м.
Геодезический прибор, применяемый при топографической съемке.
КИПРЕ́ГЕЛЬ -я; м. [нем. Kippregel] Геодезический угломерный прибор, применяемый вместе с мензулой для топографических съёмок на местности.
* * *
кипре́гель (нем. Kippregel), геодезический инструмент для прочерчивания направлений и определения расстояний и превышений при мензульной съёмке.
* * *
КИПРЕГЕЛЬ - КИПРЕ́ГЕЛЬ (нем. Kippregel), геодезический инструмент (см. ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ) для прочерчивания направлений и определения расстояний и превышений при мензульной съемке (см. МЕНЗУЛЬНАЯ СЪЕМКА).
КИПРЕГЕЛЬ (нем. Kippregel) - геодезический инструмент для прочерчивания направлений и определения расстояний и превышений при мензульной съемке.
-я, м.
Геодезический угломерный прибор, применяемый вместе с мензулой для топографических съемок на местности.
[нем. Kippregel]
кипре́гель, -я
кипре́гель, -я
кипре́гель, кипре́гели, кипре́геля, кипре́гелей, кипре́гелю, кипре́гелям, кипре́гелем, кипре́гелями, кипре́геле, кипре́гелях
кипре́гель м 2a
КИПРЕГЕЛЬ (нем.). Топографический инструмент, состоящий из медной линейки и зрительной трубки.
- Механический или оптический прибор, входящий в состав мензульного комплекта, предназначенного для топографической съёмки местности.
м.
1. Высокое травянистое растение с розовыми или пурпурными цветками и пушистыми семенами; иван-чай.
2. Отвар сухих листьев и цветков такого растения, применяемый как лекарственное средство или как суррогат чая.
КИПРЕ́Й, кипрея, мн. нет, муж. (обл.). Высокая трава с крупными соцветиями, употр. как суррогат чая; то же, что Иван-чай.
КИПРЕ́Й, -я, муж. Высокое многолетнее травянистое растение с крупными соцветиями.
| прил. кипрейный, -ая, -ое. Семейство кипрейных (сущ.).
КИПРЕЙ - муж. растенье Epilobium. Один из видов этого рода, Е. palustre или angustifolium, есть копорская трава, копорский или иван-чай. Кипрейный, к кипрею относящийся
КИПРЕ́Й -я; м. Высокое травянистое растение с пурпурными или розовыми цветками и пушистыми семенами; иван-чай. Насыпь у дороги заросла кипреем.
◁ Кипре́йный, -ая, -ое. К-ые листья. К. чай.
* * *
кипре́й - род многолетних трав семейства кипрейных. Около 200 видов, во внетропических поясах обоих полушарий. Кипрей узколистный (иван-чай, копорский чай) растёт обычно зарослями по вырубкам, опушкам и особенно обильно по гарям; один из лучших медоносов, листья содержат витамин С, пригодны для салатов.
* * *
КИПРЕЙ - КИПРЕ́Й, род многолетних трав семейства кипрейных. Ок. 200 видов, во внетропических поясах обоих полушарий. Кипрей узколистный (иван-чай, копорский чай) растет обычно зарослями по вырубкам, опушкам и особенно обильно по гарям; один из лучших медоносов, листья содержат витамин С, пригодны для салатов.
КИПРЕЙ - род многолетних трав семейства кипрейных. Ок. 200 видов, во внетропических поясах обоих полушарий. Кипрей узколистный (иван-чай, копорский чай) растет обычно зарослями по вырубкам, опушкам и особенно обильно по гарям; один из лучших медоносов, листья содержат витамин С, пригодны для салатов.
-я, м.
Высокое травянистое растение с пурпурными или розовыми цветками и пушистыми семенами.
У самых ног Наташи стройным кустом расцветал розовый кипрей. Паустовский, Старый челн.
КИПРЕЙ, род многолетних трав и полукустарников (семейство кипрейные). Около 200 видов, во внетропических поясах обоих полушарий. Наиболее известен иван-чай.
кипре́й, -я
кипре́й, -я
кипре́й/.
кипре́й м 6a
"узколистная ива, Epilobium angustifolium", из греч. κύπριος, прилаг. от Κύπρος "Кипр"; ср. Маценауэр, LF 8, 165. [Более вероятна исконнославянская этимология этого названия растения - от кипе́ть. См. Меркулова, "Этимология. 1964", М., 1965, стр. 84. - Т.]
Растение из сем. онагриковых, употребляется как фальсификация чая.
КИПРЕ́ЙНЫЕ -ых; мн. Ботан. Название семейства двудольных растений, к которому относятся кипрей, фуксия и др.
прил.
1. соотн. с сущ. кипрей 1., связанный с ним
2. Свойственный кипрею [кипрей 1.], характерный для него.
3. Приготовленный из кипрея [кипрей 1.] или с кипреем.
КИПРЕ́Й, -я, м. Высокое многолетнее травянистое растение с крупными соцветиями.
КИПРЕ́ЙНЫЙ см. Кипре́й.
-ая, -ое.
1. прил. к кипрей.
2. в знач. сущ. кипре́йные, -ых, мн. бот.
Название семейства двудольных растений, к которому относятся иван-чай, кипрей, фуксия и др.
кипре́й/н/ый.
кипре́йный п 1*a
Кипре́нский ф. <п 3а>
Выдающийся русский художник получил фамилию Копорский по месту своего крещения, селу Копорье (в нынешней Ленинградской области), но затем изменил фамилию на Кипренский. К острову Кипр она отношения неимеет, а к Копорью - самое непосредственное. В этом селе из растения кипрей (то же, что иван-чай) изготовляли на продажу суррогат чая, так называемый копорский чай, по поводу которого острили: "Копорское крошево и кисло и дешево". Итак, Кипренский из "кипрей". Почему не Кипрейский? Очевидно, "Кипренский" художнику казалось благозвучней. (Ф)
- Увидев свой портрет кисти этого художника, Пушкин написал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
- Русский художник, автор портрета Пушкина.
- Кого из русских художников звали Орест Адамович?
- В 1819 году он первым из русских художников получил заказ на автопортрет от галереи Уффици.
- Знаменитая галерея во Флоренции - Уффици, заказала ему, первому из русских живописцев, автопортрет.
КИПРЕ́НСКИЙ Орест Адам. (1782-1836) - художник-портретист, историч. живописец, график; представитель романтизма. Род. в дер. Нежново (Нежинская) Копорского уезда С.-Петерб. губ., принадлежавшей помещику А. С. Дьяконову, от крепостной. При рождении получил вольную, был крещен в Копорье, отсюда происходит первонач. его фамилия "Копорский", измененная затем на "Кипренский" (новая фамилия напоминала о Киприде - богине любви). Раннее детство провел в семье Адама Швальбе, крепостного Дьяконовых, за к-рого была выдана замуж мать К. (за воспитание К. Швальбе позже получил вольную). В 1788 был отдан в воспитанники АХ; занимался под руководством Г. И. Угрюмова, Д. Г. Левицкого, Г. Ф. Дуайена. В 1805 получил Большую зол. медаль за картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле". До 1809 пенсионер (стипендиат) АХ, в 1809-11 жил в Москве и Твери, с 1812 - акад., в 1815 стал советником АХ.
В ранний период творчество К. находилось под влиянием Г. И. Угрюмова и Д. Г. Левицкого. В графич. портретах участников Отеч. войны 1812 получило отражение романтич. восприятие образа. Прекрасный рисовальщик, он выработал свободную и динамичную романтич. манеру, выражающую внутр. независимость человеч. личности, запечатлевая едва уловимые оттенки и движения чувств. С 1816 путешествовал по Германии, Швейцарии, Италии, где его работы пользовались успехом; первым из рус. художников К. стал широко известен в Европе. Поездка в Италию заметно повлияла на творчество К., портреты худож. приобретают большую определенность формы, обобщенность образа, манера письма становится более классичной. В 1823-28 жил в Петербурге. Умер в Италии.
К. оказал большое воздействие на развитие рус. портретного иск-ва 1-й пол. 19 в., повлиял на творчество А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина. Как портретист К. раскрыл индивидуальность рус. человека, своего современника, утвердил идеал гармонич., деятельной, творч. личности. Наиб. известные работы К. - портреты: А. К. Швальбе, А. А. Челищева, Е. Н. Ростопчиной, Е. В. Давыдова, Е. И. Чаплица, Е. С. Авдулиной, групповой портрет "Читатели газет в Неаполе" и др. Портрет А. С. Пушкина, написанный в Фонтанном доме, считается лучшим прижизненным портретом поэта.
Лит.: Турчин В. С. О. Кипренский. М., 1975; Валицкая А. П. О. Кипренский в Петербурге. Л., 1981; Кислякова И. В. О. Кипренский: Эпоха и герои. М., 1982; Зименко В. М. Орест Адамович Кипренский, 1782-1836. М., 1988; Бочаров И. Н., Глушакова Ю. П. Кипренский. М., 1990; Орест Кипренский: Новые материалы и исслед.: Сб. ст. СПб., 1993.
О. А. Кипренский. Автопортрет. 1828
Кипре́нский Орест Адамович (1782-1836), российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского - духовность, сложная внутренняя жизнь человека, его творческая индивидуальность («Автопортрет с кистями за ухом», около 1808-09; «А. А. Челищев», около 1809 или 1810-11; «Е. П. Ростопчина», 1809; «А. С. Пушкин», 1827).
* * *
КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович - КИПРЕ́НСКИЙ Орест Адамович (1782-1836), русский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма (см. РОМАНТИЗМ). Содержание портретов Кипренского - духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность («Автопортрет с кистями за ухом», ок. 1808-09; «А. А. Челищев», ок. 1809 или 1810-11, «Е. П. Ростопчина», 1809; «А. С. Пушкин», 1827).
* * *
КИПРЕ́НСКИЙ Орест Адамович [13 (24) марта 1782, Мыза Нежинская, около Копорья, ныне в Ленинградской области - 17 октября 1836, Рим], русский художник. Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, получивший особую известность как замечательный портретист.
Незаконный сын помещика А. С. Дьяконова, записанный в семью его крепостного человека А. К. Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788-1803) у Г. И. Угрюмова (см. УГРЮМОВ Григорий Иванович) и Г.-Ф. Дуаена. Жил и работал в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), в 1816-22 и с 1828 - в Риме и Неаполе.
В картине «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805, Русский музей) продемонстрировал уверенное знание канонов академической исторической картины. Но весьма рано областью, где его талант раскрывается наиболее естественно и непринужденно, становится портрет. Уже первый его живописный портрет («А. К. Швальбе», 1804, там же), написанный в «рембрандтовской» манере, выделяется своим выразительным и драматичным светотеневым строем. С годами его мастерство, - проявившееся в умении создавать в первую очередь не типы (преобладавшие в русском портрете эпохи Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение))), а неповторимые индивидуально-характерные образы, подбирая каждый раз особые пластические средства, чтобы эту характерность оттенить, - последовательно крепнет. Впечатляющей жизненности полны: портрет мальчика А. А. Челищева (около 1810-11), парные изображения супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814, все - Третьяковская галерея). Художник все чаще обыгрывает экспрессивные возможности цветовых и светотеневых контрастов, пейзажного фона, символических деталей («Е. С. Авдулина», около 1822, там же). Даже большие парадные портреты художник умеет сделать лирически, почти интимно непринужденными («Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова», 1809, Русский музей).
Особый раздел составляют автопортреты Кипренского [с кистями за ухом (около 1808, Третьяковская галерея), в розовом шейном платке (около 1808, Русский музей), в полосатом халате (1828, Третьяковская галерея) и др.]; их животворит трепетная романтическая стихия творчества, воплощением которой выступает сам художник. Кипренский сумел конгениально прочувствовать творческий темперамент лучших русских поэтов того времени, оставив нам замечательные образы К. Н. Батюшкова (1815, итальянский карандаш, Музей института русской литературы АН СССР, Санкт-Петербург), В. А. Жуковского (1816) и А. С. Пушкина (1827; оба - Третьяковская галерея).
Кипренский был также виртуозным рисовальщиком, создавшим (преимущественно в технике итальянского карандаша и пастели) образцы графического мастерства, зачастую превосходящие открытой, волнующе легкой своей эмоциональностью его живописные портреты. Это и бытовые типажи («Слепой музыкант», 1809, Русский музей; «Калмычка Баяуста», 1813, Третьяковская галерея), и знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года (рисунки с изображением Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина, тот же рисунок с поэтом Батюшковым и др.; 1813-15, Третьяковская галерея и др. собрания); героическое начало здесь приобретает задушевный оттенок.
Большое число набросков и текстовые свидетельства показывают, что художник весь свой зрелый период тяготел к созданию большой (по его собственным словам из письма А. Н. Оленину (см. ОЛЕНИН Алексей Николаевич) 1834), «эффектной, или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины», где в аллегорической форме были бы изображены итоги европейской истории, равно как и предназначение России. «Читатели газет в Неаполе» (1831, Третьяковская галерея) - по виду просто групповой портрет - на деле есть скрытно-символический отклик на революционные события в Европе. Однако наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались неосуществленными, либо пропали (подобно «Анакреоновой гробнице», завершенной в 1821). Эти романтические поиски, однако, получили масштабное продолжение в творчестве К. П. Брюллова (см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович) и А. А. Иванова (см. ИВАНОВ Александр Андреевич).
КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (1782-1836) - российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского - духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность ("Автопортрет с кистями за ухом", ок. 1808-09; "А. А. Челищев", ок. 1809 или 1810-11, "Е. П. Ростопчина", 1809; "А. С. Пушкин", 1827).КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович КИПРИАН (ок. 1336-1406) - русский митрополит в 1381-82 и с 1390, активный сторонник князя Василия I. Послания Сергию Радонежскому, Житие митрополита Петра. Инициатор составления Троицкой летописи. Способствовал приобщению Древней Руси к культуре южных славян и Византии. Канонизирован Русской православной церковью.
О.А. Кипренский. Автопортрет в полосатом халате.
КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (1782 - 1836), российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. В портретах современников романтическая приподнятость образа, эмоциональная полнота в раскрытии психологического состояния модели, новый взгляд на человека как на внутренне независимую личность ("Е.Н. Ростопчина", "Е.В. Давыдов" - оба 1809).
О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина.
О.А. Кипренский. Портрет Е.С. Авдулиной. 1822-23. Русский музей.