м.
см. юкагиры 2.
юкаги́р, -а
юкаги́р, -а; р. мн. -ов
юк\`агир и́ юкаг\`ир Á сущ см. Приложение II
(представитель народа, живущего в Якутии и Магаданской области)
мн.
юкаги́р, юкаги́ры, юкаги́ра, юкаги́ров, юкаги́ру, юкаги́рам, юкаги́ром, юкаги́рами, юкаги́ре, юкаги́рах
юка́ги́р/.
юка́ги́р мо 1a
юкаги́рка, юкаги́рки, юкаги́рок, юкаги́рке, юкаги́ркам, юкаги́рку, юкаги́ркой, юкаги́ркою, юкаги́рками, юкаги́рках
юка́ги́р/к/а.
юка́ги́рка жо 3*a
Юкаги́ро-чува́нские языки́ - см. Палеоазиатские языки.
* * *
ЮКАГИРО-ЧУВАНСКИЕ ЯЗЫКИ - ЮКАГИ́РО-ЧУВА́НСКИЕ ЯЗЫКИ́, см. Палеоазиатские языки (см. ПАЛЕОАЗИАТСКИЕ ЯЗЫКИ).
исчезнувшая семья близкородственных языков,
на которых говорили племена, занимавшие обширную территорию внутренних
районов Северо-Восточной Азии. В течение 18 в. они были частично
ассимилированы чукчами, частично обрусели. К этой семье принадлежал и юкагирский язык, оказавшийся генетически
изолированным (см. также Омокский
ЮКА́ГИРСКИЙ, юкагирская, юкагирское. прил. к юкагиры.
юк\`агирский и́ юкаг\`ирский A/ пр; 118 см. Приложение II
юкаги́рский, юкаги́рская, юкаги́рское, юкаги́рские, юкаги́рского, юкаги́рской, юкаги́рских, юкаги́рскому, юкаги́рским, юкаги́рскую, юкаги́рскою, юкаги́рскими, юкаги́рском, юкаги́рск, юкаги́рска, юкаги́рско, юкаги́рски
юка́ги́р/ск/ий.
юка́ги́рский п 3a✕~
Юкаги́рский язы́к - относится к юкагиро-чуванской группе палеоазиатских языков.
* * *
ЮКАГИРСКИЙ ЯЗЫК - ЮКАГИ́РСКИЙ ЯЗЫ́К, относится к юкагирско-чуванской группе палеоазиатских языков Письменность на основе русского и китайского алфавитов.
ЮКАГИРСКИЙ ЯЗЫК - относится к юкагирско-чуванской группе палеоазиатских языков Письменность на основе русского и китайского алфавитов.
(устар. - одульский язык) - изолированный язык, единственный
сохранившийся представитель семьи юкагиро-чуванских языков (другие члены которой
могут рассматриваться и как его диалекты).
Распространён в бассейнах рек Колыма и Алазея (северо-восток Якутской
АССР, частично Магаданская область). Число говорящих около 250 чел.
Ареал распространения в 17 в. - от реки Яна на западе до бассейна
реки Анадырь на востоке, включая бассейны рек Индигирка и Колыма.
Сохранились диалекты тундренный (около 200 говорящих) и колымский
(около 50 говорящих), отличающиеся рядом фонетических, морфологических и лексических черт. Отнесение Ю. я. к группе палеоазиатских языков носит условный
характер. Вероятна генетическая связь Ю. я. с уральскими языками (материальные сходства в
базисной лексике, падежных показателях и некоторых других грамматических формантах, регулярные фонетические
соответствия в консонантизме) и, далее, с алтайскими языками и другими членами ностратической макросемьи.
Ю. я. (колымский диалект) имеет 7 кратких гласных (включая редуцированный ә), 6 долгих
гласных (с позиционной дифтонгизацией у гласных
среднего подъёма), 20 согласных фонем. Морфологический строй агглютинативный, суффиксальный. Части речи: существительное, глагол
(вместе с его инфинитными формами - именами действия, причастиями и деепричастиями; класс непереходных глаголов включает в себя качественные
основы, передающие значения прилагательных, и количественные основы,
передающие значения числительных в определённых
синтаксических функциях), числительное (только в
атрибутивной функции), местоимение, наречие, послелог, частица, междометие.
Падежи: номинатив, рематив (падеж субъекта или
объекта, на которые падает логическое ударение),
аккузатив (падеж логически безударного объекта при субъекте 3‑го лица), генитив, инструменталис, комитатив,
датив-латив, локатив, аблатив, пролатив. Рематив, аккузатив и
датив-латив имеют по две формы в зависимости от определённости/неопределённости имени.
Притяжательные формы имеются только в 3‑м лице.
Глагол имеет развитую систему форм наклонения, способа действия и залога, образуемых синтетическим и аналитическим путём. По личным окончаниям (типам
спряжения) различаются непереходные и
переходные глаголы. Кроме того, глагол в предложении принимает специальные нефинитные формы
(ремо-субъектную и ремо-объектную) в тех
случаях, когда он логически безударен и субъект или объект действия
стоят в ремативе. Этим правилом определяется специфическая для Ю. я.
система морфологически выраженного актуального
членения предложения. Предполагается, что историческим источником
ремо-субъектных и ремо-объектных конструкций явились конструкции, в
которых роль предиката выполнял не глагол, а
смысловой субъект или объект (в ремативе), а роль грамматического
субъекта или объекта - глагол (в нефинитной форме).
В лексике Ю. я. помимо общего урало-юкагирского фонда присутствуют
заимствования из русского, якутского, эвенского
(преимущественно в тундренном диалекте) и некоторых других языков
близкоживущих народов. Значительная часть лексики Ю. я. пока не
поддаётся этимологизации; существенные
лексические различия между двумя диалектами (в т. ч. в базисном словаре)
могут указывать на наличие субстрата или иные
нетривиальные условия диалектной дифференциации. Письменность на Ю. я., разработанная в 70‑х гг.
20 в. Г. Н. Куриловым на основе русского и
якутского алфавитов, применяется в местных изданиях на Ю. я. и в его
Йохельсон В. И., Одульский (юкагирский) язык, пер. с англ.,
в кн.: Языки и письменность народов Севера, ч. 3, М.-Л., 1934;
Крейнович Е. А., Юкагирский язык, М.-Л., 1958;
его же, Исследования и материалы по юкагирскому языку, Л.,
1982;
Collinder B., Jukagirisch und
Uralisch, «Uppsala Universitets Årsskrift», 1940,
№ 8;
Angere J., Die uralo-jukagirische Frage, Stokh.,
[1956].
Angere J., Jukagirisch-deutsches
Wörterbuch, Stockh.-Wiesbaden, [1957].
Е. А. Крейнович (дополнения: И. А. Николаева, Е. А. Хелимский).
Юкаги́рское плоского́рье - в России, в Якутии и Магаданской области. Высота до 1128 м. Редкостойная лиственничная тайга.
* * *
ЮКАГИРСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ - ЮКАГИ́РСКОЕ ПЛОСКОГО́РЬЕ, в Якутии и Магаданской обл. Высота до 1128 м. Редкостойная лиственничная тайга.
ЮКАГИРСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ - в Якутии и Магаданской обл. Высота до 1128 м. Редкостойная лиственничная тайга.
ЮКАГИ́РЫ, юкагир и юкагиров, ед. юкагир, юкагира, муж. Палеоазиатская народность в Якутской АССР, то же, что одулы.
Юкаги́ры (самоназвание - деткиль), народ в России, в Якутии и Магаданской области. Численность 1,1 тыс. человек (1995). Язык юкагирский. Верующие в основном православные.
* * *
ЮКАГИРЫ - ЮКАГИ́РЫ (самоназвание - деткиль), народ в Российской Федерации, живут в Восточной Сибири, в Якутии (1 тыс. чел.). Тундровые юкагиры живут на Нижней Колыме, таежные - на Верхней Колыме. Общая численность в Российской Федерации 1,5 тысяч человек (2002). Верующие - православные. Антропологически юкагиры относятся к байкальскому типу североазиатской расы, но по ряду признаков сближаются с народами уральской группы (манси, ненцы, ханты). Систематическое положение языка юкагиров неоднозначно. Традиционно он включается в группу (семью) палеоазиатских языков, в которой занимает обособленное место. Территориально юкагирский язык распадается на верхнеколымский и тундровый диалекты. В этногенетическом плане юкагиры рассматриваются как потомки древнего населения Северо-Восточной Сибири, они связываются с поздненеолитической ымыяхтахской культурой, представленной в археологических памятниках от Хеты до Чукотки.
В 17 веке, к началу русской колонизации родоплеменные группы юкагиров (чуванцы, ходынцы, анаулы) занимали территории от реки Лены до устья реки Анадырь. Для них был характерен низкий уровень этнического самосознания. В 17-19 веках численность юкагиров сократилась вследствие эпидемий, междоусобиц; часть юкагиров была ассимилирована якутами, эвенами, русскими. В 1897 году насчитывалось 754 юкагира, в 1970 - около 600, затем численность начала расти. Общественные отношения юкагиров долгое время сохраняли пережитки матрилокального брака. Несмотря на христианизацию в 19 веке, большое влияние среди юкагиров имели родовые шаманы.
К концу 19 веках этнические традиции удалось сохранить, в основном, колымским юкагирам. Основу их хозяйства составляли охота на дикого оленя и транспортное оленеводство для тундровых юкагиров, охота на копытных животных, рыболовство и собаководство для верхнеколымских юкагиров. Многие элементы материальной культуры в течение 18-19 веков складывались под влиянием эвенов, чукчей и якутов (орудия труда, транспорт, одежда). В то же время, в культуре юкагиров сохранился ряд архаических черт (культ предков и шаманов, жертвоприношения собак, «вороний» эпос), восходящих к древней циркумполярной традиции культуры охотников на дикого оленя.
В подтаежной зоне Колымы, Индигирки и Яны основой хозяйства было речное и озерное рыболовство, охота, культура в своей основе соответствовала общесибирской таежной. В зоне тундры в большей степени сохранились традиции культуры охотников на дикого оленя с подвижным образом жизни, облавными охотами и транспортным оленеводством. В отдельную группу иногда выделяют оседлых юкагиров устьев рек, которые специализировались на рыболовном промысле и охоте на дикого оленя. Атрибутика культуры отдельных групп юкагиров имеет свои особенности.
ЮКАГИРЫ (самоназвание - деткиль) - народ в Якутии и Магаданской обл. (Российская Федерация). 1,1 тыс. человек (1992). Язык - юкагирский. Верующие - православные.
и юка́гиры, -ов, мн. (ед. юкаги́р и юка́гир, -а, м.; юкаги́рка и юка́гирка, -и, мн. юкаги́рки и юка́гирки, -рок, -ркам, ж.).
Народ, живущий в Якутии и Магаданской области, а также лица, относящиеся к этому народу.
ЮКАГИРЫ (самоназвания вадул, одул, этел, этал, омоки) - народность общей численностью 1,142 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (1112 чел.), в т. ч. в Якутии - 697 чел. Язык - юкагирский. Религиозная принадлежность верующих: православные.
Исчезающий, когда-то сильный и многочисленный народ родственный тунгузам; кочует в якутской области.