МЕНТАЛИТЕТ а, м. mentalité f., нем. Mentalität, англ. mentality < лат. <лат. mens (mentis) ум, мышление. Образ, способ мышления, мировосприятия личности или социальной группы. Крысин 1998. Двухвековая работа индивидуалистической мысли глубоко пропитала общественное сознание и создало соответственную mentalité, - умонастроение, которое делает всем понятной и близкой сердцу старую истину -"жизнь для жизни нам дана". РБ 1913 6 229. я почувствовал определенную решимость в случае чего пожертвовать собой, чтобы меня спасти. До этого, слава богу, не дошло, но эта психика, менталите, - это то, что двигает горами. Шульгин Три столицы 265. -Он! Интересен! Да вы смеетесь надо мной! Это такое ничтожество, такой негодяй! Плечи косые, ноги кривые, морали никакой, манталитета ни малейшего. Тощища с ним адова. Тэффи Бабья доля. Она <книга> вновь поставила передо мною две "mentalités" эмиграционной и государственной. 1930. Д. В. Философов - Стемповским. // НН 2002 63-64 82. Не особенно обидны, не особенно и гео <жанти>, отличающиеся все же остроумием, подписи. Но опять-таки они чудесно фиксируют mentalité этих мелкотравчатых, туповатых и хитроватых на белую нитку людей. Бенуа размышляет 449. Эти воспринятые Европой через германцев традиции сохранялись в течение сего раннего средневковья, а затем органично вошли в систему рыцарских представлений, рыцарского менталитета. Предисл. В.И.Чкаловой к кн. Франко Кардини. Истоки среднвекового рыцарства 1987 19. Менталитет "бедной островной страны" служил оправданием для ограничения доступа зарубежной продукции на японский рынок. Новое время 1988 № 25. Необходимо официальное учреждение, а таковым здесь является консульство, которое хорошо разбирается в законах как советских, так и шведских, знает местный менталитет, способно защитить правовые интересы. Известия 15. 2. 1989. По менталитету шведский и американский фермеры значительно различаются. Комс. 13. 8. 1988. Откровенно признаемся: советскому менталитету, многие десятилетия произраставшему на почве мнимой социальной бесконфликтности, даже на четвертом году перестройки чрезвычайно трудно воспринимать забастовки как фактор не только "их", но и нашей реальности. сов. культ. 14. 10. 1989. Если носителем протестантской трудовой этики стал Робинзон Крузо, то наши "советские" представления о предпринимателе воплотились в Остапе Бендере. Это не различие литературных эпох, это - различие менталитета. МН 19. 4. 1992. Таков менталитет наших законников: ничего нигде нельзя, но если хорошо попросить или иметь хорошие отношения с начальством, то можно все. ЭП 1991 № 34. // Скляревская 1998. - Норм. А сейча так <писать> нельзя, чтоб сразу, бац: мен-та-ли-тет! - и все падают ниц: Боже, боже! - и все всё понимают, и преклоняются, и толерантны, и лояльны, и конгруэнты заранее. Б. Минаев Рус. яз. // Огонек 1993 12 13. Она <русская литература> кажется как бы внепространственной по своему менталитету, аспатиальной. ЗС 1997 3 76. В прессе и в электронных СМИ рождаются многочисленные словосочетания: американский менталитет, менталитет коренных народов, славянский менталитет, менталитет советских людей и даже искореженный менталитет русского человека конца ХХ столетия. Словарь 2001 189. - Норм. Популярность на грани злоупотребления приводит к появлению малопонятных текстов с неоправданным употреблением этого слова: "В старом Верховном Совете СССР была комиссия по информатике и транспорту - тяжелая ошибка менталитета". ЛГ 6. 5. 1992. Спрашивается, при чем тут менталитет, когда дело касается профессионализма или общей компетентности. Е. В. Карпинская. // Словарь 2001 189. - Лекс. Ож. 1992: менталите/т.
онтология
Энциклопедический словарь
ОНТОЛО́ГИЯ -и; ж. [греч. on (ontos) - сущий, logos - учение] Книжн. Раздел философии, изучающий основы, принципы бытия, мироустройства, его структуру.
* * *
онтоло́гия (от греч. ón, род. п. óntos - сущее и ...логия), раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введён немецким философом Р. Гоклениусом (R. Goclenius, 1613).
* * *
ОНТОЛОГИЯ - ОНТОЛО́ГИЯ (от греч. on, род. п. ontos - сущее и logos - слово, учение), раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).
* * *
ОНТОЛО́ГИЯ (от греч. on , род. падеж ontos - сущее и логия- слово, понятие, учение), учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой (см. МЕТАФИЗИКА), но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа (см. ВОЛЬФ Христиан).
Учение о бытии в античной философии
Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии. Парменид (см. ПАРМЕНИД) и другие элеаты (см. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА) объявили истинным знанием только лишь мысль о бытии - однородном, вечном и неизменном единстве. Согласно им, мысль о бытии не может быть ложной, мысль и бытие суть одно и то же. Доказательства вневременной, внепространственной, немножественной и умопостигаемой природы бытия считаются первой логической аргументацией в истории западной философии. Подвижное многообразие мира рассматривалось элейской школой как обманчивое явление. Это строгое различение было смягчено последующими онтологическими теориями досократиков, предметом которых было уже не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла (см. ЭМПЕДОКЛ), «семена» Анаксагора (см. АНАКСАГОР), «атомы» Демокрита (см. ДЕМОКРИТ)). Подобное понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого - с чувственным восприятием. Одновременно возникает критическая оппозиция софистов, которые отвергают мыслимость бытия и, косвенно, - саму осмысленность этого понятия (например, аргументы Горгия). Сократ (см. СОКРАТ) избегал онтологической тематики и можно лишь догадываться о его позиции, но его тезис о тождестве объективного знания и субъективной добродетели позволяет предположить, что впервые им поставлена проблема личностного бытия. (см. ПЛАТОН (философ))
Платон (см. ПЛАТОН (философ))синтезировал раннегреческую онтологию в своем учении об «идеях (см. ИДЕЯ)». Бытие, по Платону, есть совокупность идей - умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т. е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и «безначальным началом» бытия (т. е. непостижимой основой, называемой им также «благом»). В онтологии неоплатоников (см. НЕОПЛАТОНИЗМ) это различие зафиксировано в соотношении сверхбытийного «единого» и «ума»-бытия. Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия. (см. АРИСТОТЕЛЬ)
Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ)не только систематизировал и развил идеи Платона, но и существенно продвинулся вперед, уточняя (в «Метафизике» и других сочинениях) смысловые оттенки понятий «бытие» и «сущность». Еще важнее то, что Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой. Онтология Платона и Аристотеля (особенно ее неоплатоническая переработка) оказала определяюшее воздействие на всю западноевропейскую онтологическую традицию. Эллинистическая философия (если не считать «школьную», платоно-аристотелевскую традицию) была заинтересована в онтологии в той мере, в какой та могла стать основой для этических построений. При этом предпочтение отдается архаическим вариантам онтологии: учениям Гераклита (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский) (стоики), Демокрита (см. ДЕМОКРИТ) (эпикурейцы), старших софистов (скептики).
Онтология и теология в Средние века
Средневековые мыслители (и христианские, и мусульманские) искусно приспособили античную онтологию к решению теологических проблем. Подобное сопряжение онтологии и теологии было подготовлено некоторыми течениями эллинистической философии (стоицизм (см. СТОИЦИЗМ), Филон Александрийский (см. ФИЛОН Александрийский), гностики (см. ГНОСТИЦИЗМ), средний и новый платонизм) и раннехристианскими мыслителями (Марий Викторин (см. МАРИЙ ВИКТОРИН), Августин (см. АВГУСТИН Блаженный), Боэций (см. БОЭЦИЙ), Дионисий Ареопагит (см. АРЕОПАГИТИКИ), каппадокийцы). В Средневековье онтология (в зависимости от ориентации мыслителя) как понятие абсолютного бытия могло отличаться от божественного абсолюта (и тогда Бог мыслился как даритель и источник бытия) или отождествляться с Богом (при этом парменидовское понимание бытия часто сливалось с платоновской трактовкой «блага»); множество чистых сущностей (платоновское бытие) сближалось с представлением об ангельской иерархии и понималось как бытие, посредующее между Богом и миром. Часть этих сущностей (эссенций), наделяемых Богом благодатью бытия, толковались как наличное существование (экзистенция). Для средневековой онтологии характерен «онтологический аргумент» Ансельма Кентерберийского (см. АНСЕЛЬМ Кентерберийский), в соответствии с которым необходимость бытия Бога выводится из понятия о Боге. Аргумент имел долгую историю и до сих пор вызывает споры как богословов, так и логиков.
Зрелая схоластическая онтология отличается подробной категориальной разработкой, детальным различением уровней бытия (субстанциального и акцидентального, актуального и потенциального, необходимого, возможного и случайного и т. п.)
К 13 в. накапливаются антиномии онтологии, и за их решение берутся лучшие умы эпохи: это время великих «сумм» и систем. При этом не только учитывается опыт ранней схоластики и арабского аристотелизма (Ибн Сина (см. ИБН СИНА), Ибн Рушд (см. ИБН РУШД)), но и происходит пересмотр античного и патристического наследия. Намечается разделение онтологической мысли на два потока: на аристотелевскую и августинианскую традицию.
Главный представитель аристотелизма - Фома Аквинский (см. ФОМА АКВИНСКИЙ) - вводит в средневековую онтологию плодотворное различение сущности и существования, а также акцентирует момент творческой действенности бытия, сосредоточенной в полной мере в самом бытии (ipsum esse), в Боге как actus purus (чистый акт). Из традиции Августина (см. АВГУСТИН Блаженный) исходит Иоанн Дунс Скот (см. ДУНС СКОТ Иоанн), главный оппонент Фомы. Он отвергает жесткое различение сущности и существования, полагая, что абсолютная полнота сущности и есть существование. В то же время над миром сущностей возвышается Бог, о котором уместнее мыслить с помощью категорий бесконечности и воли. Эта установка Дунса Скота кладет начало онтологическому волюнтаризму. Различные онтологические установки проявились в споре схоластов об универсалиях, из которого вырастает номинализм Оккама (см. ОККАМ Уильям), с его идеей примата воли и невозможности реального бытия универсалий. Оккамистская онтология играет большую роль в деструкции классической схоластики и формировании мировоззрения нового времени.
Онтология в в эпоху Ренессанса и новое время (до конца 18 в.)
Философской мысли Ренессанса в целом чужда онтологическая проблематика. Однако в 15 в. значительной вехой в истории онтологии явилось учение Николая Кузанского (см. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ), которое содержит и суммирующие моменты, и новаторские (см. учения о possest - «бытии-возможности»; об абсолютном максимуме; о «неином»). Кроме того, далеко не бесплодно развивалась поздняя схоластика, и в 16 в. она создает в рамках томистских комментариев ряд утонченных онтологических построений (Капреол, Каетан, Суарес (см. СУАРЕС Франсиско)).
Философия нового времени концентрирует свое внимание на проблемах познания, однако онтология остается непременной частью философской доктрины (в частности, у мыслителей-рационалистов). По классификации Вольфа (см. ВОЛЬФ Христиан) она входит в систему философских наук вместе с «рациональной теологией», «космологией» и «рациональной психологией». У Декарта (см. ДЕКАРТ Рене), Спинозы (см. СПИНОЗА Бенедикт) и Лейбница (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм) онтология описывает взаимоотношение субстанций и соподчинение уровней бытия, сохраняя некоторую зависимость от неосхоластической онтологии. Проблема субстанции (т. е. первичного и самодостаточного бытия) и связанный с ней круг проблем (Бог и субстанция, множественность и взаимодействие субстанций, выводимость из понятия субстанции ее единичных состояний, законы развития субстанции) становятся центральной темой онтологии. Однако обоснованием систем рационалистов является уже не онтология, а гносеология (см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ). У философов-эмпириков онтологические проблемы отходят на второй план (например, у Юма (см. ЮМ Дэвид) онтология как самостоятельная доктрина вообще отсутствует) и, как правило, решение их не сводится к систематическому единству.
Поворотным пунктом в истории онтологии явилась «критическая философия» Канта (см. КАНТ Иммануил), противопоставившая «догматизму» старой онтологии новое понимание объективности как результата оформления чувственного материала категориальным аппаратом познающего субъекта. Бытие раскалывается на два типа реальности - на материальные феномены и идеальные категории, соединить которые может только синтезирующая сила Я. По Канту, вопрос о бытии самом по себе не имеет смысла вне сферы действительного или возможного опыта. Характерна кантовская критика «онтологического аргумента», основанная на отрицании предикативности бытия: приписывание бытия понятию не прибавляет к нему ничего нового. Предшествующая онтология толкуется Кантом как гипостазирование понятий чистого рассудка. В то же время само кантовское разделение универсума на три автономных сферы (миры природы, свободы и целесообразности) задает параметры новой онтологии, в которой единая для докантовского мышления способность выхода в измерение истиного бытия распределена между теоретической способностью, обнаруживающей сверхчувственное бытие как трансцендентную запредельность, и практической способностью, открывающей бытие как посюстороннюю реальность свободы.
Фихте, Шеллинг и Гегель, опираясь на открытие Кантом трансцендентальной субъективности, отчасти вернулись к докантовской рационалистической традиции построения онтологии на основе гносеологии: в их системах бытие является закономерным этапом развития мышления, т.е. моментом, когда мышление выявляет свое тождество с бытием. Однако характер отождествления бытия и мысли (и ,соответственно, онтологии и гносеологии) в их философии, делающей содержательной основой единства структуру субъекта познания, был обусловлен кантовским открытием активности субъекта. Именно поэтому онтология немецкого классического идеализма принципиально отличается от онтологии нового времени: строение бытия постигается не в статичном созерцании, а в его историческом и логическом порождении; онтологическая истина понимается не как состояние, а как процесс.
Онтология в философии 19-20 вв.
Для западноевропейской философии 19 в. характерно резкое падение интереса к онтологии как самостоятельной философской дисциплине и критическое отношение к онтологизму предшествующей философии. С одной стороны, достижения естественных наук послужили основой для попыток нефилософского синтетического описания единства мира и позитивистской критики онтологии. С другой стороны, философия жизни пыталась свести онтологию (вместе с ее источником - рационалистическим методом) к одному из побочных прагматических продуктов развития иррационального первоначала («воли» у Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) и Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих)). Неокантианство (см. НЕОКАНТИАНСТВО) и близкие к нему направления развили гносеологическое понимание онтологии, намеченное еще в классической немецкой философии, превращая онтологию скорее в метод, чем в систему. От неокантианства идет традиция отделения от онтологии аксиологии, предмет которой - ценности - не существует, но «значит».
К концу 19 - нач. 20 вв. на смену психологическим и гносеологическим трактовкам онтологии приходят направления, ориентирующиеся на пересмотр достижений предшествующей западноевропейской философии и возврат к онтологизму. В феноменологии Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд) выделяются два основных региона бытия: бытие как чистое сознание и бытие как совокупность предметности в самом широком смысле слова; Гуссерль различает также формальную и материальную онтологии; развивается идея «региональных онтологий», изучение которых осуществляется методом эйдетического описания; вводится концепт «жизненного мира» (Lebenswelt) как онтологической предзаданности и нередуцируемости повседневного опыта.
Н. Гартман в своей онтологии стремится преодолеть традиционный разрыв абстрактного царства онтологических сущностей и действительного бытия, рассматривая различные миры - человеческий, вещественный и духовный - как автономные слои реальности, по отношению к которым познание выступает не определяющим, а вторичным началом. (см. НЕОТОМИЗМ)
Неотомизм (см. НЕОТОМИЗМ)возрождает и систематизирует онтологию средневековой схоластики (прежде всего Фомы Аквинского (см. ФОМА АКВИНСКИЙ)). Различные варианты экзистенциализма, пытаясь преодолеть психологизм в трактовке природы человека, описывают структуру человеческих переживаний как характеристики самого бытия. Хайдеггер (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) в своей «фундаментальной онтологии» различает бытие и сущее и ставит вопрос о бытии только в связи человеческим существованием (Dasein). При этом бытие понимается как трансценденция, не тождественная своим опредмеченным проявлениям, т. е. «сущему». При этом бытие понимается как трансценденция, не тождественная своим опредмеченным проявлениям, т. е. «сущему». Философия жизни, тяготея в 20 в. к сближению с философией религии, пытается построить согласованную с современным естествознанием онтологическую картину мира, в которой основными структурными элементами оказываются онтологизированные базовые биологические модели (Бергсон (см. БЕРГСОН Анри), холизм (см. ХОЛИЗМ) Смэтса и Александера, Флоренский (см. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович), Тейяр де Шарден (см. ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер), пробабилизм). В русской философии 1-й пол. 20 в. реализуются заново осмысленные модели классической онтологии на основе платонизма («всеединство» ) и лейбницианства (персонализм Н. О. Лосского (см. ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич)). Этим тенденциям противостоят неопозитивизм и аналитическая традиция, рассматривающие все попытки возрождения классической онтологии как рецидивы заблуждений философии и теологии прошлого. С точки зрения неопозитивизма, все антиномии и проблемы онтологии решаются в рамках науки или устраняются путем логического анализа языка. Со временем аналитики приходят к необходимости реабилитировать онтологию или как полезную мировоззренческую функцию, или как инструмент снятия семантических антиномий: показательно системное развитие онтологии как философской дисциплины в теориях Стросона и Куайна (см. КУАЙН Уиллард ван Орман), в ходе которого онтология из семантической конвенции, обосновывающей натуралистические установки этих философов, превращается в полагание самой онтологической реальности. Постструктурализм (особенно в версиях Фуко (см. ФУКО Мишель Поль), Делеза (см. ДЕЛЕЗ Жиль), Лиотара (см. ЛИОТАР Жан-Франсуа), Деррида (см. ДЕРРИДА Жак)) постоянно обнаруживает «незапланированные» онтологические эффекты в ходе своих попыток демонтировать традиционную рационалистическую онтологию, косвенно доказывая, что фундаментальные структуры европейской онтологии богаты нераскрытыми резервами и способны давать описание различных состояний современного сознания и культуры.
Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М., 1997.
Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.
Куайн У. Вещи и их место в теориях. // Аналитическая философия: становление и развитие (Антология). М., 1998.
Деннет Д. Онтологическая проблема сознания. // Аналитическая философия: становление и развитие (Антология). М., 1998.
Gilson E. Being and Some Philosophers. Toronto, 1952.
Huber G. Das Sein und das Absolute. Basel, 1955.
Diemer A. Einfuhrung in die Ontologie. Meisenheim am Glan, 1959.
Logik and Ontology. New York, 1973.
Trapp R. Analytische Ontologie. Frankfurt am Main, 1976.
Ahumada R. A History of Western Ontology: From Thales to Heidegger. Washington, 1979.
Parts and Moments.: Studies in Logic and Formal Ontology. Muenchen, 1982.
Wolf U. Ontologie. In: Historisches Worterbuch der Philosophie. Eds. J.Ritter - K.Grunder. Bd. 6, S.1189-1200. Basel- Stuttgart, 1984.
How Things Are. Dordrecht-[a.o.], 1985.
Schoenberger R. Die Transformation des klassischen Seinsverstandnis. Studien zur neuzeitlichen Seinsbegriff im Mittelalter. Berlin-New York, 1986.
Полезные сервисы
гарсиа маркес габриель
Энциклопедический словарь
ГАРСИА МАРКЕС Габриель - ГАРСИ́А МА́РКЕС (Garcia Marquez) Габриель Габриель Хосе (р. 6 марта 1928, Аракатака), колумбийский писатель, Нобелевская премия (1982).
Детство будущего писателя прошло в доме его деда, атмосфера которого, по словам самого писателя, оказала определяющее воздействие на характер всего его творчества. Многие наиболее яркие эпизоды и образы романного мира писателя напрямую воспроизводят воспоминания его детства и причудливые рассказы бабушки. В возрасте девяти лет Габито открыл для себя сказки «Тысячи и одной ночи», ставшие вторым по значимости источником его вдохновения. На исходе 20 в., подводя итоги собственного творческого пути, писатель признавался: «Итак, и по призванию, и по способностям я прирожденный рассказчик. Я как те народные куэнтерос, что не могут жить, не рассказывая постоянно что-нибудь. И не важно, будет рассказ реальным или выдуманным. Для нас реальность - это не только то, что произошло, но также, и главным образом, та, другая реальность, что возникает в результате самого рассказывания». Неудивительно, что книге воспоминаний, подводящей итоги его жизненной и творческой деятельности, он дал название «Жить, чтобы рассказывать о жизни».
В 1947 Гарсиа Маркес поступил на юридический факультет Национального университета в Боготе, который вскоре бросил навсегда из-за полного отсутствия интереса к юриспруденции и неодолимого влечения к литературе. Тогда же он опубликовал в газете свой первый рассказ, написанный под влиянием Кафки (см. КАФКА Франц), «Третье смирение», в котором уже присутствовали основные мотивы всего его творчества: дом, одиночество, замкнутость пространства, ожидание, власть рока, дление послесмертия, и, наконец, автобиографическая правда, обряженная в одеяния фантазии.
В 1954 начал работать в газете «Эспектадор», где раскрылся его талант очеркиста и репортера. Его заметки пользовались большой популярностью, поскольку он, всегда строго придерживаясь документальной канвы, с тщательно выдержанным (и с трудом наработанным) лаконизмом, преподносил событие в каком-то своеобразном ракурсе с оттенком необычайности. Публикация в 1955 серии разоблачительных очерков (изданных впоследствии книгой под названием «Рассказ не утонувшего в открытом море») вынудила писателя срочно выехать в Европу в качестве зарубежного корреспондента.
В том же 1955 он опубликовал роман (или большую повесть) «Палая листва» - своего рода набросок будущего романа. Здесь важен не событийный ряд, а проблематизация событийности как таковой, что станет основным приемом дальнейшего творчества писателя. В центре повествования смерть странного чужака, которая вызвала конфронтацию между полковником (его двойником-антиподом) и населением поселка Макондо. В воспоминания бдящих у тела вбирается вся история Макондо Ї- от «исхода большой войны» до банановой лихорадки, от грозного урагана до грязного вихря, от одного морового поветрия до другого, и выхода нет, поскольку, как повторяет полковник, «все предопределено», «будущее расписано».
Рыхловатая «Палая листва» успеха не имела, тогда Гарсиа Маркес создал резкую, пронзительную повесть «Полковнику никто не пишет (1958). Эта короткая повесть - безусловный шедевр писателя, несомненный отклик на ситуацию политического насилия и одновременно метафора вечного и бесплодного ожидания, обязанного тому, что жертва насилия одновременно оказывается и ее непосредственным виновником. Этот двойственный комплекс содержит стержневую для Гарсиа Маркеса идею одиночества, запечатленную в самом названии повести.
В 1962 вышел роман «Недобрый час», кульминация цикла произведений о «дурном времени». В том же году Гарсиа Маркес опубликовал сборник рассказов «Похороны Большой Мамы», который предваряет новую манеру письма. В 1961-1965 гг. писатель находился в Мехико, работая в качестве журналиста и киносценариста. С 1965 стал вести затворнический образ жизни.И вот в 1967 увидела свет главная книга писателя - роман «Сто лет одиночества», эпическое повествование, тяготеющее к тотальному воспроизведению латиноамериканского образа мира.
Когда роман поступил в продажу, его первые тиражи разошлись в считанные дни. Роман вызревал и обрастал сюжетно-образными слоями на протяжении семнадцати лет. Словосочетание «сто лет» имеет не хронологический, а метафорический смысл как обозначение замкнутой вечности: именно в таком смысле длится ровно «сто лет» и правление диктатора в «Осени патриарха». В самом общем виде одиночество у Гарсиа Маркеса выступает в значении «особости» латиноамериканского удела, отличного от общечеловеческой всеобщности, о чем он позднее сказал в своей Нобелевской речи. В романе Гарсиа Маркес создал модель бытия, находящейся в состоянии динамического взаимопроникновения: ничто не абсолютно и не конечно, потому что слои бытия проницаемы, а жизнь есть бесконечная множественность. Видимо, в этой неуловимой промежуточности формы и смысла, в этом «нечто», что вычитывается каждым по-своему, но не обязательно вписано автором, и состоит начало, вызвавшее сенсационный успех романа Гарсиа Маркеса во всем мире.
В 1967 писатель перебрался в Барселону, а с 1975 надолго обосновался в Мексике, ставшей для него второй родиной. Но его связь с народной культурой Колумбии со временем только крепла, и карибский фольклор остался неиссякаемым источником его творческой фантазии. В 1972 появился сборник рассказов «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке», который был создан поэтике устного баснословия, характерной для карибских сказителей-«куэнтерос».
Новым этапом в эволюции творчества Гарсиа Маркеса стал роман «Осень патриарха» (1975), развивающий в рамках антидиктаторской темы центральный для писателя мотив - «одиночество» мира насилия и одиночество власти. «Сто лет одиночества» и «Осень патриарха» составляют своего рода диптих, сопрягающий две художественные манеры и два разных подхода к практически общей проблематике. Оба произведения исследуют феномен одиночества во всех его проявлениях, в обоих доминирует фигура патриарха. В «Осени» исследуется одна из неразвернутых тем «Ста лет одиночества»: вырастание власти в самодовлеющий абсолют.
В хронике «История одной смерти, о которой знали заранее» (1981) повествование основано на совершенно реальном событии - описании убийства. В этой повести-хронике-трагедии народная толпа выступает в качестве хора и зрителей одновременно, закулисным вершителем события выступает также авторитарная власть, носителем которой может выступать и народ, безвольный заложник своих же ложных ценностей.
В 1982 писатель был удостоен Нобелевской премии. Писатель продолжал напряженно работать. В следующем романе «Любовь во время чумы» (1985) одиночество предстает в ипостаси не власти и не смерти, а любви. Но любовь выступает здесь не как высокое чувство, не как страсть и даже не как первобытный зов плоти, а как наваждение, напасть, власть рока. Триумф любви носит отнюдь не благостный характер. По мысли Гарсиа Маркеса, именно такая любовь, преодолевшая самое любовь, есть некая высшая сила, обеспечивающая победу над смертью и позволяющая преодолеть весь ужас реальной жизни.
В 1989 вышел роман «Генерал в своем лабиринте», в котором писатель возвращается к проблемам латиноамериканской истории и ее вершителей, исследуя их на материале личности Симона Боливара (см. БОЛИВАР Симон). В основе книги так же лежит стремление постичь феномен власти как всеохватной формы латиноамерианского способа бытия. В новой повести «О любви и других напастях» (1994) любовь предстает как напасть, бедствие, напрямую связанная с мотивами тления, распада, обращающая жизнь в смерть, а дом - в монастырь, а затем и в склеп.
В 1996 Гарсиа Маркес обратился к чисто документальному жанру: по следам подлинных драматических событий он воссоздал хронику известного террористического акта колумбийских наркодельцов под названием «История одного похищения», в центре которой - традиционная для писателя проблематика противостояния личности ситуации насилия. В последние годы писатель окончательно уходит в сферу журналистики и мемуаристики. В 1998 после публикации автобиографических заметок «Благословенная мания рассказывать» Гарсиа Маркес приобретает практически в полную собственность колумбийский еженедельник «Камбио», в котором регулярно выступает в качестве колумниста под рубрикой «Габо отвечает». Одновременно пишет объемистые тома воспоминаний; первый том мемуаров вышел в 2002.
В творчестве Гарсиа Маркеса поднята болевая для латиноамериканского сознания проблема соотношения воли человека, его личностного самопризнания и внеположных ему обстоятельств. В целом творчество писателя представляет собой художественную модель, которая воспроизводит движение от ущербного «порядка» к целостному самобытию, к самообретению во вневременной и внепространственной целостности. Необычайно высокая степень концентрации глубочайшей архетипики в сочетании с яркой, пластичной жизненно-конкретной фактурой и соотнесенность со всеми пластами человеческого опыта позволили Гарсиа Маркесу создать образ целого мира в его относительности, незавершенности и множественности.