сущ., кол-во синонимов: 1
лингвист (48)
паралингвистика
1. Языковедческая дисциплина, занимающаяся изучением факторов, сопровождающих общение и участвующих в передаче информации.
2. Раздел языкознания, изучающий жесты, мимику, громкость звучания и т.п., сопровождающее устную речь.
ПАРАЛИНГВИ́СТИКА -и; ж. Раздел языкознания, изучающий жесты, мимику, громкость звучания и т.п., сопровождающие устную речь.
◁ Паралингвисти́ческий, -ая, -ое. П. репертуар речи.
* * *
паралингви́стика - раздел языкознания, изучающий неязыковые средства, включённые в речевое сообщение: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т. п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические.
* * *
ПАРАЛИНГВИСТИКА - ПАРАЛИНГВИ́СТИКА, раздел языкознания, изучающий неязыковые средства, включенные в речевое сообщение: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т.п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические.
ПАРАЛИНГВИСТИКА - раздел языкознания, изучающий неязыковые средства, включенные в речевое сообщение: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т.п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические.
Паралингви́стика
(от греч. παρά - около и
лингвистика) - 1) раздел языкознания, изучающий
невербальные (неязыковые) средства, включённые в речевое сообщение и передающие, вместе с
вербальными средствами, смысловую информацию; 2) совокупность
невербальных средств, участвующих в речевой коммуникации.
Различаются 3 вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические и графические.
К фонационным относятся тембр речи, её темп,
громкость, типы заполнителей паузы («э‑э», «м‑м»
и др.), мелодические явления, а также
особенности произношения звуков речи (диалектные, социальные и идиолектные); к
кинетическим компонентам относятся жесты, тип выбираемой позы, мимика; к
графическим - тип выполнения букв и пунктуационных знаков (почерк),
способы графических дополнений к буквам, их заменители (символы типа
&, § и т. п.).
В пределах паралингвистики различаются универсальные, этнолингвистические и идиолектные компоненты.
Поэтому паралингвистические средства не только дополняют смысл
вербального сообщения, но и являются источником информации о говорящем
(пишущем), о его социальных и возрастных чертах, поле, свойствах
характера и пр. (ср. обыгрывание именно этих свойств в рассказах
А. Конан Дойла).
Хотя паралингвистические средства, не входя в систему языка, не являются и речевыми единицами,
тем не менее речевое сообщение не может быть фактом коммуникации без
паралингвистического сопровождения. Поэтому паралингвистические
средства в той или иной степени представлены в каждой речевой
единице.
По отношению к вербальной стороне высказывания
паралингвистические средства могут выполнять 3 функции: 1) вносить
дополнительную информацию (иногда противоречащую смыслу вербальной):
например, позитивный вербальный текст может сопровождаться фонационными
характеристиками со значением отрицательного отношения и др.;
2) замещать пропущенный вербальный компонент («Хочешь пойти с нами?» -
отрицательный жест); 3) комбинироваться с вербальными средствами,
передавая тот же смысл («Я хочу вот этот красный шар» + указательный жест).
Паралингвистические средства не являются автономной и замкнутой семиотической системой, но могут быть как
элементами упорядоченных семиотических невербальных систем (см.
Кинесика), так и отдельными
неупорядоченными в систему показателями.
Обязательно присутствуя в речевом сообщении, паралингвистические
средства отличаются, однако, непредсказуемостью реального
воплощения. Например, при произнесении определённого типа вопроса
требуется заданная мелодика, но тип тембральной окраски остаётся
неизвестным, поэтому тип мелодики есть языковой факт, а тип тембра -
паралингвистический.
Отдельные виды паралингвистических средств изучались ещё в
30‑х гг. 20 в. (работы Н. В. Юшманова по «экстранормальной фонетике»), понятие паралингвистики было введено
в 40‑х гг. А. А. Хиллом, но основное развитие паралингвистика
получила с начала 60‑х гг. 20 в., когда языкознание вышло за пределы
изучения только собственно языковой системы.
Николаева Т. М., Успенский Б. А., Языкознание и
паралингвистика, в кн.: Лингвистические исследования по общей и
славянской типологии, М., 1966;
Колшанский Г. В., Паралингвистика, М., 1974;
Национально-культурная специфика речевого поведения, М., 1977;
Горелов И. Н., Невербальные компоненты коммуникации, М.,
1980;
Birdwhistell R., Kinesics and context, Phil.,
[1970].
Т. М. Николаева.
паралингвистика (пара…+…лингвистика)
Область языкознания, исследующая неязыковые средства речевого общения: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т.п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения).
паралингвистика (от греч. рага - возле, при + лингвистика). Раздел языкознания, изучающий такие характерные для данного языка свойства звучащей речи, как степень громкости, диапазон модуляций голоса, специфическая экспрессивно-эмоциональная окраска и т. д., то есть свойства, не входящие в систему собственно дифференциальных фонологических противопоставлений, и занимающийся в целом сферой несловесной коммуникации - изучением факторов, сопровождающих речевое общение и участвующих в передаче информации (жесты, мимика, ситуация речи и т. д.),
ПАРАЛИНГВИ́СТИКА (от греч. para - возле, около + лингвистика).
1. Раздел языкознания, изучающий неречевые (невербальные) средства общения.
2. Совокупность невербальных средств, участвующих в речевом общении. Понятие П. было введено в 40-х гг. Д. А. Хиллом, но основное развитие П. получила с начала 60-х гг. XX в., когда языкознание вышло за пределы изучения только собственно языковой системы.
1. Раздел языкознания, изучающий невербальные средства, включенные в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию.
2. Совокупность неречевых (невербальных) средств, участвующих в речевой коммуникации.
См. также: Паралингвистические средства общения
ПАРАЛИНГВИСТИКА [англ. paralinguistics < гр. para - возле, рядом + lingua - язык] - учение о совокупности акустических и визуальных факторов (голосовые модуляции, жесты, мимика, поза и т.п.), сопровождающих речь и влияющих на ее эффект. См. ПАРАЯЗЫК.
паралингвистическая кинесика (мимика, жесты) - может рассматриваться как составляющая компонента вербальной коммуникации. Следовательно, паралинг-вистическая кинесика, являясь некоторой семиотической системой поведения человека, со своими специфическими признаками, непосредственно связана с языковой структурой.
паралингвистические средства - средства общения, щие языковому коду или заменяющие его. Речь идет прежде всего об интонации, распределении ударений и пауз в высказывании, жестикуляции, мимике. По мнению некоторых ученых, паралингвистические средства могут составлять 75% всей смысловой информации, передаваемой в речи.
Неязыковые (невербальные) средства общения, сопровождающие устную или письменную речь или заменяющие ее в определенных условиях.
Паралингвистические средства - это средства, участвующие в организации текста вербального языка, формирующие коммуникативно-прагматический аспект текста. К П. с. относятся следующие: графическая сегментация текста, его расположение на бумаге, шрифтовой и красочный наборы, типографские знаки, цифры; иконические знаки (рисунки, фотографии, таблицы, схемы и др.), необычное написание, нестандартная расстановка пунктуационных знаков и т. д. Список данных средств не является жестко фиксированным и может пополняться и варьироваться в зависимости от характера конкретного текста.
По степени «привязанности» к вербальным знакам выделяют непосредственно прилегающие и опосредованно взаимодействующие с вербальными знаками П. с.
По роли в раскрытии содержания текста и выражении авторского замысла среди П. с. выделяются самостоятельные носители информации (рисунок, фотография); средства, которые вносят дополнительные семантические и экспрессивные оттенки в содержание текста (шрифтовое варьирование, разрядка и др.); средства, не имеющие отношения к содержанию текста, но создающие оптимальные условия для его восприятия (формат листа, качество бумаги и т. п.).
В целом, учитывая эту типологию, можно говорить о текстах паралингвистически активных и паралингвистически пассивных.
Лит.: Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креоли-зованных и гибридных текстов) // В. я. - 1992. - № 1. - С. 71-78; Сорокин А.Л. К вопросу о роли параграфемных элементов в создании экспрессии в публицистическом тексте // Русский язык и литература в общении народов мира: проблемы функционирования и преподавания. - М., 1990. - С. 75-84.
Т. Г. Орлова
ПАРАЛИНГВИСТИ́ЧЕСКИЕ СРЕ́ДСТВА.
Средства общения в виде интонации, жестикуляции, мимики, распределения ударения и пауз в высказывании, формирующие коммуникативно-прагматический аспект текста (сообщения). Они сопровождают языковые средства в ходе общения или заменяют их. По мнению некоторых ученых, П. с. могут составлять до 75% всей смысловой информации, передаваемой в речи. В печатном тексте к П. с. относят сегментацию текста, шрифтовой набор, типографские знаки, написания, цветовой набор. П. с. являются объектом наблюдения и изучения на занятиях по практике языка при знакомстве с особенностями речевого и неречевого поведения представителей разных культур.
Невербальные (неречевые) средства, включенные в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию. Различаются три вида паралингвистических средств:
1) фонационные (тембр речи, ее темп, громкость, а также особенности произнесения звуков речи - диалектные, социальные и идиолектные),
2) кинетические (жесты, тип выбираемой позы, мимика)
3) графические (тип написания букв - почерк, способы графических дополнений к буквам, их заменители - символы).
См. также: Паралингвистика
прил.
1. соотн. с сущ. паралингвистика, связанный с ним
2. Свойственный паралингвистике, характерный для нее.