Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

спесивцева

Сканворды для слова спесивцева

- Эту легендарную советскую балерину называли Красная Жизель.

- Жизни какой балерины посвящён фильм Алексея Учителя «Мания Жизели».

- Более 8 лет эта «красная Жизель» была ведущей приглашённой балериной «Гранд-Опера», танцуя с Сергеем Лифарём и Вацлавом Нижинским.

Полезные сервисы

спесивцева ольга ал-др

Гуманитарный словарь

СПЕСИ́ВЦЕВА Ольга Ал-др. (1895-1991) - балерина. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1913 (кл. К. Куличевской), позднее совершенствовалась у Е. Вазем, А. Вагановой. В 1913-24 артистка Мариинского т-ра / Гос. т-ра оперы и балета, с 1920 балерина. Среди ее ролей: Пьеретта ("Арлекинада"), мазурка, 7-й вальс ("Шопениана"), Фея Драже ("Щелкунчик"), Аспиччия ("Дочь фараона"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Медора ("Корсар"), Китри ("Дон Кихот"), Аврора ("Спящая красавица"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Никия ("Баядерка"), Жизель ("Жизель"). В 1924-32 балерина в Гранд-опера (Париж). В ее репертуаре "Жизель", "Встречи", "Трагедия Саломеи", "Творения Прометея" и др. Одноврем. (частично под фамилией Спесива) выступала в "Рус. балете Дягилева": в 1916-17 партнерша В. Нижинского в "Сильфидах", "Видении розы", в 1921-22 - Аврора, в 1927 - Кошка ("Кошка"), в 1929 - Одетта. Гастролировала в Аргентине, Австралии, европ. городах, танцевала в Опера Комик (Париж) балеты М. Фокина "Психея", "Мефисто-вальс" (1935). В 1943-63 находилась на излечении в санатории для нервнобольных. С 1963 жила в Нью-Йорке на ферме фонда Л. Толстого. "Природа щедро одарила С. - великолепная фигура, нежная пластика рук, идеальная форма ног, лицо камеи с большими пылающими глазами, красивый прыжок с элевацией и баллоном. Что бы она ни танцевала, зритель воспринимал ее как воплощение красоты на сцене, как носительницу идеала, иногда поруганного, но остающегося идеалом" (Ф. Лопухов). Неотрывна от творч. биографии С. Жизель, ее она танцевала почти 20 лет. С годами трактовка образа становилась все острее и трагичнее, говорили уже об экспрессионизме ее танца.

О. А. Спесивцева

О. А. Спесивцева

Полезные сервисы

спесивцева ольга александровна

Энциклопедический словарь

Спеси́вцева Ольга Александровна (1895-1991), артистка балета. В 1913-23 в Мариинском театре. Принимала участие в спектаклях Русского балета Дягилева (1916) за границей. В 1924-32 выступала в «Гранд-Опера». С 1939 жила в США. Прославилась как выдающаяся балерина лирико-романтического и трагедийного плана. Партии: Жизель («Жизель» А. Адана), Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Эсмеральда («Эсмеральда» Ч. Пуни), Никия («Баядерка» Л. Ф. Минкуса) и др.

* * *

СПЕСИВЦЕВА Ольга Александровна - СПЕСИ́ВЦЕВА Ольга Александровна [6 июля (18 июля) 1895, Ростов-на-Дону - 16 сентября 1991, шт. Нью-Йорк], русская балерина, одна из лучших Жизелей 20 в.

Биография

В 1913 окончила Петербургское театральное училище по классу М. А. Куличевской. Совершенствовалась у Е. О. Вазем, А. Я. Вагановой (см. ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна). В 1916-1917 неоднократно гастролировала с «Русским балетом Дягилева (см. РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА)» в США. С 1918 - ведущая танцовщица, с 1920 - прима-балерина Мариинского театра (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР). Расставшись с театральным и литературным критиком А. Л. Волынским (см. ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович), уже после Октябрьского переворота вышла замуж за крупного советского чекиста, но после его гибели в 1923 эмигрировала сначала во Францию, затем в США, где и осела. В 1924-1932 была ведущей приглашенной балериной Парижской Оперы. Ее партнерами били В. Ф. Нижинский (см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич), а также С. Лифарь (см. ЛИФАРЬ Серж), А. Долин (оба написали книги о ее трагической судьбе). Была официальной женой русско-французского танцовщика и педагога Н. Князева. Последнее ее выступление в Париже состоялось в 1939.

В 1943, почти в конце ее исполнительской карьеры, обостренно стали проявляться давно дававшие о себе знать симптомы психического заболевания. Последующие 20 лет (до 1963) она провела в психиатрической лечебнице, но выздоровела, память восстановилась. Последние годы, а судьбой ей было отпущено почти сто лет, жила в пансионе на ферме Толстовского фонда (вблизи Нью-Йорка), созданного младшей дочерью писателя А. Л. Толстой.

«Между мечтой и действительностью»

Спесивцева по внешним данным была идеалом романтической балерины. Высокая, стройная, с красивым лицом и большими печальными глазами, удлиненными пропорциями тела и стройными ногами с огромным подъемом. Но в душе этой аполлоновской по внешнему облику балерины бушевал безумный диониссийский огонь. Наделенная обостренным восприятием мира, она, несомненно, была балериной бурного 20 в. Ей близки многие поиски экспрессионистов. Танец Спесивцевой в классических балетах - воплощение красоты, но лишенной гармонии и покоя. Недаром ее Одетта была не Лебедем, а скорее альбатросом, которому мешают слишком длинные крылья. Ее Жизель (это самая знаменитая ее партия) сводила с ума не столько измена, сколько лишенный гармонии безумный мир, в котором красоте нет места. Она выходила на сцену, подобно тому как другие идут в собор. Спесивцеву боготворил, увековечив в своих рецензиях, Волынский. «Когда я увидел Павлову, то подумал, что она - моя Тальони. Но Спесивцева была тоньше и чище Павловой», - вспоминал Дягилев. А Лифарь отмечал, что она всегда жила «между мечтой и действительностью». Классическая балерина по сути своего дарования, она станцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Эсмеральду и Жизель в одноименных балетах, Никию в «Баядерке», Аврору в «Спящей красавице», Аспиччию в «Дочери фараона» и др. Уже в Париже она освоила и современный репертуар - исполнила партию Кошки в одноименном балете Дж. Баланчина (см. БАЛАНЧИН Джордж), Саломею в «Трагедии Саломеи» Н. Гуэрра, соло в «Праздничном вечере» Л. Стаатса, главные партии в «Творении Прометея», «Бахусе и Ариадне» Лифаря, проявляя в них свою «бестелесную экзальтацию».

Трагической судьбе и творчеству Спесивцевой посвящены документальные и художественные фильмы («Мания Жизели», 1995). В видеофильме «Жизели мира» использованы кинофрагменты с танцами Спесивцевой из первого действия балета. Она также является героиней балета современного балетмейстера Б. Я. Эйфмана «Красная Жизель».

Большой энциклопедический словарь

СПЕСИВЦЕВА Ольга Александровна (1895-1991) - артистка балета. В 1913-23 в Мариинском театре. Принимала участие в спектаклях Русского балета Дягилева (1916) за границей. В 1924-32 выступала в Гранд-Опера. С 1939 жила в США. Прославилась, как выдающаяся балерина лирико-романтического и трагедийного плана.

Полезные сервисы

спесивцева, ольга александровна

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ольга Спесивцева - Аврора (Спящая красавица)

Ольга Спесивцева - Аврора ("Спящая красавица")

СПЕСИВЦЕВА Ольга Александровна (1895 - 1991), актриса балета. В 1913 - 1924 в Мариинском театре (Эсмеральда - "Эсмеральда" Ч. Пуньи, Никия - "Баядерка" Л.Ф. Минкуса, Жизель - "Жизель" А. Адана). В 1913 - 24 периодически выступала в "Русском балете Дягилева". В 1924 - 32 солистка Парижской оперы. В 1916 - 37 гастролировала в Европе, Южной Америке, Австралии. Спесивцева- одна из последних романтических танцовщиц и предвестница экспрессионистского стиля в балетном искусстве. В 1937 оставила сцену из-за душевной болезни. С 1967, после выздоровления, жила в пансионате Толстовского фонда (под Нью-Йорком).

Полезные сервисы