мн.
1. Народ индоевропейской этноязыковой группы, составляющий основное население Армении.
2. Представители этого народа.
мн.
1. Народ индоевропейской этноязыковой группы, составляющий основное население Армении.
2. Представители этого народа.
АРМЯ́НЕ, -ян, ед. -янин, -а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Армении.
| жен. армянка, -и.
| прил. армянский, -ая, -ое.
АРМЯ́НЕ, -я́н, мн (ед армяни́н, -а, м).
Народ, составляющий основное коренное население Армении, государства на юге Закавказья; люди, принадлежащие к этому народу; яз. - армянский, самостоятельная ветвь индоевропейской семьи языков; верующие - христиане монофизитского толка (армяно-григорианская церковь). //ж армя́нка, -и, мн род. -нок. дат. -нкам.
Армяне с почтением относятся к высокогорной жемчужине Армении - озеру Севан, привлекательному для многочисленных туристов.
АРМЯ́НЕ -мя́н; мн. Народ, основное население Армении; представители этого народа.
◁ Армяни́н, -а; м. Армя́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Армя́нский, -ая, -ое. А. язык. А-ая лепёшка. А. коньяк. По-армя́нски, нареч.
* * *
армя́не (самоназвание - хай), народ, основное население Армении (3,18 млн. человек). Живут также в России (532 тыс. человек), Грузии (437 тыс. человек), США (700 тыс. человек), Франции (270 тыс. человек), Иране (200 тыс. человек), Сирии (170 тыс. человек), Нагорном Карабахе (146 тыс. человек), Ливии и Турции (по 150 тыс. человек) и др. Общая численность около 7 млн. человек (1995). Язык армянский. Верующие в основном христиане-монофиситы.
* * *
АРМЯНЕ - АРМЯ́НЕ (самоназвание - хай), народ в Закавказье, основное население Армении (3,1 млн. человек, 2001) и Нагорного Карабаха (146 тыс. человек). Живут также в Грузии (380,2 тыс. чел., 2004), во Франции (270 тыс. человек), Иране (200 тыс. чел.), Сирии (170 тыс. чел.), Ливане (151 тыс. чел., 2004), Турции (150 тыс. чел.), Сирии (120 тыс. чел.). В США живет 267,9 тысяч граждан армянского происхождения (1990). В Российской Федерации живет 1,130 млн. армян (2002), в том числе в Ростовской области (109,9 тыс. чел.), городе Москве (124,4 тыс. чел.), в Краснодарском (274,5 тыс. чел.), Ставропольском (149,2 тыс. чел.) краях, Приволжском федеральном округе (105 тыс. чел.). Общая численность армян в мире около 6,5 млн. человек.
Армянский язык относится к индоевропейской языковой семье. Верующие - в основном христиане-монофизиты. Христианство было принято в качестве официальной религии в 301 году. Небольшая часть армян в Западной Европе и Америке - католики и протестанты. До первой мировой войны около 2,5 млн. армян жили компактно на территории Турецкой Армении, около 1,5 млн. человек в Восточной Армении на территории Российской империи. Во время геноцида в годы Первой мировой войны турками было убито свыше 1 млн. западных армян и почти столько же насильственно выселено, главным образом в бесплодные районы Месопотамии, где большинство из них погибло. Свыше 300 тысяч из уцелевших армян нашли убежище в России, в том числе в Восточной Армении.
АРМЯНЕ (самоназвание - хай) - народ, основное население Армении (3,08 млн. человек, 1992). Живут также в Российской Федерации (532 тыс. человек), Грузии (437 тыс. человек); США (700 тыс. человек), Франции (270 тыс. человек), Иране (200 тыс. человек), Сирии (170 тыс. человек), Нагорном Карабахе (146 тыс. человек), Ливии и Турции (по 150 тыс. человек) и др. Общая численность 6,55 млн. человек. Язык армянский. Верующие армяне в основном христиане-монофиситы.
-мя́н, мн. (ед. армяни́н, -а, м.; армя́нка, -и, мн. армя́нки, -нок, -нкам, ж.).
Нация, основное население Армянской ССР, а также лица, относящияся к этой нации.
АРМЯНЕ (самоназвание хай) - народ, основное население Армении. Общая численность 6550 тыс. чел. Основные страны расселения: Армения - 3084 тыс. чел. Другие страны расселения: США - 700 тыс. чел., Российская Федерация - 532 тыс. чел., Грузия - 437 тыс. чел., Франция - 270 тыс. чел., Иран - 200 тыс. чел., Сирия - 170 тыс. чел., Ливан - 150 тыс. чел., Турция - 150 тыс. чел., Нагорный Карабах - 146 тыс. чел., Аргентина - 70 тыс. чел., Украина - 54 тыс. чел., Узбекистан - 50 тыс. чел., Туркменистан - 32 тыс. чел., Болгария - 25 тыс. чел., Канада - 20 тыс. чел., Ирак - 20 тыс. чел., Казахстан - 19 тыс. чел., Австралия - 16 тыс. чел., Венесуэла - 15 тыс. чел., Великобритания - 15 тыс. чел., Греция -15 тыс. чел., Уругвай - 15 тыс. чел., Египет - 15 тыс. чел. Язык - армянский. Религиозная принадлежность верующих: христиане-монофиситы, часть - армяно-католики, католики, протестанты.
(Armenians), народ, изначально обитавший на С.-В. совр. Турции и в Армении. В кон. 19 и нач. 20 в. после резни (в к-рой, по оценкам, погиб 1 млн. чел.), учиненной пр-вом Османской империи, и опасаясь репрессий бежали в Вост. Армению. В совр. Турции А. составляют незначит. этнич. меньшинство, сосредоточенное в Стамбуле. Большинство А. живут в Армении, Азербайджане и Грузии, а также в США; небольшие общины существуют в Ливане и Иране. Большая часть А., говорящих на родном яз., - члены армянской апостольской или армянской католической церквей. Общее число А. в мире, по оценкам, превышает 4 млн. чел. С нач. 1970-х гг. армянские террористы (Тайная армянская армия освобождения Армении, ТААОА) провели ряд эффективных акций (преимущ. против тур. представителей за рубежом), пытаясь добиться возмещения за зверства в отношении А., к-рые никогда официально не признавались тур. пр-вом.
Армяне - одна из многочисленных титульных слагаемых одесской нации. А. организовали в Одессе первую собственную радиостанцию.
Армянское радио отвечает на вопросы слушателей.
•
- Может ли собака получить инфаркт?
- Может, если ей создать человеческие условия.
•
- Спасибо за комплимент.
От остальных народов А. отличаются еще и тем, что любят евреев больше, чем представителей собственной нации.
Армяне, берегите евреев! Их побьют, за нас возьмутся.
армя́нин, -а
Á сущ; 62 иск см. Приложение II
мн.
Он взят за Тереком отважным казаком
И долго он лежал заброшенный потом
М. Ю. Лермонтов, Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)
армяни́н, армяне́, армяни́на, армян, армяни́ну, армяна́м, армяни́ном, армяна́ми, армяни́не, армяна́х
армяни́н мо 1°a
цслав. армѣнинъ, рамѣнинъ, ст.-слав. арменьскъ "армянский" (Супр.) Из греч. 'Αρμένιος - то же (начиная с Геродота), с добавлением суффикса -ѣнинъ, -анинъ по аналогии с названиями других народностей и племен; Mi. EW 4 и выше: Армения.
армяни/н-григориа/нин, армяни/на-григориа/нина, мн. армя/не-григориа/не, армя/н-григориа/н
армя́нка, армя́нки, армя́нок, армя́нке, армя́нкам, армя́нку, армя́нкой, армя́нкою, армя́нками, армя́нках
армя́нка жо 3*a
Христианская церковь, в V в. отделившаяся от греческой; к ней принадлежит большинство армян.
армя́но-григориа́нский, армя́но-григориа́нская, армя́но-григориа́нское, армя́но-григориа́нские, армя́но-григориа́нского, армя́но-григориа́нской, армя́но-григориа́нских, армя́но-григориа́нскому, армя́но-григориа́нским, армя́но-григориа́нскую, армя́но-григориа́нскою, армя́но-григориа́нскими, армя́но-григориа́нском, армя́но-григориа́нск, армя́но-григориа́нска, армя́но-григориа́нско, армя́но-григориа́нски
АРМЯНОГРЕГОРИА́НСКИЙ, армяногрегорианская, армяногрегорианское (церк. офиц.). прил., по знач. связанное с армянской церковью. Армяногрегорианская церковь. Армяногрегорианское вероисповедание. (По имени основателя армянской церкви Григория Просветителя 4 в. хр.э.)
армя́ночка, -и, род. п. мн. ч. -чек
Жарг. Анально-генитальный контакт с женщиной. Мокиенко, Никитина 2003, 401.
Армя́нская апо́стольская це́рковь - одна из древних христианских церквей. Основана епископом Григором в 301. В догматическом и культовом отношении близка к православию, но последовательница монофиситства. Возглавляется верховным патриархом-католикосом всех армян, его резиденция в г. Эчмиадзин.
* * *
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - АРМЯ́НСКАЯ АПО́СТОЛЬСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ, одна из древних христианских церквей. Основана епископом Григором в 301. В догматическом и культовом отношениях близка к православию, но последовательница монофиситства. Возглавляется верховным патриархом-католикосом всех армян, его резиденция в г. Эчмиадзин.
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из древних христианских церквей. Основана епископом Григором в 301. В догматическом и культовом отношениях близка к православию, но последовательница монофиситства. Возглавляется верховным патриархом-католикосом всех армян, его резиденция в г. Эчмиадзин.
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из древних христианских церквей. Первыми проповедниками христианства в Армении были апостолы Святой Фаддей и Святой Варфоломей. Основателем первой христианской кафедры был епископ Закария (около 70), с 301 христианство объявлено государственной религией Армении. В догматическом и культовом отношениях близка к православию; признает только догматы (о божественной сущности Христа, Святого Духа, слиянии божественного с человеческим во Христе и др.) первых трех вселенских соборов (начиная с Никейского в 325). На 4-м Халкидонском Вселенском соборе разошлась с другими христианскими церквами по вопросу воплощения божественного и человеческого во Христе.
Армянская апостольская церковь
(Armenian Apostolic Church), одна из монофиситских христианских церквей. Ее возглавляют католикосы (высший церковный сан) Эчмиадзина в Армении и Сиса (Киликия) в Турции (ныне имеет резиденцию в Ливане), а также патриархи Иерусалимский и Стамбульский. А.а.ц. - единств, церковь, празднующая Рождество Христово как часть Богоявления (6 янв.) и не имеющая отд. праздника Рождества. Догматическая позиция А.а.ц. близка к позиции восточной православной церкви; вместе с тем А.а.ц. сохраняет армянский яз., религ, обряды и традиции. А.а.ц. насчитывает ок. 2 млн. членов, преимущ. в Армении и США. Существует также армяно-католич. община; резиденция ее патриарха в Бейруте. Она поддерживает связи с католич. миром.
Жарг. (гом.). Пассивный партнёр, сожительствующий с постоянным партнёром. Мокиенко, Никитина 2003, 139.
Жарг. угол. 1. Пассивный гомосексуалист. 2. Женщина, вступающая в орогенитальные контакты. Мокиенко, Никитина 2003, 176.
От дохристианской армянской литературы уцелело несколько надписей и немногочисленные мифические сказания, сохраненные писателями 5 в. Древнейшие надписи - это в большинстве своем клинопись урартийцев. История сохранившейся армянской литературы, которая начала развиваться с 4 в., отражает четыре эпохи бурной деятельности, перемежаемые иностранными вторжениями, которые разоряли страну и истребляли ее народ. В число литературных памятников входят исторические описания арабских, византийских и персидских войн и нашествий монголов и турок из Центральной Азии; богословская полемика; чрезвычайно богатая религиозная поэзия, живописавшая страдания народа и воззвания к Богу о помощи. Четвертому столетию принадлежат такие творения, как проповеди св. Григория (Григора) Просветителя, обратившего народ в христианство; приписываемая Агатанкехосу история укоренения христианства в Армении; житие св. Григория, которое написал Зеноп Клаг; написанная Павсдосом Бузантом история современной ему Армении. Усвоение армянского алфавита привело в начале 5 в. к появлению армянской Библии и переводов многих других текстов, включая исторические труды Евсевия Кесарийского и Иосифа Флавия. Среди самобытных произведений того периода достойны упоминания сочинение Езника (Кохбаци) против греческих философов; написанное Егише Вартапедом романизированное житие Вартана Мамиконяна (ум. ок. 451), который успешно противился стремлению персов навязать армянам зороастризм; созданная Мовсесом Хоренаци (Моисеем Хоренским) монументальная история Армении от Адама до того времени, в которое выпало жить автору, содержащая множество мифов и полуисторических повестей, свидетельствовавших о богатом устном предании. К началу 11 в. относится Книга скорбных песнопений Григория из Нарека (Грегора Нарекаци), где автор в живых поэтических образах описывает страдания народа и взывает к Богу о спасении. Равной мощи в стиле достигал и внук Грегора, Грегор Макистрос, в религиозных посланиях и переводах Платона; еще он написал грамматику. В течение 12 в. разговорный язык (ашхарабар) выработался в литературный язык, а употребление старого литературного языка (грабар) отошло к религиозным сочинениям. Наиболее известным писателем этой эпохи был Нерсес Шнорали (Милостивый), прославившийся и религиозными, и светскими поэтическими сочинениями. Важное значение имели трактат о лихорадке Мхитара Эраци, юридический трактат Мхитара Гоша и житие Нерсеса Шнорали, написанное Нерсесом Лампронаци. В это время вновь появляются стихотворения о доблести, любви и красоте, начиная с 5 в. почти полностью вытесненные стихотворными славословиями святых и мучеников и духовными гимнами. Книгопечатание на армянском языке началось в Эчмиадзине в 1512, в Константинополе в 1570 и в иных местах - в 17 в. Но по-настоящему массовое печатание армянских книг было налажено в мхитаристском монастыре св. Лазаря близ Венеции, основанном в 1717, а затем в мхитаристской обители в Вене. Из-под книжных прессов обоих монастырей вышло множество оригинальных сочинений самой разнообразной тематики, в т.ч. первый армянский словарь, новый перевод Библии и переводы из иноязычных классиков. Однако величайшим достижением книгопечатников-мхитаристов стало составление корпуса армянской классики. Монахи-мхитаристы помогли проложить пути к возрождению армянской литературы в 19 в. К тому времени в литературных целях использовалось два главных диалекта разговорного армянского языка: восточноармянский в России и западноармянский в Турции; духовный центр восточной Армении находился в Тбилиси, западной - в Константинополе. После долгих споров обе части разделенного народа отказались от использования классического языка. Так стала развиваться новейшая литература, разделенная на два потока, причем восточноармянские писатели черпали вдохновение из российских источников, а западноармянские литераторы больше ориентировались на западные, особенно французские образцы. Из восточноармянских литераторов известны поэты О. Туманян (1869-1923), А. Исаакян (1875-1957), В. Терян (1885-1920), Е. Чаренц (1897-1937); романисты Х. Абовян (1805-1848), А. Мелик-Акопян, он же Раффи (1835-1888), С. Зорян (1890-1967), писавший рассказы прозаик А. Бакунц (1899-1938), драматург Г. Сундукян (1825-1912). В число наиболее значительных представителей западноармянской литературы входят такие поэты, как М. Пешикташлян (1828-1868), П. Дурян (1851-1872), Т. Чракян, или Интра (1875-1921), А. Ярджанян (Ярчанян), или Сиаманто (1878-1915), Д. Варужан (1884-1915), В.Текеян (1877-1945); романисты Е.Отян (1869-1926), А. Арпярян (1850-1907), Т.Камзаракан (1866-1941); авторы рассказов Г. Зорап (1861-1915), Л. Башалян (1868-1939); драматурги А.Поронян (1842-1891), Л.Шант (1869-1951). Поворотным пунктом в современной армянской истории, в т.ч. литературной, стал 1915 год. Вследствие турецкого геноцида и изгнания армян с их земли возникли новые общины и литературные центры в Каире (Египет), Алеппо (Сирия), Бейруте (Ливан), Париже (Франция) и Бостоне (США). Восточноармянская словесность продолжала произрастать на родной почве. Начиная с 1920-х годов наблюдался бурный расцвет самых разных литературных жанров. По большей части эти произведения публиковались в столице Армении - Ереване. Следует, однако, отметить, что некоторые шедевры армянской литературы в 20 в. были созданы армянами, проживавшими за рубежом, такими, как поэт Н.Сарафян (1905-1972), романист К. Зарян (1885-1969) и критик А. Ошакан (1882-1948).
Налбандян В., Саринян С., Агабабян С. Армянская литература. М., 1976
АРМЯНСКАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - АРМЯ́НСКАЯ СОВЕ́ТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕ́ДИЯ (АСЭ), первая универсальная энциклопедия на армянском языке. Выпущена в 1974-87 в 13 тт. (13-й - посвящен Армянской ССР) Главной редакцией АСЭ. Председатель редакционной коллегии - В. А. Амбарцумян, главный редактор - К. С. Худавердян.
АРМЯНСКАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (АСЭ) - первая универсальная энциклопедия на армянском языке. Выпущена в 1974-87 в 13 тт. (13-й - посвящен Армянской ССР) Главной редакцией АСЭ. Председатель редакционной коллегии - В. А. Амбарцумян, главный редактор - К. С. Худавердян.
Эшелоны с цистернами вина у разливочного завода "Арарат" (Полевая ул., 9).
прил.
1. Относящийся к Армении, армянам, связанный с ними.
2. Свойственный армянам, характерный для них и для Армении.
3. Принадлежащий Армении, армянам.
4. Созданный, выведенный и т.п. в Армении или армянами.
5. Связанный с вероисповеданием армян.
АРМЯ́НСКИЙ, армянская, армянское. прил. к Армения и к армянин. Армянский язык. Армянская литература. Армянская церковь.
АРМЯ́НСКИЙ, -ая, -ое.
1. см. армяне.
2. Относящийся к армянам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к Армении, её территории, внутреннему устройству, истории; такой, как у армян, как в Армении. А. язык (индоевропейской семьи языков). Армянская культура. Армянское письмо (особый вид письма). По-армянски (нареч.).
армя́нский (к армя́не и Арме́ния)
армя́нский, армя́нская, армя́нское, армя́нские, армя́нского, армя́нской, армя́нских, армя́нскому, армя́нским, армя́нскую, армя́нскою, армя́нскими, армя́нском, армя́нск, армя́нска, армя́нско, армя́нски
армя́нский п 3a✕~
Երկու ընկեր գնացին անտառ որս անելու։ Հանկարծ նրանց առաջ մի
արջ դուրս եկավ։ Ընկերներից մեկը ծառը բարձրացավ, իսկ մյուսը պառկեց,
շունչն իրեն քաշեց, որ արջը կարծի, թե նա մեռած է։
Արջը մոտեցավ նրան, հոտոտեց ն, մեռած կարծելով, թողեց,
գնաց։
Այդ ժամանակ ընկերը ծառից իջավ ն ծիծաղելով հարցրեց.
- Արջը քո ականջին ի՚նչ ասաց։
- Արջն իմ ականջին ասաց, որ մյուս անգամ քեզ նման ընկերոջ հետ
որսի չգնամ, որ վտանգ պատահելիս մենակ թողնի ու փախչի։
Имеет древнюю письменность, восходящую к IV в. н. э.
(создана около 393 г. армянским епископом Месропом Маштоцем на основе
византийского письма). Направление строки - слева направо. Сначала
писали лапидарными буквами, затем так называемым круглым письмом и,
В истории армянского языка различают древнеармянский язык,
впоследствии получивший название „грабар", ныне мёртвый (тексты II в.
до н. э. сохранились в записях V в. н. э.), на котором создавалась
литература вплоть до XIX в.; среднеармянский язык, представленный в
памятниках XI-XVII вв.; современный литературный язык, так называемый
ашхарабар, ведущий свое начало с XVII в.
Армянский язык - язык армян, основного населения Армянской
ССР; на нём говорит около 2,51 млн. человек.
Представляет самостоятельную ветвь среди индоевропейских
АРМЯНСКИЙ КАМЕНЬ, медная армянская (местная) руда. Армянские огурцы, растение Solanum pseudocapsicum или Solanum ovigerum, подлежане, паклажане, съедобный сине-алый плод; есть и белый, точно куриное яйцо.
АРМЯНСКИЙ КАМЕНЬ (от собств. им.). Горная порода, встречающаяся в Армении и Тироле и состоящая из извести или кварца, смешанного с медной лазурью.
АРМЯНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. Х. Абовяна - основан в 1922 на базе педагогического факультета Ереванского университета. Готовит преподавателей общеобразовательных школ, воспитателей, культпросветработников и др. В 1991 ок. 6 тыс. студентов.
Жарг. нарк., мол. Гуталин, намазанный на чёрный хлеб (употребляется как наркотик). Елистратов 1994, 332
одна из разновидностей наркотика.
На хлеб намазывают гуталин, а затем счищают, хлеб служит избирательным сорбентом наркотических компонентов.
Армя́нский Тавр - восточная часть гор Тавр в Турции. Длина около 600 км. Высота до 3090 м.
* * *
АРМЯНСКИЙ ТАВР - АРМЯ́НСКИЙ ТАВР, Восточный Тавр, восточная часть гор Тавр (см. ТАВР (горы)), в Турции. Расположены вдоль южной окраины Анатолийского плоскогорья (см. АНАТОЛИЙСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ) и Армянского нагорья (см. АРМЯНСКОЕ НАГОРЬЕ).
Протяженность более 600 км. Высота до 3090 м. Включают хребты Ахыр, Энгизек, Малатья, Эргани, Нурхак, Хачреш. Сложены метаморфическими изверженными и осадочными породами (известняки, песчаники). Прорезаны сквозными ущельями рек Джейхан (см. ДЖЕЙХАН), Евфрат (см. ЕВФРАТ), Тигр (см. ТИГР (река)).
На северных сухих склонах в нижнем поясе - полупустыни, выше - степи, на южном, более влажных, внизу - заросли типа маквиса (см. МАКВИС), выше - дубовые парковые леса, фисташковое и можжевеловое редколесье, горные степи и альпийские луга.
По Битлисскому и Пазарджикскому проходам проложены железные дороги и шоссе.
АРМЯНСКИЙ ТЕАТР - АРМЯ́НСКИЙ ТЕА́ТР им. Г. Сундукяна, драматический, создан в Ереване в 1921. С 1960 академический.
АРМЯНСКИЙ ТЕАТР им. Г. Сундукяна - драматический, создан в Ереване в 1921. С 1960 академический.
Армя́нский теа́тр имени Г. Сундукяна - драматический, создан в Ереване в 1921. С 1960 академический.
АРМЯНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА - АРМЯ́НСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА им. А. А. Спендиарова, открыт в Ереване в 1933. С 1956 академический. Спектакли на армянском и русском языках.
АРМЯНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. А. А. Спендиарова - открыт в Ереване в 1933. С 1956 академический. Спектакли на армянском и русском языках.
Армя́нский теа́тр о́перы и бале́та имени А. А. Спендиарова - открыт в Ереване в 1933. С 1956 академический.
АРМЯНСКИЙ ЭЙРЕНИС - АРМЯ́НСКИЙ ЭЙРЕ́НИС (Eirenis punctatolineatus), вид настоящих ужей рода эйренисов; верхняя сторона тела может быть окрашена в серый, оливково-серый, буроватый и медно-красный цвет. В передней половине тела 8-10 продольных рядов мелких темных пятен и крапинок, сливающихся в задней его части в прямые продольные линии, продолжающиеся и на хвосте. Армянский эйренис распространен в Южной Армении, в Турции и Иране, придерживается пологих, каменистых склонов и участков каменистой полупустыни с редкой сухой растительностью. Образом жизни сходен с ошейниковым эйренисом. Манера поедания добычи напоминает ящериц: змейка (см. ЗМЕИ) отводит в сторону приподнятую голову, а затем, широко открыв рот, быстро хватает насекомое и проглатывает его на весу.
Армя́нский язы́к - отдельная ветвь индоевропейской семьи языков. Официальный язык Армении. Алфавит создан Месропом Маштоцем в начале V в.
* * *
АРМЯНСКИЙ ЯЗЫК - АРМЯ́НСКИЙ ЯЗЫ́К, отдельная ветвь индоевропейской семьи языков. Официальный язык Армении. Алфавит создан Месропом Маштоцем (см. МЕСРОП МАШТОЦ) в нач. 5 в.
АРМЯНСКИЙ язык - отдельная ветвь индоевропейской семьи языков. Официальный язык Армении. Алфавит создан Месропом Маштоцем в нач. 5 в.
(Armenian language), Индоевропейский язык, на к-ром говорят ок. 6 млн. чел. в Армении, Турции, Иране, а также в Европе и США. Первые письменные документы восходят к 5 в. н.э., но возник А.я. в р-не Юж. Кавказа, несомненно, гораздо раньше. Алфавит, с о сто я щ ий из 38 букв, был создан ок. 400 г. н.э. в связи с распространением христианства в этом р-не. Классич. А.я. (грабар) - это церковный язык. Лит. традиции существуют начиная с этого периода вплоть до наст, времени А.я. испытал значит, влияние со стороны перс, и греч. яз., а кроме того, содержит словарные заимствования из араб, и арамейского яз. Совр. А.я. имеет два нормативных лит. диалекта: вост. (основанный на ереванском диалекте) - гос. яз. Армении - и зап. (основанный на стамбульском диалекте), использующийся повсеместно. Между этими диалектами существуют незначит. различия. Есть и разговорные диалекты, причем нек-рые из них не являются взаимопонятными. Арти (artl), от санскр. слова aratrika - церемония, посвященная свету и составляющая, согласно индуизму, один из осн. элементов пуджа, или поклонения. На поднос ставят предметы, символизирующие разные стихии, лампаду с пятью свечами и помещают его перед алтарем, затем передают молящимся, чтобы они могли получить божественное благословение. Архат (arhal, санскрит - достойный), святой, достигший освобождения по тхераваде. Так называли тех, кто достиг высшего совершенства с помощью учения Будды, т.е. освободился от страха, вожделения и превратных представлений о своем я. После смерти А. обретал нирвану. Идеал А. в тхераваде резко отличался от существовавшего в махаяне понятия бодхисатвы, тех, кто отказывается от нирваны, чтобы продолжить путь самоусовершенствования.
один из индоевропейских языков,
составляющий особую группу этой семьи. Распространён в СССР (Армянская
ССР, а также в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и др.), ряде
зарубежных стран (Сирия, Ливан, США, Иран, Франция и др.). Общее число
говорящих свыше 6 млн. чел. (в т. ч. в СССР - свыше 3,7 млн. чел.;
1979, перепись). Большинство исследователей предполагают, что в основе
армянского языка лежит язык племенного союза хайаса-арменов в составе
государства Урарту. Армянский этнос сформировался в 7 в. до н. э. в
История письменно-литературного армянского языка делится на 3 этапа.
Древнеармянский язык известен с начала 5 в., со времени создания
армянского алфавита. Письменно-литературная форма древнеармянского языка
называется грабаром (классические формы - 1‑я половина 5 в.).
Устный древнеармянский языку вышел из употребления к 11 в., грабар
функционировал почти до конца 19 в., конкурируя с новым литературным
языком; как культовый язык сохранился. В структурно-типологическом
отношении древнеармянский язык - преимущественно флективно-синтетический
язык, в системе глагола представлены также аналитические конструкции. От индоевропейской морфологической системы сохранились: трёхрядовая
система указательных местоимений, некоторые
принципы образования глагольных и именных основ,
отдельные падежные и глагольные флексии, словообразовательные суффиксы и др. Фонетическая система в основных чертах восходит к
индоевропейской, но подверглась модификациям: в вокализме снята оппозиция
по долготе - краткости; слоговые
индоевропейские сонанты переходят в гласные,
неслоговые - в согласные. Появились новые
фрикативные фонемы, система аффрикат,
отсутствовавших в индоевропейских языках. Система взрывных
подверглась перебою (подобно передвижению
согласных в германских языках) и
представлена чёткими рядами звонких, глухих и придыхательных. Диалектное членение древнеармянского языка было
Среднеармянский этап продолжался с 12 по 16 вв. К этому периоду
относится начало формирования современных армянских диалектов.
Среднеармянский литературный язык характеризуется изменениями в
системе консонантизма (оглушение звонких и
озвончение глухих), монофтонгизацией дифтонгов, употреблением новых показателей для
множественного числа, сдвигами в системе управления, в лексике и др.
Представлен памятниками разных жанров.
С 17 в. формируется новый литературный армянский язык. Представлен
двумя вариантами - западным, с константинопольским диалектом в основе,
и восточным, с опорным араратским диалектом. Восточный вариант является
языком коренного населения Армянской ССР, расположенной в восточной
области исторической Армении, и части армянского населения Ирана.
Восточный вариант литературного языка полифункционален, является языком науки,
культуры, всех ступеней образования, массовой коммуникации, на нём имеется богатая литература.
Западный вариант литературного языка распространён среди армянского
населения Ливана, Сирии, США, Франции, Италии и др., выходцев из
западной части исторической Армении (территория современной Турции). На
западном варианте армянского языка существует разножанровая литература,
ведётся преподавание в различных армянских учебных заведениях (Венеция,
Кипр, Бейрут и др.), но он ограничен в ряде сфер употребления, в
частности в сфере естественных и технических наук, преподавание
которых ведётся на основных языках соответствующих регионов.
Произведения, написанные на западном варианте литературного языка,
публикуются и в Советской Армении.
Разница между вариантами нового литературного армянского языка
отмечается на всех уровнях, особенно на фонетическом (в основном в
консонантизме). Фонетически восточный вариант литературного языка
ближе к грабару, чем западный, но единая графика
и орфография обеспечивают возможность
взаимопонимания текста носителями обоих вариантов. Литературные
варианты армянского языка различаются в образовании некоторых падежей,
глагольных парадигм (восточный шире использует
аналитические конструкции), в употреблении артиклей, предлогов и др.
Углубляются лексические различия.
Восточный вариант новоармянского литературного языка имеет 6 гласных
и 30 согласных фонем, в т. ч. 9 взрывных, 6 аффрикат, различающихся по
признаку глухости, звонкости и придыхательности, 2 носовые и серию
фрикативных. Выделяются следующие категории слов: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные,
наречия, предлоги и послелоги, союзы, модальные слова и междометия. Существительные имеют 2 числа (единственное и множественное).
Множественное число образуется на основе агглютинативного принципа. Категории рода нет. Существует 7 падежей (по другим
классификациям, 5) и 8 типов склонения.
Прилагательные не согласуются с существительными. Числительные отражают
десятеричную систему счёта. Восходят к индоевропейскому фонду корней. Сохранились почти все разряды
индоевропейских местоимений. Глагол имеет следующие категории: 3 залога (действительный, страдательный и
средний), 3 лица, 2 числа, 5 наклонений (изъявительное, повелительное,
желательное, условное, побудительное), 3 времени (настоящее, прошедшее, будущее), 3 так
называемых вида действия (совершаемый, совершённый и подлежащий
совершению). Временны́е формы бывают простые и аналитические,
делящиеся на главные составные и вторичные составные. Аналитические
формы преобладают. Формы времен и наклонений образуются от двух
основ - презенса и аориста. Глаголы имеют 2 типа спряжения и по своей структуре могут быть простыми
и суффиксальными. Именные формы представлены семью причастиями.
Синтаксическая связь между словами в предложении выражается согласованием, управлением и частично порядком слов. Определение
препозитивно и не согласуется с определяемым. Строй предложения номинативный. Порядок слов свободный, но обычно на
первом месте стоит группа подлежащего, затем сказуемого, далее обстоятельства. Предложения бывают простые
(распространённые и нераспространённые), сложные, с сочинительной и подчинительной связью.
Современный армянский язык имеет многочисленные диалекты, сильно
отличающиеся как друг от друга, так и от литературного языка. Они классифицируются по разным
принципам, вследствие чего их количество определяется по-разному. На
основе морфологического принципа (по признаку образования презенса)
Р. А. Ачарян делит диалекты на 3 ветви, охватывающие 36 диалектов;
А. С. Гарибян, учитывающий и фонетические признаки, насчитывает 7
ветвей (51 диалект). На основе многопризнаковой классификации
(Г. Б. Джаукян), учитывающей 100 выборочных признаков, диалекты
распределяются на 11 групп, объединяющих 44 диалекта. Диалекты,
как правило, отличаются друг от друга на фонетическом, морфологическом
и лексическом уровнях. В настоящее время наблюдаются интенсивные
процессы стирания диалектных признаков и исчезновение ряда диалектов в
результате миграционных явлений, урбанизации и др.
Первые письменные памятники на армянском языке относятся к началу
5 в. (см. Армянское письмо).
Абегян М., Теория армянского языка, Ер., 1931; 2 изд., Ер.,
1965 (на арм. яз.);
Гарибян А., Армянская диалектология, Ер., 1953 (на арм.
яз.);
Капанцян Г. А., История армянского языка, Ер., 1961 (на
арм. яз.);
Кусикьян И. К., Изменения в словарном составе литературного
армянского языка советского периода, М., 1964;
Туманян Э. Г., Армянский язык, в кн.: Языки народов СССР,
т. 1, М., 1966;
её же, Армянский язык, в кн.: Советское языкознание за 50
лет, М., 1967;
её же, Древнеармянский язык, М., 1971;
её же, Структура индоевропейских имён в армянском языке,
М., 1978;
Абраамян С. Г., Парнасян Н. А., Оганян
А. А., Современный армянский язык, т. 2, Морфология, Ер., 1974 (на
арм. яз.);
Абраамян С. Г., Современный армянский язык, т. 3,
Синтаксис, Ер., 1976 (на арм. яз.);
Джаукян Г. Б., Общее и армянское языкознание, Ер.,
1978;
Аракелян В. Д., Хачатрян А. А., Элоян
С. А., Современный армянский язык, т. 1, Фонетика и лексикология,
Ер., 1979 (на арм. яз.);
Hübschmann H., Über die Stellung des Armenischen
im Kreise der indogermanischen Sprachen, KZ 23, 1875;
Meillet A., Esquisse d’une grammaire comparée de
l’arménien classique, Vienne, 1903; 2 éd., Vienne, 1936;
Solta G., Die Stellung des Armenischen im Kreise
der indogermanischen Sprachen, W., 1960;
Godel R., An introduction to the study of
classical Armenian, Wiesbaden, 1975;
Proceedings of the First International Conference on
Armenian Linguistics (USA, 1979), Leuven, 1980.
Ачарян Р. [Աճառյան Հռ.], Этимологический коренной словарь
армянского языка [Հայերեն արմատական բառարան],
т. 1-4, Ер., 1971-79 (на арм. яз.);
Русско-армянский словарь, т. 1-4, Ер., 1954-58;
Агаян Э. Б. [Աղայան Է. Բ.], Толковый
словарь современного армянского языка [Արդի հայերենի
բացատրական բառարան], т. 1-2, Ер., 1976 (на арм. яз.).
Э. Г. Туманян.