Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

коневской ив. ив

Гуманитарный словарь

КОНЕВСКО́Й Ив. Ив. (наст. фамилия Ореус) (1877-1901) - поэт. Род. в СПб., в семье воен. писателя и историка, нач. Воен.-историч. и Геогр. архива, ген. И. И. Ореуса. В 1890-96 учился в г-зии, затем поступил в Петерб. ун-т на ист.-филол. ф. В это же время К. познакомился с А. Добролюбовым, Ф. Сологубом, В. Брюсовым. 1-й сб. стихов и прозы "Мечты и думы" (1900) имел успех у символистов. Трагич. смерть К. - он утонул в реке - сделала его имя своеобразным символом "несбывшейся надежды" нов. рус. поэзии. В 1904 стараниями поклонников и друзей К. вышла его книга "Стихи и проза. Посмертное собр. соч.". Творчество К. высоко оценил Брюсов, к-рый в статье "Мудрое дитя" отметил философ. характер лирики К. и поиски им нов. форм выражения. К. переводил Г. Ибсена, Э. Верхарна, М. Метерлинка, Ф. Ницше и др. К. - автор ст. о лит-ре и живописи ("Живопись Беклина", "Мистическое чувство в русской лирике" и др.).

Полезные сервисы

коневской иван

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

порваться

Словарь ударений

Полезные сервисы

одическая строфа

Гуманитарный словарь

ОДИ́ЧЕСКАЯ СТРОФА́ - 10-стишие 4-стопного ямба с канонич. рифмовкой: AbAbCCdEEd (прописные буквы - жен. рифмы, строчные - муж.). Впервые О. С. была употреблена в нач. 17 в. франц. поэтом Ф. Малербом в жанре торжеств. оды и с тех пор стала попул. строфой франц., нем. и рус. од. В Россию О. С. пришла с одой В. Тредиаковского на сдачу Гданска (1743) и одой М. Ломоносова на взятие Хотина (1739); на рус. почве ее впервые употребил А. Сумароков ("Вперяясь в перемены мира", 1740). В эпоху классицизма популярность О. С. не только утвердила ее как осн. строфу жанра торжеств. оды, но и распространила на др. жанры - элегию, медитативную и любовную лирику, песню, сатиру и др. 2-я пол. 18 в. отмечена появлением большого числа вариантов О. С. (от "зеркального" расположения клаузул - aBaBccDeeD, перемены мест 4-стишия и 6-стишия до использования в ряду О. С. 10-стиший вольной рифмовки). В 18 в. к О. С. обращаются также В. Петров, Г. Державин, А. Радищев и др. К нач. 19 в. О. С. надолго выходит из употребления, возрождаясь лишь на рубеже 19-20 вв. в стилизациях (И. Коневского, Ф. Сологуба). Пример О. С. (Г. Р. Державин):

Подай, Фелица! наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

Меня твой голос возбуждает.

Меня твой сын препровождает;

Но им последовать я слаб.

Мятясь житейской суетою,

Сегодня властвую собою,

А завтра прихотям я раб

Полезные сервисы

символизм

Гуманитарный словарь

СИМВОЛИ́ЗМ (фр. symbolisme, от греч. σύμβολον - знак) - направление в европ. худож. культуре кон. 19 - нач. 20 в. Основано на идее выражения посредством многозначного и несводимого к определ. ряду понятий символа внутр. мира художника и находящихся за пределами чел. познания идей. С. возник в связи с общим кризисом социальных учений и тра-диц. гуманитарных идей, когда "не стало вечных ценностей, открывавших перспективы" (А. Белый). Противопоставляя свои идеи философии позитивизма и рационализма реалистич. иск-ву, С. опирался на мировосприятие неоромантиков. С. как определенное миропонимание и эстетич. направление сложился во Франции, заявив о себе в 1860-70-е гг. в новаторской поэзии А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме и др. (ближайшим их предшественником был Ш. Бодлер). Исходные принципы С. были сформулированы И. Мореасом в его "Манифесте символизма" (1886). Особенности символист. мировосприятия и иск-ва в той или иной мере нашли отражение в творч. М. Метерлинка, Э. Верхарна, Г. Гофмансталя, Р. М. Рильке и мн. др. зап.-европ. писателей. На философию и эстетику С. серьезное влияние оказали идеи А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше (особенно "Рождение трагедии из духа музыки" и "Так говорил Заратустра"), Р. Вагнера.

В рус. изобр. иск-веотличие от лит-ры) С. не стал четко оформившимся направлением. Филос.-символич. осмыслением мира стало иск-во М. Врубеля, а также художников "Голубой розы" (П. Кузнецов, М. Сарьян, С. Судейкин и др.). Намеком, тонкой нюансировкой отношений предметов и фигур выражает эмоц.-символич. основу своих произв. В. Борисов-Мусатов. К волне рус. С. относятся нек-рые работы художников "Мира иск-ва" (Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих и др.), а также ранние произведения В. Кандинского, Г. Якулова, работы Н. Колмакова, К. Юона, К. Богаевского, М. Чюрлениса, К. Петрова-Водкина. В архитектуре к С. ближе всего напр. "сецессии" и "северного модерна"; крупнейшим мастером арх. С. был Ф. О. Шехтель.

В лит-ре реализму и натурализму символисты противопоставили принцип абс. свободы творчества художника, устремленного к идеальным, вневременным ценностям. Они исходили из того, что помимо реального, "земного" мира есть вечный мир дух. сущностей, высшей красоты и гармонии, уловить и отразить к-рый и призвано иск-во. Наиб. совершенные формы познания - музыка и поэзия (как своего рода "словесная музыка"), поэтич. средствами интуитивного постижения они сделали символы - знаковые образы, "взятые из природы и преобразованные в творчество" (А. Белый), наделенные сверхсмыслом, неисчерпаемой многозначностью. "Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном (...) языке намека и внушения нечто неизглаголемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине" (Вяч. Иванов). Символ - это подразумеваемый подтекст и контекст невыразимых словами идей, понятий, образов. Особую значимость обретает не собственно семантика слова или выражения (сколько бы богатой оттенками она ни была), а та область "несказанного", к-рая за ними открывается: именно в ней заключена вся многомерность и глубина подразумеваемых смыслов. Идеальный, невидимый мир должен как бы "просвечивать", "мерцать" сквозь символы. И т. о. через символ должна устанавливаться мистическая связь с вечностью. Идею "двоемирия" символисты наследовали от романтиков, как и нек-рые др. важные черты (неприятие будничной действительности, культ возвышенной духовности, пристальное внимание к мировому культурному опыту, интерес к сфере бессознательного, к глубинным проявлениям души, эл-ты демонизма и т. д.). Личности художника-творца, причастного к "мирам иным", символисты придавали особенное значение: они считали его провидцем, магом, обладателем тайны. Сам процесс поэтич. творчества представлялся им неким священным наитием, почти религ. действом.

Основные черты поэтики символистов - богатство ассоциат. связей, игра смыслами, использование импрессионистских приемов, "туманность" языка, недосказанность, неясность образов (не случайно С. иногда называли "поэзией намеков"), стремление заворожить ритмом, музыкой стиха и т. д. Активное использование образов, насыщенных многозначным содержанием, позволило поэтам-символистам значительно расширить выразит. возможности лирики.

Рус. С. испытал разностороннее влияние зап.-европ., особенно в период своего зарождения и становления в 1890-е гг. Предвестием рус. С. стали выступления Н. Минского и Д. Мережковского, заявивших о необходимости "нового искусства", к-рое отвечало бы мировоззрению и настроению людей конца века. Программный характер носила кн. Мережковскогопричинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893), где главными свойствами будущего иск-ва были провозглашены "мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности". "В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, - утверждал Мережковский, - действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. (...) Слова только определяют, ограничивают мысль, а символы выражают безграничную сторону мысли". Попыткой реализовать новые принципы в поэзии стала его кн. "Символы" (1892). Однако первые опыты в области собств. символистской эстетики и поэтики принадлежали В. Брюсову: в 1894-95 он издал в 3-х выпусках сб. "Русские символисты" (большинство стихов было написано им самим), сб. "Chefs d’oeuvre" ("Шедевры"). Отчетливую символистскую ориентацию обрело в 1890-е гг. творчество Ф. Сологуба, К. Бальмонта, И. Коневского, к-рых, наряду с Н. Минским, Д. Мережковским и В. Брюсовым, принято называть "старшими" символистами.

Расцвет рус. С. связан с приходом в лит-ру А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского, Ю. Балтрушайтиса и др. выступавших в нач. 1900-х гг. С этого времени рус. С. становится одним из самых заметных течений в отечеств. культуре. Отличительные черты его: апология учения Вл. Соловьева о Вечно-Женственном начале мира и чаяния всемирной катастрофы, ведущей к преображению жизни (особенно явственно это проявилось в поэзии А. Блока, А. Белого и др.); представление о символистском иск-ве как "жизнетворчестве", как магической силе, способной созидать более совершенные формы бытия, гармонизировать действительность; связь с соц.-истор. реальностью, прорицание грядущих "невиданных перемен" (сказались потрясения 1900-10-х гг.); масштабность, философичность поэтич. мышления; живой интерес к фольклору, народным преданиям и мифам и т. д.

Существенную роль в развитии и распространении С. в России сыграли изд-ва "Скорпион", "Гриф", "Оры", "Мусагет", ж. "Весы", "Золотое руно".

Рус. С. исчерпал себя к сер. 1910-х гг., что было обусловлено идейными расхождениями его гл. представителей, кризисом символистских идей и бурными социальными событиями.

Образцы рус. символ. иск-ва имеют непреходящее значение и ценность; мн. из них относятся к вершинным достижениям культуры рубежа веков. Поэты-символисты явились реформаторами рус. поэзии, обогатив ее новым смысловым содержанием и новаторскими формами.

Символизм. Автопортрет с сестрой. 1898. Худ. В. Э. Борисов-Мусатов

<a href='/dict/символизм' class='wordLink' target='_blank'>Символизм</a>. <a href='/dict/автопортрет' class='wordLink' target='_blank'>Автопортрет</a> с <a href='/dict/сестрой' class='wordLink' target='_blank'>сестрой</a>. 1898. <a href='/dict/худ' class='wordLink' target='_blank'>Худ</a>. В. Э. <a href='/dict/борисов-мусатов' class='wordLink' target='_blank'>Борисов-Мусатов</a>

Полезные сервисы