления чудом, церковь использует культ мощей для укрепления веры в святых. Культ мощей широко культивируется в католицизме. В протестантизме он отвергается.
Энциклопедический словарь
МО́ЩИ -е́й; мн.
1. Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых церковью святыми, имеющие (по представлениям верующих) чудодейственную силу.
2. Разг. Об очень худом, измождённом человеке. Ходячие м. Живые м.
* * *
мо́щи - останки людей, подвергшиеся естественной мумификации, обладающие, по церковному учению, способностью творить чудеса. Объект поклонения у православных и католиков.
* * *
МОЩИ - МО́ЩИ, останки христианских святых, не подвергшиеся тлению после смерти. Почитание мощей и их фрагментов существовало с первых веков христианства. Оно основывается на представлении о теле как о храме божьем. Сохранилось в католичестве и православии.
Большой энциклопедический словарь
МОЩИ - останки людей, подвергшиеся естественной мумификации и объявляемые духовенством чудотворными и нетленными. Объект поклонения у православных и католиков.
Академический словарь
-е́й, мн.
1. Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых церковью святыми, имеющие (по суеверным представлениям) чудодейственную силу.
2. разг.
Об очень худом, изможденном человеке.
◊
живые{ (или ходячие)} мощи
то же, что мощи (во 2 знач.).
Гуманитарный словарь
МО́ЩИ - 1) Останки почитаемых христ. церковью святых, чаще всего костные, независимо от их физич. сохранности. Церковное почитание М., занимающее важное место в жизни приверженцев православия и католичества (протестантизм его отвергает), строится на тех же богословских аргументах, что и почитание икон.
Начало почитания М., восходящее к эпохе гонений на христиан, первонач., видимо, было связано с заботой об останках мучеников, подвергавшихся иногда намеренному уничтожению (сохр. сведения сер. 2 в.). Сохранение М. мученика становилось знаком его реального пребывание в церк. общине. Поэтому и чудесное "обретение" М. святого воспринималось как появление заступника, посланного Богом данной общине. Развитию культа М. способствовал обычай торжеств. их перенесения (зафиксированный с сер. 4 в.), при к-ром монастырь или город обретал своего патрона и покровителя. Он приобрел особую значимость в связи с древним обычаем строить храмы на М. святых, утвержденным в качестве закона постановлением 7-го Вселенского собора (787). Позднее частицы М. стали вкладывать в престол, а в рус. традиции - зашивать в антиминс, без к-рого невозможно совершение литургии.
Почитание М. связано с приписываемым им даром чудотворения, сохраняющимся в них после смерти святого. В силу этого храмы и монастыри, сохраняющие М. особо почитаемых святых, становятся преимуществ. местами паломничества. С другой стороны, М. носят в крестных ходах, возлагая на больных и предоставляя возможность поклонения им возможно большему числу верующих. Продолжением этой практики является "путешествие" М. по городам и странам. Так, хранящиеся на Афоне (Греция) М. св. Пантелеймона уже дважды (в 1996 и 2000) посетили Россию и сопред. страны.
Укоренившийся в рус. народном сознании предрассудок - представлять М. каждого святого в виде нетленного тела - был использован сов. властью для зримого доказательства атеистического тезиса о намеренной фальсификации М. с целью "обмана трудящихся".
В последние годы в России вторично обретены и торжеств. возвращены в места прежнего хранения М. свв. Александра Невского, Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Сергия и Германа Валаамских и др., считавшиеся уничтоженными в сов. период. В процессе канонизации рос. новомучеников открываются и их М. (в случае сохранности).
2) "Мощи усопшего" - тело каждого православного христианина.
Лит.: Мечев А., прот. О мощах угодников Божиих // Журнал Московской патриархии. 1993. № 12; Рогозянский А. Б. Страсти по мощам: Из истории гонений на останки святых в советское время. СПб., 1998.
Ковчег с мощами святого благоверного князя Даниила Московского
Иллюстрированный энциклопедический словарь
МОЩИ, останки святых, обладающие, по церковному учению, способностью творить чудеса и выступающие объектом религиозного поклонения у православных и католиков. Почитание мощей - необходимый элемент культа святых. Мощи сохраняются и выставляются в храмах в так называемых раках - гробницах или ковчегах.
Словарь церковнославянского языка
I
1) останки тела святых; 2) любые человеческие кости.
II
глаг. быть в состоянии, мочь.
Словарь древнерусского языка
МОЩ|И (191), ИИ с. мн. Мощи, останки умершего святого:
Мошти ст҃ыихъ съ вѣрою цѣлѹи. Изб 1076, 44; и цѣловавъ мощи въложиша въ ракѹ кам˫анѹ. СкБГ XII, 20г; аще отъселѣ обрѧщетьсѧ еп(с)пъ без мощии ос҃ща˫а цр҃квь. да отъвьрженъ бѹдеть. (χωρὶς λειψονων) КЕ XII, 74б; и тако възьмъше мощи погребѹ(т). УСт XII/XIII, 277; А ѡтрокомъ. даи крестъ цѣловати расмотривъ. какъ ти грѣхъ бѹдеть. и еуа(г)ѥ и мощи и дорѹ. дати не велми || ѿлѹчаѥть(с) ѹне причащень˫а. КН 1280, 534а-б; повѣле съборъ полагати в нихъ мощи ст҃хъ. КР 1284, 166а; и ст҃ыи ѹбо парфѹрии. рабъ ст҃го панфѹла. ища мощии г҃на своѥго. кде повержены быша да погрѣбеть. ˫а. ПрЛ XIII, 145б; и раскопавше помостъ ѡбрѣтоша раку полну мюра. и изли˫аша в корчагы. а мощи ѥго взѧша Пр XIII, 33; при томь же Костѧнтинѹ ц(с)рю мощi ст҃хъ ап(с)лъ Андрѣ˫а и Лѹкы и Тимофѣ˫а принесени быша в Костѧнтинъ градъ. (τὰ λείψανα) ГА XIII-XIV, 226б; Г(с)и помози рабу своѥму юрью болковичю. создавшему цр҃квь и олтарь. ст҃аго архиѥрѣ˫а х(с)ва николы. перенесѣньѥ ч(с)тныхъ ѥго мощии. с҃ну своѥму валфромѣю. Гр ок. 1350 (2, ю.-р.); и положены быша ч(с)тны˫а ѥго мощи. в манастыри в немже и нынѣ лежать. Пр 1383, 30в; и подають ицѣлени˫а ч(с)тны˫а его мощi и до сего д҃не приходѧщимъ съ вѣрою. УЦерк XIV, 72 об. (приписка); всѧкъ бо приходѧи с вѣрою. прикаса˫асѧ к рацѣ мощии ст҃ую стр(с)тцю бориса и глѣба. ту абиѥ цѣлбу по||лучаѥть. ЧтБГ к. XI сп. XIV, 29-30; и ст҃ыхъ чюдотворны˫а видиши мощи. СбЧуд XIV, 292в; по д҃нехъ възискавше. сты(х) его мощии и не обрѣтохомъ. (λείψανον) ПНЧ XIV, 177а; и каплѧ же ты ˫ако ст҃ню въсхыташе. ѹдеса и(х) сѣкома˫а приимаше. и покланѧшесѧ моще(м). ГБ XIV, 137в; Мощи же ст҃хъ с вѣрою цѣлую. ЗЦ к. XIV, 67г; два черньца ѡстаста в мурѣхъ. а два идоста с мощьми ст҃го николы. СбТр к. XIV, 211 об.; с҃щены˫а мощи взе(м) в гробѣ положи дх҃внаго оц҃а. (λείψανον) ЖВИ XIV-XV, 133г; внукъ е˫а вѧчеславъ. потщавъсѧ принесе бабу свою въ славныи градъ прагу. и положи мощи е˫а въ цр҃кви ст҃го георгi˫а. ПрП XIV-XV (1), 21в; iконъ не целую(т). ни мощеи ст҃хъ. а кр(с)тъ целують написавше на земли. СбПаис XIV/XV, 25; и мощi ст҃хъ мч҃нкъ подо всѣми стѣнами положени быша ПКП 1406, 137а; И Дв҃дъ Ст҃ославлиць и Олегъ братъ его и сдѹмаша перенести мощи Бориса и Глѣба. бѧху бо создали цр҃квь има камѧну. ЛИ ок. 1425, 104 об. (1115);
|| в сост. названий церковных праздников:
и с҃ти ю вл҃дка мартѹрии. м҃цѧ генварѧ. въ к͠ѳ на ст҃го игнати˫а перенесение || мощьмъ. ЛН ХIII-XIV, 54-55 (1194); престависѧ... кн҃зь на памѧ(т). велика(г) мч҃нка федота. в кану(н) перенесе(н) мощии велика(г) стр(с)тотерпьца х(с)ва. федора Ап XIV (2) (приписка к. XIV);
♦ лежати мощьми см. лежати.
Словарь слов из произведений русской литературы
Мощи, ей, мн.
Высохшие останки человека, почитаемого церковью святым.
► Издавна почивают там Угодника святого мощи. // Пушкин. Стихотворения //; На груди его широкой висел медный крест Со святыми мощами из Киева. // Лермонтов. Песня про купца Калашникова //.
Поговорки
Таскать мощами кого. Народн. Плохо говорить об умершем. СРНГ 18, 326.
Бросить мощи куда. Жарг. мол. 1. Лечь, прилечь. 2. Сесть, присесть куда-л. Максимов, 45.
Живые (ходячие) мощи. Разг. Об очень худом, измождённом человеке. ФСРЯ, 255; БМС 1998, 389; Ф 1, 304; Глухов 1988, 42; СПП 2001, 54.
Карачаровские мощи. Нижегор. Шутл.-ирон. О чём-л. несбыточном. СРНГ 13, 78.
Киевские мощи. Жарг. шк. Шутл.-ирон. или Пренебр. Очень худой учитель. (Запись 2003 г.).
Козьи (козельи) мощи. Пск.То же, что живые мощи. СРНГ 14, 60, 64.
Явились мощи из осиновой рощи. Кар. Шутл.-ирон. О человеке, пришедшем с опозданием. СРГК 4, 243.
Орфографический словарь
Словарь ударений
/E сущ см. Приложение II
моще́й́
моща́м́
м́о́щи
моща́ми
о моща́х́
Неверы очищают православье
Гоненьями и вскрытием моще́й.
Большевики отстраивают зданья
На цоколях снесенного Кремля.
М. А. Волошин, Россия
Забвенье светлое тебе,
В многопридельном хвойном храме,
По мощной жизни, по борьбе,
Лесными ставшая моща́ми!
Н. А. Клюев, «Лесные сумерки - монах…»
Примеры с неверным ударением:
Иное распределение ударения в формах этого слова, встречающееся не только в обыденной речи, но и у поэтов, все же является отступлением от литературной нормы:
Кому жить охота -
К мо́щам не паломник,
Кому пить охота -
Лишь стакан и помнит.
М. И. Цветаева, Царь-Девица
Формы слов для слова мощи
мо́щи, моще́й, моща́м, моща́ми, моща́х
Синонимы к слову мощи
сущ., кол-во синонимов: 16
кожа да кости, скелет, реликвия, мумия, мощь загробная, останки, сухофрукт, худой, (ходячие, живые) мощи, худой как щепка, глиста в скафандре, задохлик, кощей, худущий, глиста
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимология
Это название останков человека, почитаемого святым, было заимствовано из старославянского, в котором образовано от мошть - "сила". Буквально слово мощи значит "мощные силы, творящие чудеса".
Этимологический словарь русского языка
МОЩИ (останки человека, почитаемого церковью святым). Из ст.-сл. яз., в котором является формой мн. ч. к сущ. мошть - "сила". Буквально значит "силы, способные совершать чудеса".
Этимологический словарь
Заимств. из ст.-сл. яз. Форма мн. ч. от сущ мощь «сила». Мощи буквально - «силы, способные совершить чудеса». См. мощь, мочь.
Сканворды для слова мощи
- Высохшие останки святых людей.
- «Чудотворные косточки».
- Объект поклонения.
- Кости в раке.
- Что вшито в церковный платок антиминс?
- Что содержит рака?
Полезные сервисы