Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

майоль аристид

Энциклопедия Кольера

МАЙОЛЬ Аристид (Maillol, Aristide)

(1861-1944), французский скульптор, мастер декоративного искусства. Родился в Баньюль-сюр-Мер (Руссильон) 8 декабря 1861. Учился в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств в Париже, занимался рисунком и живописью в классе Александра Кабанеля. В 1899 ухудшение зрения заставило его обратиться к скульптуре. В созданных Майолем памятниках, в частности Бланки, Сезанну, Дебюсси и павшим в Баньюле, физическая красота аллегорических женских фигур воплощена с большим вниманием к объему и структуре, равновесию и гармонии. Майоль часто обращался к женским образам. Его произведения всегда отличались высоким уровнем исполнения. Его работы противоположны эмоциональности и импрессионизму произведений Родена и его последователей. Умер Майоль в Баньюль-сюр-Мер 27 октября.

ЛИТЕРАТУРА

Апчинская Н.В. А.Майоль. М., 1981

Полезные сервисы

фрагонар жан оноре

Энциклопедия Кольера

ФРАГОНАР Жан Оноре (Fragonard, Jean Honore)

(1732-1806), французский живописец и график. Родился в Грасе (Прованс) в 1732. Учился живописи в Париже у Шардена и Буше, а в 1755 отправился в Рим изучать монументально-декоративную живопись. В 1759 Фрагонар познакомился с Юбером Робером, вместе с которым зарисовывал живописные виды в окрестностях Рима и в самом городе, а в 1761 побывал в Неаполе, Болонье и Венеции. Фрагонар вернулся в Париж в 1761; в 1765 представил на конкурс на право вступления в Королевскую академию картину Корес и Каллироя (Лувр). Она была сразу же приобретена для королевской мануфактуры гобеленов, и комиссия потребовала, чтобы Фрагонар написал еще одну. В дальнейшем художник получал множество заказов от частных лиц и писал картины на фривольные сюжеты. Среди декоративных картин Фрагонара следует назвать серию из пяти больших панно вертикального формата, которую иногда называют Стадии любви. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. В этих панно особенно хорошо видны черты зрелого стиля мастера: вместо четких контуров, как у Буше, - широкие скользящие мазки и свободно положенные пятна цвета. Фрагонар одновременно использует и светлые жемчужные оттенки палитры Буше, и резкие пламенные красные тона. Это позволяет ему достигать удивительных световых эффектов: свет оживляет поверхности и практически растворяет формы. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Динамичные изящные линии, очерчивающие фигуры персонажей, повторяются в вихрящихся контурах деревьев или облаков. Этот непрекращающийся бег линий вместе с ритмическим чередованием ярко освещенных и погруженных в тень поверхностей придает полотнам Фрагонара декоративное единство. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной "реакции" Венеры и Амура - статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, - чувствуется легкая насмешка. Подобные картины принадлежат к числу наиболее популярных произведений Фрагонара; однако его творчество гораздо более разнообразно, чем это может показаться на первый взгляд. Склонность к декоративности, тонкое чувство света и цвета, умелая передача движения, а также высочайшее мастерство исполнения всегда остаются характерными чертами его произведений, в каком бы жанре он ни работал. Иногда юмор Фрагонара сродни сатире Вольтера. Возможно, не без влияния последнего художник выполнил цикл больших декоративных панно Четыре мировые религии. В рисунках Фрагонара к роману Сервантеса Дон Кихот и Басням Лафонтена, созданных во время Великой французской революции или незадолго до нее, присутствует тот же критический дух. Последние годы жизни художник провел в безвестности и нищете. Умер Фрагонар в Париже в 1806.

ЛИТЕРАТУРА

Лившиц Н.А. Жан-Оноре Фрагонар. М., 1970 Апчинская Н.В. Фрагонар [[Альбом]]. М., 1982

Полезные сервисы

волков ал-др ник

Гуманитарный словарь

ВО́ЛКОВ Ал-др Ник. (1886-1957) живописец, график, педагог. Учился на физ.-матем. ф-те в Петерб. ун-те (1906-08), в Высшем худож. уч-ще АХ (1908-10), в частной школе М. Д. Бернштейна, в Киевском худож. уч-ще (1912-16). Нар. художник Узб. ССР (1946); на раннем этапе обращался к разл. стилистич. направлениям, испытывал влияние М. А. Врубеля, создал ряд произв. в стиле модерн ("Персиянка", 1916, и др.). В 20-х гг. смело соединял приемы вост. орнамент. декоративизма, европ. экспрессионизма и кубизма ("Витражные композиции", 1920; "Караваны" 1922-23: "Гранатовая чайхана", 1924, и др.). Реальный вост. быт нередко мифологизируется ("Чайханы старого города", 1926). В 30-х гг. у В. заметно стремление к изображению типич. ситуаций, мотивов, образов; живописный яз. отличается сопоставлением крупных пятен ярких цветов, энергичным ритмом. В работах камерного характера (40-50-е гг.) появляется и изысканный колорит.

Лит.: Земская М. И. Александр Волков: Мастер "Гранатовой чайханы". М., 1975; А. Волков и его ученики: Кат. выст. / Сост. М. Б. Мясина, Н. В. Апчинская. М., 1987.

Полезные сервисы