Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

швейцер

швейцер (schweitzer) альберт

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

швейцер альберт

Энциклопедический словарь

Шве́йцер Альберт (Schweitzer) (1875-1965), немецко-французский мыслитель, близкий к философии жизни, протестантский богослов и миссионер, врач, музыковед и органист. С 1912 жил в Ламбарене (Габон), где построил госпиталь для прокажённых. Исходный принцип мировоззрения Швейцера - «преклонение перед жизнью» как основа нравственного обновления человечества. Исследования о И. С. Бахе (рус. пер. - 1934 и 1965). Нобелевская премия мира (1952).

* * *

ШВЕЙЦЕР Альберт - ШВЕ́ЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (14 января 1875 - 4 сентября 1965), немецко-французский мыслитель, близкий к философии жизни, протестантский теолог (см. ТЕОЛОГИЯ) и миссионер, врач, музыковед (см. МУЗЫКОВЕДЕНИЕ) и органист. В 1913 организовал госпиталь в Ламбарене (Габон). Исходный принцип мировоззрения Швейцера - «преклонение перед жизнью» как основа нравственного обновления человечества. Исследования о И. С. Бахе (см. БАХ Иоганн Себастьян) (русский перевод 1934 и 1965). Нобелевская премия мира (1952).

Энциклопедия Кольера

ШВЕЙЦЕР Альберт (Schweitzer, Albert)

(1875-1965), теолог, философ, музыковед и врач-миссионер, родился 14 января 1875 в Кайзерсберге (Эльзас, в те годы территория Германии) в семье лютеранского пастора. Детство провел в Гюнсбахе (близ Кольмара), с раннего возраста учился игре на органе, посещал гимназию в Мюльхаузене, а затем поступил в Страсбургский университет, по окончании которого защитил диссертации на соискание степеней доктора философии (1899) и лиценциата теологии (1900), габилитационную работу по теологии защитил в 1902. Он стал также почетным доктором музыки. В 1902 был назначен помощником приходского пастора в Страсбурге, а в 1903 возглавил там же теологическую семинарию св. Фомы. Занимался преподавательской деятельностью и опубликовал на французском языке монографию И.С.Бах - музыкант и поэт (J.S.Bach, musicien-pot), в 1908 вышло переработанное и расширенное издание на немецком языке под названием Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach). Книга о Бахе, а также История исследования жизни Иисуса (Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung, 2-е издание 1913; 1-е издание вышло в 1906 под названием От Реймаруса до Вреде, Von Reimarus zu Wrede) принесли ему мировую славу. К тому времени, когда Швейцер достиг 30-летнего возраста (1905), он уже был маститым теологом, пользующимся популярностью педагогом и проповедником, известным органистом и признанным авторитетом в области баховедения и строительства органов. Однако он оставил свои любимые занятия и приступил к изучению медицины. После окончания курса на медицинском факультете (1905-1912) Швейцер получил степень доктора медицины (1913) и был направлен в качестве врача-миссионера в Африку. В 1913 организовал больницу в Ламбарене на реке Огове во французской колонии Габон (Французская Экваториальная Африка), где проработал более 40 лет. Больница в Ламбарене, которую он выстроил фактически своими руками, стала памятником "благоговения перед жизнью", которое Швейцер проповедовал всю свою жизнь. Швейцер был удостоен Нобелевской премии мира (1952) и британского ордена "За заслуги" (1955). Следует упомянуть и другие его книги: Упадок и возрождение культуры. Философия культуры (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kultur und Ethik, 1923); Мистика апостола Павла (Die Mystik des Apostels Paulus, 1930); автобиография Швейцера Из моей жизни и моих мыслей (Aus meinem Leben und Denken, 1931); Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik, 1935).

ЛИТЕРАТУРА

Швейцер А. И.С.Бах. М., 1964 Носик Б. Швейцер. М., 1971 Швейцер А. Письма из Ламбарене. М., 1989 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992 Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993

Афоризмы

Полезные сервисы

швейцер мих. абр

Гуманитарный словарь

ШВЕ́ЙЦЕР Мих. Абр. (1920-2000) - кинорежиссер. Окончил реж. ф-т ВГИКа (мастерская С. Эйзенштейна) в 1943. Был ассистентом М. Ромма в ф. "Человек № 217" (1945). В 1-й пол. 1950-х гг. работал на к/ст "Лен-фильм". В 1954 поставил там совм. с В. Венгеровым ф. "Кортик" (по пов. А. Рыбакова), а в 1955 Ш. снял свой первый самостоят. ф. "Чужая родня" (по пов. В. Тендрякова). В нем реж. показал совр. деревню с ее сложными проблемами, с тяжелым грузом прошлого, особенно ощутимым в неоднозначном характере героини ф., созданном Н. Мордюковой. Затем Ш. возвращается в Москву и работает на к/ст "Мосфильм". В 1957 он снимает ф. "Саша вступает в жизнь" - еще одну экранизацию пов. Тендрякова ("Тугой узел") - снова о совр. деревне. В 1965 Ш. экранизировал ром. В. Катаева 1920-х гг. "Время, вперед!" А в 1968 реж. на те же 20-е гг. посмотрел сквозь сатирич. призму И. Ильфа и Евг. Петрова, перенеся на экран ром. "Золотой теленок". В нем были великолепные актерские достижения: С. Юрского (Бендер), Евг. Евстигнеева (Корейко), З. Гердта (Паниковский), Л. Куравлева (Балаганов) и др. В 1970-х гг. Ш. экранизировал рассказы А. Чехова: ф. "Карусель" (1970) и "Смешные люди!" (1977). Экранизируя лит. произв., Ш. никогда не вставал на путь добросовестного хрестоматийного "переноса" произв. прозы на экран. Его экранизации всегда отличались самобытностью, оригинальностью трактовок, ярко выраженным "авторским" реж. началом. Особенно это относится к двум экранизациям рус. классики, сделанным реж. в 1980-х гг. на центр. телевидении: "Маленькие трагедии" (по А. Пушкину) и "Мертвые души" (по поэме Н. Гоголя). В 1987, через 20 лет после ф. "Воскресение", Ш. вновь обращается к Толстому и экранизирует пов. "Крейцерова соната". В творчестве Ш. сильны сатирич. и метафорич. краски. Они выявились, напр., в фильме-памфлете "Бегство мистера Мак-Кинли" (1975, по сцен. Л. Леонова). Ф. представлял собой притчу о маленьком человеке, клерке, живущем в зап. мире и стремящемся убежать от мучительных противоречий жизни. В жанре сатирич. памфлета поставлен и ф. Ш. "Как живете, караси?" (1991) - о разветвленной сети КГБ. Этот ф. интересен тем, что реж. впервые после картин 1950-х гг. обращается к злобе дня, к совр. соц. вопросам. И здесь, как всегда у Ш., заняты выдающ. актеры: Евстегнеев, А. Калягин и др. Ставка на крупного актерадр. его фильмах снимались В. Высоцкий, И. Смоктуновский, А. Демидова) - отличительная черта режиссуры Ш. Среди др. фильмов: "Путь славы" (1948, совм. с Б. Бунеевым и А. Рыбаковым), "Мичман Панин" (1960).

Лит.: Рыбак Л. Как рождались фильмы Михаила Швейцера. М., 1984.

Полезные сервисы

швейцер михаил абрамович

Энциклопедический словарь

Шве́йцер Михаил Абрамович (1920-2000), кинорежиссёр, народный артист СССР (1990). Фильмы: «Чужая родня» (1956), «Мичман Панин» (1960), «Воскресение» (1960-62), «Золотой телёнок» (1968), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975), «Мёртвые души» (1984, телефильм), «Крейцерова соната» (1987), «Послушай, Феллини!..» (1993, совместно с С. А. Милькиной) и др. Государственная премия СССР (1977).

* * *

ШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович - ШВЕ́ЙЦЕР Михаил (Моисей) Абрамович (16 марта 1920, Пермь - 2 июня 2000, Москва), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1980).

Работы 1940-50-х годов

Окончил режиссерский факультет ВГИКа (см. КИНЕМАТОГРАФИИ ИНСТИТУТ) (мастерская С. М. Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович)) в 1943. С 1941 работал ассистентом режиссера. Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокашниками из ВГИКа - «Путь славы» (1949, с Б. А. Бунеевым и А. М. Рыбаковым) и «Кортик» (1954, по А. Н. Рыбакову (см. РЫБАКОВ Анатолий Наумович), с В. Я. Венгеровым). Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне - «Чужая родня» (1956, по повести «Не ко двору» В. Ф. Тендрякова (см. ТЕНДРЯКОВ Владимир Федорович)) и «Тугой узел» (1957, по Тендрякову). Последняя из лент подверглась резкой партийной критике и последующей переделке с целью упрощения и сглаживания конфликтов и характеров. Позднее она была выпущена в прокат под оптимистическим названием «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988 режиссер смог частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла».

Историко-революционная тема

Следующий фильм Швейцер поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» (1960) с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило Швейцеру место в обойме советских кинорежиссеров первого ряда. Незаурядное мастерство позволяло режиссеру даже в пафосных, идеологически правильных произведениях («Время, вперед» по В. П. Катаеву, совместно с С. А. Милькиной, 1966; «Бегство мистера Мак-Кинли», по Л. М. Леонову, 1975, Государственная премия СССР, 1977) находить, кроме аттракционности и заостренности стилевых решений, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи.

Экранизация литературной классики

В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Л. Н. Толстого («Воскресение», 1960-1962; «Крейцерова соната», с Милькиной, 1987, Государственная премия РСФСР, 1989), И. А. Ильфа и Е. П. Петрова («Золотой теленок», 1968), А. П. Чехова («Карусель», 1970; «Смешные люди», 1978), А. С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1980) и Н. В. Гоголя («Мертвые души», 1984) режиссер бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты - до печальной, драматической, даже трагической.

Последние годы

В последнее десятилетие своей жизни, тяжелое для всей российской кинематографии, режиссер испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма - социальный фарс «Как живете караси (1992, совместно с Милькиной) и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини (1993, совместно с Милькиной) с Людмилой Гурченко (см. ГУРЧЕНКО Людмила Марковна) в единственной роли. После смерти Софьи Милькиной, долголетней спутницы жизни и верной соратницы, Михаил Швейцер прожил чуть более года. Попав в автомобильную аварию, он скончался спустя месяц, накануне очередной операции.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

швейцерова жидкость