Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
амвросий оптинский
Энциклопедический словарь
Амвро́сий Оптинский - в миру Александр Михайлович Гренков (1812-1891), иеросхимонах, старец, духовный писатель. В «Сборнике писем и статей...» (ч. 1-2, 1894-1897), «Собрании писем... к мирским особам» (1906) - проникнутое атмосферой непосредственного общения с собеседником научение принципам христианской жизни. Канонизирован Русской православной церковью.
* * *
АМВРОСИЙ Оптинский - АМВРО́СИЙ Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков) [23 ноября (5 декабря) 1812, с. Большая Липовица, Тамбовская губерния - 10 (22) октября 1891, Шамординская Казанская пустынь, Перемышльский уезд Калужской губернии], преподобный, иеросхимонах, старец, духовный писатель.
Родился в семье пономаря Михаила Федоровича, отец которого был священник, и жены его Марфы Николаевны. При крещении дано имя Александр в честь святого благоверного князя Александра Невского (см. АЛЕКСАНДР Невский). Шестой из восьмерых детей, воспитывался в строгой церковной среде: учился грамоте по часослову и псалтири, вместе с отцом пел и читал на клиросе. В 12 лет Александра отдали в Тамбовское духовное училище. По окончании его в 1830 был принят на казенный счет как первый ученик в Тамбовскую духовную семинарию и в июле 1836 успешно ее окончил. Полтора года был учителем в помещичьей семье, в 1838 г. занял место наставника Липецкого духовного училища. Еще во время учебы в семинарии опасно заболел и дал обет постричься в монахи, но по выздоровлении откладывал его исполнение. По совету известного в Тамбовской епархии подвижника о. Иллариона Александр отправился в Свято-Введенскую Оптину Пустынь (см. ОПТИНА ПУСТЫНЬ). 8 (20) октября 1839 он прибыл в обитель. Старец схиархимандрит Лев благословил Александра жить на монастырском гостином дворе. 2 (14) апреля 1840 последовал указ Калужской духовной консистории об определении А. М. Гренкова в число братии. В монастыре был некоторое время келейником старца Льва и чтецом. В ноябре 1840 переведен в скит под начало старца Макария. Александр стал его келейником после кончины старца Льва. 29 ноября (11 декабря) 1842 был пострижен в мантию и наречен Амвросием (во имя святителя Амвросия, епископа Медиоланского). В 1843 рукоположен в иеродиаконы, в 1845 - в иеромонахи. В декабре этого же года тяжело заболел и по-настоящему поправиться так уже никогда не смог. В 1846 по болезни вышел за штат. После кончины старца Макария (в 1860) Амвросий стал его достойным преемником. Он принимал ежедневно множество паломников, отвечал на десятки писем. Духовные дарования старца привлекали к нему тысячи людей: простого народа и интеллигенции. Его посещали Ф. М. Достоевский (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), В. С. Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич), К. Н. Леонтьев (см. ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич) (его он тайно постриг в монахи), Л. Н. Толстой (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич). Своим духовным детям о. Амвросий посылал письма к праздникам, а также ответы на вопросы веры и жизни. Они печатались в журнале «Душеполезное чтение», а также издавались отдельно. Некоторые письма не лишены элементов публицистики. О. Амвросию посвящена обширная мемуарная литература, в которой запечатлен его облик проницательного знатока человеческой души, ласкового и светлого наставника.
В последние годы жизни старца поблизости от Оптиной в деревне Шамордино была устроена по его благословению женская Казанская обитель. Здесь старец скончался. В июне 1988 на поместном соборе Русской Православной церкви старец Амвросий Оптинский был причислен к лику святых. Память 10 (23) октября.
Полезные сервисы
катэкон
Энциклопедический словарь
КАТЭКОН - КАТЭ́КОН (греч., лат. officium), «надлежащее», «обязательное» - термин древне-греческой (в первую очередь, стоической) этики, введенный Зеноном из Кития (см. ЗЕНОН из Китиона); officium, лат. версия Цицерона, (см. ЦИЦЕРОН) стала одним из ключевых терминов средневековых и новоевропейских этико-правовых теорий. Катэкон определялось как действие, которое «имеет убедительное обоснование». Деятельность живого существа подчинена обязательности, «налагаемой» на все живые организмы: «убедительное обоснование» действия состоит в его соответствии тому «долгу» перед природой (в первую очередь, самосохранения и самовоспроизводства), который живым существам «подобает» выполнять в силу их организации. Понятие «катэкон», таким образом, значительно шире, чем внутреннее долженствование разумного индивида, и не может переводиться как «моральный долг». С точки зрения конечной моральной цели (добродетели) «надлежащее» тождественно сфере внешней мотивации, то есть, «безразличного» (см. адиафора (см. АДИАФОРА)): лат. термин probabilis ratio (может переводиться и как «вероятное обоснование») хорошо передает смысл «небезусловности» совершаемых в этой сфере действий (напр., сохранять здоровье, заботиться о близких, добывать средства к жизни и т. п.), которые при всей естественности не ведут непосредственно к достижению конечной моральной цели. Сфера катэкон столь же условно помещается «между» добродетельными и порочными действиями, как «безразличное» - между благом и злом. Именно в этом смысле оно называется «средним надлежащим».
Лат. термин officium (традиционно переводится как «обязанность»), не передавая всех оттенков греческого термина, в свою очередь, акцентирует смысл социально-правовой обязательности (включая традиционное значение: «должность, сопряженная с определенными обязанностями»), созвучный римскому национально-культурному сознанию. (см. ПАТРИСТИКА)
Патристика (см. ПАТРИСТИКА) приспособила катэкон к христианской морали, постепенно «стирая» спефицически-стоические оттенки смысла (в том числе принципиальное различие между двумя уровнями долженствования) и подчеркивая момент нравственной обязательности. Эта тенденция отчетливо прослеживается в восточной патристике начиная с Климента Александрийского (см. КЛИМЕНТ Александрийский) (напр., Paed. I 13,102) вплоть до Василия Великого (см. ВАСИЛИЙ Великий), Григория Нисского (см. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ) и Иоанна Златоуста (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ). В западной патристике трактат Цицерона послужил образцом для сочинений Амвросия Медиоланского «Об обязанностях священнослужителей» (De officis ministrorum). Отвергая стоическую мораль, Амвросий сохраняет терминологическое различие между officium perfectum и medium: высшая моральная «обязанность» состоит в обретении христианского совершенства и любви к ближнему, «средняя» - в избежании греха и исполнении заповедей (I 11,36-37). Соч. Амвросия зафиксировало те понятийные рамки, в которых бывший стоический термин существовал в европейской традиции вплоть до Канта (см. КАНТ Иммануил), и во многом способствовало формированию мотива нравственно-правовой «обязательности» в европейской культуре.
Полезные сервисы
амвросианское пение
Гуманитарный словарь
Полезные сервисы