Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

васильевы

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

Гуманитарный словарь

ВАСИ́ЛЬЕВЫ - семья русских актеров. Пав. Вас. (1832-79) - выходец из мещанской семьи. После окончания Моск. театр. уч-ща зачислен фигурантом в балетную труппу императорских т-ров. Решив стать драматич. актером, уезжает в провинцию, где скоро добивается успеха. Приверженец реалистич. манеры игры, В. с 1860 в труппе Александринского т-ра, с равным успехом исполняя как драматич., так и комедийные роли. Особенно близок В. худож. мир Островского, в пьесах к-рого он сыграл 24 роли: Любим Торцов ("Бедность не порок"), Тихон ("Гроза"), Подхалюзин ("Свои люди - сочтемся"), Бальзаминов, Милашин ("Бедная невеста") и др. Среди лучших ролей В. также: Осип ("Ревизор"), Кочкарев ("Женитьба"), Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Сочетание напряженного драматизма с комедийностью особенно ярко проявилось в роли Кузовкина ("Нахлебник" Тургенева). Блестяще исполнял эпизодич. роли (напр., кн. Тугоуховского - "Горе от ума"). Часто выступал с концертами, где читал произв. Достоевского, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. В 1864 В. вынужден уйти из т-ра по причине расхождений эстетич. и обществ. взглядов с театр. администрацией и мн. членами труппы, но через год, под давлением передовой критики, вновь приглашен в труппу. После возвращения играл редко и, как правило, в малоинтересных пьесах. В 1874 окончательно покидает имп. сцену, одновременно уйдя и из театр. уч-ща, где с 1868 вел драматич. класс (его ученики Е. И. Левкеева, А. М. Дюжикова, А. А. Мартынов, П. М. Свободин). В сезоне 1874-75 В. играл в Моск. общедоступном частном т-ре лучшие старые роли, с 1875 гастролировал по провинции.

Сер. Вас. (1827-62) - брат Павла Васильевича. Учился в Моск. театр. уч-ще. Проявил способности к танцам, муз. и драматич. иск-ву, учился в классе декламации у М. С. Щепкина. По окончании уч-ща (1844) принят в Малый т. Быстро завоевал симпатии зрителей заразит. комизмом, искренностью и простотой. До 1853 выступал преимущ. в водевилях, где, развивая традиции Щепкина, создал ряд образов "маленьких людей", сыгранных с большой симпатией и состраданием. Наиб. ярко проявился талант В. в пьесах Островского. Удачей В. стало исполнение роли Хлестакова, к-рого он, вопреки сложившейся традиции, сыграл в резко обличит. тонах. Покинул сцену из-за болезни глаз, приведшей к полной потере зрения.

Ек. Ник. (1829-77) - жена С. В. Васильева. Дочь музыкантов. В 1845 дебютировала в Малом т-ре в пьесах Э. Скриба и Ф. Шиллера. В 1847 принята в труппу Александринского т-ра, в 1848 переведена в Малый т. Умная, красивая, эмоцион. актриса, выступала в разнообр. ролях. Особенно ей удавались образы светских женщин. Рано перейдя на характерно-бытовые и драматич. роли пожилых женщин, наиб. успех снискала в пьесах Островского Вишневская ("Доходное место"), Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты"), Анна Павловна ("Шутники") и др. Среди ролей также Анна Андреевна ("Ревизор"), баронесса Штраль ("Маскарад"), Виола ("Двенадцатая ночь"), Гертруда ("Гамлет").

Над. Сер. (1852-1920) - дочь С. В. и Е. Н. Васильевых. После неск. дебютов в 1870-78 в труппе Малого, в 1878-97 - Александринского т-ра. Выступала преим. в комедиях и водевилях, привлекая тонким вкусом и изяществом отделки ролей, среди к-рых Снегурочка (одноим. пьеса А. Н. Островского), Лиза и Софья ("Горе от ума"), Верочка ("Месяц в деревне"), Розина ("Севильский цирюльник"), Таня ("Плоды просвещения") и др. В 1888-91 преподавала в Петерб театр. уч-ще. В 1897, уйдя из Александринского т-ра, организовала свою труппу, с к-рой выступала в провинции. В 1902 В. вернулась в Александринский т, где стала играть гранд-дам и характерные роли: Анна Андреевна ("Ревизор"), Толбухина ("Плоды просвещения"), Гурмыжская ("Лес"), Огудалова ("Бесприданница") и др. С 1914 преподавала на петроградских драм. курсах. Одна из инициаторов создания и первый директор Музея гос. академ. театров в Петрограде.

Вера Сер. (1854-1905) - дочь С. В. и Е. Н. Васильевых. Появилась на сцене в 1872 в Калуге. В 1873 играла в Моск. общедоступном частном т-ре. В 1874 дебютировала в Малом т-ре, в 1875 зачислена в труппу. Играла роли молодых девушек, затем перешла на роли пожилых женщин. Будучи острохарактерной актрисой, умело избегала преувеличений, шаржирования. Среди ролей Графиня-внучка ("Горе от ума"), герцогиня Оливарец ("Дон Карлос" Шиллера), Звездинцева ("Плоды просвещения") и др.

Полезные сервисы

васильевы (российские актеры)

васильевы братья

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

васильевы, братья

Гуманитарный словарь

ВАСИ́ЛЬЕВЫ, братья - псевд. реж.-однофамильцев. Георг. Ник. (1899-1946) учился в Варшавском технол. ин-те, в Моск. театр. студии И. Певцова "Молодые мастера", в реж. мастерской С. М. Эйзенштейна (1929). С 1923 выступал как кинокритик. В 1924-28 - ред.-монтажер к/ст. "Госкино" по перемонтажу заруб. ф. С 1929 реж. к/ст. "Ленфильм". Поставил науч.-поп. ф. "Невероятно, но факт" (1932).

Сер. Дм. (1900-59) в 1924 окончил Ин-т экранного иск-ва в Ленинграде (актерск. и реж. отделения). В 1924-28 ред.-монтажер по перемонтажу заруб. ф. к/ст "Севзапкино" и "Совкино". Учился в реж. мастерской С. Эйзенштейна. С 1928 реж. к/ст. "Ленфильм". После смерти Георгия Васильева поставил ф.: "Герои Шипки" (1955, совм. с Народной Республикой Болгарией, спец. приз МКФ в Каннах, 1955), "В дни Октября" (1958, и соавтор сценария).

Совм. пост.: "Подвиг во льдах" (1929, о поисках сов. полярниками экспедиции Нобиле), "Спящая красавица" (1930, по сценарию Г. Александрова - о рутинных явлениях в т-ре, поставлен в эстетике типажно-монтажного кино). В ф. "Личное дело" (1932) обратились к стилистике т. н. актерского кино. Ф. "Чапаев" (1934, гл. приз МКФ в Москве, 1935, приз Парижской междунар. выставки, 1937). В 1978 на опросе крупнейших кинокритиков мира "Чапаев" включен в число лучших ф. всех времен и народов, пользовался колоссальной зрительской популярностью, стал знаменем сов. кино 30-х гг., определив стилистику актерского звук. кино и воплотив черты мифологии 30-х гг. Ф. "Волочаевские дни" (1937), "Оборона Царицына", "Поход Ворошилова" (оба - 1942, соавторы сценария) - о Гражд. войне на Д. Востоке, на р. Волге и др. "Фронт" (1943, по одноим. пьесе А. Корнейчука) - о Вел. Отеч. войне.

Соч. Собр. соч.: В 3 т. М., 1981-83.

Лит.: Писаревский Д. Братья Васильевы. М., 1981.

Полезные сервисы

васильевых

Словарь русских фамилий

ВАСЕНИН ВАСЕЙКИН ВАСЕНКОВ ВАСЕНЦОВ ВАСЕНЬКИН ВАСЕЧКИН ВАСИК ВАСИЛЕВ ВАСИЛЕВИЧ ВАСИЛЕВСКИЙ ВАСИЛЕНКОВ ВАСИЛЕНКО ВАСИЛЕНОК ВАСИЛЕЦ ВАСИЛЕЧКО ВАСИЛИЧЕВ ВАСИЛИЩЕВ ВАСИЛОВ ВАСИЛЬЕВ ВАСИЛЬЕВЫХ ВАСИЛЬКОВ ВАСИЛЬЦЕВ ВАСИЛЬЦОВ ВАСИЛЬЧЕНКО ВАСИЛЬЧИКОВ ВАСИЛЮК ВАСИН ВАСИНСКИЙ ВАСИНЦЕВ ВАСИЧЕВ ВАСИЩЕВ ВАСКИН ВАСКОВ ВАСНЕВ ВАСЫНЕВ ВАСЬКИН ВАСЬКОВ ВАСЬЯНОВ ВАСЮКИН ВАСЮКОВ ВАСЮНИЧЕВ ВАСЮНКИН ВАСЮТИН ВАСЮТИЧЕВ ВАСЮТКИН ВАСЮТОЧКИН ВАСЮТЧЕВ ВАСЮХИН ВАСЮХИЧЕВ ВАСЮХНОВ ВАСЮЧЕНКО ВАСЮЧКОВ ВАСЮШИН ВАСЮШКИН ВАСЯГИН ВАСЯЕВ ВАСЯКИН ВАСЯНИН ВАСЯЕВ ВАСЯШИН ВАХНЕВ ВАХНО ВАШЕНЦЕВ ВАШИН ВАШУРИН ВАШУРКИН ВАШУТИН ВАЩЕНКО ВАСНЕНКО ВАСЬКОВИЧ ВАСЮНИН ВАСЕНЕВ ВАСЕЧКО ВАСИЛЕХА ВАСИЛИНЧУК ВАСИЛЬЧЕНОВ ВАСИЛЬЧУК ВАСЬКО ВАСЮТА ВАСЯНОВИЧ ВАСЕНКИН ВАСЕНКИН

Отчество от канонического мужского личного имени Василий (из греч. basileus - "властитель, царь) и его производных форм.

Фамилия встречается повсеместно, так как имя с XV по XIX в. занимало второе по частоте место у русских, уступая только Ивану. Но частотность фамилии только в крупнейших городах была значительной (например, в Петербурге 1910 г., по подсчетам Б.Унбегауна, занимала второе место). Ни на одной из территорий, вошедших в подсчеты Никонова, фамилия не относилась к десяти самым частым, так как имя употребляли во многих производных формах, от которых образованы разные фамилии, например: Базилевич, Базылев, Базылин, Васин, Васейкин, Васенькин, Васечкин, Василевич, Василевский, Василенков, Василичев, Васильев, Васильевых, Васильков, Васильцев, Васин, Васинский, Васинцев, Васичев, Васищев, Васнев, Васнецов, Васькин, Васьков, Васюкин, Васюков, Васюков, Васюнин, Васюничев, Васютин, Васюткин, Васюточкин, Васюхин, Васючков, Васюшин, Васюшкин, Васягин, Васяев, Васякин, Васяткин, Васяшин, Вахнев (рус. сев.-запад., укр., белорус. - Вахно, укр. - Василенко, Василюк, Васюченко, белорус. - Василенок, болг. - Василев, молд. и румын. - Василиу, Василеску, груз. - Василидзе). В некоторых случаях трудно решить, какому имени обязана фамилия Вашин, Вашутин, Вашурин, Вашуркин и другие - от Василий или от Иван? (Н)

Васеня - уменьшительная форма имени Василий. Ваша разговорная форма имен Иван или Василий. Вашинец принадлежащий к семье Вашиных, потомков Ваши. А уже дети Вашинца стали писаться Вашинцевы и: е после ш вместо и - позднейшая ошибка, вызванная тем, что история образования фамилии забылась. (Ср. Васнецов.) (Ф)

Василец. Суффикс -ец при образовании фамилий используется в украинском и реже в белорусском языках.

Имена на Вах- и Ваш- могут быть образованы и о имени Варфоломей. Вахнев. Фамилия упоминается в "Ономастиконе" Веселовского Вахневы Дмитрий и Ульяна, новгородцы, убитые в 1570 г. в новгородском погроме. Вахна Ч рыба, род трески, Вахно Ч Василий и Варфоломей

Полезные сервисы