Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
мидраш
Энциклопедия Кольера
МИДРАШ (от древнеевр. "дараш" - "искать", "исследовать", "истолковывать"), жанр раввинистической литературы, гомилетическое и экзегетическое толкование Библии. Существуют два вида мидрашей. Мидраш Галаха посвящен истолкованию библейских законов для максимально широкого применения в различных жизненных ситуациях; этот вид обосновывает также законы послебиблейского периода, исходя непосредственно из предписаний Библии. Мидраш Агада истолковывает Библию в аспекте морали и нравственности. Мидрашистский метод толкования широко используется в Талмуде. Но и помимо него существует обширная независимая мидрашистская литература, охватывающая более чем тысячелетний период начиная со времени таннаев. От периода таннаев до нас дошли следующие галахические мидраши: Мехилта - мидраш на библейскую Книгу Исхода, Сифра - на Книгу Левит и Сифре - на книги Чисел и Второзакония. Все они - палестинского происхождения, написаны на иврите и содержат значительный агадический материал. Эти мидраши представляют две школы толкования: школу рабби Ишмаэля, к ней относятся мидраши Мехилта и Сифре на книгу Чисел, и школу рабби Акивы, автору мидрашей Сифра и Сифре на Второзаконие. Гораздо многочисленнее представлены агадические мидраши, появившиеся в основном в аморайский и послеаморайский периоды. Они написаны на иврите и на арамейском, а иногда на смеси этих языков. Важнейшие из них: Мидраш Рабба - мидраш на все Пятикнижие и пять других библейских книг (Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь); Мидраш Танхума на Пятикнижие, известный в двух изводах; Песикта включает гомилии, относящиеся к праздникам и особо установленным датам; Мидраш ха-Гадол, сочинение законченное в 14 в.; Мидраш Мишле на книгу Притч; Мидраш Техиллим на Псалмы. Наиболее полные собрания мидрашей: шеститомное издание Бет ха-Мидраш (1853-1877), составленное А. Еллинеком, и двухтомное издание Оцар Мидрашим (1915) Иуды Эйзенштейна.
ЛИТЕРАТУРА
Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. М., 1993
Полезные сервисы
галаха
Энциклопедический словарь
ГАЛАХА - ГАЛА́ХА, религиозно-правовая система иудаизма, совокупность законов, которые содержатся в Торе (см. ТОРА), Талмуде (см. ТАЛМУД (иудаизм)) и раввинистической литературе, регламентирует различные стороны жизни еврейского общества.
Само слово «галаха» первоначально имело смысл «путь», «закон» и обозначало какое-либо конкретное постановление. Со временем этим словом стали называть религиозно-правовую систему иудаизма в целом.
Развитие галахического законодательства происходило постепенно в течение нескольких столетий. Его непрерывное развитие было связано с тем, что установления, содержавшиеся в Торе и испокон веков регламентировавшие жизнь еврейских общин, нуждались в истолковании и приведении в соответствие с потребностями текущей эпохи. Таким образом, постепенно складывалась разветвленная законодательная система, в основу которой были положены пять различных по степени авторитетности источников. Этими источниками были: Письменный закон, Предание, Устный закон, Постановления писцов (софрим) и Обычай.
Письменный закон - 613 заповедей, содержащихся в Торе - Божественное откровение, авторитет которого считается непререкаемым. Все прочие установления Галахи рассматриваются как пояснения и уточнения к этим заповедям.
К области Предания относятся те предписания, которые встречаются в следующих за Торой библейских книгах. Еврейская традиция рассматривает такие предписания либо как толкования заповедей Торы, открытые пророкам, либо как сами заповеди, данные на Синае.
Устный закон - это, во-первых, толкование Письменного закона, основанное как на прямой интерпретации священного текста, так и на выводах из его скрытого смысла, получаемых с помощью правил герменевтики (см. ГЕРМЕНЕВТИКА); а во-вторых, это некоторое количество постановлений, имеющих авторитет библейских предписаний, несмотря на то, что они отсутствуют в Торе и даже не были выведены из нее. Такие предписания рассматриваются как своего рода бесспорные нормы, основанные на древней традиции и очевидные настолько, что они не нуждаются в подтверждении священным текстом. К такого рода установлениям относится, например, положение о том, что обязанность доказательства в суде ложится на истца.
Постановления писцов - это законы, содержащиеся в Торе и разъясненные толкователями раннего послебиблейского периода, а также законы, введенные самими этими толкователями. К законам последнего рода, в частности, относятся установления, предотвращающие нарушение заповедей Торы.
Обычай - это установление, согласно которому разрешается спорный вопрос в том случае, когда Письменный закон, Предание и Устный закон оказываются недостаточными; это также общепринятый порядок разрешения спорных вопросов при расхождении мнений о том, как следует применять галахический закон.
Развитие галахических установлений имеет очень долгую историю, уходящую корнями в досинайскую эпоху. Так, например, положение о ритуальной чистоте жертвенных животных встречается уже при описании жертвоприношения Ноя.
Устное толкование библейских заповедей началось, по-видимому, уже в 5 веке до н. э., вскоре после признания Торы Письменным законом. Дискуссии раннего периода сыграли важную роль в накоплении материала для создания Мишны (см. МИШНА), которую можно считать первой попыткой кодификации Галахи. В 4-5 вв. н. э. Мишна стала вторым по значению после Библии священным текстом, ее подробное толкование легло в основу Иерусалимского и Вавилонского Талмудов.
Новым этапом в развитии Галахи стал период гаонов (7-11 вв.), для которого было характерно стремление к установлению единой законодательной нормы. В это время появляются галахические труды, объединяющие нормативные предписания, необходимые для поседневной практики.
Многовековое развитие и тщательное совершенствование Галахи неизбежно порождало стремление к упорядочиванию постоянно растущего числа религиозно-правовых установлений и изданию новых, отвечающих потребностям текущего момента кодексов. В 12 в. появился огромный труд Маймонида (см. МАЙМОНИД Моисей), в котором был систематизирован накопленный материал и давались краткие решения по всем практическим и историческим галахическим вопросам. Наконец, в 16 веке были составлены «Шулхан Арух» и «Маппа» - два труда, признанные единым и наиболее авторитетным сводом галахических установлений. С этого момента был положен конец различиям в толковании галахических предписаний разными еврейскими общинами, которые прежде могли обращаться к различным кодексам, часто вступавшим друг с другом в противоречие.
Полезные сервисы