ораториа/льно-канта/тный
ораториальный
Толковый словарь
прил.
1. соотн. с сущ. оратория I, связанный с ним
2. Свойственный оратории [оратория I], характерный для неё.
Толковый словарь Ожегова
ОРАТО́РИЯ, -и, ж. Монументальное эпико-драматическое музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра.
Академический словарь
Орфографический словарь
Синонимы к слову ораториальный
Полезные сервисы
ораториане, ораторианцы
Словарь иностранных слов
ОРАТОРИАНЕ, ОРАТОРИАНЦЫ - учрежденное в Риме в 1558 г. Филиппом Нери общество духовн. лиц, не приносивших монашеских обетов, собиравшееся в начале для совместного чтения и толкования духовных книг, но впоследствии прославившееся своими заслугами в области философии и науки.
Полезные сервисы
ораторианцы
Энциклопедия Кольера
ОРАТОРИАНЦЫ - члены Конгрегации оратории, основанной св. Филиппо Нери (1515-1595) и официально утвержденной 15 июля 1575 папой Григорием XIII. Ораторианцы являются старейшей из католических конгрегаций священников, живущих в послушании, но не приносящих монашеских обетов. Цель этой конгрегации - возвращение к духу простоты апостольских времен в молитве, проповеди и совершении таинств. Эта цель должна была достигаться в молитвенной и богослужебной практике, а также в ежедневных проповедях, отличающихся простотой и общедоступностью от глубокомысленных философских проповедей, которые обычно произносились в те времена. Палестрина (его духовником был св. Филиппо) сочинил много гимнов для ораторианских богослужений. По совету Пия IX кардинал Ньюмен в 1847 основал ораторианскую общину в Англии, семь лет спустя обосновавшуюся в Эджбастоне близ Бирмингема. Французская община ораторианцев была основана в Париже в 1611 кардиналом де Берюлем и утверждена папской буллой в 1613. Была распущена во время Французской революции, но возродилась вновь в 1852.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Полезные сервисы
оратория
Толковый словарь
I ж.
Музыкальное произведение для хора, оркестра и солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.
II ж.
Часть, предназначенная для молящихся (в католическом храме).
Толковый словарь Ушакова
ОРАТО́РИЯ, оратории, жен. (лат. oratorium от oro - говорю, молю).
1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха.
2. В католическом храме - часть, предназначенная для молящихся (архит.).
Толковый словарь Ожегова
ОРАТО́РИЯ, -и, жен. Монументальное эпико-драматическое музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра.
| прил. ораторный, -ая, -ое и ораториальный, -ая, -ое.
Толковый словарь Даля
ОРАТОРИЯ - жен., лат. наука красноречия, витийство;
| музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор муж. -ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик, если ои говорит в суде, на сходках, в выборных и пр. У него все приемы самые ораторские.
Популярный словарь
Оратория
-и, ж.
Крупное музыкально-драматическое произведение для хора, певцов-солистов и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.
Патетическая оратория.
Оратория "Легенда о святой Елизавете" Листа.
Родственные слова:
орато́рный
Этимология:
От итальянского oratorio (← лат. oro ‘говорю’, ‘молю’).
Энциклопедический комментарий:
Оратория близка к кантате, от которой отличается бо́льшими масштабами и наличием определенного сюжета. Возникла в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Наименование новому жанру дали особые помещения, оратории, предназначавшиеся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен. В этих помещениях первоначально исполнялись мотеты, произведения многоголосной вокальной музыки, в основе которой лежали напевы католической службы, и лауды, хвалебные песнопения. Мотеты дали начало ораториям с текстом на латинском языке, а из драматизированных диалогических лауд развились оратории на итальянском языке. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной оратории с диалогическими и хоровыми разделами. На формирование оратории оказали влияние жанры оперы и мадригала. В жанре оратории написаны многие произведения Г. Ф. Генделя, а также И. С. Баха, Й. Гайдна, Ф. Мендельсона-Бартольди, К. Дебюсси и др. Первая русская оратория относится к 1811 г. - "Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва" С. А. Дегтярева.
Словарь существительных
ОРАТО́РИЯ, -и, ж
Музыкальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения, родственное кантате, но более монументальное, обладающее эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью.
Оратории Генделя послужили толчком к возрождению хорового искусства в Англии.
Энциклопедический словарь
ОРАТО́РИЯ -и; ж. [итал. oratorie] Муз. Крупное музыкальное произведение для хора, солистов-певцов и оркестра, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. О. на библейские тексты. Исполнить торжественную ораторию.
◁ Орато́рный, -ая, -ое. О-ое сочинение. О-ое либретто. Ораториа́льный, -ая, -ое. О-ое искусство. О-ое произведение.
* * *
орато́рия (итал. oratorio, от лат. oro - говорю, молю), музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью. Сложилась к концу XVI в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к началу XIX в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов XX в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).
* * *
ОРАТОРИЯ - ОРАТО́РИЯ (итл. oratorio, от лат. oro - говорю, молю), музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате (см. КАНТАТА), но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью. Сложилась к кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю (см. ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих), Й. Гайдну (см. ГАЙДН Йозеф). Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов 20 в. (Ю. А. Шапорин (см. ШАПОРИН Юрий Александрович), Г. В. Свиридов (см. СВИРИДОВ Георгий Васильевич), Р. К. Щедрин (см. ЩЕДРИН Родион Константинович) и др.).
Большой энциклопедический словарь
ОРАТОРИЯ (итл. oratorio - от лат. oro - говорю, молю), музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью. Сложилась к кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов 20 в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).
Академический словарь
-и, ж.
Крупное музыкальное произведение для хора, солистов-певцов и оркестра, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.
Оратория Генделя.
[итал. oratorio]
Энциклопедия Кольера
ОРАТОРИЯ - крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы. Нередко оратория напоминает оперу, так как в оратории используются оперные средства выразительности и такие оперные формы, как ария, речитатив, вокальный ансамбль, хор, оркестровая интерлюдия, однако в оратории исключено сценическое оформление и сценическое действие. В оратории обычно преобладает хоровое, а не сольное вокальное начало, что является одним из основных различий между ораторией и оперой. Считается, что жанр оратории возник ок. 1550, когда Филиппо Нери, выдающийся итальянский церковный деятель (позже канонизированный), начал проводить в Риме особые молитвенные собрания в оратории (молельне) капеллы Сан-Джироламо делла Карита; после чтения Писания верующие пели духовные гимны, исполнялись мистерии. Крупнейшие итальянские композиторы того времени сотрудничали с Нери и писали музыку для его собраний. Это начинание получило признание и распространилось по другим областям Италии. Связанные поначалу только с латинскими текстами, оратории вскоре стали использовать и живой язык (oratorio volgare). Одна из первых дошедших до нас ораторий - Представление о душе и теле (1600) Эмилио Кавальери (ок. 1550-1602). Первым выдающимся мастером этого жанра стал Джакомо Кариссими (1605-1674), автор знаменитых ораторий Иевфай и Суд Соломона. Проникновение жанра оратории в музыку лютеранской церкви породило обширную литературу начиная с ранних кантат Генриха Шютца (1585-1672), которые имели обозначение "в стиле оратории"; ораториальные сочинения Шютца на тексты рождественской, страстной и пасхальной служб непосредственно повлияли на монументальные церковные вокально-инструментальные циклы И.С.Баха (1685-1750). Часто различия между кантатой и ораторией стираются, как, например, в кантате Баха № 11, которая носит авторское название Оратория на Вознесение. Одно из главных мест в истории духовной оратории занимают пассионы ("страсти"), музыкально-драматические произведения на евангельские тексты. Внецерковный вид традиционной оратории достиг наивысшего развития в творчестве Г. Ф. Генделя (1685-1759); его Мессия, Израиль в Египте, Саул, Иуда Маккавей, Соломон и Семела - это вершины мировой музыки. Оратории Генделя послужили толчком к настоящему возрождению хорового искусства в Англии; вслед за ними были созданы такие выдающиеся образцы жанра, как Сотворение мира и Времена года Й.Гайдна, Св. Павел и Илия Ф.Мендельсона. К жанру оратории обращались Р.Шуман (Рай и Пери; Фауст), Ф.Лист (Христос), Г. Берлиоз (Детство Христа; Осуждение Фауста), Э. Элгар (Сон Геронтия), И. Ф. Стравинский (Царь Эдип), А. Онеггер (Царь Давид).
ЛИТЕРАТУРА
Розенов Э.К. Статьи о музыке. М., 1982
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ОРАТОРИЯ (итальянское oratorio, от латинского oro - говорю, молю), многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально-инструментальной музыки. В отличие от кантаты имеет сюжетную основу, большие размеры и эпически монументальный характер. Возникла на рубеже 16 - 17 вв. как жанр духовной музыки, позднее появились светские оратории. Классический вид - в творчестве Г.Ф. Генделя ("Мессия", "Самсон", всего 32 оратории), в 20 в. у И.Ф. Стравинского (опера-оратория "Царь Эдип"), А. Онеггера (сценическая оратория-мистерия "Жанна д'Арк на костре").
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова оратория
орато́рия, орато́рии, орато́рий, орато́риям, орато́рию, орато́рией, орато́риею, орато́риями, орато́риях
Синонимы к слову оратория
Грамматический словарь
Словарь иностранных слов
ОРАТОРИЯ (лат. oratorium - храм, молельня). Род религиозной драмы или эпоса, положенных на музыку и исполняемых оркестром с разнородным пением.
Сканворды для слова оратория
- Монументальное музыкальное произведение.
- Монументальное эпико-драматическое музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра.
- Это произведение отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - большими размером и разветвлённостью сюжета.