Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

классическая литература

Словарь иностранных слов

В тесном смысле слова: литература древних греков и римлян.

Полезные сервисы

классическая механика

Энциклопедический словарь

Класси́ческая меха́ника - изучает движение макроскопических тел со скоростями, малыми по сравнению со скоростью света, в основе лежат Ньютона законы.

* * *

КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА - КЛАССИ́ЧЕСКАЯ МЕХА́НИКА, изучает движение макроскопических тел со скоростями, малыми по сравнению со скоростью света, в основе лежат Ньютона законы (см. НЬЮТОНА ЗАКОНЫ).

Большой энциклопедический словарь

КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА - изучает движение макроскопических тел со скоростями, малыми по сравнению со скоростью света, в основе лежат Ньютона законы.

Полезные сервисы

классическая политическая экономия

Словарь народов и культуры

Классическая политическая экономия

(classical economics), система эконом, теории, изложенная в трудах экономистов (гл.об. брит.) от Смита (Богатство народов, 1776) до Милля (Основания политической экономии, 1848). Наибольший вклад в теорию К.п.э. внесли Смит, Жан-Батист Сей (1767-1832), Рикардо, Роберт Мальтус (1766-1834) и Милль. Центр, идеей в К.п.э. является конкуренция. Хотя людям свойственно поступать исключительно из соображений собственной выгоды, конкурентные рынки (невидимая рука, по Адаму Смиту) приводят к эффективному распределению ресурсов и произ-ва и не способствуют образованию сверхприбыли. Вмешательство власти в экономику благоприятно (помимо обеспечения законности и порядка) только в случаях, когда рынок не срабатывает, т.е. там, где отсутствует конкуренция. Уравновешивающим элементом всех рынков является цена, ценой же труда является зарплата. Она, согласно многим экономистам-классикам, должна в долговрем. перспективе сводиться к прожиточному миним., а любая зарплата, долгое время превышающая этот уровень, приведет к ускоренному росту населения. В то же время предполагалось, что предложение, по закону Сея, создаст свой собственный спрос и исключит хроническую или вынужденную безработицу. Еще одной задачей экономистов-классиков был анализ ренты, поскольку назрела необходимость объяснить и оправдать распределение дохода между владельцами труда, капитала и земли. Рикардо утверждал, что рента равна излишку, производимому на более плодородной земле по сравнению с менее плодородной. В К.п.э. и сбережения, и инвестиции определяются гл.об. нормой процента - одно из положений, оспоренных в 20 в. Кейнсом. Классич. взгляд на теорию роста и эконом, развитие предполагал, что на к.-л. стадии в будущем экономика должна обрести устойчивость (экономика развивающихся стран). Следуя новому методу маржинального анализа, впервые примененному во второй половине 19 в. брит, экономистом Уильямом Стэнли Джевонсом (1835-82) и австр. экономистом Карлом Менгером (1840-1921), К.п.э. переросла в неоклассич. политэкономию Вальраса, Парето, Маршалла и др. экономистов. Неоклассич. теория и сегодня остается основой эконом., особенно микроэконом., анализа.

Полезные сервисы

классическая филология

Энциклопедия Кольера

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ - критическое и экзегетическое изучение литературы Древней Греции и Рима, исследование всех этапов античного быта, истории, философии, языка и искусства. История классической филологии естественным образом распадается на три обособленных периода: античность, средневековье и современность. Из них в первых двух обычно выделяют исследования, проводившиеся в отношении соответственно Греции и Рима, третий же целесообразно разделить на два этапа: от Возрождения до 1800 и от 1800 до наших дней. Филология в античности (ок. 300 до н.э. - 530 н.э.). Греческая филология. Научное исследование греческой литературы началось в Александрии в 3 в. до н.э. При первых Птолемеях был возведен великий храм наук, Музей (греч. "Храм Муз"), где ученые трудились и даже питались совместно. Здесь были две библиотеки (вторая - при храме Сераписа), и в большей из них к 1 в. до н.э. насчитывалось, как сообщается, 700 тыс. свитков. Из александрийских ученых более всего прославились Зенодот, Эратосфен, Каллимах, Аристофан Византийский и Аристарх. Все они, за исключением Каллимаха, занимали здесь должности главных библиотекарей. Зенодот и Каллимах были еще и поэтами, причем последний прославился как глава т.н. Александрийской школы. Около 275 до н.э. Зенодот, первый руководитель Александрийской библиотеки, подготовил самое раннее научное издание Илиады и Одиссеи, обосновав свою редакцию ссылками на большое количество рукописей и отмечая сомнительные, на его взгляд, строки специальным знаком (обелом) на полях. Вероятно, именно он разделил ту и другую поэму на 24 песни. Под руководством Каллимаха был составлен каталог сочинений, хранившихся в Александрийской библиотеке, в котором они распределялись по восьми рубрикам: драматургия, эпос и лирика, законодательство, философия, история, речи, риторика, прочее. Труд Каллимаха включал в себя краткие сведения об авторах, а для пьес - указание даты постановки. Эратосфен, известный своими работами по географии, математике и астрономии, писал также о древней аттической комедии. Величайшими филологами этой эпохи являлись Аристофан Византийский (ок. 257 - 180 до н.э.) и Аристарх (ок. 215 - ок. 145 до н.э.). Аристофан подготовил издания Илиады и Одиссеи Гомера, Теогонии Гесиода, сборники лирических произведений Алкея и Алкмана, а также первое издание Пиндара. Вероятно, он опубликовал также сочинения всех четырех великих греческих драматургов (Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана), предпослав каждой пьесе вступление. Аристарх, плодовитый писатель, успел написать ок. 800 томов комментариев и поставил изучение грамматики на прочную основу. При редактировании лирических поэтов, Илиады и Одиссеи он применял специальные значки. Вообще говоря, александрийцы стремились очистить текст ранних авторов от ошибок и интерполяций. Надо полагать, что на гомеровских поэмах, текст которых стал стандартным задолго до наступления эпохи эллинизма, эти усилия сказались в меньшей степени, чем на произведениях других поэтов, чьи произведения впервые собирались и публиковались в Александрии. Среди преемников Аристарха следует упомянуть Дионисия Фракийского (ок. 170-90 до н.э.), составившего, среди прочего, краткую дошедшую до нас греческую грамматику, и отличавшегося колоссальной работоспособностью и плодовитостью Дидима (ок. 80 - ок. 10 до н.э.), исследовавшего язык комедии и трагедии и подготовившего бесчисленные издания и комментарии. Соперником Александрии в области филологии в 3 и 2 вв. до н.э. был Пергам, где под покровительством правивших здесь Атталидов активно работал собственный ученый кружок. Пергамские ученые интересовались грамматикой, литературной критикой, искусством и философией, их подход отличался большей широтой по сравнению с Александрийской школой, ограничивавшейся исключительно языковыми комментариями. Одним из ведущих ученых Пергамской школы был Кратет из Малла (середина 2 в. до н.э.), предпочитавший не буквальное, а аллегорическое истолкование Гомера. Позднейший период греческой филологии характеризуется упадком как самой литературы, так и филологии. Двумя выдающимися грамматиками 2 в. н.э. можно считать Аполлония Дискола, основоположника научной грамматики, систематизировавшего греческий синтаксис, и его сына Геродиана, писавшего об орфографии, грамматике и ударении. В конце столетия Атеней сочинил своих Дейпнософистов (Пирующих мудрецов), сохранив в этом произведении цитаты из примерно 700 античных писателей, известных нам только по этому источнику; следует особо отметить многочисленные отрывки из средней и новой комедии. Многие из сохранившихся классических текстов издавались в этот период для чтения в школе - с комментариями, отчасти опиравшимися на труды александрийских ученых. Когда начиная с 4 в. тексты стали переносить с папируса на пергамент, копировались лишь те произведения, которые считались ценными в тот момент, из-за чего погибли многие тексты, как литературные, так и филологические. Склонность к составлению компиляций и антологий привела к утрате подлинников. Хрестоматии Прокла (ее в 9 в. цитировал Фотий) и Стобея сохранили большое количество отрывков из ранних авторов; первая из них является основным источником сведений о многих произведениях раннего греческого эпоса. Гесихий Александрийский (4-5 вв.) создал наиболее обширный греческий словарь периода античности.

Латинская филология. Можно сказать, что латинская филология родилась ок. 168 до н.э., когда Кратет из Малла посетил Рим и выступил там с публичными лекциями. Начиная с середины 2 в. до н.э. римляне начинают воспринимать идеал греческой учености и в первую очередь перенимают методы александрийцев. Среди выдающихся ученых этого раннего периода нужно назвать Луция Акция (170 - после 90 до н.э.), автора стихотворной истории греческой и римской литературы, и первого крупного римского ученого Луция Элия Преконина Стилона (ок. 150 - ок. 74 до н.э.), который учился у Дионисия Фракийского, а сам был учителем Варрона и Цицерона. Величайшим филологом республиканской эпохи был Марк Теренций Варрон (116-27 до н.э.), которого Квинтилиан называет "ученейшим из римлян". Варрон написал 74 работы (в 620 книгах), в том числе Божественные и человеческие древности; О латинском языке; Науки. Последнее сочинение представляло собой энциклопедию свободных искусств: грамматики, логики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии, музыки, медицины и архитектуры; первые семь дисциплин составили "тривиум" (букв. "трехдорожье") и "квадривиум" (букв. "четырехдорожье") средневековой системы образования. Варрон писал о творчестве Плавта и о драме; дошедшие до нас 20 комедий Плавта и фрагменты его же пьесы Сундук - это, вероятно, и есть 21 "Варронова комедия", которые этот ученый признал без сомнения принадлежащими Плавту, хотя по языку и стилю он готов был допустить подлинность и некоторых других комедий. Из сочинений Варрона до нас дошли только 6 книг сочинения О латинском языке и его трактат О сельском хозяйстве. В число выдающихся филологов ранней империи входят Гай Юлий Гигин, возглавлявший Палатинскую библиотеку при императоре Августе, автор комментария к Вергилию и трактата по истории городов Италии; Веррий Флакк (расцвет деятельности ок. 10 до н.э.), составивший первый латинский словарь (сохранился в сокращенной версии Секста Помпея Флакка 2 в. н.э., которая, в свою очередь, была сокращена бенедиктинским монахом Павлом Диаконом в правление Карла Великого); Асконий Педиан (расцвет деятельности ок. 55 н.э.), автор ученого комментария к нескольким речам Цицерона; и Марк Валерий Проб (ок. 80 н.э.), прославленный филолог, подготовивший научные издания Вергилия, Горация и Лукреция и применивший в них те специальные значки, которые прежде использовались греческими грамматиками Александрии. Выдающимися литературоведами и лингвистами являлись также Марк Фабий Квинтилиан, создатель Воспитания оратора, дошедшего до нас великого труда по риторике, педагогике и литературе; Гай Светоний Транквилл, живший во 2 в. автор сохранившихся биографий двенадцати Цезарей и жизнеописаний О знаменитых мужах (из них сохранились лишь несколько, и то в переработке); и, наконец, также во 2 в., Авл Геллий, чьи Аттические ночи посвящены в основном проблемам лексики, грамматики и синонимии. Введенное Авлом Геллием выражение scriptor classicus в смысле "перворазрядный писатель" превратилось затем в термин "классический" в его современном значении. В поздней империи составленный Нонием Марцеллом (начало 4 в.) энциклопедический труд Сокращенная наука был посвящен в основном лексикографии, грамматике и древним реалиям, самое ценное в нем - многочисленные цитаты из ранних латинских авторов. Элий Донат (4 в.) прославился своей Грамматикой, которая широко использовалась в Средние века, а также комментариями к Теренцию и Вергилию. Из них сохранились комментарии к пяти комедиям Теренция, что касается примечаний к Вергилию, то они до нас не дошли, но на них часто ссылается Сервий Марий (или Мавр) Гонорат (ок. 400), составивший комментарий к Вергилию, который содержит чрезвычайно ценную информацию по географии древнего мира, религии и мифологии. В начале 5 в. Марциан Капелла составил в аллегорической форме энциклопедию семи свободных искусств, которой в Средние века пользовались как учебником. В Средние века была также весьма популярна латинская грамматика Присциана (начало 6 в.). 529, год закрытия философских школ в Афинах императором Юстинианом и год основания св. Бенедиктом монастыря на Монте Кассино, представляется естественным завершением этого периода.

Средние века (530-1350). Греческая филология. Запад вплоть до 12 в. не проявлял никакого интереса к греческой филологии, однако на Востоке изучение греческой классики не прерывалось на всем протяжении византийской эпохи. Многие фрагменты из ныне утраченных произведений или их изложения содержатся в Библиотеке (или Myriobiblion) Фотия (9 в.), который составил также и лексикон. В конце 10 в. возник колоссальный словарь Суда (или Свида), опиравшийся как на предшествовавшие ему лексиконы, так и на схолии к Гомеру, Аристофану, Софоклу и другим авторам. 12 в. примечателен деятельностью двух выдающихся византийских ученых - Иоанна Цеца, поэта и грамматика, и Эвстафия, исследователя классической филологии и религиозного реформатора. Цец сочинил дидактическую поэму по истории и литературе, в которой процитировал более 400 авторов. Кроме того, он написал Аллегории, посвященные Илиаде и Одиссее, и комментарий к Илиаде. Эвстафий написал подробный и чрезвычайно ценный комментарий к Илиаде и Одиссее. В 13 и 14 вв. Максим Плануд, Фома Магистр, Деметрий Триклиний и др. писали комментарии и учебники, а также готовили новые издания важнейших греческих классиков.

Латинская филология. В Западной Европе античная ученость досталась в наследство Средним векам не только в виде уже упомянутого сочинения Марциана Капеллы, но и в трудах Флавия Магна Аврелия Кассиодора (ок. 490-583) и Исидора Севильского (ок. 560- 636). Первый написал Хронику, очерк римской истории вплоть до 519 н.э., Историю готов, трактат по грамматике и знаменитый общеобразовательный трактат Основы божественных и светских наук. Исидор Севильский составил обширную энциклопедию различных знаний, известную под названием Начала (или Etymologiae), в которой обсуждаются семь свободных искусств, а также медицина, юриспруденция, язык и этимология, политическая и физическая география, топография, сельское хозяйство и многие аспекты частной жизни. Этот огромный труд оказывал влияние на подготовку священников на протяжении тысячелетия; к сожалению, он почти полностью вытеснил изучение самих классических авторов. Монастыри, основанные в 7 в. ирландскими монахами в Италии и Швейцарии, превратились в центры классического образования и хранилища латинских рукописей. В 781 Карл Великий привлек к своему двору Алкуина (ок. 732-804), главу школы и библиотеки в Йорке. "Университет" Алкуина способствовал возрождению учености в 9 и 10 вв., причем многие рукописи классических авторов были воспроизведены прекрасным шрифтом, получившим название каролингского минускульного. К числу гуманистов 9 в., сыгравших важную роль в передаче латинской классики будущим поколениям, принадлежат Эйнхард, Рабан Мавр, Иоанн Скот Эриугена и Серват Луп. К концу 10 в. над Европой сгустились сумерки, которые не рассеивались вплоть до 12 в., когда настало новое возрождение и во многих областях возобновилась творческая работа. В Италии занялись изучением права и медицины; с арабских переводных текстов, имевшихся в Испании, греческие философские и научные трактаты переводились на латинский язык; образование перемещалось из монастырей в соборные школы, которые в течение этого века сделались первыми университетами. Схоластика, представлявшая собой попытку примирить философию Аристотеля с учением церкви, переживала расцвет в этом и следующем столетии. Однако интерес ученых к грамматике и логике скорее препятствовал непосредственному изучению античных авторов. Среди выдающихся ученых-аристотеликов этого периода были Альберт Великий (ок. 1206-1280) и его ученик Фома Аквинский (1226-1294); Роджер Бэкон (ок. 1220-1294) отверг существовавшие к тому времени латинские переводы Аристотеля и написал новую грамматику греческого языка.

Классическая филология в современную эпоху. От Возрождения до 1800. У истоков Возрождения стоят Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375), придававшие классической литературе чрезвычайно большое значение. Петрарка, обожавший Цицерона, объездил немало монастырей в поисках утраченных произведений этого автора и сумел обнаружить две речи, а также Письма к Аттику. Боккаччо возобновил изучение греческого языка и составил руководство по мифологии на латыни. В это время из Греции и Константинополя в Италию начали приезжать византийские ученые, привозившие с собой рукописи античных авторов. Продолжались также успешные поиски латинских манускриптов. Здесь прежде всего следует отметить Колуччо Салютати (1331-1406), нашедшего письма Цицерона К родным, и Поджо Браччолини (1380-1459), возвратившего миру несколько речей Цицерона и произведения Квинтилиана, Валерия Флакка, Аскония Педиана, Лукреция и других важнейших авторов. К 1500 произошло "переоткрытие" латинских классиков, вышли в свет их первые печатные издания (editiones principes). Рукописи классических греческих авторов начали скапливаться в Италии еще прежде 1453 (год падения Константинополя), и к этому времени началось преподавание греческого языка во Флоренции. После 1453 исход греческих ученых на Запад стал носить массовый характер. Среди них были Константин Ласкарис, составитель греческой грамматики, первой печатной книги на греческом языке (1476); Андрей-Иоанн (или Янос) Ласкарис, осуществивший с 1494 по 1499 пять первых изданий (Каллимах, Аполлоний Родосский, Греческая антология, Лукиан и четыре трагедии Еврипида); Марк Мусурос, помогавший Альдо Мануцио в Венеции в подготовке изданий греческих авторов. Большая часть греческой классики была издана в первой половине 16 в. В 16 в. филологи-классики подготовили многочисленные издания греческих и латинских авторов и комментарии к ним. Наиболее активными исследователями в Италии были Пьеро Веттори (1499-1585) и Франческо Робортелли (1516-1567), чье издание Поэтики Аристотеля подогрело интерес итальянцев к литературоведению. Творчество Эразма Роттердамского (ок. 1466-1536) свидетельствует о распространении классического образования на север от Италии: Эразм издал множество греческих и латинских текстов, в том числе впервые греческий Новый Завет. В своем Цицеронианце он выступил против рабского, педантичного подражания языку и стилю Цицерона. Среди французских филологов того же столетия надо назвать Робера Этьена (лат. Stephanus, 1503-1559), который осуществил несколько первых изданий греческих писателей и выпустил Тезаурус латинского языка (Thesaurus linguae Latinae) в 3 томах, а также его сына Анри Этьена (1531-1598), издавшего 58 латинских авторов и 74 греческих. Главным творением этого ученого стал пятитомный Тезаурус греческого языка (Thesaurus Graecae linguae). Юлий Цезарь Скалигер (1484-1558), итальянский филолог, обосновавшийся во Франции, писал трактаты по латинскому языку и поэтике, в которых сурово осудил Цицеронианца Эразма. Его сын, Жозеф Жюст Скалигер (1540-1609), считавшийся величайшим ученым своего времени, издал ряд латинских поэтов и первым попытался ввести обоснованные методы улучшения текста; кроме того, он оставил работы по хронологии древнего мира, а указателем к латинским надписям заложил основы эпиграфики. Среди других ученых, чьи издания сыграли немалую роль в усовершенствовании редакции классических текстов, следует назвать Адриана Турнеба и Дени Ламбина, а также немца Иоахима Камерария. Центром филологических исследований в 17 в. была Голландия, в первую очередь Лейденский университет, где усилиями Юстуса Германа Липсия, Герхарда Иоганна Фоссия, Гуго Гроция, Гроновия (Иоганна Фридриха Гронова) и Даниеля Гейнзиуса получили развитие текстология и исследования античных авторов, преимущественно римских. Во Франции знаменитый лексикограф Дю Канж (Шарль де Фресн) составил лексиконы средневековой латыни и средневекового греческого языка. К величайшим достижениям филологии 18 в. следует причислить труд Джакопо Фаччолати и Эджидио Форчеллини Полный латинский лексикон (Totius Latinitatis lexicon). Другой итальянский исследователь, Франческо Счипионе ди Маффеи прославился трудами в области палеографии, эпиграфики и археологии. В 18 в. филологи продолжали трудиться также во Франции и в Голландии, но их затмили ученые из Германии и Англии. Величайшим английским литературоведом этой эпохи был Ричард Бентли (1662-1742), издавший Горация и Теренция с сотнями исправлений, разобравшийся в метрике латинской комедии и разрешивший множество проблем гомеровской метрики, открыв выпадение дигаммы (буквы, соответствующей звуку "в"). Принадлежащее Бентли Рассуждение о Посланиях Фаларида (1699) превозносилось в качестве шедевра литературной критики, однако это произведение навлекло на автора вражду А.Попа и других, объявивших Бентли педантом. Этот конфликт лег в основу сюжета Битвы книг Дж.Свифта. Ричард Порсон (1759-1808) заслужил известность как критик текста и эксперт по метрике греческой трагедии, в то время как труды Эдуарда Гиббона (1737-1794) в области античной топографии, эпиграфики и истории завершились многотомной Историей упадка и гибели Римской империи. В Германии благодаря изданиям, словарям и библиографическим исследованиям Иоганна Альберта Фабриция, Иоганна Августа Эрнести и Иоганна Матиаса Гезнера сформировался более широкий взгляд на классические исследования, так что акцент переместился на философию и искусство. Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) заложил прочную основу изучения искусства и археологии, в то время как работы Готхольда Эфраима Лессинга и Иоганна Готфрида фон Гердера вновь пробудили интерес к классическому искусству и литературе. Йозеф Гиларий Эккель стал основоположником нумизматики, а французский ученый Жан Батист Гаспар де Виллуазон открыл новую эру в гомероведении, опубликовав в 1788 схолии к Гомеру.

После 1800. Первым исследователем, способствовавшим превращению всего спектра классической учености в единую науку, получившую название Altertumswissenschaft (нем. "наука об античности"), стал Фридрих Август Вольф (1759-1824), чей наиболее знаменитый труд, Prolegomena к изданию Гомера, открыл дискуссию о происхождении гомеровских поэм. Заметными явлениями в ученом мире были труды Бартольда Георга Нибура, прославившегося Римской историей (3 тт., 1811-1832), Августа Иммануэля Беккера, сверившего сотни манускриптов и издавшего около шестидесяти томов греческих текстов; а также братьев фон Шлегелей, Августа Вильгельма и Фридриха, занимавшихся античной поэзией и драмой. Поколение, пришедшее на смену Вольфу, стало свидетелем размежевания германской школы антиковедения на два направления: одна группа занялась исключительно грамматикой и критикой текста, в то время как вторая интересовалась историей, эпиграфикой, археологией и самой жизнью древности. Главой критико-грамматической школы стал Готфрид Герман (1772-1848), его ученики и преемники придали большей части греческих и латинских текстов ту форму, в которой мы знаем их и сейчас. Среди выдающихся ученых этого направления можно назвать Августа Мейнеке, прославившегося трудами в области греческой комедии; Вильгельма Диндорфа, издателя греческих драматургов; Теодора Бергка, издателя греческой лирики; Карла Лахмана, издавшего Лукреция и римских элегиков; Отто Риббека, автора многочисленных работ по римской поэзии; Фридриха Вильгельма Ричля, получившего известность благодаря книгам о Плавте и латинских надписях. Школой историков и любителей древности руководил Филипп Август Бек (1785-1867), автор знаменитого труда о государственном бюджете Афин, основоположник большого Корпуса греческих надписей, продолженного Иоганном Вильгельмом Адольфом Кирхгофом, Вильгельмом Диттенбергером и др. К историкам этого периода принадлежат также Эрнст Курциус, Адольф Хольм и прежде всего Теодор Моммзен (1817-1903), создатель прославленной Истории Рима. Моммзен издал также несколько томов Корпуса латинских надписей и опубликовал множество работ по римскому праву, нумизматике и диалектам. Раскопки Генриха Шлимана (1822-1890) в Микенах, Трое и Тиринфе увенчались открытием ранней микенской цивилизации и послужили началом новой эры греческой археологии. То же разделение сохранялось в немецкой науке начала 20 в. Среди важнейших имен следует упомянуть Фридриха Лео, Мартина фон Шанца, Эдуарда Мейера, Георга Виссова, Германна Дессау, Вильгельма Кролля и в особенности Ульриха фон Виламовиц-Меллендорфа (1848-1931). Виламовиц, признанный одним из величайших исследователей греческой культуры, является автором чревычайно важных работ о Гомере, Пиндаре, трагедии и Платоне. Стремительное развитие классических исследований в Германии 19 и 20 вв. сопровождалось повышением активности ученых также и в других странах. Доменико Компаретти, Джироламо Вителли и Гильельмо Ферреро в Италии; Гастон Буассье, Шарль Гро, Виктор Дюруа, Фюстель де Куланж, Альфред и Морис Круазе и Луи Гаве во Франции, Карел Габриель Кобет в Голландии, Йохан Николай Мадвиг и Йохан Лудвиг Уссинг в Дании - лишь некоторые из большого числа заслуживших мировую известность филологов-классиков. Целая плеяда прославленных исследователей осуществила в Англии публикации текстов и выпустила труды по литературе, истории и философии. К числу этих ученых принадлежат Ф.А.Пейли, Бенджамен Джоуэтт, Джон Конингтон, У.Й.Селлар, Робинсон Эллис, Д.Б.Монро, Р.С.Джебб, Р.Й.Тиррелл, А.У.Верролл, Томас Арнольд, Джордж Лонг, У.У.Фаулер, Р.С.Конвей, А.Э.Хаусман, Дж.Э.Сэндис, Дж.Б.Бери и У.М.Линдсей. Среди американских филологов 19 в. назовем Б.Л.Джилдерслива, Дж.М.Лейна, У.У.Гудвина, У.Д.Уитни и Т.Д.Сеймура. В 20 в. следует особо отметить С.Э.Беннетта, обратившего на себя внимание работами по латинской грамматике и синтаксису; Тенни Фрэнка, внесшего ценный вклад в изучение римской истории и литературы; Пола Шори, автора нескольких фундаментальных работ о Платоне; Э.К.Ранда, прославившегося трудами по литературе и палеографии; а также трех знаменитых гомероведов: Дж.А.Скотта, С. Э. Бассетта и Дж. М. Калхуна. В то время как 19 в. стал свидетелем превращения науки о языке в сравнительную лингвистику, в 20 в. обнаружение в Египте тысяч сохранившихся на папирусе документов вызвало к жизни особую отрасль науки - папирологию. Были заново открыты важные литературные произведения, утраченные еще в античности, и в то же время многие документы общественного и частного характера пролили новый свет на социальное и экономическое устройство и способствовали лучшему пониманию античного мира.

Полезные сервисы

классическая школа

Энциклопедический словарь

Класси́ческая шко́ла - политэкономии, направление экономической мысли (конец XVII в. - 30-е гг. XIX в.). Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А. Р. Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж. Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами. Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономической науки.

* * *

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - КЛАССИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА политэкономии, направление экономической мысли (конец 17 в. - 1830-е гг.). Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А. Р. Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж. Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами. Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономической науки.

Большой энциклопедический словарь

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА политэкономии - направление экономической мысли (кон. 17 в. - 30-е гг. 19 в.). Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А. Р. Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж. Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами. Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономической науки.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА политэкономии, направление экономической мысли конца 17 в. - 30-х гг. 19 в. Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А.Р.Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж.Ш.Л. Сисмонди (Швейцария). Классическая школа исходила из того, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются экономическими законами; разработала трудовую теорию стоимости; исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы и др. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономической мысли.

Полезные сервисы

классическая школа уголовного права

Энциклопедический словарь

Класси́ческая шко́ла уголо́вного пра́ва - ведущее направление в науке уголовного права XVIII-XIX вв. Представители классической школы уголовного права (Ч. Беккариа, А. Фейербах и др.) выдвинули ряд прогрессивных принципов уголовного права, сохранивших своё значение до современной эпохи (нет преступления без указания о том в законе, соразмерность наказания, равенство наказаний для всех, презумпция невиновности и др.). В России на позициях этой школы стояли З. А. Горюшкин, А. П. Куницын, В. Д. Спасович и др.

* * *

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА - КЛАССИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА УГОЛО́ВНОГО ПРА́ВА, ведущее направление в науке уголовного права 18-19 вв. Представители классической школы уголовного права (Ч. Беккариа, А. Фейербах и др.) выдвинули ряд прогрессивных принципов уголовного права, сохранивших свое значение до современной эпохи (нет преступления без указания о том в законе, соразмерность наказания, равенство наказаний для всех, презумпция невиновности (см. ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ) и др.). В России на позициях этой школы стояли З. А. Горюшкин (см. ГОРЮШКИН Захарий Аникеевич), А. П. Куницын (см. КУНИЦЫН Александр Петрович), В. Д. Спасович (см. СПАСОВИЧ Владимир Даниилович) и др.

Большой энциклопедический словарь

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА - ведущее направление в науке уголовного права 18-19 вв. Представители классической школы уголовного права (Ч. Беккариа, А. Фейербах и др.) выдвинули ряд прогрессивных принципов уголовного права, сохранивших свое значение до современной эпохи (нет преступления без указания о том в законе, соразмерность наказания, равенство наказаний для всех, презумпция невиновности и др.). В России на позициях этой школы стояли З. А. Горюшкин, А. П. Куницын, В. Д. Спасович и др.

Полезные сервисы

классически

Толковый словарь

I нареч. качеств.-обстоят.

1. Так, как творят классики - выдающиеся, общепризнанные писатели, деятели науки или искусства, произведения которых имеют непреходящую ценность.

2. перен.

Замечательно, отлично, превосходно.

II нареч. качеств.-обстоят.

Так, как особенно характерно, типично.

III предик.

Оценочная характеристика чего-либо как отличного, замечательного, отличающегося высоким уровнем мастерства.

Академический словарь

нареч.

1. нареч. к классический (в 4 знач.).

Действительно, князь Василий Евграфович красив классически: не будь пошло, я бы сравнил его с Аполлоном. Вс. Иванов, Мы идем в Индию.

2. разг.

Лучше нельзя, замечательно.

[Юра (вбегая):] Ребята! Ну и набили же «Спартаку»! Пять-ноль! Классически! Гераскина, Аттестат зрелости.

Ты умеешь спать классически. Казаков, Вместо колыбельной.

Поговорки

Отдыхать классически. Жарг. мол. Шутл.-ирон. 1. Пить спиртное. 2. Принимать наркотики. Максимов, 182.

Орфографический словарь

класси́чески

Синонимы к слову классически

строго, типично, изумительно, на загляденье, божественно, исключительно, великолепно, восхитительно, правильно, как бог, шикарно, замечательно, дивно, бесподобно, кайфово, на удивление, блистательно, волшебно, блестяще

Полезные сервисы

классически выраженный

Слитно. Раздельно. Через дефис

класси/чески вы/раженный

Полезные сервисы

классически правильный

Слитно. Раздельно. Через дефис

класси/чески пра/вильный

Синонимы к слову классически правильный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

классически совершенный

Слитно. Раздельно. Через дефис

класси/чески соверше/нный

Полезные сервисы

классически строгий

Орфографический словарь

класси́чески стро́гий

Полезные сервисы

классические писатели

Словарь иностранных слов

КЛАССИЧЕСКИЕ ПИСАТЕЛИ - или классики. Образцовые писатели.

Полезные сервисы

классические писатели или классики

Словарь иностранных слов

Образцовые писатели.

Полезные сервисы

классические сочинения

Словарь иностранных слов

Образцовые сочинения, преимущественно употребляемые для обучения в классах.

Полезные сервисы

классические языки

Словарь иностранных слов

КЛАССИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ - греческий и латинский языки.

Полезные сервисы

классический

Толковый словарь

I прил.

1. Созданный классиком [классик I], классиками; совершенный, образцовый.

2. Лучший в своём роде; превосходный.

II прил.

Особенно характерный; типичный.

III прил.

1. Связанный с миром древних греков и римлян; античный.

2. Связанный с изучением древних языков и античности.

3. Отвечающий античным правилам пропорции и симметрии, напоминающий античные статуи (о чертах лица, формах тела и т.п.).

IV прил.

1. соотн. с сущ. классицизм I, связанный с ним

2. Свойственный классицизму [классицизм I], характерный для него.

КЛАССИ́ЧЕСКИЙ - прил., употр. сравн. часто

Морфология: нар. класси́чески

1. Произведение, работу и т. п. называют классическими, если они созданы классиком, человеком, который является образцом для подражания, авторитетом для других.

Классическая литература, музыка. | Классическая философия, богословие.

2. Какие-либо действия, поступки, явления и т. п. называют классическими, если они типичны, характерны для чего-либо, кого-либо.

За окном виднелся классический городской пейзаж. | У него появился классический кашель курильщика. | нар.

Суд он провёл классически!

3. Классическим стилем называют простой, строгий, традиционный стиль, который не подвержен изменениям.

Классический английский костюм. | нар.

На стенах висят классически строгие афиши.

4. Классическим называется то, что относится к классицизму как направлению искусства, архитектуры.

Классическая комедия.

5. Классическим называют то, что относится к античности, к миру древних греков и римлян.

Классические языки. | Великие писатели классической древности.

6. Классическим называют то, что связано с изучением античности, древнегреческого и латинского языков и античной литературы.

Классическое отделение филологического факультета. | Получить классическое образование.

7. Внешность, фигуру, черты лица называют классическими, если они соответствуют представлениям о красоте в античном мире.

Классическая красота. | нар.

Классически правильные черты.

8. Классическими танцами называют танцы, в которых танцоры двигаются по определённым, традиционным правилам.

Она решила заняться классическими танцами.

= бальные танцы

9. Классической борьбой называют вид спортивных состязаний, появившийся в древние времена, когда два борца могут захватывать друг друга и класть на лопатки.

Соревнования по классической борьбе.

10. Классическим в разговорной речи называют то, что является лучшим, образцовым.

Пироги она печёт классические!

Толковый словарь Ушакова

КЛАССИ́ЧЕСКИЙ [аси], классическая, классическое.

1. Созданный классиком, свойственный классику (в 1 знач.; книжн.). Классическая музыка. Классический труд по химии.

|| перен. Замечательный, отличный (разг.). Докладчик классически (нареч.) отвечал оппонентам.

2. Типичный, характерный (книжн.). Классический пример рассеянности. Превращение империалистической войны в войну гражданскую является классическим образцом предстоящих войн.

|| Традиционный, привычный, обыкновенный (разг.). На окне стояла классическая герань и висела клетка с канарейкой.

3. Античный, свойственный древнему миру римлян и греков (книжн.). Классические языки. Перевод из классической литературы.

4. прил., по знач. связанное с классицизмом (в 1 знач.; книжн.). Классическая гимназия. Классическое образование.

5. прил. к классицизм во 2 знач. (лит., иск.). Пушкина нельзя отнести ни к классической ни к романтической школе.

Толковый словарь Ожегова

КЛАССИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое.

1. см. классицизм.

2. Являющийся классиком (в 1 знач.); созданный классиком, классиками. Русские классические писатели. Классическая литература.

3. Античный, относящийся к древней греко-римской культуре. Классические языки.

4. Относящийся к изучению античных языков и литератур. Классическая филология. Классическое образование.

5. Следующий методам классицизма. Классическая живопись.

6. Типичный, характерный (разг.). К. пример эгоизма. К. образец.

Энциклопедический словарь

КЛАССИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое.

1. Созданный классиком, классиками (1 зн.); совершенный, образцовый. К-ая литература, музыка. Ставить пьесы классического репертуара. К-ие работы по генетике. К-ое определение материи. // Типичный, особенно характерный, показательный. К. пример самоотверженности. К-ая походка моряков.

2. Относящийся к классицизму, следующий его правилам. К-ая трагедия.

3. Относящийся к миру древних греков и римлян; античный. К-ие языки. // Связанный с изучением древнегреческого и латинского языков и античной литературы. К-ое отделение филологического факультета. К-ая гимназия (в России до 1917 г.: среднее учебное заведение, в котором было обязательным изучение античных языков и литератур). К-ое образование (образование, основанное на изучении античных языков и литератур).

4. Отвечающий античным правилам пропорции и симметрии, напоминающий античные статуи (о чертах лица, формах тела и т.п.). К-ая красота. К-ая правильность носа.

5. Разг. Лучший в своём роде; замечательный. Пироги она печёт к.!

Класси́чески, нареч. Разг. (1, 4-5 зн.). К. точное определение. Он к. красив. К. пропорциональные формы. Играть в футбол к.

Академический словарь

-ая, -ое.

1. Созданный классиком, классиками (в 1 знач.); совершенный, образцовый.

Классическое определение ленинизма.

- Вы какую музыку больше любите? --- Классическую ---. - Моцарта любите? - Моцарта люблю. Тургенев, Отцы и дети.

Мария Ивановна постоянно читала классическую русскую литературу - Достоевского, Тургенева, Толстого, Гончарова, а из иностранных - Шекспира, Диккенса и Сервантеса. М. Пришвин, Кащеева цепь.

Я сыграл немало ролей. Среди них были роли русского классического репертуара - Варлаам в «Борисе Годунове», Осип в «Ревизоре». Н. Черкасов, Записки советского актера.

||

Типичный, особенно характерный, показательный.

Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Л. Толстой, Война и мир.

Лицо Колесничука казалось Петру Васильевичу тупым, сонным, самодовольным - классическое лицо лавочника, погруженного после обеда в чтение «Жития святых». Катаев, Катакомбы.

Неожиданно разыгралась буйная, прямо-таки классическая метель. Солоухин, Мать-мачеха.

|| разг.

Лучший в своем роде; замечательный.

- Хороший город [Вязьма]!

--- Отличный, брат, город! Пряниками прославился. Пряники классические! Чехов, Актерская гибель.

- Каждый тебе скажет, что селедка - это классическая закуска. Даже в литературе об этом где-то есть. Ильф и Петров, Широкий размах.

2. Относящийся к классицизму (в 1 знач.), следующий его правилам.

Классическая трагедия.

В поэзии Пушкина есть элементы и романтические, и классические. Белинский, Сочинения кн. В. Ф. Одоевского.

3. Относящийся к миру древних греков и римлян; античный.

Классические языки.

Голова ее [Уленьки] казалась ему [Леонтию] похожей на головы римских женщин на классических барельефах. И. Гончаров, Обрыв.

||

Связанный с изучением древнегреческого и латинского языков и античной литературы.

Классическое образование. Классическое отделение филологического факультета.

4. Отвечающий античным правилам пропорции и симметрии, напоминающий античные статуи (о чертах лица, формах тела и т. д.).

Классическая красота.

С годами Качалов все больше стал напоминать мне портреты Гете: та же классическая голова, та же мужественная фигура. Щепкина-Куперник, Театр в моей жизни.

классическая гимназия

среднее учебное заведение в дореволюционной России, в котором было обязательным изучение античных языков и литератур.

классическое образование

образование, основанное на изучении античных языков и литератур.

Словарь слов из произведений русской литературы

Классический, ая, ое.

Относящийся к миру древних греков и римлян; античный; совершенный.

Голова её [Уленьки] казалась ему [Леонтию] похожей на головы римских женщин на классических барельефах. // Гончаров. Обрыв //

Орфографический словарь

класси́ческий

Формы слов для слова классический

класси́ческий, класси́ческая, класси́ческое, класси́ческие, класси́ческого, класси́ческой, класси́ческих, класси́ческому, класси́ческим, класси́ческую, класси́ческою, класси́ческими, класси́ческом, класси́ческ, класси́ческа, класси́ческо, класси́чески

Синонимы к слову классический

прил.

1.

античный

древний

2.

правильный

строгий

Тезаурус русской деловой лексики

1.

Syn: античный (кн.), древний

Ant: современный

2.

Syn: правильный, строгий, образцовый

Ant: неправильный

Антонимы к слову классический

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. clàssico.

Морфемно-орфографический словарь

класс/и́ч/еск/ий.

Грамматический словарь

класси́ческий п 3a✕~

Словарь галлицизмов русского языка

КЛАССИЧЕСКИЙ ая, ое. classique adj., m.

1. Созданный образцовым древним (древнегреческим или древнеримским) автором. А к таким нужнейшим книгам по единогласному всех ученых разсуждению принадлежат наипаче древние классические Авторы. ЕС 1763 1 271. // Сл. 18 63.

2. Созданный классиком (образцовым, писателем, деятелем искусства); совершенный, могущий служить образцом. БАС-1. Повесть его имела бы все принадлежности тех строгих классических произведений, которые остаются навсегда образцами в литературе. 1846. Гоголь - П. А. Плетневу.

2. Типичный, особенно характерный, показательный. Классический пример. БАС-1. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Толст. Война и мир. Дядя отправился в классической для всех в данном случае одежде, т. е. черном фраке и белом галстухе. Мещерский Восп. // РА 1901 1 471. После монохромных городов, которые я видел в Европе, я вдруг впервые заметил многокрасочность Петербурга; встречались красные, зеленые, белые, розовые, коричневые дома и домики вперемежку с казенными зданиями, выкрашенными в классическую желтую охру. Добужинский. // Светлов 1998 164. Шесть вороных коней в белых лайковых уздечках и высоких страусовых эгретах, повинуясь едва приподнятому хлысту и магнетическому взору, показывали весь свой классический репертуар, подымались на дыбы. Дон-Аминадо Поезд 35. Гладкие скачки и призы на них называются классическими. Насибов 1973 213.

3. Лучший в своем роде, превосходный. БАС-1. <Награждается орденом св. Владимира> кто редкими дарованиями и трудами обратил на себя внимание не только Российских, но и иностранных ученых обществ до того, что его сочинение сделалось классическим, или по крайней мере в ученых разсуждениях приемлется за основание. 1803. ПСЗ 26 862. < Мы в Академии наук> поставили себе обязанностью избрать некоторые классические книги и ландкарты. 1803. Н. Н. Новосильцев - Н. П. Резанову. // Хлебников 1985 177. Четвертая книга Виргилиевой Оды и несколько стихов Овидиевых сделали имена Дидоны и Енея классическими. ВЕ 1810 24 305. Общество покупает сочинения только классического достоинства, имеющие беспрерывный расход. А. П. Баласогло проект кн. склада. // Петрашевцы 1953 540. - Отличный, брат, город <Вязьма>! Пряниками прославился, пряники классические! Чехов Актер. гибель.

4. Отн. к древним грекам и римлянам; античный. БАС-1. Если бы можно было назвать сочинение сего рода, Опытом, то я бы дал книге моей заглавие. Опыт путешествия по Тавриде; ибо 8 недель, проведенныя мною на полуострове, весьма недостаточны для обозрения земли классической, засуживающей на каждом шаге, прилежное исследование; и где, не взирая на истребление памятников, столько еще осталось следов, по каким можно выводить заключения служащия к пояснению древних Истории и Географии Тавриды. Муравьев-Апостол Пут. по Тавриде 1823 с. VIII. Хотя Анархис и скиф был, но если бы он увидел Пантикапеи в том состоянии, в котором я нашел Керчь, то конечно бы не столько ему удивлялся. Ни что кроме классических воспоминаний не может остановить здесь путешественника. Муравьев-Апостол Пут. по Тавриде 255. Голова ее казалась ему похожей на головы римских женщин на классических барельефах на камеях. Гонч. Обрыв. Не видела Афин, о классических развалинах которых я мечтала еще до отъезда. Витковская 16.

♦ Классические языки. Древнегреческий и латинский языки. Везде где нужно подкрепить мнение мое свидетельством древних, я, не взирая на опасность заслужить упрек в педанстве, приводил их в подлиннике, дабы читатели, в языках искусные, могли удостовериться в точности, с которой я следовал моим путеводителям. Муравьев-Апостол Пут. по Тавриде 1823 с. VIII. - Остановитесь, au nom de Dieu.. объясните мне хоть раз в жизни: почему латинский и греческий языки называются "классическими". В. А. Т. Удача. // РБ 1900 8 1 119. ♦ Классическое образование. Образование, основанное на изучении античных языков. Спор между реальным и классическим образованием, основанном на знании древних языков, давно начался в Европе. Грановский Ослабл. клас. препод. в гимназиях. ♦ Классическая гимназия. В дореволюционной России - средняя школа, в которой было обязательно изучение классических языков и литератур. Все с живейшим участием побранили классицизм и поскорбели о том, что все-таки придется отдавать сыновей в классические гимназии. Эртель Гарденины. ♦ Классические науки. устар. Гуманитарные дисциплины, прежде всего филология; противополагалась реальным наукам, основанным на опыте. - Я не вижу ясных доводов, почему классическим наукам дано преимущество пред реальными. Толст. А. Каренина. ♦ Классическая, красота, классический стан и т. п. Красота, стан и т. п., напоминающие идеал красоты у древних греков и римлян. Красоту армяночки художник назвал бы классической и строгой. Это была именно та красота, созерцание которой .. вселяет в вас уверенность, что вы видите черты правильные. Чехов Красавицы. Ее довольно строгий стан представлял классическую стройность. Писемский Масоны.

5. устар. Отн. к книгам в классах духовных учебных заведений. Книги предназначаемые к классическому употреблению, должны быть или по системе лучше и чище, или по методе удобнее, нежели прежния книги. 1828. Печать 1911 94.

6. Отн. к классицизму как к направлению в литературе и искусстве; свойственный последователям этого направления. БАС-1. <дмитриев> один представляет в себе классическую нашу словесность .. И чем он классик? где его трагедии, поэмы дидактические или эпические? апр. 1824. Пушк. - П. А. Вяземскому.

7. устар. То же, что классный, школьный. БАС-1. Как в 771-м году почувствовал я слабость моего здоровья, и не мог всех положенных на меня должностей, как то казначейскую, ревизорскую, классическую, библиотекарскую, починку и росстановку картин и статуй.., и новоположенную должность факторскую исправить. 1773. Молева Пед. сист. 355. Около окон и дверей, так и сверх оных наддверники, где бариелевные, или живописные, можно было бы вставливать изображении, приличные местам; но делать оное с таким расположением, чтоб комнаты классические, были б веселее и приятнее, нежели их <учеников>спальни. Не ранее 1764 и не позднее 1788. // Пронина Дек. иск. 196. При выпуске в продажу классических книг собрание сие должно стараться полагать сколько возможно умеренную цену. 1789. Общество любителей российской учености. // ИА 5 307. В первые годы .. не весьма прилежно занимались его классическим учением; мальчик был оставлен самому себе. Жуковский Иос. Радовиц. - Лекс. Нордстет 1780: класси/ческий; Сл. 18: класси/ческий 1737.

Словарь иностранных слов

КЛАССИЧЕСКИЙ - 1) латинский или древне-греческ. 2) вообще образцовый, лучший.

Полезные сервисы

классический танец

Энциклопедический словарь

Класси́ческий та́нец - система выразительных средств хореографического искусства, основанный на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Европейский классический танец сформировался в XVI-XVII вв.

* * *

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТА́НЕЦ, система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Европейский классический танец сформировался в 16-17 вв.

Большой энциклопедический словарь

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Европейский классический танец сформировался в 16-17 вв.

Гуманитарный словарь

КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТА́НЕЦ (от лат. classicus - образцовый) - танец, опирающийся на обобщенно-поэтич. принцип создания образа, имеющий др. традиции. Существуют разные системы К. Т. в Европе и странах Азии. Универсальность европ. К. Т. способствовала его распространению во всем мире. Термин появился в России в кон. 19 в. и раскрывал истоки европ. театр. танца, берущие нач. в классич. иск-ве Др. Греции, а также его совершенство, достигнутое рус. балетом в эпоху М. Петипа. К. Т. произошел от бальных танцев Италии и Франции. Система формировалась путем отбора движений, наиб. точно и полно выражающих дух. мир чел., его отношения с окруж. действительностью. Движения носили условно-обобщ. характер и стремились к геометрич. ясности, чему способствовал принцип выворотности. Если орг-ция движения в пространстве связана с геометричностью, то распределение его во времени всегда зависело от ритма, муз. сопровождения, с к-рыми танец связан изначально. К. Т. развивался и совершенствовался, откликаясь на муз. содержание и заимствуя формы музыки. Эволюция К. Т. связана также с развитием эстетич. направлений. Терминология К. Т., обозначившая позиции ног, рук, положения корпуса, группы движений и направление их исполнения, появилась в 17 в. В 1-й пол. 18 в. с К. Т. познакомились на рус. придвор. т-ре. Иностр. балетмейстеры воспитывали рус. артистов на осн. итал. и фр. школ. Самобытность рус. исполнительства привела к созданию отеч. школы К. Т., соединившей достоинства разл. европ. школ. Рус. К. Т. сыграл огромную роль в сохранении и развитии мир. балетного т-ра.

Полезные сервисы

классический язык

Лингвистические термины

Мертвый язык, оставивший глубокий след в культуре того или иного культурно-языкового ареала. Благодаря достигнутому на определенном историческом этапе высокому уровню внутриструктурного и функционального развития такой язык, как правило, приобретает надэтнический характер еще в эпоху своего естественного существования. Престижность К.я. сохраняется также после исчезновения его носителей и превращения его в мертвый язык. Выученный К.я. используется в сфере поэзии, науки, религии, в сфере образования. На протяжении веков сохраняется воздействие К.я. на живые языки:

1) К.я. служат источником заимствования и калькирования лексических и фразеологических единиц;

2) словообразовательный материал (корни и аффиксы) используются для производства искусственных слов интернационального характера;

3) высокохудожественная ценность классических текстов светского и религиозного характера прогнозирует влияние на синтаксис, сочетаемость слов, стилистику современных языков.

Понятия лингвистики

Мертвый язык, оставивший глубокий след в культуре того или иного культурно-языкового ареала. Благодаря достигнутому на определенном историческом этапе высокому уровню внутриструктурного и функционального развития такой язык, как правило, приобретает надэтнический характер еще в эпоху своего естественного существования. Престижность К.я. сохраняется также после исчезновения его носителей и превращения его в мертвый язык. Выученный К.я. используется в сфере поэзии, науки, религии, в сфере образования.

На протяжении веков сохраняется воздействие К.я. на живые языки:

1) К.я. служат источником заимствования и калькирования лексических и фразеологических единиц;

2) словообразовательный материал (корни и аффиксы) используются для производства искусственных слов интернационального характера;

3) высокохудожественная ценность классических текстов светского и религиозного характера прогнозирует влияние на синтаксис, сочетаемость слов, стилистику современных языков.

Социолингвистика

Мертвый язык, оставивший глубокий след в культуре данного культурно-языкового ареала: благодаря достигнутому на определенном историческом этапе высокому уровню внутриструктурного и функционального развития и престижности такой язык, как правило, приобретает надэтнический характер еще в эпоху своего естественного существования; на нем имеются многочисленные тексты, обладающие высокой социально-культурной ценностью. Престижность К.я. сохраняется и после исчезновения коллектива носителей и превращения его в мертвый язык. В качестве выученного языка К.я. может продолжать «жить» - использоваться с определенными ограничениями в некоторых коммуникативных сферах - в поэзии, в науке, в религии, в сфере образования. Напр., латинский язык на протяжении нескольких веков после исчезновения народа-носителя выполнял роль литературного языка и языка науки и религии в странах Западной Европы; греческий и латинский языки и в настоящее время продолжают изучать во многих учебных заведениях.

На протяжении веков сохраняется многообразное воздействие К.я. на живые языки: К.я. являются источником заимствования и калькирования лексических и фразеологических единиц; словообразовательный материал К. я. (корни и аффиксы) используется для производства искусственных слов интернационального характера; высокохудожественная ценность классических текстов (светских и религиозных) обусловливает влияние синтаксиса, сочетаемости слов, стилистики на соответствующие уровни современных языков.

См. также: Выученный язык, Живой язык, Интернациональная лексика, Культурно-исторический ареал, Культурно-языковой ареал, Мертвый язык

Полезные сервисы

классического танца техника

Энциклопедия Кольера

В классическом танце приняты пять позиций ног, исполняемые таким образом, что ноги как бы вывернуты вовне (отсюда термин "выворотность"). Речь идет не о том, чтобы повернуть только ступни носками в разные стороны, повернута должна быть вся нога начиная с бедренного сустава. Поскольку это возможно только при достаточной гибкости, танцовщик должен упражняться ежедневно и подолгу, чтобы научиться без усилий принимать необходимое положение. Для чего нужна выворотность. Во-первых, выворотность позволяет легко и изящно выполнять все боковые движения. Танцовщик может таким образом двигаться из стороны в сторону, оставаясь лицом к зрителю. Во-вторых, когда выработана необходимая выворотность, ноги легче движутся, можно поднять ногу в воздух значительно выше, не нарушая равновесия тела. Когда нога вытянута в выворотном положении, бедра остаются на одном, горизонтальном уровне. Если же танцующий не обладает выворотностью, ему приходится поднимать одно бедро, чтобы дать ноге возможность двигаться вверх, и при этом равновесие нарушается. Таким образом, выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия. В-третьих, благодаря выворотности линии тела, общий облик танцовщика становятся более привлекательными.

Позиции классического танца.

Первая позиция: ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию. Вторая позиция: сходна с первой, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой на длину ступни (т.е. примерно на 33 см). Третья позиция: ступни прилегают одна к другой таким образом, что пятка одной ступни соприкасается с серединой другой ступни (т.е. одна стопа наполовину закрывает другую). Эта позиция в настоящее время используется редко. Четвертая позиция: выворотные ступни стоят параллельно друг другу примерно на расстоянии одной стопы (33 см). Пятка одной ступни должна находиться прямо перед носком другой; таким образом вес распределяется равномерно. Пятая позиция: сходна с четвертой, с той разницей, что ступни плотно прилегают одна к другой. Все па классического танца являются производными от этих позиций. Изначально позиции выполняются, стоя обеими ногами на полу и с прямыми коленями. Далее возникают различные варианты: можно сгибать одно или оба колена (plis), отрывать одну или обе пятки (при вставании на пальцы), поднимать одну ногу в воздух (колено может быть прямым или согнутым), отрывать от земли, принимая одну из позиций в воздухе.

Полезные сервисы

классическое образование

Энциклопедический словарь

Класси́ческое образова́ние - тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Западной Европе в эпоху Возрождения. В XIX в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи и прочие) были основным типом средней школы, готовившей к поступлению в университет (см. также Реальное образование). В ряде стран классическое образование сохраняется как одно из альтернативных направлений учёбы в средней школе.

* * *

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - КЛАССИ́ЧЕСКОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Зап. Европе в эпоху Возрождения. В 19 в. учебные заведения с классической программой (гимназии (см. ГИМНАЗИЯ), лицеи, и пр.) были основным типом средней школы, готовившей к поступлению в университет (см. также Реальное образование (см. РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)). В ряде стран классическое образование сохраняется как одно из альтернативных направлений учебы в средней школе.

Большой энциклопедический словарь

КЛАССИЧЕСКОЕ образование - тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Зап. Европе в эпоху Возрождения. В 19 в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи, и пр.) были основным типом средней школы, готовившей к поступлению в университет (см. также Реальное образование). В ряде стран классическое образование сохраняется как одно из альтернативных направлений учебы в средней школе.

Гуманитарный словарь

КЛАССИ́ЧЕСКОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ - система общ. образования, содержание к-рого - изучение др.-греч. и лат. яз., а также математики. Возникло в Зап. Европе в эпоху Возрождения. Осн. задача К. О. - развитие мышления, эстетич. вкусов, формирование мировоззрения. В России идеи К. О. получили распространение в 17 в., чему способствовало открытие Киево-Могилянской и Славяно-греко-лат. академий. В 18 в. развитию К. О. в определ. степени содействовали г-зии, в к-рых удельный вес др. яз. в уч. процессе был достаточно велик. В 1864 наряду с классич. г-зиями открываются реальные. Во 2-й пол. 19 в. борьба сторонников классич. и приверженцев реального образования привела к сокращению кол-ва часов, отводимых на изучение лат. яз., в большинстве г-зий было отменено преподавание др.-греч. яз.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Западной Европе в эпоху Возрождения. В 19 в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи и др.) были основным типом средней школы, готовившей к поступлению в университет (смотри также Реальное образование). В ряде стран классическое образование сохраняется как одно из альтернативных направлений учебы в средней школе.

Словарь слов из произведений русской литературы

Основано на изучении греческого и латинского языков и античной литературы.

И она... за ужином говорила с родителями Саши о том, как теперь детям трудно учиться в гимназиях, но что все-таки классическое образование лучше реального. // Чехов. Душечка //

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОГИМНАЗИЯ - неполное среднее учебное заведение.

'[Унтер Пришибеев:] А после того по слабости болезни ушел из пожарных и два года в мужской классической прогимназии в швейцарах служил. // Чехов. Унтер Пришибеев //

Словарь иностранных слов

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - образование, основанное на изучении древних языков и вообще греческой и римской древности.

Полезные сервисы