В 11 в. конные отряды пришельцев смешанного происхождения из Гамбаги (на территории современной Ганы), вторглись на равнины Верхней Вольты. Постепенно они покорили не имевшие крепкой политической организации земледельческие племена центральных и восточных равнин, но проживавшие в западных районах предки нынешних бобо, лоби и груси сумели оказать отпор захватчикам. Со временем пришельцы породнились с местным населением и приняли его языки и религию. Впоследствии потомки завоевателей составили правящую элиту государств моси Ятенга, Уагадугу, Тенкодого и Фадан-Гурма. Жизнеспособность этих государств, особенно Уагадугу, сохранившихся до 20 в., можно объяснить рядом взаимосвязанных причин. Для сплочения завоеванных народов таким образом, чтобы они сами стали причислять себя к моси, правящий класс использовал религиозный культ предков, выставляя себя божественными потомками основателей государств. Для поддержания дружественных отношений с потенциальными соперниками на юге они привлекали вольтийские предания о якобы общих предках моси, дагомба и мапруси. Кроме того, верхушка моси сумела создать такую административную систему, которая, несмотря на слабость экономической базы, поддерживала хрупкое равновесие между центральной властью и местной автономией. Так, в управляемом моро-наба государстве Уагадугу пять губернаторов постоянно пребывавших при его дворе, осуществляли контроль приблизительно над 300 местными вождями. В случае необходимости моро-наба мог призвать под свои знамена почти десятитысячное войско, куда входили всадники из знатных семей и пехота из крестьян, руководимая аристократической военной кастой. В 14-16 вв. армия государства Ятенга завоевала часть территории держав Мали и Сонгай. В 16 в. моси отбили нападения сонгайцев, стремившихся покорить их и насильственно обратить в ислам. В начале 19 в. мусульмане фульбе, проживавшие на территории от Масины на западе до Гванду на востоке, во время своих джихадов (священных войн) обходили стороной земли государств моси. Хотя правители моси не приняли ислам, они сумели добиться лояльности со стороны торговцев и скотоводов мусульман, проживавших в пределах их владений. Они не только выступали в роли покровителей мусульман, но и приглашали к своему двору мусульманских ученых. Сопротивление моси обращению их в ислам замедлило процесс распространения этой религии к югу и востоку. Когда в конце 19 в. европейские колониальные державы, закрепившись на побережье, пытались установить контроль над прилегавшими к их владениям внутренними районами, в сфере их внимания оказалась и территория Верхней Вольты. В 1886 в стране моси побывал немецкий путешественник Готлиб Адам Краузе. Два года спустя французский офицер Луи Бенже добился аудиенции у моро-набо, но не сумел его убедить в преимуществах протектората Франции. Однако после установления в 1895 контроля над государством Ятенга французские войска разбили армию моро-наба и оккупировали его владения. В 1897 на протекторат Франции согласился правитель королевства Фада-Гурма. В то же время французы захватили земли народов груси, бобо и лоби. Тем не менее вплоть до 1903 лоби оказывали упорное сопротивление европейским колонизаторам. В 1908 по англо-французскому соглашению была зафиксирована пограничная линия между районами Верхней Вольты и принадлежавшей Великобритании северной частью Золотого Берега. В 1904-1919 Верхняя Вольта входила в состав французской колонии Верхний Сенегал - Нигер, но в 1919 была выделена в отдельную колонию. В 1932, пытаясь урезать расходы на управление колониями в обстановке мирового экономического кризиса, Франция разделила территорию Верхней Вольты между своими соседними колониальными владениями. В 1934 железнодорожная линия связала Бобо-Диуласо с Абиджаном, расположенным на территории Кот-д'Ивуара, и не менее 100 тыс. моси стали ежегодно выезжать для работы на плантациях Кот-д'Ивуара и Золотого Берега. В 1947, чтобы удовлетворить желание моси жить в обособленном регионе и уменьшить влияние радикальной по тем временам межтерриториальной партии Африканское демократическое объединение (АДО), действовавшей не только в Западной, но и в Экваториальной Африке, французское правительство приняло решение восстановить Верхнюю Вольту в качестве отдельной колонии. АДО не сумело заручиться поддержкой моси, но добилось успехов среди небольших этнических групп - бобо, груси, лоби и фульбе, опасавшихся гегемонии моси. В 1948, когда французские колониальные власти запретили деятельность АДО, сразу же возникло несколько региональных политических организаций. К середине 1950-х годов эти партии сконцентрировали внимание на общенациональных проблемах, и главной политической силой в стране стала местная секция АДО - Вольтийский демократический союз (ВДС), во главе которого вначале стоял У.Кулибали, а затем М.Ямеого. Благодаря французскому капиталу в 1954 железнодорожная линия от Бобо-Диуласо была продлена до Уагадугу, что позволило увеличить экспорт хлопка, арахиса и скота. С 1947 по 1958 Верхняя Вольта имела статус "заморской территории" в составе Французского Союза и могла избирать своих представителей в Территориальную ассамблею и французский парламент. Избранные депутаты оказывали решительное сопротивление претензиям моро-наба на главную политическую роль в стране. Однако вплоть до предоставления в 1956 Верхней Вольте внутренней автономии депутаты не обладали почти никакой реальной властью. В самоуправляемой колонии был создан исполнительный орган, состоявший почти целиком из африканцев и ведавший почти всеми внутренними вопросами. В 1958, после одобрения новой французской конституции на референдуме, Верхняя Вольта стала членом Французского Сообщества с широкими правами самоуправления. 5 августа 1960 была провозглашена независимость страны, а ее президентом стал М.Ямеого. В 1966, во время всеобщей забастовки трудящихся в результате военного переворота, Ямеого был смещен со своего поста. Новое военное руководство страны во главе с подполковником С.Ламизаной приобрело расположение Франции, введя в стране программу строгой экономии, которую не смог осуществить прежний режим. В 1970 была принята новая конституция, предусматривавшая частичное возвращение к гражданскому правлению. Начавшийся в конце 1973 конфликт между гражданским премьер-министром и Национальным собранием практически завел страну в тупик. В 1974 президент Ламизана узурпировал власть и назначил самого себя премьер-министром. Пограничный конфликт с Мали в конце того же года привел к вооруженным столкновениям, но в 1975 обе стороны пришли к мирному соглашению. В 1977 под давлением профсоюзов правительство согласилось восстановить гражданское правление. В 1978 вступила в действие новая конституция, и тогда же Ламизана был переизбран президентом на очередной срок. Назначенный им кабинет министров состоял преимущественно из гражданских лиц. После волны антиправительственных выступлений 1979-1980, в ноябре 1980 полковник Сайе Зербо отстранил от власти Ламизану и в качестве главы Военного совета принял на себя всю полноту государственной власти. В 1982 Зербо был смещен в результате государственного переворота, и был организован Совет народного спасения во главе с майором Ж.-Б.Уэдраого. В 1983 из состава правительства был выведен премьер-министр Томас Санкара, политический деятель левых взглядов и поклонник Ливии. Вскоре Санкара осуществил государственный переворот и сместил Ж.-Б.Уэдраого. По инициативе Санкары в 1984 было изменено название страны, и она стала называться Буркина-Фасо ("Страна неподкупных людей"). Изменение названия должно была символизировать некоторые особенности процесса деколонизации, вытекающего из "революционной" программы нового руководства страны. Возглавляемый Санкарой Национальный революционный совет (НРС) незамедлительно приступил к реорганизации правительства и проведению обширных экономических реформ. Активность руководства Буркина-Фасо в политической и экономической сферах сопровождалась арестами видных гражданских политических деятелей и оппозиционно настроенных военнослужащих. В декабре 1986 старый пограничный спор с Мали о праве на богатую минеральными ресурсами "полосу Агашер" привел к шестидневному вооруженному конфликту. Конфликт был разрешен при содействии региональных миротворческих сил и Международного суда ООН, по решению которого спорная территория была поровну разделена между обоими государствами. Премьер-министр правительства Блез Компаоре считался одним из ближайших советников Санкары, но, когда в 1987 в правительстве возникли разногласия по поводу целесообразности проведения репрессивной политики в отношении профсоюзов, он отошел от президента и стал на путь укрепления собственных позиций в НРС. 15 октября 1987 Санкара был смещен и убит во время переворота, который возглавил Компаоре, который стал новым президентом Буркина-Фасо. Придя к власти, Компаоре создал новую политическую организацию Народный фронт (НФ), заменивший НРС в качестве правящей политической партии. Президент и НФ осуществляли контроль над разработкой проекта новой конституции, которая получила поддержку в ходе демократического референдума и 11 июня 1991 вступила в силу в качестве основного закона Буркина-Фасо. Конституция отвергала законность любого режима, который пришел к власти в стране в результате государственного переворота, и предусматривала введение многопартийной политической системы и всеобщего избирательного права. В 1990-х годах процесс демократизации общества был еще далек от провозглашенных идеалов. Результаты первых президентских выборов 1991 были признаны подтасованными, а на парламентских выборах 1992 и 1997 убедительную победу одержала правящая партия Организация за народную демократию - Движение труда. По указанию Б.Компаоре, в 1997 в конституцию были внесены поправки, отменяющие ограничения на переизбрание президента на новый срок.
фула
Лингвистика
Фула́
(фуль, фулани, фульфульде, пёль, пулар, тукулор) - один из
Распространён в Нигерии, Гвинее, Сенегале, Мали, Камеруне,
Буркина-Фасо, Нигере и других странах Западной Африки. Общее число
говорящих около 19 млн. чел. Крупнейшие диалекты: западные - фута-торо (Сенегал) и
фута-джаллон (Гвинея); центральные - масина (Мали) и вольтийские;
восточные - северонигерийские и адамауа (Камерун).
Звуковая система богата смычными (ряды простых, преглоттализованных,
преназализованных), имеется количественное противопоставление
звуков (долгота у гласных, геминация у согласных). При стечении согласных отмечаются
регрессивная ассимиляция (с результирующей
геминатой, типа
+ t > tt), соноризация предшествующего согласного (b > m, s > y
и т. п.), падение ларингалов. Широко
представлены морфонологические чередования. Грамматически
особенно важно чередование начальных согласных корня по трём ступеням: b‑/w‑/ᵐb‑, d‑/r‑/ⁿd‑,
j‑/y‑/ⁿj- и т. п.
Строй фула синтетический, сочетающий фузию и агглютинацию. Развита система именных классов (более двадцати). Класс выражается
в существительном двояко: морфологически - особым суффиксом,
морфонологически - определённой ступенью начального согласного корня. Согласование по классу распространяется на
местоимение, прилагательное, числительное, причастие и
отчасти глагол. Глаголу присущи категории залога (активный, средний, пассивный), вида (совершенный, или перфектив, и
несовершенный, или потенциалис), утверждения/отрицания, времени (нейтральное и ретроспективное), наклонения. Особые приосно́вные суффиксы сообщают
глаголу дополнительную характеристику (интенсив, симулятив и др.)
либо меняют его валентностные свойства
(каузатив, реципрок, комитатив и др.). Основной порядок слов SVO.
Общей литературной нормы не существует, хотя имеются очаги письменной традиции: в 17-19 вв. использовалась арабская графика (т. наз. аджами) для создания на
фула текстов религиозного,
историографического, бытового содержания. Во 2‑й половине 20 в. получила
распространение письменность на основе латинской
графики; издаются фольклорные тексты, образцы обрядовой и
эпической поэзии. В ряде районов (главным образом Камерун, Гвинея) фула
используется как язык межэтнического общения.
Коваль А. И., Зубко Г. В., Язык фула, М.,
1986;
Gaden H., Le Poular, t. 1-2, P., 1913-14;
Labouret H., La langue des Peuls ou Foulbé,
[t. 1-2], Dakar, 1952-55;
Klingenheben A., Die Sprache der Ful, Hamb.,
1963;
Arnott D. W., The nominal and verbal systems of
Fula, Oxf., 1970.
Зубко Г. В., Фула-русско-французский
словарь, М., 1980.
А. И. Коваль.
Полезные сервисы
языки мира
Лингвистика
Языки́ ми́ра -
языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее
число от 2500 до 5000 (точную цифру установить невозможно, потому что
различие между разными языками и диалектами
одного языка условно). К наиболее распространённым языкам мира
принадлежат (считая в числе говорящих и тех, для кого данный язык
является вторым языком межнационального и международного общения) (млн. чел., 1985): китайский (свыше 1000), английский (420), хинди и
близкий ему урду (320), испанский (300), русский
(250), индонезийский (170), арабский (170), бенгальский
(170), португальский (150), японский (120), немецкий
(100), французский (100), панджаби (82), итальянский
(70), корейский (65), телугу (63), маратхи (57),
тамильский (52), украинский (45). Все языки мира делятся по
родственным связям на языковые семьи, каждая из них происходит из группы
близких друг к другу диалектов, которые в древности были диалектами
одного языка или входили в один языковой союз
(группу территориально близких языков, обладающих совокупностью общих
черт); см. Генеалогическая
классификация языков.
Наиболее изученной является индоевропейская семья языков (см. Индоевропейские языки), происходящая
из группы близкородственных диалектов, носители которых в 3‑м тыс. до
н. э. начали распространяться в Передней Азии к югу Северного
Причерноморья и Прикаспийской области. По письменным памятникам 2‑го
тыс. до н. э. известны исчезнувшие позднее индоевропейские языки Малой
Азии - клинописный хеттский, к которому близок
позднейший лидийский (в античное время), и
другие анатолийские - палайский и клинописный лувийский, продолжением которого в 1‑м
тыс. до н. э. был иероглифический лувийский и
(в античное время) ликийский. Со 2‑го тыс. до
н. э. по письменным текстам известен также один из диалектов
древнегреческого языка, на котором были составлены крито-микенские тексты линейного письма Б. Носители близких к греческому
арийских (индоиранских) индоевропейских
диалектов во 2‑м тыс. до н. э. уже обитали на Ближнем Востоке, о чём
свидетельствуют месопотамские арийские слова и имена в
переднеазиатских письменных памятниках. К древним диалектам арийских
племён восходят современные нуристанские (кафирские)
языки в Нуристане (область Афганистана), занимающие промежуточное
положение между двумя основными группами арийских языков: индоарийской и иранской.
Ранние тексты на древнеиндийском языке были
сложены ещё в конце 2‑го - начале 1‑го тыс. до н. э. Из
древнеиндийского, литературная форма которого - санскрит - до настоящего времени используется в
Индии, развились среднеиндийские языки (пракриты), а из этих последних - новоиндийские: хинди, урду, бенгальский, маратхи, панджаби, раджастхани, гуджарати, ория (или одри,
уткали) и другие. К древнеиндийскому языку очень близки древнеиранские
языки 1‑го тыс. до н. э. - древнеперсидский,
известный по небольшому числу слов мидийский и
авестийский (язык «Авесты»), а также позднейшие
скифские и сарматские диалекты Северного Причерноморья. С последними
исторически связаны восточные среднеиранские языки - согдийский (являвшийся языком общения народов
Средней Азии), хотаносакский, бактрийский, хорезмийский,
известные по памятникам на протяжении более чем тысячелетия. К западным
среднеиранским языкам относятся среднеперсидский (или пехлеви) и парфянский. К новоиранским языкам принадлежат
западные - персидский, или фарси, таджикский, курдский, белуджский, татский, талышский и другие, восточные - дари, пушту, или афганский,
осетинский (исторически связанный с
восточноиранским скифским языком), памирские (в т. ч. ваханский, шугнанский и другие), ягнобский (являющийся продолжением
согдийского).
Начиная с 1‑го тыс. до н. э. известны памятники некоторых западных
индоевропейских языков, в т. ч. италийских; этим
общим термином объединяют известные по немногочисленным письменным
памятникам оскско-умбрские языки и латинский
язык, относившийся вместе с фалискским языком к латино-фалискской
группе (к этой последней был близок и венетский
язык). Латинский язык сохраняется в употреблении как язык
католической церкви. После распада Римской империи из диалектов
латинского языка развились романские языки: испанский, португальский и
близкий к нему галисийский, каталанский, французский,
окситанский, или провансальский, ретороманские, итальянский, сардский
(сардинский), вымерший в конце 19 в. далматинский и румынский, а
также другие близкие к нему балканороманские языки и диалекты.
К италийским языкам близки кельтские,
включающие галльскую подгруппу (мёртвый галльский язык), гойдельскую подгруппу, к которой
относится ирландский язык (имеющий древние
памятники начиная с раннего средневековья), шотландский язык, мэнский язык (на о. Мэн), и
бриттскую подгруппу, к которой принадлежит бретонский язык (известный по глоссам с 8 в. и по литературным текстам с 14 в.),
уэльский, или валлийский, и вымерший корнский; сохранились также немногочисленные
древние надписи на иберийском кельтском (кельтиберском) языке в Испании. К западной группе
древних индоевропейских языков помимо италийских и кельтских относятся
мёртвые языки иллирийской группы (в которой
выделяют собственно иллирийский язык и мессапский), а также германские языки, делящиеся на 3 подгруппы:
восточногерманскую - мёртвый готский язык;
северогерманскую, или скандинавскую, - шведский, датский, норвежский, исландский;
западногерманскую - английский и близкий к
нему фризский, фламандский, нидерландский, африкаанс
Между западными индоевропейскими языками (кельтские,
италийские, германские и иллирийские) и восточными
(арийско-греческо-армянская группа), к которым относились арийские, греческий и армянский
(известный по древним текстам на грабаре с 5 в. н. э.), промежуточное
положение занимали балто-славянские языки. Балто-славянские языки
делятся на особенно близкие к западноиндоевропейским балтийские - западнобалтийские (мёртвый прусский язык и некоторые другие диалекты,
известные по отдельным словам) и восточнобалтийские (литовский и латышский) - и
славянские. К славянским относятся восточнославянские - русский, украинский и белорусский, западнославянские - чешский, словацкий, польский, лужицкие и
мёртвый полабский [в бассейне реки Эльбы
(Лабы)], и южнославянские - старославянский (на котором основаны несколько
вариантов, или изводов, церковнославянского
языка, остающихся в употреблении в качестве церковного языка), македонский, болгарский, сербскохорватский, словенский.
К древним индоевропейским языкам, занимавшим некогда
промежуточное положение между восточными и западными языками,
относились также мёртвые тохарские языки
(памятники 5-8 вв. н. э., найденные в Центральной Азии), по многим
данным объединяющиеся с анатолийскими языками. Многие мёртвые
индоевропейские языки известны лишь по очень скудным данным: фригийский, известный по надписям, найденным в
Малой Азии, куда фригийцы около 12 в. до н. э. переселились с
Балканского полуострова; фракийский на Балканах,
связываемый - как и иллирийский - с современным албанским; древнемакедонский, близкий к греческому;
филистимский, сближаемый с индоевропейским догреческим (или
пеласгским); язык лепонтских надписей в Северной Италии, близкий к
кельтским; лигурский язык и т. п.
К афразийской (афро-азиатской, или семито-хамитской) макросемье
языков (см. Афразийские языки)
принадлежат семитские, древнеегипетский (и его продолжение - коптский), берберо-ливийские, кушитские [сомали, оромо (галла) и другие; часть кушитских языков
иногда выделяется в особую омотскую подгруппу
афразийских языков], чадские (среди которых
наиболее распространённый язык - хауса).
Семитская ветвь состоит из 5 групп, которые можно было бы объединить в 2
основные группы: восточную и западную, в свою очередь подразделяемые на
северную и южную группы. Восточные (северо-восточные, или
северно-периферийные) семитские языки представлены мёртвым аккадским языком Аккада, Ассирии и Вавилона.
Северная (или северно-центральная) группа западносемитских языков
включает ханаанейские языки и арамейские языки
(диалекты). К ханаанейской подгруппе относятся мёртвые эблаитский, или
староханаанский (древнейшие памятники которого, найденные в 1974-1979 на
севере Сирии в древнем г. Эбла, относятся ко 2‑й половине 3‑го тыс. до
н. э. и обнаруживают значительное сходство с аккадским), финикийский (финикийско-пунический: язык Финикии и
финикийских поселений в Средиземном море, в т. ч. Карфагена, где
употреблялся финикийско-пунический язык) и моавитский языки, а также древнееврейский язык и его современная форма - иврит. К ханаанейской подгруппе примыкает угаритский язык текстов 15-14 вв. до н. э. из
Рас-Шамра (древний Угарит), но этот язык, как отчасти и эблаитский,
близкий к угаритскому, занимал особое промежуточное место между
западными и восточными семитскими языками. К арамейской подгруппе
принадлежит арамейский язык, бывший в начале н. э. наиболее
распространённым языком Ближнего Востока, но позднее почти полностью
вытесненный арабским; с восточноарамейскими диалектами исторически
связан ассирийский (айсорский) язык.
К юго-западным семитским языкам можно отнести 3 подгруппы:
южно-центральную - арабский, южноаравийскую и
близкую к ним эфиосемитскую (наиболее
распространённый из эфиосемитских языков - амхарский).
В картвельскую (южнокавказскую) группу языков (см. Картвельские языки) входят грузинский, мегрельский,
объединяемый вместе с лазским (чанским) в
занскую подгруппу, и сванский.
Предполагалось, что картвельские языки родственны северокавказским и
образуют вместе с ними кавказскую (или иберийско-кавказскую) семью, но
эта гипотеза не доказана; многие из тех общих слов и форм, на которых
она основывается, могут объясняться последующим вхождением в один
кавказский языковой союз.
Кавказские (иберийско-кавказские)
языки иногда объединяются с баскским языком
(в Испании и Южной Франции) в эускаро-кавказскую семью, но родство
баскского с кавказскими ещё не подтверждено.
Финно-угорские (или угро-финские) языки
делятся на 2 основные подгруппы: финскую и угорскую. К угорской подгруппе принадлежат обско-угорские языки Западной Сибири - хантыйский (остяцкий) и мансийский (вогульский), а также венгерский, носители которого уже в 1‑м тыс. н. э.
переселились далеко на запад и поэтому оказались отделёнными огромным
пространством от носителей обско-угорских языков. Финская подгруппа
включает пермские языки - коми-пермяцкий, коми-зырянский и удмуртский
(вотяцкий) и прибалтийско-финно-волжские, к
которым можно отнести вместе волжские - мордовские (эрзя-мордовский
и мокша-мордовский), марийские (луговой марийский и горный марийский),
а также саамский (2 диалекта в Мурманской
области СССР и скандинавских странах) и прибалтийско-финские - финский, эстонский и ряд
менее распространённых языков.
Финно-угорская семья языков родственна самодийским языкам Крайнего Севера СССР (ненецкому, энецкому,
исчезающему нганасанскому, или тавгийскому, селькупскому), вместе с которыми она
объединяется в уральскую (финно-угро-самодийскую)
семью. С уральскими языками сближается исчезающий юкагирский (на севере Сибири). По мнению некоторых
учёных, уральская семья, в свою очередь, входит вместе с алтайскими
языками в более обширную урало-алтайскую семью. К алтайской макросемье языков относят тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки; доказывается
принадлежность к алтайской семье и корейского
языка, а также японского, образующего особо
тесное единство с корейским внутри алтайских. Внутри алтайской
макросемьи особенно тесные связи обнаруживаются между тюркскими языками
и монгольскими; из тюркских языков к монгольским ближе всего чувашский, в известных отношениях обнаруживающий
особую архаичность.
Тюркские языки (в соответствии с уточнённой
классификацией А. Н. Самойловича) включают группы: 1) булгарскую, к
которой принадлежит чувашский язык; 2) юго-западную, включающую турецкий, азербайджанский,
туркменский языки и некоторые другие;
3) северо-западную, к которой относятся татарский, казахский, башкирский, караимский, кумыкский, ногайский, каракалпакский языки, а также киргизский, объединяемый вместе с алтайским в особую киргизско-кыпчакскую группу:
4) юго-восточную, включающую узбекский (без
некоторых его кыпчакских диалектов, выделяемых в особую группу) и
современный уйгурский; 5) северо-восточную, к
которой принадлежит якутский и ряд других языков
Сибири и Алтая, а также мёртвые тюркские языки с наиболее древними
памятниками [древнеуйгурский (древнетюркский) и
язык енисейско-орхонской письменности].
К современным монгольским языкам относятся бурятский, собственно монгольский, могольский в Афганистане, дагурский в
Северо-Восточном Китае, монгорский в Китае (в районе озера Кукунор).
К тунгусо-маньчжурским языкам относится
постепенно выходящий из употребления маньчжурский
язык, эвенкийский, близкий к нему эвенский и ряд других языков и диалектов Восточной
Сибири и Дальнего Востока.
Японский язык близко родствен рюкюскому (на
островах Рюкю). Однако место среди семей языков мира японского и
рюкюского языков, имеющих общие черты не только с алтайскими, но также и
с малайско-полинезийскими языками, остаётся ещё недостаточно ясным.
Значительная часть населения Индии (главным образом на юге страны)
говорит на языках дравидийской семьи (см. Дравидийские языки), к которой принадлежат тамильский, близкие к нему малаялам и каннада, а также
языки телугу, куи, гонди, брахуи (на
северо-западе Индии) и другие. Согласно дешифровке текстов коротких надписей протоиндской
культуры 3‑го тыс. до н. э., осуществлённой советскими, финскими и
американскими исследователями, они написаны на языке, близком к
прадравидийскому (или общедравидийскому). Убедительно доказывается
многократно высказывавшаяся гипотеза о родстве дравидийских
языков с уральскими, а также с мёртвым эламским
языком - одним из древних языков Передней Азии.
Согласно гипотезе, всего детальнее обоснованной В. М. Иллич-Свитычем,
индоевропейские, афразийские, картвельские, уральские, алтайские и
дравидийские языки вместе образуют одну ностратическую макросемью (см.
Ностратические языки). К той же
макросемье (иначе называемой «борейской» или «бореальной») некоторые
учёные относят и языки чукотско-камчатской семьи
и другие). Хотя не исключено, что и некоторые до сих пор не вполне
ясные по своим генетическим связям языки Евразии (в частности, по
гипотезе Дж. Гринберга, нивхский, айнский, эскимосско-алеутский) могут оказаться входящими в
ностратическую («евразийскую», по Гринбергу) макросемью; всего
вероятнее, что значительная часть остальных языков Евразии входила в
другие языковые семьи.
В качестве остатка некогда значительно более обширной семьи языков
ряд исследователей рассматривает северокавказские языки.
К северокавказским языкам относятся абхазско-адыгские
(северо-западно-кавказские) и нахско-дагестанские
(северо-восточно-кавказские). К абхазско-адыгской группе (см. Абхазско-адыгские языки) принадлежат абхазский и абазинский,
которые можно объединить в абхазско-абазинскую подгруппу, адыгейский и кабардино-черкесский, образующие черкесскую, или
адыгскую, подгруппу, и убыхский языки, а также
мёртвый хаттский язык, известный по клинописным памятникам 2‑го тыс. до н. э.,
обнаруживающий особенно значительную близость к адыгским языкам.
Нахско-дагестанские языки делятся
на нахские, или чечено-ингушские (чеченский, ингушский, бацбийский языки), и дагестанские (около 30 горских
языков Дагестана), которые включают аваро-андо-цезскую подгруппу (наиболее
распространённый язык - аварский), лакско-даргинскую подгруппу (даргинский и лакский
языки), лезгино-табасаранскую подгруппу (лезгинский, табасаранский и
многие другие языки). К северо-восточно-кавказским языкам
(в особенности к их нахской подгруппе) близки мёртвые хурритский (тексты 3-2‑го тыс. до н. э. из Северной
Месопотамии, Малой Азии и Северной Сирии) и урартский (1‑е тыс. до н. э., государство Урарту на
территории исторической Армении), образующие хуррито-урартскую
подгруппу (к ней гипотетически пробуют отнести и этрусский).
Согласно давно высказывавшемуся предположению, получившему серьёзные
подтверждения, северокавказская семья языков родственна енисейским языкам, с которыми некогда
входила в обширное языковое («енисейско-северокавказское») единство.
К енисейской семье относится кетский
(енисейско-остяцкий), на котором говорят жители нескольких селений в
бассейне Енисея, и несколько родственных ему мёртвых языков Западной
Сибири (коттский, ассанский и другие). Енисейские (кетские) языки, по
мнению ряда учёных, родственны и тибето-бирманским.
В тибето-бирманскую ветвь китайско-тибетской (или сино-тибетской)
семьи языков (единство которой некоторыми учёными ставится под
сомнение) (см. Китайско-тибетские
языки, Тибето-бирманские языки)
входит тибетский язык, обладающий ценнейшими
средневековыми памятниками письменности (с 8 в. н. э.),
близкородственные ему тибетские диалекты, бирманский язык, письменные памятники которого
также восходят к средневековью, и другие лоло-бирманские языки (акха, лису и другие),
образующие тесное единство с бирманским. К тибето-бирманским языкам
принадлежит также тангутский язык,
многочисленные тексты которого, написанные в средние века, недавно
прочитаны. К той же ветви примыкают языки качинской [цзинпо, или качин;
Мьянма (бывшая Бирма) и юго-западный Китай] группы. К тибето-бирманским
языкам относятся также группа бодо-гаро (бодо, или боро, и другие - в
Ассаме и некоторых других индийских штатах), включающая языки чинской
(куки-чинской) подгруппы, и западногималайская группа (к западу от
Непала). К китайско-тибетским языкам принадлежит также плохо изученная
дзоргайская группа (в Сычуани и Ганьсу и окрестных горах).
Предполагается, что к китайскому языку относительно наиболее близок
из других китайско-тибетских языков язык лепча (в Сиккиме).
Но тем не менее китайский язык (при наличии
существенных слов, общих с тибето-бирманскими) занимает особое место
среди всех других языков китайско-тибетской семьи. Китайский язык по
своему словарю настолько отличен от других китайско-тибетских языков,
что его отделение от общего языка, от которого происходят все языки этой
семьи, можно отнести ко времени не позднее 5‑го тыс. до н. э.
(письменные тексты на нём - гадательные надписи на костях и на
черепахах - в северной части Китая начинаются с конца 2‑го тыс. до
н. э.; сравнение позднейших диалектов и ранних заимствований в другие языки позволило восстановить
раннее звучание древнекитайского языка, передававшегося иероглификой). Многочисленные китайские диалекты
объединяются в 4 основные группы - наиболее многочисленную северную,
с которой исторически связан язык дунган в
Средней Азии, и группы диалектов у, юэ и минь (по другой классификации -
7 основных диалектных групп).
Высказывавшееся ранее рядом исследователей предположение
о том, что к китайско-тибетской семье примыкают языки на-дене в Северной Америке, существенно
отличающиеся от других америндских языков этого ареала, переосмысляется
в свете попыток построения общей сравнительно-исторической грамматики
макросемьи, включающей наряду с большим числом неностратических
(условно «яфетических»; см. «Новое
учение о языке») языков Евразии (северокавказских и примыкающих к
ним древневосточных языков - хаттского, хурритского и, возможно,
связанного с ним этрусского, носители которого рано переселились в
Италию из Малой Азии; вероятно, шумерского;
енисейских языков; близких к ним по структуре баскского в Испании и бурушаски в Гималаях; китайско-тибетских языков)
также языки семьи на-дене в Северной Америке (к ним относят америндские
языки атапаскской группы, а также вымирающий эяк
и тлингит; принадлежность к той же семье индейского языка хайда в самое
последнее время оспаривается). Очаг распространения на-дене в Северной
Америке располагался южнее Аляски. Эту семью можно было бы считать
пришедшей в Новый Свет позднее всех других америндских языков. Согласно
этому новому варианту «яфетической» гипотезы, очаг распространения всей
этой макросемьи до переселения в Новый Свет группы, позднее давшей
на-дене, следует, скорее всего, поместить в Центральной Азии эпохи
палеолита (и начала мезолита). Отсюда носители части диалектов могли
переселиться ближе к западу, вступив в ранние контакты с носителями
части ностратических языков в ареале Кавказа и примыкающих к нему с
юга областей. Другая часть диалектов той же макросемьи распространилась
вплоть до запада Европы (в случае, если наличие общих грамматических черт у баскского языка, с одной
стороны, с северокавказскими, с другой - с енисейскими и бурушаски, а
также наличие общих грамматических черт и в шумерском, позволит включить
все эти языки в данную макросемью), что произошло до заселения Европы
(в частности, Западной) позднейшими миграционными волнами
индоевропейцев, выделившихся из общей массы носителей ностратических
диалектов, группировавшихся в Западной Азии. Та часть «яфетической»
макросемьи, которая более всего сохранилась в Центральной Азии, дала
начало раннему населению значительной части Средней Азии, гидронимы
которой свидетельствуют об обитании носителей енисейских языков на
территории современного Казахстана (до движения через неё носителей
части индоевропейских, тюркских и уральских диалектов, выделившихся из
западноазиатского ностратического ареала). Остатками того же раннего
центральноазиатского ареала можно было бы в этом случае признать
бурушаски и часть тибето-бирманских языков, другие ветви которых, как и
носители китайского языка и семьи на-дене, уходят достаточно рано на
восток и северо-восток. Предполагается, что с 4-3‑го тыс. до н. э.
прямые предки китайцев уже обитали в области севернее реки Янцзы. Но при
обилии фактов, подтверждающих намечаемую картину ранних переселении
носителей диалектов этой макросемьи, её единство в целом и характер
миграций её носителей остаётся гипотетическим (в большей мере, чем
единство ностратической макросемьи, распад которой относился к более
позднему времени). Точная классификация языков Восточной и Юго-Восточной
Азии вызывает большие споры.
Из-за значительного числа заимствований достаточно древней эпохи к
тибето-китайской семье языков ранее относили языки
мяо-яо (в юго-западном Китае, северном Таиланде и Вьетнаме),
носители которых около рубежа 2‑го и 1‑го тыс. до н. э. разделились на
группы мяо и яо благодаря переселению части отдалённо родственных им тайских языков (их дун-шуйской подгруппы). Как
предполагается, мяо-яо, тайские языки, языки кадаи (иногда включавшиеся
в тайскую группу в более широком смысле) и австронезийские (или аустронезийские, ранее
называвшиеся малайско-полинезийскими) образуют единую «австротайскую»
(или аустротайскую) макросемью. Её распад следует отнести к эпохе не
позднее 5‑го тыс. до н. э. (если не ранее). В собственно тайскую
подгруппу входят, в частности, близкие друг к другу юго-западные
тайские языки (тайский, или сиамский, лаосский, шанский, ахом),
на которых в средние века уже создаются первые письменные тексты;
северо-восточные (или северные) тайские - северные чжуанские диалекты (в Южном Китае) и язык буи, и
центральные (нунг и южные чжуанские диалекты). К юго-западно-тайской
ветви ближе дун-шуйская группа, но её разделение (на основании
хронологии заимствованных слов древнекитайского происхождения в
юго-западно-тайском и дун-шуйском) датируется временем до эпох Цинь и
Хань. К собственно тайским (или таи-чжуанским, по другой терминологии)
языкам примыкает группа кам-сун. Кадайскую
группу макросемьи австро-таи образуют языки ли, лакуа, гэлао и
другие. Проблема вхождения в аустротайскую макросемью австронезийской
семьи остаётся дискуссионной. Согласно аустротайской гипотезе, особая
близость австронезийских языков к языкам мяо-яо, тайским и кадайским
подтверждается характером чамских языков (группа австронезийских
языков на территории юга Вьетнама, включающая кроме чамского языка,
известного на протяжении почти полутора тысяч лет благодаря
письменности древнего государства Чампо, язык джараи и другие). Однако
некоторые черты общечамского языка и его позднейших диалектов,
превратившихся в современные чамские языки, объясняются и позднейшими
контактами с языками других семей юго-востока Азии. Кроме чамской ветви
к австронезийским языкам относятся североавстронезийская ветвь (цоу и
ряд других австронезийских языков Тайваня, весьма архаичных по своей
структуре; некоторые из них полностью вымерли, другие малочисленны) и
наиболее обширная индонезийская ветвь (малайзийский, индонезийский, яванский,
батак, даяк и другие языки Индонезии, тагальский
и ряд других языков Филиппин, малагасийский на
Мадагаскаре и т. п.). Наличие многих специфических слов, указывающих на
обитание у морского берега, в австронезийском исходном словаре делает
возможным приурочение первоначальной прародины либо к северному ареалу
(Восточный Китай, Тайвань), либо к одному из больших островов
(возможно, к Яве). К индонезийским языкам близки полинезийские и языки
Меланезии, распространившиеся в Океании благодаря более поздним
миграциям в восточном направлении, осуществившимся, по-видимому, уже к
5‑му тыс. до н. э.
Загадочной остаётся проблема соотношения тех черт японского
(и близкого к нему рюкюского) языка, которые явно объединяют его с
австронезийскими, и алтайских (ностратических в конечном счёте)
элементов в японском. Несомненно, что в японский язык (как и в айнский -
возможно, через древнеяпонский) проник ряд австронезийских морфем, но степень и характер их соотношения с
морфемами алтайского происхождения подлежит уточнению.
Австронезийские языки в целом при возможности их древнего вхождения в
австротайскую семью имеют много общих черт с языками аустроазиатской макросемьи. По аустротайской
гипотезе, эти общие черты объясняются наличием древнего
аустроазиатского субстрата в
австронезийском; в этом случае австронезийские языки распространились
из Юго-Восточной Азии. По альтернативной гипотезе, австронезийский
входит в одну австрическую (аустрийскую) макросемью с аустроазиатскими
языками. К аустроазиатским языкам принадлежат вьетмыонгские (вьетнамский
и несколько родственных ему языков во Вьетнаме), имеющие значительный
пласт общей (субстратной?) лексики с тайскими;
возможно, языки подгруппы семанг-сакай, точные генеалогические отношения
которых, однако, не вполне выяснены; языки
мон-кхмер (кхмерский в Камбодже, близкий к
бахнарской группе в Лаосе, и языки монской группы), обнаруживающие и
определённые связи с мяо-яо (возможно, объясняемые позднейшими
контактами); языки палаунг-ва (палаунг, рианг, ва в Мьянме, лава в
Таиланде, кха, пхенг и другие горные языки Лаоса и Южного Китая); язык
кхаси в Бангладеш, давно отделённый от
палаунг-ва благодаря миграциям сино-тибетских племён - каренов и чинов, предположительно уже около 4-3‑го
тыс. до н. э.; языки мунда (сантали, мундари и
хо, образующие одну группу в Северо-Восточной и Центральной Индии;
кхариа и родственные языки к западу от Калькутты; курку далее к западу;
савара, или сора, образующий отдельную ветвь). Не вполне ясно отношение
к этим языкам некоторых других языков Индии, в частности нагали (в центральной Индии), а также никобарского на Никобарских островах (иногда
сближаемого с палаунг-ва и мон-кхмерским). Аустроазиатский субстрат
выявляется не только в австронезийском, но и в древнекитайском, что
иногда приводится и в качестве аргумента против его безусловного
объединения в одну семью с тибето-бирманским; однако эти
аустроазиатские слова, скорее всего, были заимствованы в
древнекитайский в эпоху, когда народы, говорившие на одном из
аустроазиатских диалектов, обитали в долине реки Янцзы (самое название
которой объясняется из аустроазиатского), тогда как на древнекитайском
языке говорили только в более северной области.
Согласно недавно выдвинутой индо-тихоокеанской гипотезе, вымирающий
язык Андаманских островов (иногда
сопоставлявшийся с языком сакай, включаемым в семью аустроазиатских
языков) родствен значительной части языков Новой Гвинеи и прилегающих
островов, условно называемых папуасскими;
возможно, что в индо-тихоокеанскую макросемью входят и некоторые другие
языки, которые (как сакай) считаются аустроазиатскими. Среди остальных
«папуасских» языков выделяется несколько групп, пока несводимых друг к
другу. Но часть их, возможно, следует объединить с языками Австралии,
образующими вместе единую австралийскую семью
языков, единство которой не подлежит сомнению.
В Африке, к югу от Сахары, основная часть
населения, согласно новым опытам классификации, говорит на языках
двух макросемей: конго-сахарской («суданской» в
более ранней терминологии), состоящей из нигеро-кордофанской (конго-кордофанской) и нило-сахарской и обособленно стоящей койсанской. Нигеро-кордофанская семья состоит из
двух групп - нигер-конго и кордофанской.
В составе нигеро-конголезской группы выделяется
обширная подгруппа бенуэ-конго, включающая бантоидные языки, к которым относятся и языки банту [важнейшие из них - суахили, руанда, конго, рунди, луба, луганда, лингала, (се)сото, (иси)зулу]. Из
восточнобантоидных языков Судана наиболее распространённым является
язык тив. Некоторые учёные предполагают, что
языки банту и бантоидные языки Судана, объединяемые в группу
нигер-конго, связаны, с одной стороны, с афразийскими языками, с другой
стороны, с некоторыми кордофанскими языками Судана (конго-кордофанская
группа). От банту и бантоидных языков отличны следующие группы внутри
бенуэ-конго: равнинная, или плато (камбари-реше, пити, биром и другие),
группа джукуноидных языков, группа Кросс-Ривер (боки и другие). К другим
подгруппам внутри нигеро-конголезской группы относится адамава
(тула-кему, чамба-мумбала, дакатараи, вере-дурру, мумуйе-зинна,
дамакари, юнгур-роба, каи, йен-мунга, лонгуда, фели, нимбари, буа-хобе,
маса). К восточным языкам нигеро-кордофанской группы принадлежат
гбайя-нгбака, банда, нгбанда-екома, занде-памбиа, нгбака ма’бо - бангба, ндого-мангал,
мади-донго, мандунга-мба. К нигеро-кордофанской группе относятся также
подгруппы западноатлантическая (языки фула, волоф, киси и
другие), манде (языки малинке, бамбара, сонинке, менде и другие), вольтийские (языки моси, или море, груси, лобо и
другие) и ква (языки акан, эве, йоруба, ибо и другие).
Некоторые из бантоидных языков (как тив), языки «западнонигритской»
группы (адамава, убанго, кордофанские), а также ква в последнее время
привлекают для обоснования давно предполагавшегося единства всех
«суданских» («конго-сахарских») языков, в которые входят и
нило-сахарские. Нило-сахарская семья включает группы шари-нильскую, центральносуданскую, а также
северную (бонго-гбери, сара, вале, бубама; креш, бинча-кара),
юго-восточную (мору-мади, кангберу-алуа,
мангбуру-эфе, ленду); предполагается отдельность групп сонгаи, сахарской, маба, фур, кома. В случае если недавно
вновь обоснованная гипотеза о единстве всех «конго-сахарских»
(суданских) языков будет доказана, это может открыть особую перспективу
в исследовании связей языков Северной Африки и смежных районов Евразии,
с одной стороны, которые в основном относятся к афразийской
(семито-хамитской) группе ностратической макросемьи, и языков Африки к
югу от Сахары, с другой. Обнаруживаются определённые черты сходства
между афразийскими языками и языками бенуэ-конго (в частности, банту и
другими бантоидными), что может быть проявлениями очень отдаленных
древних родственных связей (в конечном счёте между ностратическими
языками и конго-сахарскими), если они не смогут быть объяснены как
следствие позднейшего взаимодействия этих языков уже на территории
Африки.
Особое место на юге Африки занимают готтентотские
языки, часто объединяемые вместе с бушменскими в группу койсанских языков, к которым присоединяются
некоторые языки Восточной Африки (сандаве, хатса). Возможно, что именно
койсанские языки представляют языки древнего населения Африки (в такой
же мере, как енисейские и некоторые другие, им родственные, - остаток
языков раннего населения значительной части Евразии). Очень плохо
изучены так называемые пигмейские языки Южной Африки (самый термин
остаётся столь же условным, как «папуасские» языки).
Условным обозначением, не имеющим реального классификационного
смысла, является и обозначение части языков севера Сибири и Дальнего
Востока как «палеосибирских», или «палеоазиатских». Западными «палеосибирскими»
языками называли енисейские, родственные связи
которых определяются благодаря выявлению их связей с
северокавказскими и другими близкими им языками (отдельные сходства
между енисейским и «палеоазиатским» юкагирским,
близким к уральскому и, следовательно, к ностратическому, вероятно, объясняются
позднейшими контактами на территории Сибири и
сопредельных областей). Такие палеоазиатские языки, как чукотско-корякские (чукотский, корякский, ительменский), могут быть включены в ностратическую
семью (хотя эта гипотеза принимается только частью исследователей).
Сходную гипотезу предлагали и в отношении нивхского
(гиляцкого) языка, но речь может идти, по-видимому, лишь о
проникновении в него некоторых отдельных заимствований (общих и с другими языками Восточной
Азии и Дальнего Востока). Изолированно стоит среди других языков
Восточной Азии айнский язык (в северной Японии),
сопоставляемый (как и енисейские) с языками
американских индейцев. Эскимосский язы