Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гавриил

Энциклопедия Кольера

1. ангел

(евр. Гавриэль, "муж Божий" или, что более вероятно, "Бог явил Себя в силе"), ангел высшего чина, именуемый архангелом в псевдэпиграфической Книге Еноха, но не в книгах Ветхого и Нового Завета. Был послан к Даниилу, чтобы истолковать ему видения (Дан 8:16-27; 9:21-27). В Новом Завете возвещает Захарии о рождении Иоанна Крестителя (Лк 1:8-22) и приветствует Деву Марию, избранную Богом, чтобы стать матерью Иисуса Христа (Лк 1:26-38). Неоднократно появляется в поздних еврейских и христианских преданиях. В эпоху позднего Средневековья в Гаврииле видели ангела, который в Судный день поднимет мертвых звуком своей трубы. Согласно исламской традиции, Гавриил (Джибрил или Джабраил) передал Мухаммеду текст Корана.

2. русский богослов

(ВОСКРЕСЕНСКИЙ, ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ)

(1795-1868), русский богослов, первый историк русской философии. Родился в 1795. Окончил Московскую духовную академию (1820) и был оставлен на кафедре философии. В 1821-1824 преподавал в Петербургской духовной академии. Впоследствии был ректором Орловской и Могилевской семинарий, настоятелем монастыря в Казани. В 1835-1850 - профессор Казанского университета (по кафедре церковного права, а затем по кафедре философии). В 1839-1840 в Казани выходит его История философии (в 6 ч.). Философия, утверждал Гавриил, в том или ином виде существует у всех народов и всегда отражает особенности национального характера и культурной традиции. При этом научность ("наукообразность") далеко не исчерпывает варианты философского опыта, который может быть "рассеян в преданиях, повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии". В 6 части Истории речь шла об основных чертах и вехах истории русской философии, в которой нашел отражение характер русского народа. Характеру этому, по Гавриилу, чужды крайности рационализма и эмпиризма, и поэтому в своем любомудрии русские предпочитают "рационализм, соображаемый с опытом". Своим же возникновением отечественная философская традиция обязана русскому и греческому духовенству. Благодаря греческому влиянию на Руси был воспринят "преимущественно" Платон, в то время как на Западе увлеклись "диалектическими тонкостями" Аристотеля, следствием чего явилась схоластика. Среди древнерусских мыслителей Гавриил особо выделял митрополита Никифора, характеризуя его как первого русского "ученого-неоплатоника", а также Владимира Мономаха, Даниила Заточника, Нила Сорского. К наиболее ярким представителям более позднего русского любомудрия он относил Г.С.Сковороду, Феофана Прокоповича. Труд Гавриила - первый опыт систематического изложения истории русской мысли. Ему принадлежит также первенство в обосновании тезиса о "платонизме отечественной философии". Умер Гавриил 10 мая 1868.

ЛИТЕРАТУРА

Гавриил. История философии Архимандрита Гавриила, ч. 1-6. Казань, 1839-1840

Полезные сервисы

псевдэпиграфы

Энциклопедия Кольера

ПСЕВДЭПИГРАФЫ - группа книг, не входящих в библейский канон, авторство которых для придания большего авторитета приписывается библейским персонажам. Эти книги написаны между 200 до н.э. и 150 н.э., большей частью на иврите и арамейском, но некоторые также на греческом. Основные темы псевдэпиграфической литературы - сотворение мира, загробная жизнь, грех, добродетель, бессмертие души, мессия, ангелы, демоны, день Страшного суда и другие эсхатологические вопросы, представленные в форме видений ранних библейских героев. Эта литература пронизана этическим пафосом, цель ее - поддержать еврейский народ во время национальных катастроф и укрепить веру в божественное спасение, дающее надежду на светлое будущее. К категории псевдэпиграфов относят Книгу Юбилеев, Книгу Ноя, Послание Аристея, Книгу Адама и Евы, Мученичество Исайи, Первую книгу Еноха, Завет 12 патриархов, Сивиллины книги, Вознесение Моисея, Книгу тайн Еноха (2 Еноха), сирийский Апокалипсис Варуха (2 Варуха), греческий Апокалипсис Варуха (3 Варуха), Вторую книгу Ездры, Псалмы Соломона, Четвертую книгу Маккавеев, Повесть об Ахикаре и др. Католики и православные называют псевдэпиграфы апокрифами. А те книги, которые считаются апокрифами у евреев и протестантов, они относят к девтероканоническим. Псевдэпиграфы не признаются официально ни церковью, ни синагогой, хотя некоторые идеи, сформулированные в этих книгах, нашли свое выражение в иудаизме, а также в раннем христианстве.

Полезные сервисы

ангел

Энциклопедия Кольера

АНГЕЛ - сверхъестественное существо, посредник между Богом и человеком. В иудео-христианской традиции слово "ангел" указывает не на природу этого существа как чистого духа, но на его функцию или роль, так как и еврейское "мал'ах", и греческое aggelos означают просто "вестник", неважно - небесный или земной. Помимо слова "мал'ах", в Ветхом Завете используется ряд других оборотов, относящихся к существам, подпадающим под разряд ангелов: "сыны Бога" (Иов 1:6), "сыны Крепкого" (Пс 89:6), "бодрствующие" (Дан 4:14), "могучие" (Иоил 3:11, в Синодальном переводе - "герои"), "святые" (Зах 14:15). Три выражения, "воинство небесное" (Втор 17:3), "воинство Господне" (Ис Нав 5:14) и "воинство выспреннее на высоте" (Ис 24:21), предполагают организацию великого множества ангелов как небесного войска (см. также Иов 25:3). Имена двух подобных существ приводятся в Книге Даниила: Гавриил (8:16) и Михаил (10:13 и 12:1), а апокрифические книги (т.е. книги, не вошедшие в канон еврейской Библии) содержат имена и других ангелов и архангелов (т.е. верховных ангелов). В Книге Товита Рафаил выступает как один из семи ангелов, которые возносят молитвы святых и постоянно допущены в присутствие Бога (Тов 12:15). В Третьей книге Ездры упомянуты Иеремиил (4:36), Салафиил (5:16) и Уриил (10:28). Многие другие имена встречаются в псевдэпиграфической литературе, особенно в Первой книге Еноха, а также на магических папирусах и амулетах. Ветхозаветная ангелология под влиянием зороастризма обрастала фантастическими подробностями в более поздних еврейских текстах (Талмуд, мидраши и каббала). В Новом Завете, помимо основного термина aggeloi, т.е. "вестники", имеются упоминания о "духах" (Евр 1:14), "начальствах" и "силах" (Рим 8:38; Еф 6:12), "престолах" и "господствах" (Кол 1:16). Михаил именуется здесь архангелом (Иуд 9). Иисус часто упоминает ангелов, указывая, что они не имеют пола (Мф 22:30), а однажды говорит об ангелах-хранителях (Мф 18:10), хотя и не утверждает, что к каждому младенцу приставлен свой ангел. К злым ангелам причисляются ангелы, согрешившие и падшие вследствие своей гордыни (2 Петр 2:4 и Иуд 6). В Библии не содержится прямых указаний на то, что у ангелов имеются крылья. Иудео-христианская ангелология была заимствована исламом. Современные представления об облике ангелов у людей англоязычного мира в основном восходят к сочинениям Джона Мильтона.

См. также

АРХАНГЕЛ;

ГАВРИИЛ;

МИХАИЛ;

РАФАИЛ;

СЕРАФИМЫ;

ХЕРУВИМЫ.

ЛИТЕРАТУРА

Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991

Полезные сервисы