м.
Одно из двух главных - наряду с шиваизмом - течений в индуизме, распространённое преимущественно в Северной Индии; почитание бога Вишну как высшего всемогущего бога.
м.
Одно из двух главных - наряду с шиваизмом - течений в индуизме, распространённое преимущественно в Северной Индии; почитание бога Вишну как высшего всемогущего бога.
ВИШНУИ́ЗМ -а; м. Одно из двух главных течений в индуизме (наряду с шиваизмом), заключающееся в почитании Вишну как верховного всемогущего бога.
* * *
вишнуи́зм - одно из 2 главных (наряду с шиваизмом) течений в индуизме, распространено главным образом в Северной Индии. Вишнуиты почитают Вишну как верховного всемогущего Бога.
* * *
ВИШНУИЗМ - ВИШНУИ́ЗМ, одно из двух главных (наряду с шиваизмом (см. ШИВАИЗМ)) течений в индуизме (см. ИНДУИЗМ), распространено главным образом в Северной Индии. Вишнуиты почитают Вишну (см. ВИШНУ) как верховного всемогущего бога.
* * *
ВИШНУИ́ЗМ, одно из двух главных (наряду с шиваизмом (см. ШИВАИЗМ)) направлений индуизма (см. ИНДУИЗМ), в основе которого лежит культ Вишну (см. ВИШНУ) и связанных с ним богов (прежде всего Кришны (см. КРИШНА (бог в индуизме)) и Рамы (см. РАМА (герой эпоса))).
Формирование
Фигура Вишну входит в состав ведийского пантеона (см. Ведийская религия (см. ВЕДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ)), занимая в нем внешне незначительное место. Однако, будучи соратником Индры (см. ИНДРА), Вишну играет принципиально важную роль в его борьбе против Вритры (см. ВРИТРА). Он делает знаменитые «три шага», смысл которых истолковывался по-разному, но наиболее существенна космогоническая интерпретация: ими достигается своего рода синтез только что возникшего космоса, укрепляются его структура и целостность. Характерно, что специфической функцией Вишну как члена индуистской триады Брахма (см. БРАХМА)-Вишну-Шива (см. ШИВА) является именно охрана мира, поддержание в нем порядка и справедливости. Но чтобы занять свое место в этой триаде и стать верховным богом, почти бесплотному ведийскому Вишну пришлось пройти долгий и сложный путь развития, в течение которого происходило насыщение его образа разнородным мифологическим и культовым материалом.
Важнейшей промежуточной фигурой на этом пути был Нараяна (см. НАРАЯНА), аборигенный по происхождению бог, культ которого включал в себя множество архаических элементов, в том числе человеческие жертвы, а также аскезу (см. АСКЕЗА) и йогу (см. ЙОГА). Во время одного из жертвоприношений Нараяна вбирает в себя весь мир и обретает качество вездесущности. В процессе взаимодействия брахманизма (см. БРАХМАНИЗМ) с местными религиями именно он стал выдвигаться на роль верховного бога. В «Шатапатха брахмане» и «Маханараяна упанишаде» он отождествляется с Праджапати (см. ПРАДЖАПАТИ) и Пурушей (см. ПУРУША) и признается высшей сущностью Брахмана (см. БРАХМАН), Атманом (см. АТМАН), всеобщим богом. Важный эпитет, которым наделяется Нараяна, - Бхагават (см. БХАГАВАТ) или Бхагаван («Обладающий долей», «Наделяющий долей»), давший название течению бхагаватизма (см. БХАГАВАТИЗМ) (который можно рассматривать как стадию формирования вишнуизма), закрепившему поклонение высшему космическому началу в форме личного бога, способного одарить адепта (см. АДЕПТ) благами или определенной судьбой.
Другой фигурой, сыгравшей существенную роль в процессе формирования культа Вишну, был Васудева (см. ВАСУДЕВА), один из пяти братьев, обожествленных героев кшатрийского клана вришниев. Оттеснив в процессе эволюции культа своих братьев и сестру, он стал верховным богом вришниев и получил эпитеты Бхагават и Кришна («Черный»). Один из братьев Баларама (см. БАЛАРАМА), сохранивший тесную связь с Васудевой, понимался как воплощение Санкаршаны, аборигенного божества плодородия, связанного с культами воды и змей. Он ассоциировался с Нараяной, но в дальнейшем воплотился в образе Шеши (см. ШЕША), или Ананты (см. АНАНТА), мирового змея, образовавшего ложе для Вишну посреди мирового океана.
Роль Кришны-Васудевы как всемогущего бога особенно отчетливо проявляется в «Бхагавадгите» (см. БХАГАВАДГИТА), где он многократно именует себя сущностью бытия, Атманом. Он изображается вбирающим в себя весь мир, подобно Нараяне (хотя в тексте так не назван). Лишь вскользь упоминается имя Вишну, хотя, с точки зрения вишнуизма, Кришна - воплощение Вишну, и об этом неоднократно говорится в «Махабхарате» (см. МАХАБХАРАТА). В целом, процесс взаимоотождествления Васудевы-Кришны, Нараяны и Вишну был долгим, многоступенчатым и во многом для нас неясным. Окончательное слияние этих культов произошло, видимо, лишь во 2-й половине 1 тыс. н. э., что нашло отражение в пуранах (см. ПУРАНЫ) (напр. «Вишну-пурана», «Бхагавата-пурана»). Имя Нараяна стало одним из одним из многочисленных имен Вишну.
Мифология и культ
В эпосе образ Вишну наделен всеми присущими ему иконографическими чертами. Он изображается красивым юношей с лотосоподобными глазами, с темным, с отливом в синеву телом. На груди у него - крупный сапфир Каустубха, на голове - диадема. Цвет одежд - желтый. Обычно у него четыре руки, в которых он держит палицу, диск (чакру (см. ЧАКРА)), являющиеся основным его оружием, раковину и лотос. Характерная поза Вишну - возлежание на кольцах змея, плавающего в мировом океане. Когда Вишну спит, вселенная пребывает в нем; когда просыпается, из его пупка вырастает лотос, в венчике которого сидит Брахма, - образ, подчеркивающий верховный статус Вишну, порождающего самого бога-творца. Ездовым животным (ваханой) Вишну является мифический орел Гаруда (см. ГАРУДА).
Центральный пункт мифологии Вишну - аватара (см. АВАТАРА), периодическое его появление в мире в том или ином облике с целью защиты богов и людей от опасности или зла (в частности, от демонов-асуров (см. АСУРЫ)). Такие воплощения многочисленны, но основными признаются десять: Матсья (рыба), Курма (черепаха), Вараха (вепрь), Нарасимха (человеко-лев), Вамана (карлик), Парашурама (см. ПАРАШУРАМА) (Рама с топором), Рама (царевич, герой «Рамаяны»), Кришна, Будда (см. БУДДА), Калкин (будущее воплощение в виде всадника с мечом).
Неотъемлемую часть культа Вишну образует почитание его супруги Лакшми (см. ЛАКШМИ). Ее образ также восходит ко многим истокам, один из которых - ведийская богиня счастья и благополучия Шри. Связан он и с аборигенными верованиями, в частности, с культами плодородия и животных (в том числе слона и коровы). В индуизме Лакшми почитается и самостоятельно (как богиня удачи и процветания), и вместе с Вишну (как любящая его супруга).
Развитие вишнуизма в средние века
Со 2 в. начинается интенсивное развитие вишнуизма. Большую поддержку оказали ему цари династии Гуптов (см. ГУПТЫ) (4-5 вв.), считавшие себя воплощениями Вишну. На юге всплеск вишнуизма связан с деятельностью альваров, поэтов, проповедовавших бхакти (см. БХАКТИ). Корпус поэтических текстов, созданных ими с 6 по 11 вв., составил основу теолого-философской традиции, в лоне которой вырос выдающийся философ Рамануджа (см. РАМАНУДЖА). В этот же период повсеместно начали строиться крупные вишнуитские храмы. Приходящие в них адепты почитают бога пуджей (см. ПУДЖА), пением гимнов, произнесением «тысячи имен» Вишну. Универсальная мантра (см. МАНТРЫ) вишнуитов, приносящая благо и процветание, - «Ом намо нараяная» («Ом, слава Нараяне»). Дающими удачу считаются и знаки чакры и раковины, которые вишнуиты наносят на тело (часто в виде татуировок). Священным налобным знаком вишнуитов является белая «ижица» с красной вертикальной черточкой внутри.
Бурный рост вишнуизма в средние века в немалой степени связан с громадной популярностью образов Рамы и Кришны. Культ последнего стал мощным течением, приобретшим самостоятельное значение (см. кришнаизм (см. КРИШНАИЗМ)). Этому способствовало мощное распространение бхакти, легко и естественно совпавшего с кришнаизмом.
Хотя фигуры Вишну и Шивы значительно отличаются друг от друга (благостный, светлый аспект божества выражен в образе Вишну несравненно отчетливей), некоторые культы, особенно на низовом, народном уровне соединяют в себе вишнуитские и шиваитские элементы, что отражает сложный, синкретический характер обоих направлений индуизма, имеющих немало общих корней.
ВИШНУИЗМ - одно из 2 главных (наряду с шиваизмом) течений в индуизме, распространено главным образом в Сев. Индии. Вишнуиты почитают Вишну как верховного всемогущего бога.
Священный слон из храма Вишну в Шринагаме, Индия.
ВИШНУИЗМ, одно из 2 главных (наряду с шиваизмом) течений в индуизме, распространено главным образом в Северной Индии. Вишнуиты почитают Вишну как верховного бога.