Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

пулитцеровская премия

Энциклопедический словарь

ПУЛИТЦЕРОВСКАЯ ПРЕМИЯ - ПУ́ЛИТЦЕРОВСКАЯ ПРЕ́МИЯ (Pulitzer Prize), американская ежегодная премия (по 21 номинации), присуждаемая за выдающиеся достижения в области журналистики (8 премий) художественной литературы и драматургии (6), музыки (1). Премия основана в 1903 Джозефом Пулитцером (1847-1911), издателем крупнейшей газеты «Нью-Йорк уорлд». Присуждается ежегодно с 1917 Колумбийским университетом (где по инициативе Пулитцера в 1912 было открыто отделение журналистики) по решению Комитета по пулитцеровским премиям. С 1942 присуждается за достижения в области фотожурналистики; с 1943 - в области музыкального искусства. Сумма премии в области журналистики, литературы и искусства составляет 3 тыс долларов. Среди пулитцеровских лауреатов: журналистика - К. Бернстайн и Б. Вудворд (за репортажи об «Уотергейтском деле» (см. УОТЕРГЕЙТСКОЕ ДЕЛО)), литература - Дж. Стейнбек (см. СТЕЙНБЕК Джон Эрнст). Э. Хемингуэй (см. ХЕМИНГУЭЙ Эрнест), Э. Синклер (см. СИНКЛЕР Эптон Билл), Дж. Апдайк (см. АПДАЙК Джон), М. Митчелл (см. МИТЧЕЛЛ Маргарет); драматургия - А. Миллер (см. МИЛЛЕР Артур), Ю. О"Нил (см. О\`НИЛ Юджин); поэзия - Р. Фрост (см. ФРОСТ Роберт); музыка - Дж. Гершвин (см. ГЕРШВИН Джордж), А. Копленд (см. КОПЛЕНД Аарон), С. Барбер (см. БАРБЕР Сэмюэл).

Энциклопедия Кольера

ПУЛИТЦЕРОВСКАЯ ПРЕМИЯ - присуждается в США за выдающиеся достижения в области журналистики, литературного творчества (художественной литературы и драматургии) и музыки. Вручаются ежегодно в первый понедельник мая попечителями Колумбийского университета по рекомендациям Совета по Пулитцеровским премиям. Присуждение премий проходит под эгидой факультета журналистики Колумбийского университета. По условиям соглашения между университетом и Дж.Пулитцером, заключенного в 1903, а впоследствии вошедшего в текст завещания Пулитцера от 16 апреля 1904 и детально расписанного в уставе премий, денежную часть премий составляет ежегодный доход от Пулитцеровского фонда в 550 тыс. долл. Этот фонд, в свою очередь, образован из 2-миллионного пожертвования Дж. Пулитцера университету. С момента первого вручения премий в 1917, попечители университета и члены совета по Пулитцеровским премиям строго следовали заветам их основателя. Хотя правом награждать премиями обладают попечители университета, именно совету принадлежит решающий голос при принятии решений о вручении, невручении или о новых критериях присуждения премий. Вначале совет состоял из 13 членов. К середине 1990-х годов их насчитывалось уже 17. Созданный в 1912, совет получил наименование Консультативного совета факультета журналистики. В 1950 совет был переименован в Консультативный совет по Пулитцеровским премиям, а в 1979 - в Совет по Пулитцеровским премиям. Согласно уставу премий, номинации в области журналистики заявляются в письменной форме не позднее 1 февраля календарного года. Номинации по литературе должны быть заявлены не позднее 1 июля для книг, выпущенных между 1 января и 30 июня, и не позднее 1 ноября для книг, выпущенных между 1 июля и 31 декабря (книги, подготовленные к изданию в период ноября-декабря, должны быть представлены на рассмотрение в виде верстки). Номинации по журналистике могут быть заявлены от имени любого человека в любой момент текущего премиального периода. Все предложения на номинацию снабжаются копиями редакционных статей, репортажей, карикатур или фотографий. 4 экземпляра каждой книги, выдвинутой на премию по литературе, посылаются секретарю совета не позднее указанной даты. На премию в области драматургии могут быть выдвинуты пьесы, поставленные в течение 12 месяцев между 2 марта и 1 марта. Заявки на номинацию в области музыки посылаются не позднее 1 марта для произведений, обнародованных между 15 марта предыдущего года и 1 марта текущего года. Драматические и музыкальные произведения могут номинироваться при условии, что члены совета ознакомлены с их публичным исполнением.

Премии по журналистике. В середине 1990-х годов ежегодно присуждалось 14 премий по журналистике: золотая медаль за общественные заслуги и 13 премий по 3 тыс. долл. каждая за произведение, опубликованное за премиальный период в американской ежедневной, воскресной или еженедельной газете. Эти премии присуждаются за 1) выдающиеся общественные заслуги американской газеты; 2) лучший репортаж о конкретном событии; 3) лучший репортаж-расследование местного значения (одна статья или серия статей), созданный отдельным журналистом или творческим коллективом; 4) лучший критический материал; 5) лучший комментарий; 6) лучший репортаж на общенациональную тему; 7) лучший репортаж по международной проблематике, в том числе и материалы корреспондентов при ООН; 8) лучший редакционный материал, где критерием качества являются ясность стиля, моральный пафос, убедительность аргументации и способность повлиять на общественное мнение в верном, по мнению автора, направлении; 9) лучшая карикатура, где основными критериями качества являются ясное выражение идеи в рисунке, хорошая рисовальная техника и яркая выразительность, а также обращение автора к общественно значимой проблеме; 10) лучший фоторепортаж местного значения; 11) лучшая художественная фотография; 12) лучший очерк при условии высокого качества стиля и оригинальности; 13) лучший аналитический материал, освещающий сложную и важную проблематику; и 14) лучший материал скандально-сенсационного характера.

Литература, музыка и прочие категории. В области литературы вручаются шесть Пулитцеровских премий по 3 тыс. долл. каждая. Они присуждаются за 1) лучшее произведение художественной прозы, принадлежащее писателю-американцу, изданное в виде книги и предпочтительно посвященное проблемам американской жизни; 2) американская пьеса, предпочтительно оригинальная по сюжету и посвященная американской жизни; 3) лучшее произведение по истории США; 4) лучшая биография или автобиография, написанная американским автором; 5) лучшее поэтическое произведение, созданное американским автором; 6) лучшая книга публицистики, созданная американским автором и не подпадающая под прочие категории. В области музыки вручается Пулитцеровская премия (первоначально - музыкальная стипендия) в размере 3 тыс. долл. Ежегодно присуждается за "выдающееся музыкальное сочинение американского композитора в любой крупной форме, в том числе камерные, хоровые и оркестровые произведения, опера, песня, танец или иное произведение музыкального театра, премьера которого состоялось в США в текущем году". Есть также три стипендии для зарубежных поездок по 5 тыс. долл. каждая, присуждаемые выпускникам факультета журналистики по представлению преподавательского совета; одна стипендия в 5 тыс. долл. вручается выдающемуся выпускнику, изъявившему желание специализироваться в области театральной, музыкальной, литературной, кино- или телевизионной критики. Время от времени вручаются специальные премии журналистам и писателям, газете или издательству в знак признания их выдающихся заслуг и достойных Пулитцеровской премии, но не получивших ее ни в одной из существующих категорий.

Отбор лауреатов. Решения по премиям принимают назначаемые университетом для каждой категории специальные жюри. Каждое жюри составляет список из трех кандидатов в алфавитном порядке и передает его совету по Пулитцеровским премиям. Совет изучает все необходимые материалы и произведения номинантов, после чего направляет свои рекомендации попечителям, которые одобряют сделанный советом выбор и незамедлительно объявляют имена лауреатов, не проводя официальной церемонии. Совет вправе присудить премию любому претенденту вне зависимости от рекомендаций номинирующего жюри. Члены жюри, члены совета или попечители не вправе участвовать в обсуждении и голосовании, если врученная премия может принести выгоду им лично или представляемым ими организациям. Членство в совете для каждого лица ограничено тремя трехгодичными сроками. Вакансии заполняются путем голосования, в котором принимают участие действующие члены совета.

Полезные сервисы

мюзикл

Гуманитарный словарь

МЮ́ЗИКЛ (от англ. musical comedy, musical play - муз. комедия, муз. пьеса) - музыкально-театральный жанр. Зародился в 20-е гг. 20 в. на Бродвее, явился символом новой театр. эстетики и нового театр. менеджментагоды "великой депрессии", тотального наступления кино и радио муз. т-р вынужден был жить в условиях жесткой конкуренции). Первым образцом М. принято считать пьесу "Show Boat" (1927) Оскара Хаммерстайна и Джерома Керна по одноименному роману Эдны Ферберс, в к-рой впервые отчетливо обозначились типологич. черты жанра: единство лит-ры и музыки (стихов и пения), сценич. движения и оформления. М. как жанр впитал в себя нек-рые черты оперетты, эстрадных шоу, варьете с особым ощущением сценич. времени и темпо-ритма, броскости материала и т. п. В 1930-е гг. развитие М. связано с именами Д. Гершвина ("Тебе я пою", 1931, отмечен Пулитцеровской премией), Г. Роума ("Булавки и иголки", выдержал 1108 представлений), К. Портера, К. Вайля, Р. Роджерса и Л. Харта: "Американская милашка", 1931; "На цыпочках", 1936; "Парни из Сиракуз", 1938, либретто Дж. Эббота, хореография Дж. Баланчина, по шекспировской "Комедии ошибок". Здесь было положено начало традиции использования сюжетов "высокой" лит-ры, что особенно заметно становится в "золотой период" развития М. в 1940-50-е гг. Обращение к "чертам вечности" (А. Керр) ощутимо в М. "Оклахома!" Р. Роджерса и О. Хаммерстайна (1943, по народной пьесе), "Целуй меня, Кэт" К. Портера (1948, оригин. либретто Б. и С. Спевак по "Укрощении. строптивой" Шекспира), "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу и А. Дж. Лернера (1956, по пьесе Б. Шоу "Пигмалион"), "Вестсайдская история" Л. Бернстайна (1957, с аллюзиями из "Ромео и Джульетты" У. Шекспира). Известны случаи адаптации в М. "высокой" музыки - Э. Грига в "Песни о Норвегии" (1943) в обработке Р. Райта и Дж. Фореста. Ими же сделана обработка музыки А. П. Бородина для М. "Кисмет" (1953, по пьесе Э. Кноблока) и И. Штрауса ("Большой вальс", 1970).

В 1960-е гг. создается ряд популярнейших М.: "Скрипач на крыше" Дж. Стайна (1964, по рассказам Шолом-Алейхема), "Хелло, Долли" Дж. Германа (1964), "Человек из Ламанчи" М. Лея и Д. Вассермана (1965, по "Дон Кихоту" Сервантеса), "Кабаре" Дж. Кэндера и Ф. Эбба (1966), "Аплодисменты" ("Все о Еве") Ч. Строуза и Л. Адамсасезоне 1969/70 удостоен премии "Тони" - бродвейского аналога премии "Оскар" в Голливуде; за роль в этом спектакле певица Б. Стрейзанд получила звание "лучшей актрисы десятилетия").

В отличие от европейских стран, где М. развивался под сильным влиянием американской традиции жанра, в СССР и России жанр М. в значит. степени испытал воздействие отеч. традиций - водевиля 19 в., оперетты и песни (Н. Стрельников, И. Дунаевский) и представлен именами А. Петрова ("Мы хотим танцевать"), Г. Гладкова ("Дульсинея Тобосская", "Бременские музыканты"), А. Колкера ("Овод", "Труффальдино", трилогия по Сухово-Кобылину "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина"), М. Дунаевского "Три мушкетера"), Е. Птичкина ("Дилижанс из Руана"), А. Журбина ("Мымра", "Агент 00"), В. Дашкевича ("Белоснежка", "Пеппи Длинныйчулок"), В. Плешака ("Валенсианская вдова"), А. Сойникова ("Сирано де Бержерак") и др.

Лит.: Кудинова Т. Н. От водевиля до мюзикла. М., 1982.

Полезные сервисы

тартт

евгенидис