ж.
Церковная служба у православных христиан накануне больших церковных праздников, начинающаяся после захода солнца и длящаяся обычно до ночи; вечерняя служба, всенощное бдение.
ж.
Церковная служба у православных христиан накануне больших церковных праздников, начинающаяся после захода солнца и длящаяся обычно до ночи; вечерняя служба, всенощное бдение.
ВСЕ́НОЩНАЯ [шн ], -ой, жен. У православных: церковная предпраздничная вечерняя (иногда продолжающаяся и ночью) служба. У всенощной быть. Пойти ко всенощной.
Всенощная
[шн], все́нощной, ж.
Христианская церковная служба с вечера до окончания ночи накануне воскресенья и больших церковных праздников.
Этимология:
Заимствовано из старославянского языка. Образовано от вьсь, вьсе (← * vьsь ← * vьchъ) и ношть (← * noktь).
Энциклопедический комментарий:
Всенощная восходит к обычаям христиан первоначально совершать службу ночью. Состоит из вечерни, повечерья, полунощницы и утрени. Служат по специально установленным дням.
ВСЕ́НОЩНАЯ, -ой, ж
Богослужение в православной церкви, совершаемое накануне воскресенья и больших религиозных праздников, которое начинается после заката солнца и длится иногда всю ночь до восхода.
Мы шли от всенощной, и Горкин все напевает любимую молитвочку - «благодатная Мария, Господь с тобо-ю…» (И.Шмелев).
ВСЕ́НОЩНАЯ -ой; ж. В православной церкви: праздничное богослужение в канун воскресенья и больших христианских праздников (Рождества и Пасхи), длящаяся всю ночь. Пойти к всенощной. Отстоять всенощную. * Ко всенощной зовут колокола (Северянин).
* * *
ВСЕНОЩНАЯ - ВСЕ́НОЩНАЯ, то же, что и Всенощное бдение (см. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ).
ВСЕНОЩНАЯ (всенощное бдение) - богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресных дней и отдельных праздников. Объединяет службы великой вечерни, утрени и 1-го часа. Авторы музыкальных циклов под названием "Всенощная" для хора а капелла: П. И. Чайковский, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов и др.
ВСЕ́НОЩНАЯ - всенощное бдение, церк. богослужение суточного круга, совершаемое накануне воскресных дней и отд. праздников. В. возникла в Византии в первые века христ. эры. Благоприятную почву для развития практика В. нашла в монастырях, где она продолжалась всю ночь с небольшими перерывами. В оформление муз.-поэтич. драматургии В. внесли значит. вклад святые Иоанн Златоуст (4 в.), Иоанн Дамаскин (8 в.), Феодор Студит (8-9 вв.). В. состоит из вечерни, утрени и часа первого (или из вел. повечерия и утрени), между ними по уставу полагается чтение из синаксаря, Деяний апостольских и писаний св. отцов В. содержит молитвословия как для чтения, так и для пения (антифонного и респонсорного). Песнопения делятся на неизменяемые, исполняемые постоянно (гимны, псалмы), и изменяемые, приуроченные к отдельным праздникам (тропари, стихиры). В году 52 воскресных В. и 7 праздничных. На Руси В. введена в 11 в. В кон. 6-7 в. в муз. оформление В. вводится многоголосие, а на рубеже 17-18 вв. - так наз. партесное пение. В 18 - нач. 19 в. композиторы создают на тексты В. хоровые произведения концертного характера, исполнение к-рых возможно и вне богослужения (А. Л. Ведель, С. А. Дегтярев). Со 2-й пол. 19 в. оформляется жанр "Всенощной" - циклического произведения, полностью оригинального или являющегося обработкой древ. распевов (П. И. Чайковский, М. М. Ипполитов-Иванов, А. А. Архангельский, А. Г. Гречанинов, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов и др.).
ВСЕНОЩНАЯ (всенощное бдение), богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресений и отдельных праздников. Возникла в Византии, на Руси с 11 в. Объединяет службы великой вечерни, утрени и 1-го часа. Со 2-й половины 19 в. распространилась как циклическое музыкальное произведение оригинальное или основанное на обработке древних распевов ("Всенощная" П.И. Чайковского, А.А. Архангельского, А.Т. Гречанинова, П.Г. Чеснокова, С.В. Рахманинова).
Всенощная - и ВСЕ/НОЧНАЯ, ой, ж., ВСЕ/НОЩНА, ы, ж., в знач. сущ.
Вечерняя церковная служба у православных.
► Застал у них все приготовления ко всенощной. // Тургенев. Рудин //; Но колокол растреснувший молчит. Его (бывало) заунывный глас звал братии к всенощне в сей мирный час! // Лермонтов. Стихотворения // /
[шн]
сущ. A/ пр; 216 иск см. Приложение II
(церковная ночная служба)
Заунывным карком
В тишину болот
Черная глухарка
К все́нощной зовет.
С. А. Есенин, «Дымом половодье…»
Мне хочется сказать тебе, моя девочка,
Что любовь моя не знает изменений,
Что и на заутрени жизни, и на все́нощной
Я люблю тебя, как умеет любить только гений!
Игорь Северянин, В зеленом храме
Все́нощное бде́ние (Всенощная), богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресений и отдельных праздников. Возникло в первые века христианства, с IV в. распространилось в Византии и на православном Востоке, с конца XIV в. на Руси. Объединяет службы великой вечерни, утрени и первого часа. До XVII в. песнопения Всенощного бдения исполнялись преимущественно знаменным распевом, с 1680-х гг. в стиле партесного пения. В XVIII в. Д. С. Бортнянский, С. А. Дегтярёв создавали отдельные хоровые произведения, составляющие круг песнопений Всенощного бдения. Со второй половины XIX в. в композиторскую практику входит создание циклических хоровых произведений («Всенощное бдение» П. И. Чайковского, А. Т. Гречанинова, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, С. В. Рахманинова).
* * *
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - ВСЕ́НОЩНОЕ БДЕ́НИЕ (всенощная, агрипния) (греч. agrypnia, букв. - бессонное, бодрствование), в византийском обряде (см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД) торжественное богослужение (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве), совершающееся в канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток. Представляет собой соединение великой Вечерни (см. ВЕЧЕРНЯ), праздничной Утрени (см. УТРЕНЯ) и 1-го Часа.
Практика Всенощного бдения возникла в среде монахов, которые жили в отдельных кельях в отдалении друг от друга и собирались вместе раз в неделю, в канун воскресных и праздничных дней для совместной службы, продолжавшейся всю ночь. Древние монашеские Типиконы (см. ТИПИКОН) предписывали начинать богослужение во время захода солнца и заканчивать при его восходе, при этом молитвы и песнопения Вечерни (см. ВЕЧЕРНЯ) и Утрени (см. УТРЕНЯ) строго соотносились с конкретными часами суток. В основе обычая совершать всенощное бдение лежала заповедь Христа: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Евангелие от Матфея 25:13). Наиболее раннее упоминание о всенощном бдении содержится в Деяниях апостолов (см. ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ). Всенощное бдение получает особое развитие в 4 в., когда благодаря Иоанну Златоусту (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ) оно приобретает чинопоследование, близкое к современному. Однако в 4 в. Всенощное бдение совершалось преимущественно в канун субботы, а не под воскресенье. От начала 7 в. сохранился рассказ о посещении (около 606) воскресного бдения у синайского аввы Нила иноками Иоанном Мосхом и Софронием (см. СОФРОНИЙ (патриарх Иерусалимский)), будущим патриархом Иерусалимским. Схема общей службы была сходна с современной, однако по строгому уставу монахов-отшельников, на Всенощном бдении не полагалось пения стихир (см. СТИХИРА) и тропарей (см. ТРОПАРЬ), которые были принадлежностью соборных церквей и менее строгих монастырей, полагалось лишь одно псалмопение (Псалтирь (см. ПСАЛТИРЬ) прочитывалась полностью за одну ночь), чтение Священного Писания (см. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ), молитв «Отче наш» и «Господи, помилуй». Всенощное бдение составляет отличительную черту Иерусалимского богослужебного Устава; Студийский устав не предполагает Всенощного бдения ни для одного дня года и предписывает отдельно совершать Вечерню, Утреню и 1-й Час. В памятниках позднейшего времени число ежегодных всенощных бдений достигает 68. В его состав входят молитвы, чтение Ветхого Завета (см. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ), псалмов и поучений, песнопения и антифоны (см. АНТИФОН). В Русской Православной Церкви Всенощное бдение появилось только в конце 14 в. - со введением на Руси Иерусалимского Устава.
В латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) всенощные бдения чаще всего устраиваются в ночь на некоторые из праздников (особенно, Рождество (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО) и Пятидесятницу (см. ПЯТИДЕСЯТНИЦА)) или в последние дни Страстной недели (см. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ) и состоят из серии действий, не предписанных какими-либо правилами, избираемых по усмотрению пастырей и общин или исходя из уже сложившегося обычая: в их число могут входить богослужения суточного круга, Месса (см. МЕССА), литании (см. ЛИТАНИЯ), Розарий (см. РОЗАРИЙ (молитва)), Крестный Путь (см. КРЕСТНЫЙ ПУТЬ), отдельные молитвы, чтение Священного Писания и других благочестивых книг, размышления, сопровождаемые молитвой и собеседованием в кругу общины, и т. п. В последние годы всенощные бдения получают в Католической Церкви все большее распространение, особенно в монашеских орденах (см. МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА) и конгрегациях (см. КОНГРЕГАЦИИ) и в харизматических общинах, а также в некоторых приходах, где осуществляются, как правило, силами молодых прихожан.
церковная служба, начинающаяся после захода солнца и всю продолжающаяся всю ночь. Иногда обозначается словом бдение.
См. богослужение...
прил. A/ пр см. Приложение II
(устар. продолжающийся всю ночь)
все́нощное бдение (то же, что все́нощная)
Хозяюшка, звериный гений твой
в отчаянье вселенном и всено́щном
над детищем твоим, о, над сыночком
великой поникает головой.
Б. А. Ахмадулина, Сказка о Дожде
Сведения о старой норме ударения:
Неудивительно, если вы произносите данное слово по-иному. Норма ударения в нем изменялась, и до недавнего времени в словарях рекомендовалось все́нощный, всено́щное бдение.