ж. разг.-сниж.
Женщина, принимающая детей у рожениц, помогающая при родах.
ПОВИТУ́ХА, повитухи, жен. (прост.). Женщина, принимающая у рожениц. Баба-повитуха без акушерского образования.
ПОВИТУ́ХА, -и, жен. (устар.). То же, что повивальная бабка.
ПОВИТУ́ХА -и; ж. Устар. = Повивальная бабка.
-и, ж. разг. устар.
То же, что повивальная бабка (см. повивальный).
Когда миновали первые потуги, Воробьиха и повитуха под руки повели Евдокию в жарко натопленную мыльню - рожать. А. Н. Толстой, Петр Первый.
ПОВИТУ́ХА, повивальная баба - женщина, принимающая роды. П. по существу представляют собой профессионалок (иногда это занятие наследственное, иногда совмещается с ролью знахарки), это обязательно взрослая, обычно пожилая женщина, часто требуется, чтобы она уже не рожала, не имела менструаций, иногда даже предпочитаются вдовы (вдовство воспринимается как некая гарантия того, что она не живет половой жизнью, внебрачная жизнь для повитухи исключена). Многие повитухи хранят проф. секреты (в частности, хранят в тайне заговоры и, передавая их другой повитухе, требуют, чтобы она не сообщала их никому, кроме повитух), они не вправе отказать, когда их зовут, причем санкции в случае отказа грозят не только социальные, но и сверхъестественные (вплоть до превращения в камень). С др. стороны, если в деревне несколько повитух, то иногда к каждой из них может обращаться кто угодно, а иногда между ними существует территор. разграничение. И наоборот, в деревнях, где живут и старообрядцы, и "никониане", их может обслуживать одна и та же бабка (при том, что в ряде др. отношений старообрядцы строго соблюдают изоляцию: едят из отдельной посуды и т. п.).
П. является центр. персонажем родильного обряда, она перерезает и перевязывает пуповину, совершает все действия с последом (отсюда названия "пупорезка", "пуповязница"), моет роженицу и ребенка (в разные моменты обряда). Обычно она живет у роженицы 3 дня (или в течение этих 3-х дней постоянно приходит), может замещать ее в домашней работе, пока та не встанет. Конец этого периода часто оказывается уже после крестин, хотя возможна и иная последовательность. В любом случае в крестинах повитуха играет значит. роль, она руководит всей внецерк. частью ритуала. В случае если при родах ребенку угрожала опасность не выжить, повитуха могла и крестить его, причем церковь это санкционировала, и ребенок считался крещеным, его хоронили нормально, а не как заложного покойника. Участвует она и в свадьбах принятых ею детей (кое-где в том случае, если повитуха не дожила до такой свадьбы, то на свадьбе сидит ее дочь). Вообще считается, что человека связывают с принимавшей его бабкой какие-то особые отношения, но за пределами родин и крестин (и названных случаев с приглашением на свадьбу, а иногда и на др. семейные праздники) они, кажется, выражались только в обращениях "бабушка" и "внуки".
Связь родин со свадьбой, вообще вполне естественная, любопытно проявляется и в терминологии, связанной с повитухой. Ее занятие описывается глаголом "бабиться", "бабить", между тем "обабить" - в свадьбе - один из терминов, обозначающих обряд, именуемый также "окручиванием" и т. п. Сам глагол "повивать" находит ряд корневых соответствий в свад. обряде (ср. повой - "женский головной убор", откуда - под повой ушла - "вышла замуж", повивать может значить "плести косу", ср. в девичной песне: "стали мою косыньку вить-повивать"). Любопытно, что если повитуху зовут не к началу родов, а уже после них (т. к. послеродовой период считался более опасным для роженицы), то ее действия post factum назывались "прибабить ребенка", точно также во время венчания могли привенчивать детей, рожденных до брака.
Согласно одним представлениям повитуха более грешна, чем обычные люди (роды как "нечистое" занятие), по др., наоборот, за нее молятся дети и она будет избавлена от наказания на том свете. Во всяком случае поведение повитух даже и вне обряда очень регламентировано, они должны строже поститься и т. п., иначе к ним не обратятся при родах. Характерно, что повитуха не должна делать аборты (даже если бабки это умеют делать, то не те, к-рые "бабятся") и обмывать покойников, иначе будут умирать принятые ею дети.
У повитух своя покровительница "бабушка Соломонида". Согласно апокрифу (отраженному и в иконописной традиции) она принимала Иисуса, этот мотив широко отражен в заговорах, прежде всего тех, к-рые произносят повитухи при родах (другие заговоры могут строиться по схеме: "не я тебя... [принимала, мыла], бабушка Соломонида"). Существует и специальный день повитух, его справляют на 2-й день после Рождества.
повиту́ха, -и
повиту́ха, повиту́хи, повиту́х, повиту́хе, повиту́хам, повиту́ху, повиту́хой, повиту́хою, повиту́хами, повиту́хах
сущ., кол-во синонимов: 13
акушерка (9)
бабка (30)
жаба (30)
земноводное (36)
повивалка (4)
повивальница (5)
повивальщица (9)
повитушка (2)
приемница (10)
сповивалка (4)
сповивальница (4)
см. акушерка
по/ви/т/у́х/а.
повиту́ха жо 3a
От пови́ть, вить; см. Брандт, РФВ 18, 39; Шрадер-Неринг 1, 466 и сл. Ср. повива́льная ба́бка.
Повиту́хи - род бесхвостых земноводных. 2 вида. Обыкновенная повитуха (жаба-повитуха) - в Средней Европе и в восточной части Пиренейского полуострова; длина до 5 см. Самец наматывает икру, выметанную самкой в виде двух шнуров, себе на бёдра и носит около месяца, до вылупления головастиков (отсюда название).
* * *
ПОВИТУХИ - ПОВИТУ́ХИ (жабы-повитухи; Alytes), род бесхвостых земноводных (см. БЕСХВОСТЫЕ ЗЕМНОВОДНЫЕ), включает два вида: обыкновенная жаба-повитуха (Alytes obstetricans) и иберийская жаба-повитуха (Alytes cisternasii). Длина этих жаб до 5 см. Тело сверху пепельно-серого, буроватого или зеленоватого оттенка; снизу - беловатое или желтовато-серое. Кожа бородавчатая, продольный ряд бородавок, идущий от глаза к бедру, иногда ярко красный. В отличие от жерлянок повитухи имеют барабанную перепонку. Голос самца напоминает звук стеклянного колокольчика.
Обыкновенная жаба-повитуха встречается в Европе от Центральной ее части до востока Пиренейского полуострова; иберийская - в Испании и Португалии. Повитухи обитают в холмистых и гористых местностях, поднимаясь до 2400 м. Они зарываются в почву, нередко прокладывая длинные ходы; часто встречаются в каменоломнях. Эти жабы питаются главным образом летающими насекомыми, которых ловят в воздухе. Они активны ночью. Спячка, откладывание яиц и оплодотворение происходит на суше. Оптимальная температура для жизнедеятельности жаб-повитух - 25°С.
Размножение повитух во Франции происходит с марта до августа; в Германии - с начала мая до конца июля. За сезон самка выметывает до 6 тысяч яиц. Примечательна забота жабы-повитухи о своем потомстве. Самка наметывает икру двумя слизистыми шнурами длиной до 1,5 м (по 50-75 яиц в каждом), которые самец наматывает себе на бедра, как бы принимая их от самки (отсюда название) и носит на себе три-семь недель до вылупления головастиков. Головастики развиваются довольно долго - в течение нескольких лет. Численность самцов у повитух больше, чем численность самок.
ПОВИТУХИ - род бесхвостых земноводных. 2 вида. Обыкновенная повитуха (жаба-повитуха) - в Ср. Европе и в восточной части Пиренейского п-ова; длина до 5 см. Самец наматывает икру, выметанную самкой в виде двух шнуров, себе на бедра и носит около месяца, до вылупления головастиков (отсюда название).