Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фуко

Орфографический словарь

Фуко́, нескл., муж.: ма́ятник Фуко́

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Сканворды для слова фуко

Полезные сервисы

фуко (foucault) жан бернар леон

фуко (foucault) мишель поль

фуко жан бернар леон

Энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ФУКО Жан Бернар Леон (Foucault, Jean Bernard Leon)

(1819-1868), французский физик, известный своими экспериментами по оптике и механике. Родился 18 сентября 1819 в Париже. Начальное образование получил дома. По настоянию отца изучал медицину, но увлекся экспериментальной физикой. С 1845 - научный обозреватель газеты "Журнал дискуссий" ("Journal des Dbats"), с 1855 - сотрудник Парижской обсерватории, с 1862 - член Бюро долгот. Основные исследования относятся к оптике, механике, электромагнетизму. Вместе с А.Физо провел ряд оптических исследований, наиболее известное из них - наблюдение интерференции света при большой разности хода. В 1849-1850 измерил скорость света в воздухе и воде, используя быстро вращающееся зеркало. Эти сравнительные измерения окончательно подтвердили волновую природу света. В 1851 при помощи маятника (маятник Фуко) продемонстрировал вращение Земли вокруг оси. В 1852 изобрел гироскоп, широко применяющийся теперь в технике и навигации. В 1855 обнаружил нагревание проводящего материала вихревыми индукционными токами (токи Фуко) и предложил способ их уменьшения. Разработал прецизионный способ изготовления зеркал для больших рефлекторов и предложил использовать вместо металлических зеркал более легкие и дешевые стеклянные, покрытые пленкой серебра. Среди других изобретений Фуко - автоматический регулятор света для дуговой лампы, фотометр, поляризационная призма, пригодная для работы в УФ-области. Фуко был членом Лондонского королевского общества, Берлинской академии наук; за научные заслуги награжден медалью Копли. Умер Фуко в Париже 11 февраля 1868.

ЛИТЕРАТУРА

Фуко Л. Об относительных скоростях света в воздухе и воде. - В кн.: Классики физической науки. М., 1989

Полезные сервисы

фуко мишель

Словарь народов и культуры

Фуко Мишель

(Foucault, Michel) (1926-84), франц. философ, историк культуры и науки, представитель структурализма. Ф. стремился выявить происх. и тем самым случайный характер тех представлений и действий, к-рые составляют совр. повседневную жизнь. Он стремился освободить людей от превратного убеждения в рациональной обоснованности подобных представлений и действий. Ф. интересовали в первую очередь знания о человеке, заключенные в таких дисциплинах, как медицина, психология и теория обществ, управления. В соч. История безумия в классическую эпоху (1961) он исследовал, напр., как возникали представления о здоровье и безумии и как они влияли на определение душевного нездоровья. В соч. Наблюдать и наказывать. Рождение тюрьмы (1975) Ф. анализирует дисциплинарные методы в тюрьмах, рассматривая их как поясняющие примеры того, каким образом человеческие знания могут навязывать людям стандарты норм, поведения.

Полезные сервисы

фуко мишель поль

Энциклопедический словарь

Фуко́ Мишель Поль (Foucault) (1926-1984), французский философ, историк культуры и науки. Представитель структурализма. Основные сочинения: «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Слова и вещи» (1966), «Археология знания» (1969), «Наблюдать и наказывать. Рождение тюрьмы» (1975), «История сексуальности» (т. 1, 1976).

* * *

ФУКО Мишель Поль - ФУКО́ (Foucault) Мишель Поль (15 октября 1926, Пуатье - 25 июня 1984, Париж), французский философ, историк культуры и науки, представитель структурализма (см. СТРУКТУРАЛИЗМ) , создатель концепции «археологии знания».

Один из наиболее влиятельных мыслителей послевоенной Европы. Философское образование получил в Высшей нормальной школе, преподавал психологию и философию в ряде средних и высших учебных заведений, в том числе в Коллеж де Франс.

Первые работы Фуко - «Душевная болезнь и личность», «Введение» к книге Л. Бинсвангера (см. БИНСВАНГЕР Людвиг) «Сон и существование» - созданы в контексте своеобразного отталкивания от академической психологии и медицинской психиатрии. Фуко поддерживает распространенные в те годы тенденции феноменологической и экзистенциальной психологии, повлиявшей впоследствии на становление антипсихиатрии. Однако собственный проект Фуко, предполагавший создание экзистенциальной антропологии или «антропологии выражения», не получает развития: в 1961 году выходит «История безумия в классическую эпоху», в которой Фуко объявляет иллюзией антропологический способ постановки философских вопросов. Речь отныне будет идти о генеалогическом исследовании, способном реконструировать исторически сформировавшиеся дискурсивные и властные практики, в поле которых возникают такие научные объекты, как «безумие» или «душевное заболевание». Само понятие «генеалогии» заимствуется Фуко у Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), на протяжении 1960 гг. оно используется как синоним «археологии» - философского и исторического исследования, направленного на изучение условий возможности возникновения тех или иных феноменов культуры. Фуко обращается к археологии некоторых регионов современного знания - в 1966 году выходит знаменитая работа «Слова и вещи. Опыт археологии гуманитарных наук», в которой исследуется образование современной «эпистемы», предполагающей конструирование человека как работающего, живущего и говорящего существа. Одним из выводов, ставшим своеобразным лозунгом всей археологической стратегии, стало «стирание человека», то есть представление о завершении и исчерпании концептуализации человека и соответствующей гуманистической мысли. Теоретическое оформление «археологическая практика» получает в методологической монографии «Археологии знания». Важнейшими понятиями Фуко становятся «дискурс» и «высказывание». Дискурс не относится к сфере «означающего» или просто речи, в действительности, он, согласно предпосылке Фуко, представляет собой набор условий и правил, позволяющих вычленять и изучать те или иные объекты, организовывать дисциплинарные единства и проводить между ними границы. В дальнейшем Фуко, вовлеченный во многие политические события 1960-х гг., занимается генеалогией таких институтов современного общества, как клиника («Рождение клиники») и тюрьма («Надзирать и наказывать»), определив современное общество в качестве общества «дисциплинарного типа», покоящегося на практиках интернирования, заключения, разграничения и т.п. По мнению, Фуко современное общество, каким оно предстает уже в 19 веке, образовано гомологичными формами надзора, наказания и принуждения, причем такие формы могут реализовываться как в сфере образования («нормальные школы»), так и в пенитенциарной системе («паноптикум» Бентама (см. БЕНТАМ Иеремия)) или в экономике. Изучение становления пенитенциарной системы у Фуко было тесно связано с участием в «Группе информации о тюрьмах», которая, просуществовав с 1971 по 1972 год, способствовала снятию ограничений на распространение информации о жизни заключенных и о их требованиях.

Определенный поворот в исследованиях Фуко намечается с выходом первого тома «Истории сексуальности», которая так и не была завершена в первоначально предложенном виде. В своей работе Фуко отвергает расхожие представления о буржуазном обществе как обществе подавления сексуальности, показывая, что, напротив, многочисленные властные и дискурсивные практики формируют субъекта в качестве того, кто только и делает, что говорит о своей сексуальности. Принуждение к такому высказыванию является конститутивным для всей современной культуры, в этом отношении психоанализ является лишь одной из ее составляющих. Отвергая «репрессивную теорию» власти, Фуко одновременно отрицает традиционное представление о власти как некоем институциональном центре, воплощенном, прежде всего, в государстве. Власть - это не что-то реально существующее где-то и в какое-то время, это всегда локальный набор отношений сил и противодействий, стратегий и тактик. В таком пространстве власть оказывается не чем-то, что запрещает и вытесняет, а, напротив, чем-то формирующим и определяющим. Фуко отвергает ранее присущий ему взгляд о возможности обнаружения за предметами познания и сформированными властью субъектами некоего изначального опыта, «самого безумия» или же опыта «трансгрессии». Вместе с тем, занимаясь аналитикой власти, Фуко приходит к выводу о недостаточности своего анализа и о необходимости его дополнения «практиками себя» или исторической теорией субъективации. Уже греки предполагали, что для управления другими необходимо научиться управлять собой, то есть отношение к себе, возникая в поле власти, получает определенную автономию, которая задает многообразие исторических практик познания себя и управления собой. В 1980 гг. Фуко читает лекции, посвященные «герменевтике субъекта», то есть проблеме определения различных способов отношения субъекта к самому себе, в каковом отношении он только и может быть задан. Этой же теме посвящен последний созданный Фуко том «Истории сексуальности» - «Забота о себе».

Энциклопедия Кольера

ФУКО Мишель Поль (Foucault, Michel) (1926-1984), французский философ и историк культуры, книги которого о безумии, социальных науках, медицине, тюрьмах и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей в современной французской литературе. Фуко родился в Пуатье 15 октября 1926 в семье врача. Получив образование в Сорбонне, преподавал в университете Клермон-Феррана в 1960-1968, а затем в новом университете в Венсене. В 1970 занял кафедру истории систем мышления в Коллеж де Франс. Умер Фуко в Париже 25 июня 1984. Фуко впервые изложил свои идеи в книге История безумия в классическую эпоху (L'Histoire de la folie l'age classique, 1961), где утверждал, что в "эпоху разума" (конец 17-18 вв.), когда разум пытается определить себя, исключая любые элементы неразумия, возникает совершенно новое понимание безумия. Безумных людей начинают заключать в больницы. В конце этого периода изобретают дома умалишенных, а также возникает новая врачебная профессия, в задачи которых входит контроль над больными и жесткое обращение с ними. Общий урок: человеческая мысль характеризуется радикальной дискретностью, понятия внезапно возникают и так же внезапно исчезают. Фуко пытается дать определение безумия, как оно понимается в данную эпоху, принимая во внимание все, что говорилось о безумных, и все, что с ними делали. Подразумевается, что эта концептуальная схема, принадлежавшая прошлому, является предпосылкой нынешних представлений. Другой пример такой исторической трансформации понятий приводится в книге Рождение клиники (Naissance de la clinique, 1963), прослеживающей появление клинической медицины в период Великой французской революции. Новые клиники - не просто изменение в медицинской практике, но также изменение в мышлении врача. Теперь лечатся отдельные органы больного, а не человек в целом. Медики переключают внимание на совершенно иной класс объектов. Фуко также прослеживает связи этого феномена с другими изменениями и утверждает, что философские движения позитивизма и феноменологии являются необходимыми следствиями новых способов "смотрения" и "видения". Ряд подходов объединяет Фуко со структурализмом: 1) холизм, т.е. видение системы знания как связного целого, а не совокупности отдельных единиц; 2) внимание к слову, т.е. видение системы знания прежде всего как изощренной сети связей между высказываниями; 3) презрение к "смыслу". Дискурс должен анализироваться не с точки зрения того, что он означает или подразумевает; он представляет собой более или менее бессознательное отражение прочно укоренившихся предпосылок и установок; 4) стремление к выявлению "глубинных структур" дискурса, лежащего в его основе набора принципов, определяющих то, что высказывается. Поиски такого архе, или руководящего принципа дискурса, Фуко полушутя-полусерьезно называет "археологией"; 5) предпочтение анонимных высказываний высказываниям известных авторов. Все эти темы разрабатываются в его главном труде - Слова и вещи (Les Mots et les choses, 1966), исследовании гуманитарных наук и тех структур мышления, которые им предшествовали. Публичный дискурс о труде, жизни и языке - экономика, биология и филология - имеет свое особое происхождение, это мутация классического (картезианского) анализа богатства, естественной истории и общей грамматики. "Человек", существо, являющееся одновременно и объектом изучения и его субъектом, есть побочный продукт нового дискурса о жизни, труде и языке. Фуко утверждает, что гуманитарные науки должны иметь другой предмет, и книга завершается драматическим, но не вполне ясным рассуждением, по которому выходит, что псевдопредмет "человек" скоро исчезнет и будет заменен анонимным и автонимным дискурсом, в котором полярное противопоставление субъективного и объективного, присущее понятию "человек", будет преодолено. К главному труду примыкает попытка описать новую методологию, предпринятая в книге Археология знания (L'Archologie du savoir, 1969). Исследование тюрьмы, Надзирать и наказывать (Surveillir et punir, 1975), во многом сходно с предыдущими работами Фуко, однако содержит, кроме того, описание новых установлений во властной структуре общества. Его история сексуальности (1-й том - Воля знать, La Volont de savoir, 1976; 2-й том - Употребление удовольствий, L'Usage des plaisirs, 1984; 3-й том - Забота о себе, Le Souci de soi, 1984) начинается с типично иконоборческого наблюдения, что викторианская эпоха была одержима сексом. Но допускались лишь определенные формы соответствующего дискурса. Фуко полагает, что это способ контроля общества над самим собой, осуществляемый не с помощью явных мер, но через более глубокие структурные принципы, определяющие, какие слова можно говорить, а какие - нельзя.

ЛИТЕРАТУРА

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977

Полезные сервисы

фуко токи

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

фукоза

фукозит

Синонимы к слову фукозит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

фукоид

Синонимы к слову фукоид

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

фукоксантин

Синонимы к слову фукоксантин

сущ., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

фуколог

Синонимы к слову фуколог

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

фукология

Синонимы к слову фукология

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

фукорцин

Синонимы к слову фукорцин

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы