прил.
1. соотн. с сущ. эсхатология, связанный с ним
2. Свойственный эсхатологии, характерный для неё.
3. Принадлежащий эсхатологии.
прил.
1. соотн. с сущ. эсхатология, связанный с ним
2. Свойственный эсхатологии, характерный для неё.
3. Принадлежащий эсхатологии.
ЭСХАТОЛОГИ́ЧЕСКИЙ, эсхатологическая, эсхатологическое (ист. рел.). прил. к эсхатология, проникнутый эсхатологией. Эсхатологические настроения в средние века в связи с концом первого тысячелетия хр.э.
эсхатологи́ческий, эсхатологи́ческая, эсхатологи́ческое, эсхатологи́ческие, эсхатологи́ческого, эсхатологи́ческой, эсхатологи́ческих, эсхатологи́ческому, эсхатологи́ческим, эсхатологи́ческую, эсхатологи́ческою, эсхатологи́ческими, эсхатологи́ческом, эсхатологи́ческ, эсхатологи́ческа, эсхатологи́ческо, эсхатологи́чески
ж.
Религиозное учение о "конце света", о конечных судьбах мира и человека, являющееся составной частью многих религий.
ЭСХАТОЛО́ГИЯ, эсхатологии, мн. нет, жен. (от греч. eschatos - крайний, последний и logos - учение) (ист. рел.). В различных религиях - учение, представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о т.н. загробной жизни и т.п. Иудейская эсхатология. Христианская эсхатология.
Эсхатология
-и, только ед., ж.
Религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
Этимология:
От греческого eschatos ‘последний’, ‘конечный’ и ...логия.
Энциклопедический комментарий:
В развитой форме эсхатология присуща иудаизму, христианству, исламу. На христианскую эсхатологию оказали влияние зороастризм, древнеегипетская религия и особенно мессианизм иудаизма. Главное содержание христианской эсхатологии сводится к представлениям об антихристе, втором пришествии Христа, конце света, Страшном суде. Схожие сюжеты получили отражение в эсхатологии ислама. Следует различать индивидуальную эсхатологию, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную эсхатологию, т. е. учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует. В становлении индивидуальной эсхатологии особая роль принадлежит Древнему Египту, а в становлении всемирной эсхатологии - иудаизму. Эсхатология христианства выросла на основе эсхатологии иудейского сектантства. Она исходила из того, что эсхатологическое время уже началось с Иисуса Христа (Мессии).
ЭСХАТОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. eschatos - последний и logos - учение] Религиозное учение о конце мира, о конечных судьбах мира и человека. Православная э. Христианская э. Мусульманская э.
◁ Эсхатологи́ческий, -ая, -ое. Э-ие сочинения, сказания.
* * *
эсхатоло́гия (от греч. éschatos - последний, конечный и ...логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различаются индивидуальная эсхатология - учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология - учение о цели космоса и истории и их конце.
* * *
ЭСХАТОЛОГИЯ - ЭСХАТОЛО́ГИЯ (от греч. eschatos - последний, конечный и логос - слово, учение), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели космоса и истории и их конце.
ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. eschatos - последний - конечный и ...логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели космоса и истории и их конце.
-и, ж.
Религиозное учение о конце мира, о конечных судьбах мира и человека.
Христианская эсхатология.
◊
Мне стала известна талантливая и смелая работа 1919 года о мусульманской эсхатологии в «Божественной комедии» Данте. Крачковский, Над арабскими рукописями.
[От греч. ’έσχατος - последний и λόγος - учение]
ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschatos - последний), учение о конечной судьбе мира и человека. Хотя в еврейской Библии ничего не говорится о будущей жизни, во многих других религиозных учениях идея посмертного воздаяния или возмездия выражена отчетливо. Египетская Книга Мертвых, шумеро-аккадское предание о путешествии Ут-Напишти в землю, лежащую за "водами смерти", описание посещения царства мертвых Энеем у Вергилия (Энеида), основанное на аналогичном эпизоде посещения аида Одиссеем в Одиссее Гомера, Божественная комедия Данте и тибетская Книга мертвых - наиболее яркие примеры. Эсхатология рассматривает либо посмертную жизнь отдельного человека, либо жизнь всего человечества после конца света. Христианское учение о загробной жизни касается физической смерти человека, посмертной жизни и состояния человеческой души, воскресения тела и суда над живыми и мертвыми. В отличие от пантеистов и материалистов, христиане верят в продолжение сознательного существования души после смерти. Протестанты считают, что после смерти души верующих сразу же попадают на небеса (Лк 23:43; Флп 1:23). Католики учат, что даже те, кто умер в мире с церковью, если только они не достигли совершенства, сначала попадают в чистилище и подвергаются наказанию за совершенные грехи, и что пребывание в чистилище может быть сокращено, а страдания грешников облегчены благодаря молитвенному заступничеству и добрым делам живых, особенно же - благодаря совершению заупокойных месс; кроме того, они верят в грядущее телесное воскресение мертвых, Страшный суд (Откр 20:11-15) и конец света (Откр 21 и 22). Христианское учение о конце человеческой истории основано главным образом на понятии "дня Господня" - "Судного дня", или "конца света", подразумевающего определенные события, предшествующие завершению теперешней истории человечества, и само это завершение. Хотя первоначально "день Господа" означал наступление ожидаемой вселенской катастрофы (Иоил 2:1-11, Ам 5:16-20), христиане воспринимают Судный день не только как день наказания грешников, но и как день, когда праведники узнают о своем избранничестве (Мал 4:1-3). Центральным для этого понимания "дня Господня" оказывается само "пришествие Господа" - ожидаемого Мессии (Мф 11:3). В этом смысле "день Господа" есть день Мессии и начало мессианской эры.
ЛИТЕРАТУРА
Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995
ЭСХАТОЛОГИЯ (от греческого eschatos - последний, конечный и ...логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различаются: индивидуальная эсхатология - учение о загробной жизни единичной человеческой души; всемирная эсхатология - учение о цели космоса и истории и их конце.
ЭСХАТОЛОГИЯ -
совокупность религиозно-философских доктрин о конечной судьбе человека и мира, о «конце истории». Учение о «конце света», детально разработанное в иудаизме и христианстве. Основные темы эсхатологии - конец мира, истории, воскресение мертвых, Страшный суд и связанные с ними проблемы. Аналогичные представления встречаются и в других восточных религиях (ислам и зороастризм), в верованиях первобытных народов, в средиземноморских и ближневосточных культах. Эсхатологические верования проявляются в двух диаметрально противоположных формах. Отличительной их чертой служит различное отношение к времени и истории, Т.н. мифическая эсхатология изображает извечную борьбу между космосом (порядком) и хаосом (беспорядком). Иными словами, она утверждает вечность космоса и возобновляемость истории. Историческая эсхатология, наоборот, ведет отсчет не от мифического «начала мира», а от конкретно датируемых (обозначаемых) событий, которые считаются ключевыми, осевыми в истории. Таким образом, эсхатология это учение о конечных судьбах мира и человека: 1) относящееся к тому, что должно последовать за нашей, собственной смертью (индивидуальная эсхатология); 2) касающееся конца истории и мира, в котором мы живем (коллективная и космическая эсхатология). В иудео-христианской традиции эсхатология предстает как Страшный суд, который состоится в конце времен.
Эсхатология
(eschatology), религ. учение о конечных судьбах мира и человека. Термин Э. использовался первоначально в христ. и иудейской теологии, тем не менее почти все религии имеют собственные эсхатологические представления, к-рые можно разделить на две группы: одни основаны на мифологических объяснениях происх. и конца мира (мифы о сотворении мира), др. - на историч. Библейские повествования об истории иудейского народа, учение и высказывания Иисуса служат примерами историч. Э., породившей в первом случае милленаристские (милленаризм) упования иудеев на приход Мессии, а во втором - христ. веру во второе пришествие. Такие эсхатологические представления резко контрастируют с ожиданием апокалиптического или катастрофического вмешательства Бога в историю. В индуизме и буддизме Э. сосредоточена на страстном желании освобождения от цикла рождений и возрождений (причинное зарождение, перевоплощение, сансара).
эсхатоло́гия, эсхатоло́гии, эсхатоло́гий, эсхатоло́гиям, эсхатоло́гию, эсхатоло́гией, эсхатоло́гиею, эсхатоло́гиями, эсхатоло́гиях
ЭСХАТОЛОГИЯ и, ж. eschatologie f. <гр. eschatos крайний, последний + logos знание. В различных религиях - учение, представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о так наз. загробной жизни и т. п. Иудейская эсхатология. Христианская эсхатология. Уш. 1940. Это выражение - "последние вещи" (die letzen Dinge, ultima res) - отсылает к христианской эсхатологии, учению о конце света, о смерти и о воскресении из мертвых. Октябрь 2000 4 168. Эсхатологический ая, ое. Эсхатологические настроения в средние века в связи с концом первого тысячелетия. хр. эры. Уш. 1940. Из-за мазохистского страха перед патерналистом возникают эсхатологические ожидания социо-культурного распада. ЛГ 22. 5. 2002. || Гибельный. В декабре 1855 года Тютчев сконцентрировал в стихотворении "1856" эсхатологические - если не панические - настроения, после разгрома в Крыму бытовавшие в русском обществе, которое ожидало продолжения гибельной для России войны. Звезда 2002 4 181. Эсхатологизм а, м. Заболевание эмоциональным эсхатологизмом, выражающемся в романтических, литературных концепциях "катастрофы". 24. 4. 1924. П. В. Сувчинский - Н. С. Трубецкому. // РОА 5 490. - Лекс. Толль 18646 эсхатология; СИС 1937: эсхатоло/гия; Уш. 1940: эсхатологи/ческий.