Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фаворский

Орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь русских фамилий

Полезные сервисы

фаворский ал. евграфович

Гуманитарный словарь

ФАВО́РСКИЙ Ал. Евграфович (1860-1945) - химик-органик, основатель Ленинград, школы химиков-органиков. Род. в с. Павлово Нижегор. губ., в семье священника. Окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Петерб. ун-та в 1882, был оставлен на кафедре А. Бутлерова лаборантом. С 1886 - проф. ун-та. Руководил кафедрами органич. химии в Химико-техноло-гич. ин-те (1899-1945), ун-те (1902-45) и Высших жен. курсах (1902-18). Основатель и первый дир. (1934-38) Ин-та органич. химии. Акад. АН СССР (с 1929), Герой соц. труда (1945). Гос. премия СССР (1941).

Ф. - один из основателей химии ацетилена, основоположник химии соединений; выявил закономерности внутримолекуляр. перегруппировок непредельных соединений, синтезировал ряд углеводородов с тройной связью, открыл изомеризацию несим-метрич. дихлоркетонов в кислоты акрилового ряда. Сформулировал закономерности протекания процессов изомеризации от строения реагентов и условий реакции (правило Ф.). Открыл и разработал простой метод (1905) синтеза третичных ацетиленовых спиртов (реакция Ф.). Доказал возможность существования циклич. углеводородов с тройной связью в кольце, при этом установил т. н. "запрет Ф". Разработал методы получения пластич. масс, новых синтетич. мат-лов, клеящих, лекарств., душистых веществ. Работы Ф. сталитеоретич. осн. пром. синтеза каучука в СССР.

С 1900 Ф. - бессменный ред. "Ж. Рус. физико-химич. об-ва" (впоследствии "Ж. общей химии").

Полезные сервисы

фаворский алексей евграфович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

фаворский вл. анд

Гуманитарный словарь

ФАВО́РСКИЙ Вл. Анд. (1886-1964) - график, живописец (станковист, монументалист), художник т-ра; создал неск. скульптур и произв. декор.-прикладного иск-ва; историк и теоретик иск-ва; нар. худож. СССР (1963), действ, чл. АХ СССР (1962). Учился в Строгановском уч-ще, в частной студии К. Юона (Москва, 1903-04), в худож. частной школе Ш. Холлоши и Мюнхенском ун-те (1906-07), на иск-ведч. отделении Моск. ун-та (1907-12); чл. об-ва "Четыре иск-ва" (1924-28). Сыграл важную роль в развитии отеч. графики. Ф. принадлежит заслуга возрождения в России торцовой гравюры. Работал гл. обр. в книж. графике, разработал систему оформления книги как единого целостного организма. К 1920-м гг. сформировались осн. черты иск-ва Ф.: мастерское владение техникой штрихового рисунка, гармоничность и изысканность композиц. решений, гуманистич. характер постижения мира (илл. ккн. "Фамарь" А. Глобы, 1923; "Книга Руфи", 1924; "Домик в Коломне" А. Пушкина, 1929 и др.) - Подчеркнутая пластичность изображений, игра света и тени, глубина или плоскостность пространства создаются Ф. сначала черным, а с сер. 30-х гг. чаще белым штрихом. Шедевры графики Ф.: оформление кн. "Сонеты" У. Шекспира (1948), "Роберт Бернс в переводах С. Маршака" (1950) и илл. к кн. "Слово о полку Игореве" (1954), "Борис Годунов" (1956) и "Маленькие трагедии" Пушкина (1961); все - Ленинская премия, 1962. В станковых гравюрах особое место принадлежит портретам ("Ф. Достоевский", 1929; "Пушкин-лицеист", 1935; сер. "Великие русские полководцы", 1945-47). Прекрасный рисовальщик, Ф. на протяжении всего творчества много работал в карандаше, создавая строгие, пластически ясные, психологически глубокие и тонкие рис. (сер. парных портретов, 1938-61), с 1942 обращается к технике линогравюры (сер. "Самарканд", 1942-44). Ф. успешно работал и в монумент. живописи (роспись Музея охраны материнства и младенчества, Москва, 1933; Дома моделей, 1937, обе не сохранились; мозаики для сов. посольства, Варшава, 1955; мозаика "1905", 1958 и др.), а также принимал участие в оформлении спектаклей ("Двенадцатая ночь" Шекспира, МХАТ, 1934 и др.). Важный аспект деят-ности Ф. - лит.-теоретич. работы, посв. теории худож. формообразования (теория графич. иск-ва как спец. раздела в теории композиции, проблемы монумент, живописи, театр.-декор. иск-ва и т. п.). В период культа личности (кон. 30-х - нач. 50-х гг.) творчество и теоретич. иссл. Ф. подвергались критике, а сам он обвинялся в формализме. Пед. деят-ность Ф. началась с 1918 в двух Гос. свободных худож. мастерских (Москва). Позднее Ф. преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1921-29), в Полиграфич. ин-те (Москва, 1930-34), Ин-те изобразит, иск-ва (1934-38), Ин-те прикладного и декор, иск-ва (1943-48).

Творч. и теоретич. деят-ность Ф. оказала влияние на неск. поколений отеч. художников (А. Дейнека, А. Гончаров, В. Эльконин и мн. др.).

Соч.: Литературно-теоретическое наследие. М., 1988.

В. А. Фаворский

В. А. <a href='/dict/фаворский' class='wordLink' target='_blank'>Фаворский</a>

Полезные сервисы

фаворский владимир андреевич

Энциклопедический словарь

Фаво́рский Владимир Андреевич (1886-1964), график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, театральный художник. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство в использовании выразительных возможностей ксилографии («Достоевский», 1929; иллюстрации к «Слову о полку Игореве», изд. 1954; иллюстрации к «Борису Годунову», 1955, и «Маленьким трагедиям», изд. 1961, А. С. Пушкина) и линогравюры (серия «Самарканд», 1942-44). Ленинская премия (1962).

* * *

ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич - ФАВО́РСКИЙ Владимир Андреевич [3 (15) марта 1886, Москва - 29 декабря 1964, там же], российский график, живописец, монументалист, театральный художник, теоретик искусства; выдающийся мастер искусства книги, создатель школы отечественной ксилографии. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования выразительных возможностей ксилографии. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Ленинская премия (1962).

Канва жизни

Родился в семье юриста (мать - художница О. В. Шервуд). Брал уроки в студии К. Ф. Юона (см. ЮОН Константин Федорович)(1903-05), а также в частной Академии Ш. Холлоши (см. ХОЛЛОШИ ШимонМюнхене (1906-07). Жил в Москве. Был членом объединения «Четыре искусства (см. ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА. Много работал как педагог - в московском Вхутемасе (1921-29; ректор в 1923-25), Московском полиграфическом (1930-34) и других институтах.

Работая с 1907 преимущественно в технике ксилографии (см. КСИЛОГРАФИЯ), стал виртуозом авторской торцовой гравюры на дереве, продолжив в этом плане традицию Т. Бьюика. Был близок к позднеромантической поэтике символизма (см. СИМВОЛИЗМ), однако внимательно следил и за новациями авангарда (см. АВАНГАРДИЗМ), в том числе кубизма (см. КУБИЗМ) , добиваясь строгой конструктивности своих изысканных, тщательно выверенных композиций.

Идеальным полем для реализации его компромиссного подхода, гармонически сочетавшего в себе навыки, традиции и достижения авангарда, стало искусство книги. Фаворский разработал стройную теорию ее оформления, понимая книгу как целостный организм, в котором эстетическое, декоративное начало должно неразрывно сочетаться с функциональным («инструмент для чтения»).

Для иллюстраций периода 1910-х - середины 1930-х годов характерны лаконически-экспрессивная символика, любовь к черному, почти осязаемому штриху («Фамарь» А. П. Глобы, издано в 1923; «Новая жизнь» Данте, издано в 1934), черты эпического космизма - при всей миниатюрности образов - («Книга Руфь»,1925), либо, напротив, лукавого или драматического гротеска («Домик в Коломне» А. С. Пушкина, 1929; «Рассказы» Б. А. Пильняка, 1932). Произведение порой превращается как бы в явленную тайну искусства как такового, на что обращают внимание П. А. Флоренский (см. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович)и О. Э. Мандельштам (см. МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич), воздавшие Фаворскому хвалу как граверу-кудеснику.

С середины 1930-х мастер чаще пользуется белым штрихом, активнее передающим свет и движение; в его работах усиливаются черты классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) : «Сонеты» У. Шекспира (1948); сборник «Р. Бернс в переводах С. Я. Маршака» (1950); «Слово о полку Игореве» (1953); «Борис Годунов» (1956) и «Маленькие трагедии» (1961) А. С. Пушкина.

Другие сферы творчества

Фаворский был также замечательным мастером романтико-исторического гравюрного портрета («Ф. М. Достоевский»,1929; «Пушкин-лицеист», 1935), а также портрета бытового (серия карандашных «двойных портретов» родных и друзей, 1938-61). С 1942 обращался к линогравюре (серия «Самарканд», 1942-44). Работал также как художник театра.

Если многие его графические произведения (например, «двойные портреты») примыкают по духу к уединенному «тихому искусству (см. ТИХОЕ ИСКУССТВО, то в своих монументально-декоративных вещах (фрески в Музее охраны материнства и младенчества, 1933, и композиции-сграффито (см. СГРАФФИТО) в Доме моделей, 1935; обе - в Москве, не сохранились) художник, с одной стороны, выполнял вполне официальный тематический заказ, с другой же - и здесь продолжал придерживаться принципа безукоризненной, замкнутой в себе «чистой формы».

Этот принцип формальной замкнутости произведения, гармоничной художественной структуры, внутри которой творчество как бы сберегает себя от суетной злобы дня, был отчасти унаследован Фаворским от А. Гильдебрандта (см. ГИЛЬДЕБРАНД Адольф фон)(его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в 1914 в переводе Фаворского и Н. Б. Розенфельда). В своих теоретических выступлениях Фаворский призывал скрупулезно продумывать внутренний строй произведения, тем самым сохраняя искусство - даже в самые тяжелые годы внешнего идеологического натиска - от политической конъюнктурщины и халтуры. Призыв Фаворского к формальной и духовной чистоте творчества всегда находил живой отклик . Он оказал действенное влияние на несколько поколений российских художников, в том числе на представителей «сурового стиля (см. СУРОВЫЙ СТИЛЬ) ».

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

фаворский олег николаевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

фаворский, алексей евграфович

фаворский, владимир андреевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы