СЕМЁНОВА Ек. Сем. (1786-1849) - драм. актриса. Дочь крепости. крестьянки. С 1796 по 1804 обучалась в Петерб. театр. уч-ще. Ученица И. А. Дмитревского. Впервые вышла на сцену в 1802 в школьном т-ре (Наталья - "Корсиканцы" и Софья - "Примирение двух братьев" А. Коцебу), с 1803 - на большой сцене. В труппе Петерб. т-ра - с 1805. Огромное значение для развития таланта актрисы имели ее занятия с А. А. Шаховским, а затем с Н. И. Гнедичем. Если первый вырабатывал у своих учеников естественность и сценич. органичность, то второй помог С. в поиске выразит. средств и отточенности роли. В тв-ве С. сплелись достижения классицистич. т-ра в обл. формы и влияния сентиментализма - в открытости чувств. Героини С. были современны и индивидуальны, актриса с помощью "просвещенных театралов" Н. И. Гнедича, А. Н. Оленина достигала цельности и достоверности образов. Наивысшие свершения С. связаны с трагич. репертуаром. "Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений, орган чистый, ровный, приятный, и часты порывы истинного вдохновения, все сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано", - писал об артистке А. С. Пушкин, назвавший ее "единодержавной царицей трагич. сцены". В 1820 С. покинула т-р, но в 1822 вновь вернулась на сцену. Окончат. оставила актерское поприще в 1826. Осн. роли: Антигона ("Эдип в Афинах"), Моина ("Фингал"), Ксения ("Дмитрий Донской" В. А. Озерова), Нанина ("Нанина, или Побежденный предрассудок"), Аменаида ("Танкред"), Заира ("Заира" Вольтера), Офелия ("Гамлет" С. Висковатова, по Шекспиру), Корделия ("Король Лир" Н. Гнедича, по Шекспиру), Гермиона ("Адромаха"), Клитемнестра ("Ифигения в Авлиде"), Федра ("Федра" Расина), Медея ("Медея" Лонжпьера), Амалия ("Сын любви" А. Коцебу), Клоренс ("Влюбленный Шекспир" А. Дюваля), Эльмира ("Молодые супруги" А. С. Грибоедова).
Е. С. Семенова. Рисунок с гравированного портрета Н. И. Уткина
Семёнова Екатерина Семёновна (1786-1849), российская актриса. Играла на петербургской сцене (1803-26). Выступала в классицистическом и преромантическом репертуаре, исполняла главные роли в трагедиях В. А. Озерова, Ж. Расина, Вольтера. Игре Семёновой свойственны искренность и сила внутреннего воодушевления, благородная величественность пластики. Искусство Семёновой высоко ценил А. С. Пушкин.
* * *
СЕМЕНОВА Екатерина Семеновна - СЕМЕНОВА Екатерина Семеновна (1786-1849), российская актриса. Прославилась на петербургской сцене (1803-26) в трагедиях В. А. Озерова, Ж. Расина. Искусство Семеновой высоко ценил А. С. Пушкин.
СЕМЕНОВА Екатерина Семеновна (1786-1849) - российская актриса. Прославилась на петербургской сцене (1803-26) в трагедиях В. А. Озерова, Ж. Расина. Искусство Семеновой высоко ценил А. С. Пушкин.
Семёнова Иулияка (Ульяна) Ларионовна (р. 1952), латвийская спортсменка (баскетбол). Выступала в составе команды ТТТ (Трамвайно-троллейбусный трест, Рига) в 196881. Чемпионка Олимпийских игр (1976 и 1980), мира (1971 и 1975), Европы (196881) и СССР (196873, 197577, 197981).
СЕМЕНОВА Иулияка (Ульяна) Ларионовна (р. 1952) - латвийская спортсменка (баскетбол). Заслуженный мастер спорта (1971). В 1968-81 выступала в составе команды ТТТ (Трамвайно-троллейбусный трест, Рига). Чемпионка Олимпийских игр (1976 и 1980), мира (1971 и 1975), Европы (1968-81) и СССР (1968-73, 1975-77, 1979-81). Одна из лучших центровых в истории женского мирового баскетбола.
СЕМЁНОВА Марина (Мария) Тим. (род. 1908) - балерина, педагог. Окончила Ленингр. театр. уч-ще в 1925 (кл. А. Вагановой). В 1925-29 артистка Ленингр. т-ра оперы и балета. Среди ее партий: Аспиччия ("Дочь фараона"), мазурка, 7-й вальс ("Шопениана"), Душенька ("Крепостная балерина"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Аврора ("Спящая красавица"), Никия ("Баядерка"). В 1930-52 балерина, с 1953 педагог-репетитор моск. Большого т-ра. Здесь среди ее новых ролей Маша ("Щелкунчик"), Лиза ("Барышня-служанка"), Китри ("Дон Кихот"), Золушка, Жизель, Эсмераль-да в одноименных балетах. В сезоне 1935/36 выступала в Париже, в т. ч. в Опере в "Жизели" с С. Лифарем. Педагог Моск. хореогр. уч-ща (1954-60) и ГИТИСа (с 1960). С первых выступлений С. поражала широтой движений, скульптурностью поз, властной мощью виртуозного танца, поисками своего, героич. стиля. В дальнейшем личная и сценич. судьба С. была непроста. Не создав новых значит. ролей, С. внесла много нового в интерпретацию партий классич. Ее Никия и Одетта были личностями столь же значительными, сколь и трагич. Традиции иск-ва С. неотрывны от рус. балета.
Семёнова Марина Тимофеевна (р. 1908), артистка балета, народная артистка СССР (1975), Герой Социалистического Труда (1988). В 1925-30 в Ленинградском театре оперы и балета; с 1930 в Большом театре (с 1953 балетмейстер-репетитор). Прославилась как исполнительница ведущих партий в балетах русского классического репертуара: «Баядерка» Л. Ф. Минкуса, «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Раймонда» А. К. Глазунова и др. Искусство Семёновой отличалось виртуозностью, чистотой классического танца, пластичной выразительностью поз. Гармонично сочетала героико-трагедийное и лирико-комедийное начала. С 1960 также педагог ГИТИСа. Государственная премия СССР (1941).
* * *
СЕМЕНОВА Марина Тимофеевна - СЕМЕНОВА Марина Тимофеевна (р. 1908), российская артистка балета, народная артистка СССР (1975), Герой Социалистического Труда (1988). В 1925-30 в Ленинградском театре оперы и балета; с 1930 в Большом театре (с 1953 балетмейстер-репетитор). Прославилась как исполнительница ведущих партий в балетах русского классического репертуара. С 1960 также педагог ГИТИСа. Государственная премия СССР (1941).
СЕМЕНОВА Марина Тимофеевна (р. 1908) - российская артистка балета, народная артистка СССР (1975), Герой Социалистического Труда (1988). В 1925-30 в Ленинградском театре оперы и балета; с 1930 в Большом театре (с 1953 балетмейстер-репетитор). Прославилась как исполнительница ведущих партий в балетах русского классического репертуара. С 1960 также педагог ГИТИСа. Государственная премияСССР (1941).
СЕМЁНОВА Нимфодора Сем. (1787/88-1876) - опер. и драм. актриса; мл. сестра Е. С. Семеновой. Начала выступления на сцене, будучи воспитанницей Петерб. театр. уч-ща (1807), к-рое закончила в 1809. Ученица А. А. Шахновского. Позднее обучалась у К. А. Кавоса и Я. Воробьева и перешла на оперную сцену. Красота, грациозность, обаяние, драм. способности, несмотря на отсутствие большого вок. дарования, сделали актрису популярной. Выйдя в 1831 замуж, С. оставила сцену. Среди драм. ролей: Анюта ("Рассудительный дурак" А. Н. Клушина), Федра ("Ариадна" Расина). Оперные партии: Софья ("Хижина, спасенная казаками, или Признательность" К. А. Ватация), Адита ("Сомнамбула" В. Беллини), Сервилия ("Титово милосердие" В. А. Моцарта), Анета ("Сорока-воровка"), Розина ("Севильский цирюльник" Д. Россини), Каролина ("Тайный брак" Д. Чимарозы).
СЕМЕНОВА Ульяна Ларионовна - СЕМЕ́НОВА Ульяна (Иулияка) Ларионовна (р. 9 марта 1952, пос. Медуми, Даугавпилский р-н), латышская спортсменка (баскетбол (см. БАСКЕТБОЛ)). Заслуженный мастер спорта (1971).
В 1968-81 гг. выступала в составе команды ТТТ (Трамвайно-троллейбусный трест, Рига). Чемпионка Олимпийских игр (1976 и 1980), мира (1971 и 1975), Европы (1968-81) и СССР (1968-73, 1975-77, 1979-81). Одна из лучших центровых в истории женского мирового баскетбола.
СЕМЁНОВА Екатерина Семеновна (1786 - 1849), актриса. В 1803 дебютировала на петербургской сцене, в 1805 зачислена в императорскую труппу. Выступала в классическом и преромантическом репертуаре (главные роли в трагедиях В.А. Озерова, Ж. Расина, Вольтера и др.). Игру отличали искренность, сила воодушевления, благородная величественность пластики. Искусство Семеновой высоко ценил А.С. Пушкин. Ушла из театра в 1826, выйдя замуж за князя И.А. Гагарина, изредка участвовала в любительских спектаклях.
СЕМЁНОВА Марина Тимофеевна (родилась в 1908), артистка балета, педагог. В 1925 - 30 в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова (Одетта-Одиллия - "Лебединое озеро" П.И. Чайковского, Никия - "Баядерка" Л.Ф. Минкуса). В 1930 - 52 в Большом театре (с 1953 балетмейстер-репетитор). Прославилась как исполнительница ведущих партий в балетах русского классического репертуара. Выступала и в первых постановках современных балетов (Мирейль де Пуатье - "Пламя Парижа" Б.В. Асафьева, 1933). Танец Семеновой олицетворял гармонию чистоты, изящества, женственности, красоты движения. У Семеновой совершенствовались Н.И. Бессмертнова, Н.В. Павлова, Н.В. Тимофеева и др.