прил.
1. соотн. с сущ. грамматика, связанный с ним
2. Свойственный грамматике, характерный для неё.
3. Относящийся к грамматике.
4. Имеющий в языке обязательное формальное выражение (о понятийной категории).
прил.
1. соотн. с сущ. грамматика, связанный с ним
2. Свойственный грамматике, характерный для неё.
3. Относящийся к грамматике.
4. Имеющий в языке обязательное формальное выражение (о понятийной категории).
ГРАММАТИ́ЧЕСКИЙ [ама], грамматическая, грамматическое. прил. к грамматика. Грамматические правила.
• Грамматическая ошибка (разг.) - орфографическая ошибка, ошибка в правописании.
-ая, -ое.
прил. к грамматика (в 1 знач.).
Грамматические особенности. Грамматические правила. Грамматическая ошибка (ошибка в правописании).
граммати́ческий, граммати́ческая, граммати́ческое, граммати́ческие, граммати́ческого, граммати́ческой, граммати́ческих, граммати́ческому, граммати́ческим, граммати́ческую, граммати́ческою, граммати́ческими, граммати́ческом, граммати́ческ, граммати́ческа, граммати́ческо, граммати́чески
См. grammaticale.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ // ГРАММАТИЧНЫЙ
ГРАММАТИЧЕСКИЙ (лингв.). Относящийся к грамматике, к правилам грамматики, свойственный им.
Грамматический: ~ий строй, минимум, анализ, разбор; ~ие правила; ~ая правильность, ошибка.
• Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю. А. Пушкин. Евгений Онегин.
ГРАММАТИЧНЫЙ (лингв.). Проникнутый грамматикой.
Грамматичн|ый: ~ое словообразование; ~ый подход.
• В русском языке оно [морфологическое словообразование] является наиболее продуктивным, творческим и вместе с тем наиболее грамматичным. Н. Шанский. Основы словообразовательного анализа.
грамматический класс слов - это совокупность лексем, объединенных общими:
1) грамматическим значением;
2) морфологическими признаками (системами словоизменения и словообразования);
3) синтаксическими признаками (преимущественной дистрибуцией)
Выделяются следующие грамматические классы слов:
1) знаменательные, обладающие грамматическим значением, связанным с определёнными явлениями;
2) служебные, обладающие грамматическим значением, связанным с отношениями между единицами;
3) междометно-модальные, обладающие грамматическим значением, связанным с модальностью (т.е. отношением говорящего к к.-л. информации).
Знаменательные классы слов подразделяются на:
1) имена существительные, обладающие грамматическим значением предметности, собственной системой словоизменения (напр., категориями числа, падежа) и словообразования; сочетающиеся преимущественно с глаголами и прилагательными;
2) имена прилагательные, обладающие грамматическим значением предметности, собственной системой словоизменения (напр., категориями рода, числа, падежа) и словообразования, сочетающиеся преимущественно с существительными;
3) глаголы, обладающие грамматическим значением процессуальности, собственной системой словоизменения (напр., категориями времени, числа, лица) и словообразования, сочетающиеся преимущественно с существительными и наречиями;
4) наречия, обладающие грамматическим значением признака процессуальности, собственной системой словоизменения (напр., категорией степеней сравнения) и словообразования, сочетающиеся преимущественно с глаголами.
ГРАММАТИ́ЧЕСКИЙ МАТЕРИА́Л.
Часть языкового материала, изучение которого предусматривается содержанием обучения. К Г. м. относятся грамматические единицы, формы и структуры, правила изменения слов и соединения их в предложения.
ГРАММАТИ́ЧЕСКИЙ НА́ВЫК.
Автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи. Владение Г. н. означает способность производить речевое действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в конкретной ситуации общения, и осуществлять правильное оформление речевой единицы с соблюдением норм языка.
Владение Г. н. является одним из условий выполнения речевой деятельности. В состав Г. н. входят: морфологические навыки (правильное употребление в речи грамматических явлений на морфологическом уровне), синтаксические навыки (правильного расположения слов в предложениях всех типов; это навыки владения синтаксическими схемами предложений), графические навыки (правильного употребления букв на письме), орфографические навыки (навыки безошибочного письма, а применительно к профессии учителя русского языка и умение исправлять ошибки в речи других). Основными качествами Г. н. следует считать автоматизм, безошибочность выполнения, сознательность, низкий уровень напряженности выполнения действия. В своем формировании и развитии Г. н. проходит ряд стадий:
1) восприятие модели,
2) имитация модели (действие по аналогии,
3) подстановка (увеличивает способность к репродукции на основе аналогии),
4) трансформация,
5) репродукция (изолированное и самостоятельное употребление усвоенной модели),
6) комбинирование (перенос с модели на модель). Последние две стадии являются переходными от навыка к умениям (Пассов, 1989, 1991).
Способ соотношения грамматического и лексического значений в словоформе (например, синтетический способ, аналитический способ).
Наличие в языке грамматических средств, грамматических единиц, семантика и комбинация грамматических средств, образующих различные грамматические категории. Исторические изменения грамматического строя касаются состава частей речи, грамматических категорий, морфологического состава и структуры слов. Основные виды изменения грамматического строя языка:
1) переразложение;
2) опрощение;
Э) аналогия;
4) агглютинация.
ГРАММАТИ́ЧЕСКИЙ ТИП ОБУЧЕ́НИЯ.
Один из подходов к организации обучения иностранным языкам, при котором осуществляется приоритетное усвоение грамматических форм и структур.