Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ожегова
Популярный словарь
Джаз
-а, м.
1) только ед. Род профессионального музыкального искусства, сложившийся в США на рубеже XIX-XX вв. на основе синтеза европейской и африканской музыкальных культур.
Классический джаз.
2) Оркестр, состоящий из духовых, ударных и шумовых инструментов, а также музыка, предназначенная для этого оркестра.
Играть в джазе.
Играть джаз.
И ровно в полночь... что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало. И тотчас тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку: "Аллилуйя". Это ударил знаменитый грибоедовский джаз (Булгаков).
Синонимы:
джаз-банд (устар.)
Родственные слова:
джази́ст, джазме́н, джа́зовый, джаз-ба́нд, джаз-орке́стр
Этимология:
Американизм (англ. jazz) в европейских языках и в русском, в котором, сначала в форме джаз-банд, появилось в 20-х гг. XX в.
Культура речи:
Сложные слова джа́з-ба́нд, джа́з-орке́стр и т. п. имеют побочное ударение на первой части слова.
Словарь существительных
Энциклопедический словарь
ДЖАЗ -а; м. [англ. jazz]
1. Вид музыкального искусства, возникший в конце 19 - начале 20 века на основе сочетания черт европейской и африканской культур (полиритмия, тембровое своеобразие, коллективная импровизация и т.п.). Лучшие представители джаза. Любить д. Пробовать себя в джазе.
2. Музыкальные произведения (обычно танцевальные, песенные), относящиеся к этому виду искусства. Играть д. В ритме джаза.
3. Оркестр или ансамбль, исполняющий такие музыкальные произведения. В парке играет д. Танцевать под д. Петь в джазе. Создать д.
◁ Джа́зовый, -ая, -ое. Д-ая музыка. Д-ые произведения. Д-ое искусство. Д. певец.
* * *
джаз (англ. jazz), вид музыкального искусства XX в., объединяющий черты импровизационности в ансамблевом диалогически-состязательном музицировании и черты индивидуально-композиторского начала (см. Аранжировка). Сложился как особый пласт американской культуры на юге США к началу XX в. в результате исторического слияния различных форм музыкального фольклора «чёрных» (восходящего к древним западноафриканским традициям) с популярно-бытовой, песенно-танцевальной музыкой «белых». Прошёл ряд этапов развития: традиционный джаз (новоорлеанский и чикагский стили, диксиленд) 1900-20-х гг.; свинг 30-х гг.; бибоп, кул-джаз и др. 40-50-х гг.; фри-джаз 60-х гг., джаз-рок 70-х гг. Джаз сформировался во взаимодействии с блюзом, обладает собственными типами ансамблей и оркестров - джаз-бэндами (см. Биг-бэнд) и специфическими формами социального функционирования (импровизационные концерты - джем-сенш). Исполнение джаза требует наличия чувства свинга. С 1920-х гг. началось распространение джаза в странах Европы, затем Азии. Взаимодействуя с другими видами музыки, джаз породил гибридные формы (симфоджаз в оркестре П. Уайтмена), оказал влияние на композиторскую музыку XX в. В историю джаза вошли имена Л. Армстронга, Э. Фицджералд, Г. Миллера, Б. Гудмена, Дж. Гиллеспи, Д. Эллингтона и др.
* * *
ДЖАЗ - ДЖАЗ (англ. jazz), род профессионального музыкального искусства, сложившийся на рубеже 19-20 веков в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культуры и утвердившийся прежде всего в негритянской среде в США. Основные черты джаза - основополагающая роль ритма, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, импровизационное начало и т. д. Джазом также называют оркестр, состоящий преимущественно из духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенных для исполнения такой музыки.
Впервые это слово появилось в 1913 в одной из сан-францисских газет, в 1915 вошло в название джазового оркестра Т. Брауна, выступавшего в Чикаго, а в 1917 появилось на грампластинке, записанной знаменитым новоорлеанским оркестром Original DixieIand Jazz (Jass) Band.
1920-е годы стали временем бурного расцвета и повсеместного распространения классического джаза, появления первых джазовых грампластинок, эти годы назвали «эрой джаза». Данное выражение вошло в обиход после того, как его использовал писатель Скотт Фицджеральд (см. ФИЦДЖЕРАЛЬД Фрэнсис Скотт) в своей книге «Tales of the Jazz Age» («Рассказы об эре джаза», 1922).
-----------------------------------
ДЖАЗ- Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: джазовый. Джаз-ансамбль, джаз-клуб, джаз-музыка, джаз-оркестр, джаз-ритм, джаз-рок, джаз-фестиваль.
Большой энциклопедический словарь
Академический словарь
Гуманитарный словарь
ДЖАЗ - вид проф. муз. иск-ва. Возник на юге США в кон. 19 - нач. 20 вв. в результате взаимодействия африк. и европ. муз. культур. Д. свойственны неакадемич. способы звукоизвлечения и интонирования, импровизированность изложения мелодии и ее разработки, регулярная ритмич. пульсация, повышенная эмоциональность.
Традиционный Д., развивавшийся в 1-ю пол. 20 в., включает новоорлеанский и чикагский стили, представленные небольшими ансамблями (5-8 исполнителей) и опирающимися на коллективную (в меньшей мере сольную) импровизацию, а также суинг, связанный с деят-ностью больших (в осн. танцевальных) оркестров (биг-бэндов). Наиб. яркие солисты раннего джаза - трубачи Дж. Оливер, Л. Армстронг, кларнетист С. Беше, тромбонист К. Ори, пианисты Э. Хайнз, Ф. Уоллер. Самые знаменитые биг-бэнды создали Д. Эллингтон, К. Бэйси, Б. Гудмен, Т. Дорси, Г. Миллер.
Традиционный Д. оказал сильное воздействие на всю бытовую, развлекательную музыку США и стран Зап. Европы, способствовал рождению симфоджаза и других видов эстрадной музыки. Интонац. и ритмич. обороты джаза использовали многие композиторы, в т. ч. К. Дебюсси, М. Равель, Д. Гершвин, Л. Бернстайн, И. Стравинский, Д. Шостакович и др.
С сер. 40-х гг. формируется совр. Д. (бибоп, кул, хард-боп, прогрессив), опирающийся на сложный и виртуозный язык музыкантов-импровизаторов: Ч. Паркер и Д. Колтрейн (саксофоны), Д. Гиллеспи и М. Дэвис (труба), О. Питерсон, Б. Эванс (фп.) и мн. др. Совр. Д. не стал замкнутым музык. явлением. В результате его взаимодействия с модными танцевальными ритмами и муз. фольклором возникли такие направления, как рок-н-ролл, босса-нова, соул, джаз-рок, фьюжн. Универсальность ведущих джазовых музыкантов и композиторов привела к возникновению т. н. "третьего" течения (соединению симфонич. и джазовой музыки). С сер. 60-х гг. под влиянием музыки авангарда возник интерес к свободному Д. (фри-джаз).
Становление европейского и российского Д. в 20-е и 30-е гг. связано с популярностью танцевальной музыки, исполняемой симфоджазами и биг-бэндами. В России в числе первых джазовых музыкантов были поэт и переводчик В. Парнах ("Эксцентрический джаз-банд", 1922), пианист А. Цфасман ("АМА-джаз", 1928). Д. в России развивался вместе с иск-вом мюзик-холла, звукового кино и долгое время опирался на массовые песни. С Д. сотрудничали И. Дунаевский, М. Блантер, Н. Богословский, талантливые аранжировщики Н. Минх, А. Варламов, Л Дидерихс и др.
В кон. 50-х гг. Д. стал проф. концертным иск-вом. На Всесоюзной сцене выступали десятки биг-бэндов, представлявшие наряду с эстрадными программами инструментальный джаз. Среди них оркестры О. Лундстрема, В. Людвиковского, Ю. Саульского, И. Вайнштейна, "РЭО" (Латвия), "РЭРО" (Грузия) и др. Первыми выдающимися солистами-импровизаторами стали Г. Гаранян, Г. Гольштейн, А. Зубов (саксофоны), К. Носов, А. Товмасян, К. И. Бахолдин (тромбон), И. Бриль, Б. Рычков (фп.), Н. Громин, А. Кузнецов (гитара), иск-во к-рых было высоко оценено на первых российских джазовых фестивалях.
В 70-е гг. российский Д. утвердился на филармонической сцене. В нем представлены как традиц. стили ("Ленинградский диксиленд", свинг-оркестры О. Лундстрема, А. Кролла, В. Толкачева, ансамбль Д. Голощекина), так и совр. направления ("Аллегро" Н. Я. Левиновского, "Арсенал" А. С. Козлова, "Каданс" Г. Лукьянова, трио В. Ганелина, "Архангельск" В. П. Резницкого). В настоящее время большое число российских джазовых виртуозов включается в концертно-фестивальную жизнь Европы и Америки, в т. ч. пианисты А. Шилкопер, саксофонисты И. Бутман, А. Осейчук, трубач А. Сипягин, В. Пономарев и др.
Развитию и пропаганде Д. способствовали джаз-клубы (первый был создан в Ленинграде в 1958), гастроли виднейших представителей американского джаза (Э. Хайнза, Д. Эллингтона, Т. Джонса, Д. Брубека и др.) и активность джазовых публицистов (А. Батавшев, Арк. Петров, В. Фейертаг, Л. Переверзев, А. Медведев и др.).
Лит.: Конен В. Д. Пути американской музыки. Очерки по истории муз. культуры США. 2-е изд., доп. М., 1965; Чугунов Ю. Н. Гармония в джазе. М., 1976; Бриль И. М. Практический курс джазовой импровизации. М., 1979; Овчинников Е. В. Архаический джаз. М., 1986; Сов. джаз: Проблемы. События. Мастера. М., 1987.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ДЖАЗ (английское jazz), вид музыкального искусства 20 в., объединяющий черты импровизационности в ансамблевом диалогически-состязательном музицировании и индивидуально-композиторского начала (смотри Аранжировка). Сложился как особый пласт американской культуры на юге США к началу 20 в. в результате исторического слияния различных форм музыкального фольклора "черных" (восходящего к древним западно-африканским традициям) с популярно-бытовой, песенно-танцевальной музыкой "белых". Прошел ряд этапов развития: традиционный джаз (новоорлеанский и чикагский стили, диксиленд) 1900 - 20-х гг., свинг 30-х гг., бибоп, кул-джаз и др. 40 - 50-х гг., фри-джаз 60-х гг., джаз-рок 70-х гг. Джаз сформировался во взаимодействии с блюзом, обладает собственными типами ансамблей и оркестров - джаз-бэндами (смотри Биг-бэнд) и специфическими формами социального функционирования (импровизационные концерты - джем-сешн). Исполнение джаза требует наличия чувства свинга. С 1920-х гг. началось распространение джаза в странах Европы, затем Азии. Взаимодействуя с другими видами музыки, джаз породил гибридные формы (симфоджаз в оркестре П. Уайтмена), оказал влияние на композиторскую музыку 20 в. В историю джаза вошли имена Л. Армстронга, Э. Фицджералд, Г. Миллера, Б. Гудмена, Дж. Гиллеспи, Д. Эллингтона и др.
Толковый словарь
Словарь русского арго
Орфографический словарь
Формы слов для слова джаз
Синонимы к слову джаз
сущ., кол-во синонимов: 16
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимология
Этимологический словарь
Словарь иностранных слов
Сканворды для слова джаз
Полезные сервисы