ГАРСИА МАРКЕС Габриель - ГАРСИ́А МА́РКЕС (Garcia Marquez) Габриель Габриель Хосе (р. 6 марта 1928, Аракатака), колумбийский писатель, Нобелевская премия (1982).
Детство будущего писателя прошло в доме его деда, атмосфера которого, по словам самого писателя, оказала определяющее воздействие на характер всего его творчества. Многие наиболее яркие эпизоды и образы романного мира писателя напрямую воспроизводят воспоминания его детства и причудливые рассказы бабушки. В возрасте девяти лет Габито открыл для себя сказки «Тысячи и одной ночи», ставшие вторым по значимости источником его вдохновения. На исходе 20 в., подводя итоги собственного творческого пути, писатель признавался: «Итак, и по призванию, и по способностям я прирожденный рассказчик. Я как те народные куэнтерос, что не могут жить, не рассказывая постоянно что-нибудь. И не важно, будет рассказ реальным или выдуманным. Для нас реальность - это не только то, что произошло, но также, и главным образом, та, другая реальность, что возникает в результате самого рассказывания». Неудивительно, что книге воспоминаний, подводящей итоги его жизненной и творческой деятельности, он дал название «Жить, чтобы рассказывать о жизни».
В 1947 Гарсиа Маркес поступил на юридический факультет Национального университета в Боготе, который вскоре бросил навсегда из-за полного отсутствия интереса к юриспруденции и неодолимого влечения к литературе. Тогда же он опубликовал в газете свой первый рассказ, написанный под влиянием Кафки (см. КАФКА Франц), «Третье смирение», в котором уже присутствовали основные мотивы всего его творчества: дом, одиночество, замкнутость пространства, ожидание, власть рока, дление послесмертия, и, наконец, автобиографическая правда, обряженная в одеяния фантазии.
В 1954 начал работать в газете «Эспектадор», где раскрылся его талант очеркиста и репортера. Его заметки пользовались большой популярностью, поскольку он, всегда строго придерживаясь документальной канвы, с тщательно выдержанным (и с трудом наработанным) лаконизмом, преподносил событие в каком-то своеобразном ракурсе с оттенком необычайности. Публикация в 1955 серии разоблачительных очерков (изданных впоследствии книгой под названием «Рассказ не утонувшего в открытом море») вынудила писателя срочно выехать в Европу в качестве зарубежного корреспондента.
В том же 1955 он опубликовал роман (или большую повесть) «Палая листва» - своего рода набросок будущего романа. Здесь важен не событийный ряд, а проблематизация событийности как таковой, что станет основным приемом дальнейшего творчества писателя. В центре повествования смерть странного чужака, которая вызвала конфронтацию между полковником (его двойником-антиподом) и населением поселка Макондо. В воспоминания бдящих у тела вбирается вся история Макондо Ї- от «исхода большой войны» до банановой лихорадки, от грозного урагана до грязного вихря, от одного морового поветрия до другого, и выхода нет, поскольку, как повторяет полковник, «все предопределено», «будущее расписано».
Рыхловатая «Палая листва» успеха не имела, тогда Гарсиа Маркес создал резкую, пронзительную повесть «Полковнику никто не пишет (1958). Эта короткая повесть - безусловный шедевр писателя, несомненный отклик на ситуацию политического насилия и одновременно метафора вечного и бесплодного ожидания, обязанного тому, что жертва насилия одновременно оказывается и ее непосредственным виновником. Этот двойственный комплекс содержит стержневую для Гарсиа Маркеса идею одиночества, запечатленную в самом названии повести.
В 1962 вышел роман «Недобрый час», кульминация цикла произведений о «дурном времени». В том же году Гарсиа Маркес опубликовал сборник рассказов «Похороны Большой Мамы», который предваряет новую манеру письма. В 1961-1965 гг. писатель находился в Мехико, работая в качестве журналиста и киносценариста. С 1965 стал вести затворнический образ жизни.И вот в 1967 увидела свет главная книга писателя - роман «Сто лет одиночества», эпическое повествование, тяготеющее к тотальному воспроизведению латиноамериканского образа мира.
Когда роман поступил в продажу, его первые тиражи разошлись в считанные дни. Роман вызревал и обрастал сюжетно-образными слоями на протяжении семнадцати лет. Словосочетание «сто лет» имеет не хронологический, а метафорический смысл как обозначение замкнутой вечности: именно в таком смысле длится ровно «сто лет» и правление диктатора в «Осени патриарха». В самом общем виде одиночество у Гарсиа Маркеса выступает в значении «особости» латиноамериканского удела, отличного от общечеловеческой всеобщности, о чем он позднее сказал в своей Нобелевской речи. В романе Гарсиа Маркес создал модель бытия, находящейся в состоянии динамического взаимопроникновения: ничто не абсолютно и не конечно, потому что слои бытия проницаемы, а жизнь есть бесконечная множественность. Видимо, в этой неуловимой промежуточности формы и смысла, в этом «нечто», что вычитывается каждым по-своему, но не обязательно вписано автором, и состоит начало, вызвавшее сенсационный успех романа Гарсиа Маркеса во всем мире.
В 1967 писатель перебрался в Барселону, а с 1975 надолго обосновался в Мексике, ставшей для него второй родиной. Но его связь с народной культурой Колумбии со временем только крепла, и карибский фольклор остался неиссякаемым источником его творческой фантазии. В 1972 появился сборник рассказов «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке», который был создан поэтике устного баснословия, характерной для карибских сказителей-«куэнтерос».
Новым этапом в эволюции творчества Гарсиа Маркеса стал роман «Осень патриарха» (1975), развивающий в рамках антидиктаторской темы центральный для писателя мотив - «одиночество» мира насилия и одиночество власти. «Сто лет одиночества» и «Осень патриарха» составляют своего рода диптих, сопрягающий две художественные манеры и два разных подхода к практически общей проблематике. Оба произведения исследуют феномен одиночества во всех его проявлениях, в обоих доминирует фигура патриарха. В «Осени» исследуется одна из неразвернутых тем «Ста лет одиночества»: вырастание власти в самодовлеющий абсолют.
В хронике «История одной смерти, о которой знали заранее» (1981) повествование основано на совершенно реальном событии - описании убийства. В этой повести-хронике-трагедии народная толпа выступает в качестве хора и зрителей одновременно, закулисным вершителем события выступает также авторитарная власть, носителем которой может выступать и народ, безвольный заложник своих же ложных ценностей.
В 1982 писатель был удостоен Нобелевской премии. Писатель продолжал напряженно работать. В следующем романе «Любовь во время чумы» (1985) одиночество предстает в ипостаси не власти и не смерти, а любви. Но любовь выступает здесь не как высокое чувство, не как страсть и даже не как первобытный зов плоти, а как наваждение, напасть, власть рока. Триумф любви носит отнюдь не благостный характер. По мысли Гарсиа Маркеса, именно такая любовь, преодолевшая самое любовь, есть некая высшая сила, обеспечивающая победу над смертью и позволяющая преодолеть весь ужас реальной жизни.
В 1989 вышел роман «Генерал в своем лабиринте», в котором писатель возвращается к проблемам латиноамериканской истории и ее вершителей, исследуя их на материале личности Симона Боливара (см. БОЛИВАР Симон). В основе книги так же лежит стремление постичь феномен власти как всеохватной формы латиноамерианского способа бытия. В новой повести «О любви и других напастях» (1994) любовь предстает как напасть, бедствие, напрямую связанная с мотивами тления, распада, обращающая жизнь в смерть, а дом - в монастырь, а затем и в склеп.
В 1996 Гарсиа Маркес обратился к чисто документальному жанру: по следам подлинных драматических событий он воссоздал хронику известного террористического акта колумбийских наркодельцов под названием «История одного похищения», в центре которой - традиционная для писателя проблематика противостояния личности ситуации насилия. В последние годы писатель окончательно уходит в сферу журналистики и мемуаристики. В 1998 после публикации автобиографических заметок «Благословенная мания рассказывать» Гарсиа Маркес приобретает практически в полную собственность колумбийский еженедельник «Камбио», в котором регулярно выступает в качестве колумниста под рубрикой «Габо отвечает». Одновременно пишет объемистые тома воспоминаний; первый том мемуаров вышел в 2002.
В творчестве Гарсиа Маркеса поднята болевая для латиноамериканского сознания проблема соотношения воли человека, его личностного самопризнания и внеположных ему обстоятельств. В целом творчество писателя представляет собой художественную модель, которая воспроизводит движение от ущербного «порядка» к целостному самобытию, к самообретению во вневременной и внепространственной целостности. Необычайно высокая степень концентрации глубочайшей архетипики в сочетании с яркой, пластичной жизненно-конкретной фактурой и соотнесенность со всеми пластами человеческого опыта позволили Гарсиа Маркесу создать образ целого мира в его относительности, незавершенности и множественности.