КОНЕВСКО́Й Ив. Ив. (наст. фамилия Ореус) (1877-1901) - поэт. Род. в СПб., в семье воен. писателя и историка, нач. Воен.-историч. и Геогр. архива, ген. И. И. Ореуса. В 1890-96 учился в г-зии, затем поступил в Петерб. ун-т на ист.-филол. ф-т. В это же время К. познакомился с А. Добролюбовым, Ф. Сологубом, В. Брюсовым. 1-й сб. стихов и прозы "Мечты и думы" (1900) имел успех у символистов. Трагич. смерть К. - он утонул в реке - сделала его имя своеобразным символом "несбывшейся надежды" нов. рус. поэзии. В 1904 стараниями поклонников и друзей К. вышла его книга "Стихи и проза. Посмертное собр. соч.". Творчество К. высоко оценил Брюсов, к-рый в статье "Мудрое дитя" отметил философ. характер лирики К. и поиски им нов. форм выражения. К. переводил Г. Ибсена, Э. Верхарна, М. Метерлинка, Ф. Ницше и др. К. - автор ст. о лит-ре и живописи ("Живопись Беклина", "Мистическое чувство в русской лирике" и др.).
коневской иван
Энциклопедический словарь
КОНЕВСКОЙ Иван - КОНЕВСКО́Й Иван (наст. имя Иван Иванович Ореус) (1877-1901), русский поэт. В медитативной лирике и прозе (сборники «Мечты и думы», 1900; «Стихи и проза», издан под редакцией В. Я. Брюсова (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич) в 1904) - философические мотивы с доминирующим настроением оптимистического приятия мира, архаизированный, усложненный, «корявый» язык.
Большой энциклопедический словарь
КОНЕВСКОЙ Иван (наст. имя Иван Иванович Ореус) (1877-1901) - русский поэт. В медитативной лирике и прозе (сборники "Мечты и думы", 1900; "Стихи и проза", издан под редакцией В. Я. Брюсова в 1904) - философические мотивы с доминирующим настроением оптимистического приятия мира, архаизированный, усложненный, "корявый" язык.
Полезные сервисы
порваться
Словарь ударений
B/B и B/C гл см. Приложение II
порва́лся 236 см. Приложение II
Ты позабыт давно друзьями и врагами,
И близкие тебе давно все отошли,
Но связь давнишняя не порвала́сь меж нами,
Двух клявшихся навек - жить радостью земли!
В. Я. Брюсов, На могиле Ивана Коневского
Порва́лися струны, протяжно звеня,
За то, что он плакать заставил меня,
Н. С. Гумилев, Песня о певце и короле
Сведения о старой норме ударения:
Делая ударение порвался́, вы следуете старой норме.
См. также взорваться, ворваться, дорваться, зарваться, изорваться, надорваться, нарваться, оборваться, оторваться, перерваться, подорваться, прерваться, прорваться, разорваться, рваться, сорваться.
Полезные сервисы
одическая строфа
Гуманитарный словарь
ОДИ́ЧЕСКАЯ СТРОФА́ - 10-стишие 4-стопного ямба с канонич. рифмовкой: AbAbCCdEEd (прописные буквы - жен. рифмы, строчные - муж.). Впервые О. С. была употреблена в нач. 17 в. франц. поэтом Ф. Малербом в жанре торжеств. оды и с тех пор стала попул. строфой франц., нем. и рус. од. В Россию О. С. пришла с одой В. Тредиаковского на сдачу Гданска (1743) и одой М. Ломоносова на взятие Хотина (1739); на рус. почве ее впервые употребил А. Сумароков ("Вперяясь в перемены мира", 1740). В эпоху классицизма популярность О. С. не только утвердила ее как осн. строфу жанра торжеств. оды, но и распространила на др. жанры - элегию, медитативную и любовную лирику, песню, сатиру и др. 2-я пол. 18 в. отмечена появлением большого числа вариантов О. С. (от "зеркального" расположения клаузул - aBaBccDeeD, перемены мест 4-стишия и 6-стишия до использования в ряду О. С. 10-стиший вольной рифмовки). В 18 в. к О. С. обращаются также В. Петров, Г. Державин, А. Радищев и др. К нач. 19 в. О. С. надолго выходит из употребления, возрождаясь лишь на рубеже 19-20 вв. в стилизациях (И. Коневского, Ф. Сологуба). Пример О. С. (Г. Р. Державин):
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Но им последовать я слаб.
Полезные сервисы
символизм
Гуманитарный словарь
СИМВОЛИ́ЗМ (фр. symbolisme, от греч. σύμβολον - знак) - направление в европ. худож. культуре кон. 19 - нач. 20 в. Основано на идее выражения посредством многозначного и несводимого к определ. ряду понятий символа внутр. мира художника и находящихся за пределами чел. познания идей. С. возник в связи с общим кризисом социальных учений и тра-диц. гуманитарных идей, когда "не стало вечных ценностей, открывавших перспективы" (А. Белый). Противопоставляя свои идеи философии позитивизма и рационализма реалистич. иск-ву, С. опирался на мировосприятие неоромантиков. С. как определенное миропонимание и эстетич. направление сложился во Франции, заявив о себе в 1860-70-е гг. в новаторской поэзии А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме и др. (ближайшим их предшественником был Ш. Бодлер). Исходные принципы С. были сформулированы И. Мореасом в его "Манифесте символизма" (1886). Особенности символист. мировосприятия и иск-ва в той или иной мере нашли отражение в творч. М. Метерлинка, Э. Верхарна, Г. Гофмансталя, Р. М. Рильке и мн. др. зап.-европ. писателей. На философию и эстетику С. серьезное влияние оказали идеи А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше (особенно "Рождение трагедии из духа музыки" и "Так говорил Заратустра"), Р. Вагнера.
В рус. изобр. иск-ве (в отличие от лит-ры) С. не стал четко оформившимся направлением. Филос.-символич. осмыслением мира стало иск-во М. Врубеля, а также художников "Голубой розы" (П. Кузнецов, М. Сарьян, С. Судейкин и др.). Намеком, тонкой нюансировкой отношений предметов и фигур выражает эмоц.-символич. основу своих произв. В. Борисов-Мусатов. К волне рус. С. относятся нек-рые работы художников "Мира иск-ва" (Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих и др.), а также ранние произведения В. Кандинского, Г. Якулова, работы Н. Колмакова, К. Юона, К. Богаевского, М. Чюрлениса, К. Петрова-Водкина. В архитектуре к С. ближе всего напр. "сецессии" и "северного модерна"; крупнейшим мастером арх. С. был Ф. О. Шехтель.
В лит-ре реализму и натурализму символисты противопоставили принцип абс. свободы творчества художника, устремленного к идеальным, вневременным ценностям. Они исходили из того, что помимо реального, "земного" мира есть вечный мир дух. сущностей, высшей красоты и гармонии, уловить и отразить к-рый и призвано иск-во. Наиб. совершенные формы познания - музыка и поэзия (как своего рода "словесная музыка"), поэтич. средствами интуитивного постижения они сделали символы - знаковые образы, "взятые из природы и преобразованные в творчество" (А. Белый), наделенные сверхсмыслом, неисчерпаемой многозначностью. "Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном (...) языке намека и внушения нечто неизглаголемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине" (Вяч. Иванов). Символ - это подразумеваемый подтекст и контекст невыразимых словами идей, понятий, образов. Особую значимость обретает не собственно семантика слова или выражения (сколько бы богатой оттенками она ни была), а та область "несказанного", к-рая за ними открывается: именно в ней заключена вся многомерность и глубина подразумеваемых смыслов. Идеальный, невидимый мир должен как бы "просвечивать", "мерцать" сквозь символы. И т. о. через символ должна устанавливаться мистическая связь с вечностью. Идею "двоемирия" символисты наследовали от романтиков, как и нек-рые др. важные черты (неприятие будничной действительности, культ возвышенной духовности, пристальное внимание к мировому культурному опыту, интерес к сфере бессознательного, к глубинным проявлениям души, эл-ты демонизма и т. д.). Личности художника-творца, причастного к "мирам иным", символисты придавали особенное значение: они считали его провидцем, магом, обладателем тайны. Сам процесс поэтич. творчества представлялся им неким священным наитием, почти религ. действом.
Основные черты поэтики символистов - богатство ассоциат. связей, игра смыслами, использование импрессионистских приемов, "туманность" языка, недосказанность, неясность образов (не случайно С. иногда называли "поэзией намеков"), стремление заворожить ритмом, музыкой стиха и т. д. Активное использование образов, насыщенных многозначным содержанием, позволило поэтам-символистам значительно расширить выразит. возможности лирики.
Рус. С. испытал разностороннее влияние зап.-европ., особенно в период своего зарождения и становления в 1890-е гг. Предвестием рус. С. стали выступления Н. Минского и Д. Мережковского, заявивших о необходимости "нового искусства", к-рое отвечало бы мировоззрению и настроению людей конца века. Программный характер носила кн. Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893), где главными свойствами будущего иск-ва были провозглашены "мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности". "В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, - утверждал Мережковский, - действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. (...) Слова только определяют, ограничивают мысль, а символы выражают безграничную сторону мысли". Попыткой реализовать новые принципы в поэзии стала его кн. "Символы" (1892). Однако первые опыты в области собств. символистской эстетики и поэтики принадлежали В. Брюсову: в 1894-95 он издал в 3-х выпусках сб. "Русские символисты" (большинство стихов было написано им самим), сб. "Chefs d’oeuvre" ("Шедевры"). Отчетливую символистскую ориентацию обрело в 1890-е гг. творчество Ф. Сологуба, К. Бальмонта, И. Коневского, к-рых, наряду с Н. Минским, Д. Мережковским и В. Брюсовым, принято называть "старшими" символистами.
Расцвет рус. С. связан с приходом в лит-ру А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского, Ю. Балтрушайтиса и др. выступавших в нач. 1900-х гг. С этого времени рус. С. становится одним из самых заметных течений в отечеств. культуре. Отличительные черты его: апология учения Вл. Соловьева о Вечно-Женственном начале мира и чаяния всемирной катастрофы, ведущей к преображению жизни (особенно явственно это проявилось в поэзии А. Блока, А. Белого и др.); представление о символистском иск-ве как "жизнетворчестве", как магической силе, способной созидать более совершенные формы бытия, гармонизировать действительность; связь с соц.-истор. реальностью, прорицание грядущих "невиданных перемен" (сказались потрясения 1900-10-х гг.); масштабность, философичность поэтич. мышления; живой интерес к фольклору, народным преданиям и мифам и т. д.
Существенную роль в развитии и распространении С. в России сыграли изд-ва "Скорпион", "Гриф", "Оры", "Мусагет", ж. "Весы", "Золотое руно".
Рус. С. исчерпал себя к сер. 1910-х гг., что было обусловлено идейными расхождениями его гл. представителей, кризисом символистских идей и бурными социальными событиями.
Образцы рус. символ. иск-ва имеют непреходящее значение и ценность; мн. из них относятся к вершинным достижениям культуры рубежа веков. Поэты-символисты явились реформаторами рус. поэзии, обогатив ее новым смысловым содержанием и новаторскими формами.
Символизм. Автопортрет с сестрой. 1898. Худ. В. Э. Борисов-Мусатов