Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

параджанов

Сканворды для слова параджанов

- Советский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Молдавская сказка», «Андриеш», «Наталия Ужвий».

- Советский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Золотые руки», «Думка», «Первый парень».

- Советский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Украинская рапсодия», «Цветок на камне», «Тени забытых предков».

- Советский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Киевские фрески», «Акоп Овнатанян», «Дети - Комитасу», «Ашик-кериб».

- Советский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани».

Полезные сервисы

параджанов сер. иосиф

Гуманитарный словарь

ПАРАДЖА́НОВ Сер. Иосиф. (1924-90) - кинорежиссер. Учился в Тбилисской конс. В 1946 поступил на реж. ф-т ВГИКа (мастерская И. А. Савченко). После окончания в 1951 был направлен в Киев, на к/ст им. Довженко. С первых шагов в режиссуре П. определил свой интерес к сказке и фолькл. традициям разных народов. Уже его дипломный ф. на этой к/ст назывался "Молдавская сказка". В 1954 молодой реж., продолжая развивать поэтику молд. фольклора, поставил ф. "Андриеш" (совм. с Я. Баазеляном). Затем П. поставил на той же студии неск. ф. на совр. тему ("Первый парень", 1958; "Украинская рапсодия", 1960; "Цветок на камне", 1962), но все они были для него неорганичны, а потому неудачны. В 1964 П. возвращается к поискам в обл. нац.-фолькл. мотивов, на этот раз укр., и ставит по мотивам повести М. Коцюбинского выдающийся ф. "Тени забытых предков". Ф. снимал молодой талантливый оператор Ю. Ильенко. Вместе с ним П. создал не столько этногр. и экзотич., сколько поэтич. кинолегенду. Ф. отличало живописное богатство, характерное для творчества П., к-рого можно назвать реж.-художником. Реж. черпал вдохновение в укр. нар. культуре, но нац. традиции иск-ва были тогда не в чести, и П. обвинили в "укр. национализме". Ему пришлось покинуть Киев и переехать в Ереван. Не отступая от своих худ. принципов, П. поставил в 1969 на к/ст "Арменфильм" поэтичную, изобразительно яркую картину на основе фолькл. традиций - "Саят-Нова" - об армян. нар. поэте средневековья. Киноязык этого ф. был изощренным и совершенным, а прохождение ф. через "инстанции" снова было трудным. На всесоюзный экран он вышел отредактированный С. Юткевичем под назв. "Цвет граната". В годы застоя П. - талантливый, свободолюбивый художник, не подчиняющийся никаким канонам и запретам, да к тому же подписавший неск. коллект. писем в защиту диссидентов, начал подвергаться организов. травле - и в Киеве, и в Ереване, и в Москве. Один за др. отвергались все его творч. планы. А затем против него было сфабриковано дело на основании сразу неск. уголовных статей. В 1974 П. приговорили к 5 годам лишения свободы. Он прошел через неск. исправит.-труд. лагерей строгого режима. После освобождения П. еще неск. лет не подпускали к режиссуре. Только в 1984 к/ст "Грузия-фильм" предоставила ему возможность снять ф. (да и то к П. "прикрепили" соавтора - актера Додо Абашидзе). И снова реж. берется за свой излюбленный жанр. В основу ленты "Легенда о Сурамской крепости" положена старинная груз. сказка. Этот романтич. ф., изобилующий живописной цветистой экзотикой, продолжил эстетич. традиции "Саят-Новы". В том же ключе был поставлен и последний ф. П. "Ашик-Кериб" (1988, совм. с Д. Абашидзе) - по мотивам сказки М. Ю. Лермонтова. В этом феерическом, праздничном ф. П. использовал фолькл. традиции трех кавказских нац. культур: азерб., арм. и груз. П. умер, не завершив своего последнего ф. под назв. "Исповедь". Уже после смерти реж. оператором Ю. Ильенко был закончен ф., сделанный по сценарию, к-рый П. написал в заключении, - "Лебединое озеро. Зона" (1990).

Лит.: Черненко М. Сергей Параджанов. М., 1989; Сергей Параджанов: "Время все поставит на свои места" // Иск. кино. 1991. № 4. С. 107-125.

Полезные сервисы

параджанов сергей иосифович

Энциклопедический словарь

Параджа́нов Сергей Иосифович (1924-1990), кинорежиссёр, народный артист УССР (1990), народный артист Армянской ССР (1990). Яркость и экспрессивность режиссёрского видения, богатство изобретательной фантазии, свободное использование различных национально-этнических традиций (гуцульских, армянских, грузинских, персидских) проявились в фильмах: «Тени забытых предков» (1965), «Цвет граната» (1969), «Легенда о Сурамской крепости» (1984), «Ашик-Кериб» (1988) - два последних с Д. И. Абашидзе. Подвергался гонениям со стороны официальных властей, дважды был в заключении по сфабрикованным обвинениям. Автор оригинальных коллажей и пластических композиций.

* * *

ПАРАДЖАНОВ Сергей Иосифович - ПАРАДЖА́НОВ Сергей Иосифович (1924-90), кинорежиссер, народный артист Украины (1990), народный артист Армении (1990). Фильмы: «Тени забытых предков» (1964), «Цвет граната» (1968), «Легенда о Сурамской крепости» (1984), «Ашик-Кериб» (1988; оба с Д. И. Абашидзе).

* * *

ПАРАДЖА́НОВ Сергей Иосифович (9 января 1924, Тбилиси - 20 июля 1990, Ереван), кинорежиссер. В 1942-45 учился в институте инженеров железнодорожного транспорта, затем на вокальном отделении Тбилисской консерватории, в Хореографическом училище при Оперном театре. В 1945 перевелся в Московскую консерваторию, затем поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И. Савченко). С 1949 работает ассистентом режиссера, затем режиссером на Киевской киностудии им. А. П. Довженко, где сначала снимает несколько проходных документальных и игровых картин.

В 1964 появляется его первый шедевр «Тени забытых предков» (по одноименной повести М. Коцюбинского; премия за лучшую режиссуру и приз на кинофестивале в Мар-дель-Плато, Аргентина, 1965; Кубок I Фестиваля Фестивалей в Риме, Италия, 1965 и др. награды), принесший режиссеру всемирную славу. Режиссер-армянин создал кинематографический памятник гуцульской культуре. Поразительное проникновение в западноукраинскую этнографию здесь сочетается с самобытной поэтикой Параджанова. В картине доминирует изобразительное начало, причем особое место занимает новаторская работа с цветом, однако и мелодика гуцульской речи становится сильным выразительным средством. Для большинства эпизодов характерно стремительное внутрикадровое движение. Это самый экспрессивный фильм Параджанова. История о любви, смерти и верности исполнена мощной языческой витальности.

Всемирно прославившийся режиссер, тем не менее, оставался в вынужденном простое. Его работа над фильмом «Киевские фрески» была прервана. В 1967 Параджанова приглашают на Ереванскую киностудию, где он снимает фильм «Саят-Нова» или «Цвет граната» (1968) - картину о великом армянском поэте, речь в которой идет скорее о жизни духа, нежели о внешних событиях биографии. Здесь киноязык Параджанова значительно обновляется. «Цвет граната», подобно поэзии, изъясняется метафорами. Кадры обретают почти полную статику, отчего малейшее движение внутри них воспринимается как событийный взрыв. Предметы, представляющие подлинную историко-этнографическую ценность, работают наравне с актерами. Язык цвета обретает еще большее значение, хотя цветовая гамма становится более лаконичной. Каждый кадр содержит максимум смысловой информации, и считывание этого насыщенного содержания требует от зрителя немалой культуры.

С 1974 по декабрь 1977 Параджанов находился в заключении, куда этот «неудобный», конфликтный человек был отправлен по умело составленному обвинению. С просьбой об освобождении режиссера обратился к Л. И. Брежневу Луи Арагон (см. АРАГОН Луи). После возвращения Параджанов работал на киностудии «Грузия-фильм», где совместно с Д. Абашидзе поставил «Легенду о Сурамской крепости» (1984). В основе картины - грузинское предание о юноше, замуровавшем себя в стены крепости. Язык нового шедевра Параджанова, развивая найденное в «Цвете граната», стал еще более изощренным.

В 1986 Параджанов снимает документальный фильм «Арабески на тему Пиросмани». В «Ашик-Керибе» (1988, по сказке М. Ю. Лермонтова) Параджанов подтвердил репутацию уникального матера, но фильм, в основном, повторял уже пройденное режиссером. После этого Параджанов занимался художественным коллажем, в искусстве которого не знал равных. Он умер в начале работы над автобиографической картиной «Исповедь».

Большой энциклопедический словарь

ПАРАДЖАНОВ Сергей Иосифович (р. 1924-90) - российский кинорежиссер, народный артист Украины (1990), народный артист Армении (1990). Фильмы: "Тени забытых предков" (1965), "Цвет граната" (1969), "Легенда о Сурамской крепости" (1984), "Ашик-Кериб" (1988; оба с Д. И. Абашидзе).

Полезные сервисы