Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
вселенские соборы
Энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
Гуманитарный словарь
ВСЕЛЕ́НСКИЕ СОБО́РЫ - собр. епископов всех (или большинства) поместных церквей для решения важных вероучительных, церк.-адм., дисциплинарных и др. вопросов. Вероучительные постановления В. С. имеют в православии и католичестве высш. богословский авторитет и понимаются как догматы. Подготовившие и сформулировавшие их богословы именуются отцами Церкви. Православный Восток признает семь В. С.: 1-й - Никея, 325, 2-й - Константинополь, 381, 3-й - Эфес, 431, 4-й - Халкидон, 451, 5-й, 553, 6-й, 681, - Константинополь, 7-й - Никея, 787. В католичестве Вселенскими считают также еще 14, бывших позднее (последний из них - 1-й Ватиканский, 1962-65).
Слово "вселенский" произошло от греч. οικουμενικοσ (лат. oecumenicus), в осн. к-рого - понятие "населенный мир" (практич. "мир известный, цивилизованный" - в противоположность странам неизвестным, варварским). Термин этот обозначает страны греко-лат. культуры, на к-рые распространялась власть императора. В Новом Завете он употребляется в этом, узком, смысле (Мф. 24, 14, Лк. 2, 1, Деян. 11, 28 и др.). В применении к собору этот эпитет означает, что речь идет о собр. епископов, представляющем Церковь во всем ее составе, в отличие от поместных соборов, и притом независимо от числа участников. Строгого канонич. определения понятия "В. С." нет. Наименование собора "Вселенским" дается или не дается в конечном итоге лишь сознанием Церкви. Правосл. экклезиология видит во В. С. события, вызванные исключит. обстоятельствами. Понимание В. С. как ин-та, присущего самой структуре Церкви, как своего рода парламента, собирающегося в опред. сроки, чуждо Свящ. Преданию христ. Востока. Такое понимание возникло в позднем средневековье как реакция на папский абсолютизм. Все семь В. С. в догматич. отношении составляют единое целое, поскольку раскрывают содержание Откровения о Воплощении Слова Божия и его сотериологич. последствиях. "Окружное послание вост. патриархов" (1848) сравнивает В. С. с семью столпами дома Премудрости (Притч. 9, 1), существует и иконографич. выражение этой мысли. Но отрицание возможности созыва нового (8-го) В. С. неправомерно (в 1961 Всеправославное совещание на о. Родос утвердило каталог тем "предсобора").
Принцип созыва В. С. восходит к первонач. Церкви (Апостольский собор в Иерусалиме). Гонения не позволяли выходить за рамки поместных соборов. После Миланского эдикта (313) их состав стал б. широким. Осознание В. С. важн. и специфич. событием произошло позднее, как завершение церк. размышления о 1-м В. С. Существенно было признание его представительности (св. Афанасий Великий, св. Иларий Пиктавийский и др.). Св. Кирилл Александрийский высказывал общее мнение об отцах В. С.: "Не они говорили, но Сам Дух Бога и Отца". Но главное то, что догматич. определение, провозглаш. в Никее (Символ веры) было воспринято как истинное выражение чистой христ. веры, обязательной для всех чл. Церкви. Все же на осн. ист. данных невозможно определить признаки "вселенскости". С внеш. стороны В. С. должен быть представит. В. С. отвечали этому требованию, но в разл. степени (менее всего 2-й, 381, к-рый являлся в большей степени "восточным" и не сразу был признан в качестве вселенского Римской церковью). В нравственном аспекте каждый В. С. является обязат. для всей Церкви в целом, к-рая поэтому ощущает себя связанной принятыми им решениями. Поскольку В. С. выражает истинное свидетельство общецерк. веры, то Церковь признает, что действительно произошло "событие", вызванное Духом Святым.
Лит.: Поснов М. Э. История христ. Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). Киев, 1991; Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви, Т. IV. История Церкви в период вселенских соборов. М., 1994; Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Полезные сервисы
вселенский
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ожегова
Энциклопедический словарь
Академический словарь
Словарь церковнославянского языка
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова вселенский
вселе́нский, вселе́нская, вселе́нское, вселе́нские, вселе́нского, вселе́нской, вселе́нских, вселе́нскому, вселе́нским, вселе́нскую, вселе́нскою, вселе́нскими, вселе́нском, вселе́нск, вселе́нска, вселе́нско, вселе́нски
Синонимы к слову вселенский
прил., кол-во синонимов: 11
Тезаурус русской деловой лексики
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Полезные сервисы
вселенский собор
Орфографический словарь
Полезные сервисы