Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мюзикл

Гуманитарный словарь

МЮ́ЗИКЛ (от англ. musical comedy, musical play - муз. комедия, муз. пьеса) - музыкально-театральный жанр. Зародился в 20-е гг. 20 в. на Бродвее, явился символом новой театр. эстетики и нового театр. менеджментагоды "великой депрессии", тотального наступления кино и радио муз. т-р вынужден был жить в условиях жесткой конкуренции). Первым образцом М. принято считать пьесу "Show Boat" (1927) Оскара Хаммерстайна и Джерома Керна по одноименному роману Эдны Ферберс, в к-рой впервые отчетливо обозначились типологич. черты жанра: единство лит-ры и музыки (стихов и пения), сценич. движения и оформления. М. как жанр впитал в себя нек-рые черты оперетты, эстрадных шоу, варьете с особым ощущением сценич. времени и темпо-ритма, броскости материала и т. п. В 1930-е гг. развитие М. связано с именами Д. Гершвина ("Тебе я пою", 1931, отмечен Пулитцеровской премией), Г. Роума ("Булавки и иголки", выдержал 1108 представлений), К. Портера, К. Вайля, Р. Роджерса и Л. Харта: "Американская милашка", 1931; "На цыпочках", 1936; "Парни из Сиракуз", 1938, либретто Дж. Эббота, хореография Дж. Баланчина, по шекспировской "Комедии ошибок". Здесь было положено начало традиции использования сюжетов "высокой" лит-ры, что особенно заметно становится в "золотой период" развития М. в 1940-50-е гг. Обращение к "чертам вечности" (А. Керр) ощутимо в М. "Оклахома!" Р. Роджерса и О. Хаммерстайна (1943, по народной пьесе), "Целуй меня, Кэт" К. Портера (1948, оригин. либретто Б. и С. Спевак по "Укрощении. строптивой" Шекспира), "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу и А. Дж. Лернера (1956, по пьесе Б. Шоу "Пигмалион"), "Вестсайдская история" Л. Бернстайна (1957, с аллюзиями из "Ромео и Джульетты" У. Шекспира). Известны случаи адаптации в М. "высокой" музыки - Э. Грига в "Песни о Норвегии" (1943) в обработке Р. Райта и Дж. Фореста. Ими же сделана обработка музыки А. П. Бородина для М. "Кисмет" (1953, по пьесе Э. Кноблока) и И. Штрауса ("Большой вальс", 1970).

В 1960-е гг. создается ряд популярнейших М.: "Скрипач на крыше" Дж. Стайна (1964, по рассказам Шолом-Алейхема), "Хелло, Долли" Дж. Германа (1964), "Человек из Ламанчи" М. Лея и Д. Вассермана (1965, по "Дон Кихоту" Сервантеса), "Кабаре" Дж. Кэндера и Ф. Эбба (1966), "Аплодисменты" ("Все о Еве") Ч. Строуза и Л. Адамсасезоне 1969/70 удостоен премии "Тони" - бродвейского аналога премии "Оскар" в Голливуде; за роль в этом спектакле певица Б. Стрейзанд получила звание "лучшей актрисы десятилетия").

В отличие от европейских стран, где М. развивался под сильным влиянием американской традиции жанра, в СССР и России жанр М. в значит. степени испытал воздействие отеч. традиций - водевиля 19 в., оперетты и песни (Н. Стрельников, И. Дунаевский) и представлен именами А. Петрова ("Мы хотим танцевать"), Г. Гладкова ("Дульсинея Тобосская", "Бременские музыканты"), А. Колкера ("Овод", "Труффальдино", трилогия по Сухово-Кобылину "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина"), М. Дунаевского "Три мушкетера"), Е. Птичкина ("Дилижанс из Руана"), А. Журбина ("Мымра", "Агент 00"), В. Дашкевича ("Белоснежка", "Пеппи Длинныйчулок"), В. Плешака ("Валенсианская вдова"), А. Сойникова ("Сирано де Бержерак") и др.

Лит.: Кудинова Т. Н. От водевиля до мюзикла. М., 1982.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

товстоногов георг. ал-др

Гуманитарный словарь

ТОВСТОНО́ГОВ Георг. Ал-др. (1915-89) - режиссер, театр. педагог. Род. в Тбилиси. В 1933-39 учился в ГИТИСе, откуда исключался на год как "сын врага народа". Одновременно ставит спектакли в тбилис. т-рах: "Предложение" (1933), "Женитьба" (1934), "Музыкантская команда" (1935), "Великий еретик" и "Голубое и розовое" (1936), "Троянский конь" (1937) - в Рус. ТЮЗе, "Дети Ванюшина" (1938) - в Рус. драм. т-ре им. Грибоедова. По окончании ГИТИСа продолжается тбилис. период творчества Т. (1939-46). Он работает в рус. т-рах, с момента открытия (1939) преподает в театр. ин-те. Среди постановок Т. этого времени - "Много шума из ничего" (1940), "Полководец Суворов" (1941), "Школа злословия" (1942), "Бешеные деньги" (1943), "Давным-давно" (1946) и др. В 1946-49 Т. работает в Москве: ставит "Галантное свидание" (1947) - в студии Т-ра оперетты, "Как закалялась сталь" (1947) и "О друзьях-товарищах" (1948) - в Гастрольн. реалистич. т-ре, "Где-то в Сибири" и "Тайна великой ночи" (1949) - в Центр. детском т-ре. С 1949 начинается самый продуктивный период творчества Т. Он переезжает в Ленинград и становится гл. реж. сначала Т-ра им. Ленин. комсомола, а потом Т-ра им. Горького (ныне им. Т.) (1956-89). В обоих т-рах Т. удалось создать высокопроф. актерские труппы единомышленников. Театр Т. соединял в себе принципы школы К. С. Станиславского с соврем. Театр. системами. В спектаклях Т. в разные годы участвовали: Е. А. Лебедев, Д. Л. Волосов, Р. А. Быкова, В. П. Полицеймако, О. Г. Казико, Е. М. Грановская, А. И. Лариков, В. Я. Софронов, И. М. Кондратьева, Т. В. Доронина, И. М. Смоктуновский, В. И. Стржельчик, Е. З. Копелян, К. Ю. Лавров, С. Ю. Юрский, Г. А. Гай, Л. И. Макарова, Э. А. Попова, М. А. Призван-Соколова, О. И. Борисов, О. В. Басилашвили, А. Б. Фрейндлих и др. В Т-ре им. Ленин. комсомола Т. поставил спектакли: "Где-то в Сибири" и "Из искры" (1949), "Испанский священник" (1950), "Гроза" и "Дорогойбессмертия" (1951), "Гибель эскадры" (1952), "Новые люди" (1953), "Первая весна" (1955), "Униженные и оскорбленные" (1956) и др. В эти же годы в др. ленингр. т-рах появляются ставшие значительным явлением в театр. жизни спектакли Т.: "Помпадуры и помпадурши" (1954, Т-р Комедии) и "Оптимистическая трагедия" (1955, Т-р драмы им. Пушкина). Дебютом Т. в БДТ им. Горького стала комедия "Когда цветет акация" (1956). В 1957 он поставил спектакли, вошедшие в историю рус. т-ра, - "Идиот" и "Лиса и виноград". Совр. драматургия в творчестве Т. была представлена, в частности, первыми интерпретациями пьес А. М. Володина "Пять вечеров" (1959), "Моя старшая сестра" (1961), "Киноповесть с одним антрактом" (1984). В 60-е гг. т-р Т. становится одним из центров обществ. и интеллектуальн. жизни Ленинграда и страны. Каждый спектакль БДТ был событием. В формировании неск. поколений ленингр. молодежи т-р Т. сыграл огромную роль. Предметом многочисл. дискуссий стала постановка Т. комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (1962). Одной из самых популярных петербург. театр. легенд до сих пор является спектакль по пьесе Л. Г. Зорина "Римская комедия" (1965), запрещенный цензурой. Т. многократно интерпретировал пьесы классиков рус. и мир. лит-ры: Н. В. Гоголя ("Ревизор", 1972), А. Н. Островского ("Волки и овцы", 1980; "На всякого мудреца довольно простоты", 1985), У. Шекспира ("Король Генрих IV", 1970). Он поставил пьесы по произв. М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Балалайкин и К°", 1973, моск. т-р "Современник"), Л. Н. Толстого ("История лошади", 1975), Ч. Диккенса ("Пиквикский клуб", 1978), А. В. Сухово-Кобылина "Смерть Тарелкина", 1983). Новое прочтение пьес М. Горького Т. показал в спектаклях "Варвары" (1959), "Мещане" (1966), "Дачники" (1976) и в своей последней работе - "На дне" (1987). В годы "застоя" партийные и гос. "кураторы" постоянно препятствовали работе Т., но, несмотря на это, он поставил остро актуальные спектакли "Три мешка сорной пшеницы", "Прошлым летом в Чулимске", "Энергичные люди" (все - 1974), "Протокол одного заседания" (1975) и др. Т. создал много спектаклей в разных городах СССР (Алма-Ата, Ереван, Тверь, Киев, Севастополь) и др. стран (Чехословакия, Венгрия, Польша, Финляндия, Германия, Югославия, США). Оперная режиссура также была областью интересов Т. ("Русалка", 1951, оперная студия ДК им. Кирова, Ленинград; "Семен Котко", 1960, т-р оп. и б-та им. Кирова, Ленинград; "Дон Карлос", 1979, Савонлинна, Финляндия). Он поставил неск. радио- и телеспектаклей. Многие годы Т. занимался театр. педагогикой. Был профессором и зав. кафедрой режиссуры ЛГИТМиКа - Ленинг. гос. ин-та театра, музыки и кинематографии. Ученики Т. возглавляют многие т-ры СПб., Москвы и др. городов СНГ. Он был рук. постановок студенч. спектаклей "Зримая песня" (1965), "Люди и мыши" (1966), "Вестсайдская история" (1967) в учебн. т-ре ЛГИТМиКа. Т. - автор книгпрофессии режиссера" (1967), "Круг мыслей" (1972), "Зеркало сцены" (1984), многочисл. публикаций на театр. темы в сов. и зарубежн. прессе. Т. принадлежат лит. основа ("Дорогой бессмертия", "Идиот" и др.) и худож. оформление ("Лиса и виноград" и др.) нек-рых спектаклей.

Г. А. Товстоногов (справа) и В. М. Шукшин. Ленинград. 1974

<abbr>Г.</abbr> А. <a href='/dict/товстоногов' class='wordLink' target='_blank'>Товстоногов</a> (<a href='/dict/справа' class='wordLink' target='_blank'>справа</a>) и В. <abbr>М.</abbr> <a href='/dict/шукшин' class='wordLink' target='_blank'>Шукшин</a>. <a href='/dict/ленинград' class='wordLink' target='_blank'>Ленинград</a>. 1974

Полезные сервисы