причаща́ться, причаща́юсь, причаща́емся, причаща́ешься, причаща́етесь, причаща́ется, причаща́ются, причаща́ясь, причаща́лся, причаща́лась, причаща́лось, причаща́лись, причаща́йся, причаща́йтесь, причаща́ющийся, причаща́ющаяся, причаща́ющееся, причаща́ющиеся, причаща́ющегося, причаща́ющейся, причаща́ющихся, причаща́ющемуся, причаща́ющимся, причаща́ющуюся, причаща́ющеюся, причаща́ющимися, причаща́ющемся, причаща́вшийся, причаща́вшаяся, причаща́вшееся, причаща́вшиеся, причаща́вшегося, причаща́вшейся, причаща́вшихся, причаща́вшемуся, причаща́вшимся, причаща́вшуюся, причаща́вшеюся, причаща́вшимися, причаща́вшемся
перекрестить
Энциклопедический словарь
ПЕРЕКРЕСТИ́ТЬ -крещу́, -кре́стишь; перекрещённый; -щён, -щена́, -щено́; св.
1. (нсв. также крести́ть). кого-что. Движением правой руки изобразить крест над кем-, чем-л. П. себя. П. ребёнка. П. воду. П. лоб, грудь, рот. Поп перекрестил причащающегося.
2. кого-что. Осенить крестом многих, всех или всё, многое. П. детей. П. окна, двери.
3. кого. Совершить обряд крещения, осенить крестом всех, многих. П. новокрещённых.
4. кого. Совершить заново обряд крещения над тем, кто переходит из одной христианской церкви в другую или из одной христианской общины в другую. П. католика в православные. П. старообрядца.
5. кого-что. Разг. Дать новое имя, название, прозвище. П. кого-л. обидным прозвищем. П. улицу. Мальчика в детском саду перекрестили другим именем.
6. обычно чем. Разг. Перевязать крест-накрест. П. чемодан ремнями. П. багаж лентами.
7. обычно страд. прич. прош. Пересечь чем-л. крест-накрест. Окна перекрещены бумажными лентами. Небо перекрещено лучами прожекторов. // (нсв. также крести́ть). Перечеркнуть крест-накрест. П. в тетради домашнее задание. Дети все заборы перекрестили. П. мелом дверь.
◁ Перекре́щивать, -аюсь, -аешься; нсв. Перекре́щиваться, -ается; страд. (2-4, 6-7 зн.). Перекреще́ние; Перекре́щивание (см.).
Полезные сервисы
причастие
Гуманитарный словарь
ПРИЧА́СТИЕ - важный термин слав.-рус. религ. традиции, имеющий два осн. значения. 1) Участие, прикосновенность к ч.-л., удел, жребий. "Ко́е бо причастие правде к беззаконию, или ко́е общение свету и тме?" (2 Кор 6:14). 2) Вкушение к.-л. пищи (здесь сущ. "причастие" и гл. "причащаться" требуют после себя род. пад.). "Но поведено, по отпущений Литургии, нечто мало причясти́тись, скудно, от пищи..." (из "Исповедания Ростовского архиеп. Феодосия"). В том случае, когда вкушают не обыкновенную пищу, но "Хлеб жизни" (Иоанн 6.48), являемый христианам в установленном Спасителем Таинстве Евхаристии (Лука 22.19-20), употребляются словосочетания: "причащение Тела и Крови Господних", "приобщение евхаристических даров", "принятие Св. Тайн". Слово "П." (причащение) обозначает как сами св. Дары, так и действие причащающего и причащающегося. Обиходное выражение "таинство причащения" является литургически неоправданным. Готовящийся к принятию и только что принявший св. Дары именуется "причастником", или "общником". "Ве́чери Твоея́ Тайныя́ днесь, Сы́не Божий прича́стника мя приими́... "Благодарю Тя, Господи Бо́же мой, я́ко не отри́нул мя еси́ грешнаго, но о́бщника мя бы́ти святынь Твоих сподо́бил еси́..." (из молитв до и после П.). Процесс приготовления к П. называется "гове́ньем" и состоит в посте, посещении богослужений и исполнении особого чина, именуемого "Последование перед св. причащением" (помещается в Молитвослове). Причащение клириков и мирян является конечной целью совершения таинства Евхаристии, составляющего смысловой центр Божественной Литургии. Верующий принимает св. Дары "во оставление грехов и в жизнь вечную" (слова, произносимые архиереем или священником, преподающим П.). "Отцы Церкви считали грехом, если человек был на Литургии и ушел, не причастившись. Но постепенно обычай частого П. стали забывать. Кончилось тем, что до рев-ции люди принимали св. Тайны раз в год (постом) или перед смертью. [...] В наши дни Русская Православная Церковь постепенно возвращается к практике частого П." (Мень А., прот. Таинство, Слово и Образ. Брюссель, 1980. С. 67-69). Верующие причащатся в храме (церкви, молитвенном доме), во время Литургии (больных дозволено приобщать на дому т. н. "запасными Дарами"), по окончании евхаристического канона (анафоры) и общего пения молитвы "Отче наш..." Священнослужители в алтаре (как апостолы на Тайной вечере) причащаются так, как причащались все христиане др. Церкви: принимая в ладонь прав. руки св. Тело, испивают затем св. Крови непосредственно из чаши. В это время поется "причастный стих" или "причастен" ("киноник"). Мирян ради удобства уже давно причащают из "лжицы". (В Католич. Церкви мирянам преподается только св. Тело - т. н. "облатка".) Младенцы в правосл. храме причащаются одной св. Кровью. По окончании П. священнослужителей Царские врата отверзаются и звучит обращенный к молящимся в храме возглас диакона: "Со страхом Божиим и верою приступите!" Стоя на амвоне со св. Чашей в руках, священник громко читает молитву св. Иоанна Златоуста ("Верую, Господи, и исповедую..."), повторяемую вслед за ним верующими. "И прочитав сие исповедание, уже не так, как к иерею, но как к самому огенному серафиму, приступает каждый, готовясь раскрытыми устами принять с святой ложки тот огнепальный угль Святого Тела и Крови Господа, к-рый долженствует в нем попалить, как тленный хворост, весь черный дрязг его прегрешений, изгнав вечную ночь из души его, превратив его самого в просветленного серафима" (Гоголь Н. Размышления о Божественной Литургии). После принятия св. Тайн, в воспоминание др.-христ. братских трапез, причастникам дают "теплоту", или "запивку" (вино, разбавленное водой) и частичку просфоры.
Лит.: Туницкий Н. Древние сказания о чудесных явлениях Младенца Христа в Евхаристии // Богосл. Вестн. 1900. № 5; Соколов П. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире. Сергиев Посад, 1906; Сове Б. Евхаристия в древней Церкви и современная практика // Живое предание. Париж, 1937; Афанасьев Н., прот. Трапеза Господня. Париж, 1952.