монте (monteux) пьер
Большой энциклопедический словарь
МОНТЕ (Monteux) Пьер (1875-1964) - французский дирижер. В 1911-17 руководитель оркестра Русского балета Дягилева, в 1919-24 - Бостонского оркестра, в 1935-52 - оркестра в Сан-Франциско, в 1961-64 - Лондонского оркестра. Гастролировал неоднократно в СССР.
Полезные сервисы
монтё пьер
Энциклопедический словарь
Монтё Пьер (Monteux) (1875-1964), дирижёр. По происхождению француз. В 1911-1917 дирижёр Русского балета С. П. Дягилева. Руководил Бостонским симфоническим оркестром (1919-24), симфоническим оркестром Парижа (1929-38; его основатель), симфоническим оркестром Сан-Франциско (1936-52), Лондонским симфоническим оркестром (с 1961). Работал в театре «Метрополитен-опера» (1917-19, 1955-56). Гастролировал.
* * *
МОНТЕ Пьер - МОНТЕ́ (Monteux) Пьер (1875-1964), французский дирижер. В 1911-17 руководитель оркестра Русского балета Дягилева, в 1919-24 - Бостонского оркестра, в 1935-52 - оркестра в Сан-Франциско, в 1961-64 - Лондонского оркестра. Гастролировал неоднократно в СССР.
Полезные сервисы
монтё, пьер
Иллюстрированный энциклопедический словарь
МОНТЁ (Monteux) Пьер (1875 - 1964), французский дирижер. С 1911 дирижировал спектаклями труппы "Русский балет С.П. Дягилева". С 1916 в США. Руководитель Бостонского (1919 - 24), Симфонического оркестра Парижа (его основатель, 1929 - 38), Сан-Францисского (1936 - 1952), Лондонского (с 1961) симфонических оркестров. Техническое мастерство, безукоризненное чувство стиля обусловили широту и разнообразие репертуара.
Полезные сервисы
монте-амиата
Энциклопедический словарь
Мо́нте-Амиа́та (Monte Amiata), рудный район в Италии (Тоскана). Объединяет свыше 40 ртутных месторождений (Монте-Амиата, Аббадия, Сан-Сальваторе, Сьеле, Аргус, Корначчино и пр.). Известны с начала нашей эры. Месторождения по происхождению вулканогенно-гидротермальные. Общие запасы в районе около 70 тыс. т Hg с содержанием в руде 0,5-0,75% Hg.
* * *
МОНТЕ-АМИАТА - МО́НТЕ-АМИА́ТА (Monte Amiata), рудный район в Италии (Тоскана). Объединяет св. 40 ртутных месторождений (Монте-Амиата, Аббадия, Сан-Сальваторе, Сьеле, Аргус, Корначчино и др.). Известны с начала н. э. Месторождения по происхождению вулканогенно-гидротермальные. Общие запасы в районе ок. 70 тыс. т Hg с содержанием в руде 0,5-0,75% Hg.
Большой энциклопедический словарь
МОНТЕ-АМИАТА (Monte Amiata) - рудный район в Италии (Тоскана). Объединяет св. 40 ртутных месторождений (Монте-Амиата, Аббадия, Сан-Сальваторе, Сьеле, Аргус, Корначчино и др.). Известны с начала н. э. Месторождения по происхождению вулканогенно-гидротермальные. Общие запасы в районе ок. 70 тыс. т Hg с содержанием в руде 0,5-0,75% Hg.
Полезные сервисы
монте-карло
Энциклопедический словарь
Мо́нте-Ка́рло (Monte Carlo), город в Монако, на Средиземном море. Около 12 тыс. жителей. Климатический курорт; казино; центр туризма и банковских операций. Судоремонт. Музей изящных искусств.
* * *
МОНТЕ-КАРЛО - МО́НТЕ-КА́РЛО (Monte Carlo), город в Монако (см. МОНАКО (государство)), на побережье Лигурийского моря (см. ЛИГУРИЙСКОЕ МОРЕ) (части Средиземного моря), на Лазурном берегу (см. ЛАЗУРНЫЙ БЕРЕГ). В 930 км от Парижа (см. ПАРИЖ), 20 км от Ниццы (см. НИЦЦА). Население 16,1 тыс. человек (2004).
Центр международного туризма и банковских операций. Судоремонт. Музей изобразительных искусств, музей кукол. Один из лучших климатических (300 солнечных дней в году) и термальных курортов мира.
В Монте-Карло проводятся международные турниры по теннису, автомобильные гонки «Ралли Монте-Карло».
Монте-Карло - центр светской жизни княжества Монако, основные события разворачиваются вокруг площади Казино и самого казино (основано в 1861). Именно здесь в 1920-30-е гг. действовал знаменитый «греческий синдикат» (см. ГРЕЧЕСКИЙ СИНДИКАТ). А в 1950-е гг. казино находилось под контролем Аристотеля Онасиса (см. ОНАСИС Аристотель). В наши дни казино так же, как и сеть отелей, увеселительных заведений, пляжей, центров водного спорта, принадлежит «Обществу морских купаний» (SBM), которое в течение последних 20 лет находится под контролем правительства Монако.
Архитектура, достопримечательности
Комплекс казино в Монте-Карло составляет несколько зданий, огромное количество залов, в том числе и залов игральных автоматов, частные салоны, рестораны и бары. Первое здание казино было открыто в 1862, но вскоре почти полностью сгорело при пожаре, остался лишь игровой зал, который после реставрации был превращен в вестибюль. Современное главное здание казино (1878) с неоклассическим фасадом, двумя боковыми башенками, широкой лестницей, как и здание Оперного театра (Гарнье-Холл), построены архитектором Ш. Гарнье (см. ГАРНЬЕ Шарль) в неоклассическом, несколько помпезном стиле.
Музей кукол располагается в вилле, также спроектированной Ш. Гарнье. Вилла окружена садовыми террасами, украшенными розами и современными скульптурами.
Церковь Святого Карла (1883) с колокольней (высота 30 м) выполнена в стиле французского Ренессанса и украшена цветными витражами. Зал барочного ресторана в гостинице «Эрмитаж» в Монте-Карло признан самым красивым в Европе, а ажурно-воздушный купол зимнего сада проектировал Гюстав Эйфель (см. ЭЙФЕЛЬ Гюстав).
Японский сад (площадь 7 тыс. м2) в Монте-Карло спроектирован японским ландшафтным архитектором Ясуо Беппу.
Большой энциклопедический словарь
МОНТЕ-КАРЛО (Monte Carlo) - город в Монако, на Средиземном м. Ок. 12 тыс. жителей. Климатический курорт; казино; центр туризма и банковских операций. Судоремонт. Музей изящных искусств.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
МОНТЕ-КАРЛО, город в Монако. 12 тыс. жителей. Климатический курорт на Средиземном море. Крупный финансовый центр. Международный туризм. Казино (1861). Музей изящных искусств. Оперный театр (1879). Одна из самых мощных в Европе радиостанций. Ежегодные международные фестивали циркового искусства. "Ралли Монте-Карло" (с 1911).
Крылатые слова
Район студенческого городка на Ново-Измайловском проспекте. < От Монте-Карло - европейской столицы игорного бизнеса.
Синонимы к слову монте-карло
Грамматический словарь
Мо́нте-Ка́рло м//с, 0
Полезные сервисы
монте-кристо
Толковый словарь
Орфографический словарь
Мо́нте-Кри́сто, нескл., муж.: гра́ф Мо́нте-Кри́сто (лит. персонаж)
Грамматический словарь
Мо́нте-Кри́сто ф. 0
Словарь иностранных слов
Полезные сервисы
монте-роза
Энциклопедический словарь
Мо́нте-Ро́за (Monte Rosa), горный массив в Альпах, на границе Италии и Швейцарии. Высота до 4634 м (пик Дюфур). Ледники, в том числе Горнер (длина 14 км). Туризм, альпинизм.
* * *
МОНТЕ-РОЗА - МО́НТЕ-РО́ЗА (Monte Rosa), горный массив в Пеннинских Альпах, на границе Италии и Швейцарии. Сложен преимущественно гранитами и гнейсами. Высота до 4634 м (пик Дюфур). Оледенение в гребневой зоне. Крупнейший ледник Горнер (длина 14 км). Альпийские и субальпийские луга и кустарники; ниже хвойные леса. Вторая по высоте вершина Европы Пик Монте-Роза возвышается над тремя долинами: Валь д"Айяс, Грессонейи Вальсесия. Туризм, альпинизм.
Большой энциклопедический словарь
МОНТЕ-РОЗА (Monte Rosa) - горный массив в Альпах, на границе Италии и Швейцарии. Высота до 4634 м (пик Дюфур). Ледники, в т. ч. Горнер (длина 14 км). Туризм, альпинизм.
Полезные сервисы
монте-чирчео
Энциклопедический словарь
Мо́нте-Чирче́о (Monte Circeo), возвышенность на мысе Чирчео (западное побережье Италии), где в гроте найдены (1939) костные остатки неандертальца вместе с мустьерскими каменными орудиями (древность около 50 тыс. лет).
* * *
МОНТЕ-ЧИРЧЕО - МО́НТЕ-ЧИРЧЕ́О (Monte Circeo), возвышенность на мысе Чирчео (западное побережье Италии), где в гроте найдены (1939) костные остатки неандертальца вместе с мустьерскими каменными орудиями (древность ок. 50 тыс. лет).
Большой энциклопедический словарь
МОНТЕ-ЧИРЧЕО (Monte Circeo) - возвышенность на мысе Чирчео (западное побережье Италии), где в гроте найдены (1939) костные остатки неандертальца вместе с мустьерскими каменными орудиями (древность ок. 50 тыс. лет).
Полезные сервисы
монтеверди
Грамматический словарь
Монтеве́рди ф. 0
Сканворды для слова монтеверди
- Итальянский композитор, скрипач и певец, один из провозвестников стиля барокко в музыке.
- Кого считают первым оперным классиком?
Полезные сервисы
монтеверди (monteverdi) клаудио
Большой энциклопедический словарь
МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi) Клаудио (1567-1643) - итальянский композитор. Один из родоначальников жанра оперы. Оперы "Орфей" (1607), "Ариадна" (1608), "Коронация Поппеи" (1642). Мадригалы, мотеты и др.
Полезные сервисы
монтеверди клаудио
Энциклопедический словарь
Монтеве́рди Клаудио (Monteverdi) (1567-1643), итальянский композитор. С 1613 руководитель капеллы собора Сан-Марко в Венеции. Восприняв опыт флорентийской камераты, заложил традиции оперной венецианской школы. Создал первые шедевры оперного жанра: «Орфей» (1607), «Возвращение Улисса на родину» (1640), «Коронация Поппеи» (1642). 8 сборников мадригалов, мотеты.
* * *
МОНТЕВЕРДИ Клаудио - МОНТЕВЕ́РДИ (Monteverdi) Клаудио (1567-1643), итальянский композитор. Один из родоначальников жанра оперы (см. ОПЕРА). Оперы «Орфей» (1607), «Ариадна» (1608), «Коронация Поппеи» (1642). Мадригалы (см. МАДРИГАЛ), мотеты (см. МОТЕТ) .
Энциклопедия Кольера
МОНТЕВЕРДИ Клаудио (Monteverdi, Claudio)
(ок. 1567-1643), итальянский композитор, автор мадригалов, опер, церковных произведений, одна из ключевых фигур эпохи, когда на смену музыкальному стилю Ренессанса приходил новый стиль барокко. Родился в семье известного врача Балдассаре Монтеверди. Точная дата рождения не установлена, но документально подтверждено, что Клаудио Джованни Антонио был крещен 15 мая 1567 в Кремоне. Клаудио, по-видимому, некоторое время учился у М.А.Индженьери, регента кремонского собора. Первые пять сборников сочинений, вышедших из-под пера молодого композитора (Духовные напевы, Cantiunculae Sacrae, 1582; Духовные мадригалы, Madrigali Spirituali, 1583; трехголосные канцонетты, 1584; пятиголосные мадригалы в двух томах: Первый сборник, 1587 и Второй сборник, 1590), отчетливо свидетельствуют о полученной им выучке. Период ученичества окончился примерно к 1590: тогда Монтеверди ходатайствовал о получении места скрипача в придворном оркестре герцога Винченцо I Гонзаги в Мантуе и был принят на службу.
Мантуанский период. Служба в Мантуе принесла музыканту немало разочарований. Лишь в 1594 Монтеверди стал кантором и только 6 мая 1601, после ухода Б. Паллавичино, получил должность maestro della musica (мастера музыки) герцога Мантуанского. В этот период (в 1595) он женился на певице Клаудии Каттанео, родившей ему двух сыновей - Франческо и Массимилиано; Клаудиа умерла рано (1607), и Монтеверди оставался вдовцом до конца своих дней. В первое десятилетие при мантуанском дворе Монтеверди сопровождал патрона в его путешествиях в Венгрию (1595) и Фландрию (1599). Эти годы принесли богатый урожай пятиголосных мадригалов (Третий сборник, 1592; Четвертый сборник, 1603; Пятый сборник, 1605). Многие из мадригалов приобрели известность задолго до их напечатания. Вместе с тем эти сочинения вызвали приступ гнева у Дж.М.Артузи, каноника из Болоньи, который выступил с критикой композиторских приемов Монтеверди в целом потоке ядовитых статей и книг (1602-1612). Композитор ответил на нападки в предисловии к Пятому сборнику мадригалов и более пространно - устами своего брата Джулио Чезаре в Dichiarazione (Разъяснении), это сочинение было напечатано как приложение к сборнику композиций Монтеверди Музыкальные шутки (Scherzi musicali, 1607). В ходе полемики композитора с критиками были введены в употребление понятия "первая практика" и "вторая практика", обозначавшие старый полифонический стиль и новый монодический стили. Творческая эволюция Монтеверди в жанре оперы началась позже, в феврале 1607, когда было закончено Сказание об Орфее (La Favola d'Orfeo) на текст А. Стриджо Младшего. В этом произведении композитор сохраняет верность прошлому и предвосхищает будущее: Орфей - наполовину ренессансная интермедия, наполовину - монодическая опера; монодический стиль к тому времени уже был разработан во Флорентийской камерате (группе музыкантов под руководством Дж.Барди и Дж.Корси, которые работали совместно во Флоренции в 1600). Партитура Орфея была издана дважды (1609 и 1615). Следующими сочинениями Монтеверди в этом жанре стали Ариадна (L'Arianna, 1608) и опера-балет Балет неблагодарных (Il Ballo dell'ingrate, 1608) - оба произведения на тексты О.Ринуччини. В тот же период Монтеверди впервые выступил на поприще церковной музыки и опубликовал выдержанную в старом стиле мессу In illo tempore (в ее основе мотет Гомберта); в 1610 он добавил к ней Псалмы вечерни. В 1612 умер герцог Винченцо, а его преемник сразу же уволил Монтеверди и Джулио Чезаре (31 июля 1612). На время композитор с сыновьями вернулся в Кремону, а ровно через год (19 августа 1613) получил место руководителя капеллы (maestro di cappella) в венецианском соборе св. Марка.
Венецианский период. Эта должность (самая блестящая среди имевшихся тогда в Северной Италии) сразу избавила Монтеверди от несправедливостей, пережитых им в пору возмужания. Он прослужил на почетном и хорошо оплачиваемом посту соборного капельмейстера в течение трех десятилетий, и в это время, что вполне естественно, переключился на церковные жанры. Однако он не оставил и своих оперных проектов: так, для Мантуи в 1627 была создана реалистическая комическая опера Мнимая сумасшедшая (La finta pazza Licori). Это сочинение не сохранилось, как и большинство музыкально-драматических произведений Монтеверди, относящихся к последним тридцати годам его жизни. Зато до нас дошло прекрасное произведение, представляющее собой нечто среднее между оперой и ораторией: Поединок Танкреда и Клоринды (Il combattimento di Tancredi e Clorindo), написанный в 1624 в Венеции (издан в Восьмом сборнике мадригалов, 1638), основанный на сцене из поэмы Т.Тассо Освобожденный Иерусалим, одном из любимых поэтических источников композитора. В этом сочинении впервые появляется новый драматический стиль (genere concitato) с выразительным употреблением приемов тремоло и пиццикато. Падение Мантуи в 1630 стало причиной утраты многих автографов произведений Монтеверди. Политический переворот, вызванный борьбой за герцогство после кончины последнего из династии Гонзага (Винченцо II умер бездетным), также оставил следы в жизни композитора (в частности, его сын Массимилиано был арестован инквизицией за чтение недозволенных книг). Окончание эпидемии чумы в Венеции было отмечено в соборе св. Марка 28 ноября 1631 торжественной мессой с музыкой Монтеверди (утрачена). Вскоре после этого Монтеверди, по-видимому, стал священником, о чем говорит титульный лист издания его Музыкальных шуток (Scherzi musicali cio Arie e Madrigali in stile recitativo, 1632). Книга, посвященная проблемам музыкальной теории (мелодии), была написана в начале 1630-х годов, но от нее мало что сохранилось, как и от опер данного периода. В 1637 в Венеции открылся первый публичный оперный театр под руководством друзей и учеников Монтеверди Б.Феррари и Ф.Манелли. Это событие положило начало расцвету венецианской оперы 17 столетия. Для первых четырех венецианских оперных театров Монтеверди, которому шел тогда уже восьмой десяток, написал четыре оперы (1639-1642), из которых сохранились две: Возвращение Улисса в отечество (Il ritorno d'Ulisse in patria, 1640, на либретто Дж.Бадоаро) и Коронация Поппеи (L'Incoronazione di Poppea, 1642, на либретто Дж.Бузенелло). Незадолго до этого композитору удалось напечатать свои мадригалы, камерные дуэты и кантаты, а также лучшее из созданного им в церковных жанрах в двух огромных сборниках - Мадригалы о войне и о любви (Madrigali guerrieri ed amorosi, Восьмой сборник мадригалов, 1638) и Selva morale e spirituale (Духовные и нравственные блуждания, 1640). Вскоре после выхода в свет этих собраний, 29 ноября 1643, композитор скончался в Венеции, успев еще совершить последнее путешествие в места, где проходила его молодость, т.е. в Кремону и Мантую. Его отпевание происходило торжественно в обоих главных храмах Венеции - св. Марка и Санта Мария деи Фрари. Останки композитора были погребены во втором из этих храмов (в приделе св. Амвросия). В течение примерно десятилетия музыка Монтеверди продолжала волновать его современников и оставалась актуальной. В 1651 вышло посмертное издание его мадригалов и канцонетт (Девятый сборник) и значительное собрание церковной музыки под названием Четырехголосная месса и псалмы (Messa a quattro e salmi), их напечатал под своей редакцией издатель Монтеверди А.Винченти. В том же году в Неаполе была показана новая постановка Коронации Поппеи, значительно отличавшаяся от постановки 1642. После 1651 великий кремонец и его музыка были забыты. Внешний облик Монтеверди запечатлен в двух прекрасных портретах: первый был воспроизведен в официальном некрологе в книге Поэтические цветы (Fiori poetici, 1644) - лицо старого человека, с выражением грусти и разочарования; другой портрет обнаружен в тирольском музее "Фердинандеум" в Инсбруке, на нем Монтеверди изображен в зрелые годы, когда были созданы Орфей и Ариадна.
Критическая оценка. Значение творчества Монтеверди определяется тремя факторами: он - последний композитор-мадригалист эпохи Ренессанса; он - первый автор исполняемых опер той разновидности жанра, какая была характерна для раннего барокко; наконец он - один из самых важных авторов церковной музыки, поскольку в его творчестве stile antico (старинный стиль) Палестрины сочетается со stile nuovo (новым стилем) Габриели, т.е. стилем уже не полифоническим, а монодическим, нуждающимся в поддержке оркестра.
Мадригалист. Палестрина начал писать мадригалы в 1580-х годах, в период расцвета этого жанра, и закончил работу над мадригалом Шестым сборником (1614), содержащим пятиголосные мадригалы с обязательным бассо континуо, т.е. качеством, определяющим новую концепцию мадригального стиля. Многие тексты мадригалов Монтеверди взяты из пасторальных комедий, подобных Аминте Тассо или Доброму пастырю Гуарини, и представляют собой сцены идиллической любви или буколических страстей, предвосхищающие оперные сцены в самых ранних образцах этого нового жанра: опыты Пери и Каччини появились во Флоренции ок. 1600.
Оперный композитор. Начало оперного творчества Монтеверди как бы скрыто в тени флорентийских опытов, его ранние оперы продолжают традицию ренессансной интермедии с ее большим оркестром и хорами в стиле мадригала или с полифонически оживленным движением голосов. Однако уже в Балете неблагодарных ощутимо преобладание сольной монодии и балетных номеров в смысле французского ballet de cour (придворного балета 17 в.). В драматической сцене Поединок по Тассо аккомпанирующий оркестр уменьшен до струнного квинтета, здесь применяются живописные приемы тремоло и пиццикато для передачи звона оружия в руках сражающихся Танкреда и Клоринды. Последние оперы композитора сводят оркестровый аккомпанемент до минимума и концентрируют внимание на выразительности виртуозного пения. Вот-вот появятся вокальная колоратура и ария da capo, а псалмодирующий речитатив Флорентийской камераты меняется и обогащается драматически, предвосхищая достижения в этой области Глюка и Вагнера.
Церковная музыка. Церковной музыке Монтеверди всегда была присуща двойственность: полифонические пастиччо соседствуют здесь с театрально красочными интерпретациями псалмов; чувствуется, что многие страницы написаны рукой оперного композитора.
Возрождение творчества Монтеверди. Музыка композитора пребывала в забвении вплоть до 19 в., когда она была заново открыта К.фон Винтерфельдом (1834). Начиная примерно с 1880-х годов немецкие и итальянские ученые соревновались в работе по возрождению и переоценке личности Монтеверди и его творчества; это движение достигло высшей точки, когда вышли в свет первое полное собрание сохранившихся сочинений Монтеверди под редакцией Дж.Ф.Малипьеро (1926-1942), книга Х. Ф. Редлиха К истории мадригала (1932) и его же издание с комментариями для исполнителей Вечерни 1610 года (1949).
Конен В.Д. Монтеверди. М., 1971
Полезные сервисы
монтеверди, клаудио
Иллюстрированный энциклопедический словарь
К. Монтеверди. Портрет работы неизвестного художника. Музей Ашмола. Оксфорд.
МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi) Клаудио (1567 - 1643), итальянский композитор. Восприняв опыт флорентийской камераты, заложил традиции оперной венецианской школы. Создал первые шедевры оперного жанра - "Орфей" (1607), "Возвращение Улисса на родину" (1640), "Коронация Поппеи" (1642) - образцы эмоционально-психологически напряженной, конфликтной драматургии. 8 сборников мадригалов, в том числе драматические.
Полезные сервисы
монтевидеец
монтевидейцы
монтевидео
Энциклопедический словарь
Монтевиде́о (Montevideo), столица (с 1828) Уругвая, административный центр департамента Монтевидео. 1,4 млн. жителей (1996). Главный морской порт страны на заливе Ла-Плата. Международный аэропорт. Мясохладобойни, нефтеперерабатывающие, металлообрабатывающие, цементные, химические, текстильные, кожевенно-обувные предприятия. Университеты. Институт географии и истории. Национальный музей изящных искусств. Зоологический музей. Основан испанцами в 1726. В 1816-28 в составе Бразилии.
* * *
МОНТЕВИДЕО - МОНТЕВИДЕ́О (Montevideo), столица (с 1828) Уругвая (см. УРУГВАЙ (государство)), административный центр департамента. Монтевидео. Население 1,34 млн человек (2004; с пригородами 1,748 млн человек). Главный морской порт страны на берегу залива Ла-Плата. Международный аэропорт. Мясохладобойни, нефтеперерабатывающие, металлообрабатывающие, цементные, химические, текстильные, кожевенно-обувные предприятия. Университеты. Институт географии и истории. Национальный музей изящных искусств. Зоологический музей. Основан испанцами в 1726. В 1816-28 в составе Бразилии.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Монтевидео. Вид одной из центральных площадей города.
МОНТЕВИДЕО, столица (с 1828) Уругвая. 1,3 млн. жителей. Порт в заливе Ла-Плата. Международный аэропорт. Мясохладобойная и мясоконсервная, нефтеперерабатывающая, текстильная, кожевенно-обувная, металлообрабатывающая, электротехническая промышленность. Университеты. Национальная консерватория (1849), Институт Верди (1890), Музыкальная академия Ф. Листа и др. Музеи: национальный пластических искусств, муниципальный изящных искусств, национальный исторический. Театры, в том числе театр "Виктория". Морской курорт. Основан в 1726 испанцами. В 1816 - 28 в составе Бразилии. В Старом городе, построенном по регулярному плану в 18 - начале 19 вв., - главная площадь Пласа де ла Конститусьон с собором (1790 - 1804), дома колониального периода с внутренними дворами.
Синонимы к слову монтевидео
Грамматический словарь
Монтевиде́о м//с, 0
Сканворды для слова монтевидео
- Какая южноамериканская столица самая южная?
- Холм Серро высотой 136 метров виден почти из любой точки этой столицы, так что название города вполне оправдано.
- Название этой столицы в переводе означает «видимая гора».
Полезные сервисы
монтевидео (montevideo)
Большой энциклопедический словарь
МОНТЕВИДЕО (Montevideo) - столица (с 1828) Уругвая, административный центр деп. Монтевидео. 1,3 млн. жителей (1992). Главный морской порт страны на зал. Ла-Плата. Международный аэропорт. Мясохладобойни, нефтеперерабатывающие, металлообрабатывающие, цементные, химические, текстильные, кожевенно-обувные предприятия. Университеты. Институт географии и истории. Национальный музей изящных искусств. Зоологический музей. Основан испанцами в 1726. В 1816-28 в составе Бразилии.
Полезные сервисы
монтегю (montague) уильям пепперелл
Большой энциклопедический словарь
МОНТЕГЮ (Montague) Уильям Пепперелл (1873-1953) - американский философ, представитель неореализма; эволюционировал к неотомизму.
Полезные сервисы
монтегю мари
монтегю уильям пепперелл
Энциклопедический словарь
МОНТЕГЮ Уильям Пепперелл - МО́НТЕГЮ (Montague) Уильям Пепперелл (1873-1953), американский философ, представитель неореализма (см. НЕОРЕАЛИЗМ (в философии)); эволюционировал к неотомизму (см. НЕОТОМИЗМ).
Полезные сервисы
монтежю
Орфографический словарь
монтежю́, нескл., ср.
Словарь ударений
Синонимы к слову монтежю
Новый словарь иностранных слов
Словарь галлицизмов русского языка
МОНЖЮ, МОНТЕЖЮ нескл. mont-jus < monter поднимать + jus сок, вода. Вытеснитель, устройство, аппарат для подачи жидкости путем вытеснения ее сжатым воздухом; применяется в пищевой промышленности, в установках для регенерации масел. СИС 1985. Иностранцам Эдуарду Мориду и Дезире Ро на прибор под названием монтжю (monte-jus), для изготовления дубильных щелоков, 21 мая 1853. Указ. привилегий 1871 61. В дефекационной: при котлах, фильтрах, монтжю. ТВЭО 1854 3. Помпы .. постоянно разбирались, чинились и промывались, а бражка кисла в монжи (так назывался чан опущенный в землю), вымывать эти монжи было довольно трудно. В. Демидов Винокуренный завод. // Дело 1868 8 1 64. Насосы приводные и паровые. Монжю. Инжекторы. Сиб. календ. 1898 объявл. 3. - Лекс. Сл. 1948: монжю, монтжю, монжюс.
Сканворды для слова монтежю
Полезные сервисы
монтейру лобату (monteiro lobato) жозе бенту
Большой энциклопедический словарь
Монте́йру Лоба́ту (Monteiro Lobato) Жозе Бенту (1882—1948), бразильский писатель. Сборники рассказов и публицистических очерков «Урупис» (1918), «Мёртвые города» (1919), «Негритянка» (1920) из крестьянской жизни, а также рассказов для детей (в том числе книги «Эмилия в стране грамматики», 1930, «География доны Бенты», 1935).
Полезные сервисы
монтейру лобату жозе бенту
Энциклопедический словарь
Монте́йру Лоба́ту Жозе Бенту (Monteiro Lobato) (1882-1948), бразильский писатель. Сборники рассказов и публицистических очерков «Урупис» (1918), «Мёртвые города» (1919), «Негритянка» (1920) из крестьянской жизни, а также рассказов для детей (в том числе «Эмилия в стране грамматики», 1930; «География доны Бенты», 1935).
* * *
МОНТЕЙРУ ЛОБАТУ Жозе Бенту - МОНТЕ́ЙРУ ЛОБА́ТУ (Monteiro Lobato) Жозе Бенту (1883-1948), бразильский писатель. Сборники рассказов и публицистических очерков «Урупис» (1918), «Мертвые города» (1919), «Негритянка» (1920) из крестьянской жизни, а также рассказов для детей (в т. ч. «Эмилия в стране грамматики», 1930; «География доны Бенты», 1935).
Большой энциклопедический словарь
МОНТЕЙРУ ЛОБАТУ (Monteiro Lobato) Жозе Бенту (1883-1948) - бразильский писатель. Сборники рассказов и публицистических очерков "Урупис" (1918), "Мертвые города" (1919), "Негритянка" (1920) из крестьянской жизни, а также рассказов для детей (в т. ч. "Эмилия в стране грамматики", 1930; "География доны Бенты", 1935).
Полезные сервисы
монтекки
Поговорки
Монтекки и Капулетти. Книжн. Неодобр. О двух враждующих семействах, партиях. Восходит к драме У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1595 г.). БМС 1998, 387.
Орфографический словарь
Монте́кки, нескл., мн. ч.: Монте́кки и Капуле́тти
Грамматический словарь
Монте́кки ф. 0
Сканворды для слова монтекки
- Персонаж оперы французского композитора Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».
- Персонаж трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
- Персонаж оперы российского композитора Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта».
- Опера итальянского композитора Винченцо Беллини «Капулетти и ...».
Полезные сервисы
монтекки и капулетти
Сборник слов и иносказаний
монтекки и Капулетти (иноск.) - две враждебные партии, семьи
В трагедии "Ромео и Юлия" действующие лица Ромео и Юлия - принадлежат к этим двум партиям.
Ср. Shakesp. Romeo and Juliet.
Словарь крылатых слов и выражений Серова
Фамилии двух враждующих семей из драмы «Ромео и Джульетта» (1597) Уильяма Шекспира (1564-1616). Джульетта принадлежала к семье Капулетти, а ее возлюбленный Ромео Монтекки - к враждующему клану, что и предопределило трагический конец любви главных героев пьесы.
Иносказательно: о враждующих семьях, сообществах; о борющихся партиях (шутливо-ирон.).
Поговорки
Книжн. Неодобр. О двух враждующих семействах, партиях. Восходит к драме У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1595 г.). БМС 1998, 387.
Полезные сервисы
монтекристо
Толковый словарь
I нескл. м. разг.
II нескл. ср.
1. Система мелкокалиберных патронных ружей и пистолетов.
2. Ружьё, пистолет такой системы.
Толковый словарь Ушакова
МОНТЕКРИ́СТО [тэ], нескл., ср. Мелкокалиберное ружье или пистолет, употр. для стрельбы по мелкой птице или для забавы. (По имени героя романа франц. писателя Дюма-отца "Граф Монтекристо".)
Энциклопедический словарь
МОНТЕКРИ́СТО [тэ], неизм.; ср.
1. Ист. Система мелкокалиберных ружей и пистолетов; ружьё или пистолет этой системы. Стрелять из м.
2. Разг. Об очень богатом человеке. Местный м. Считаться м. ● По имени героя романа французского писателя А.Дюма "Граф Монте-Кристо".
Академический словарь
нескл., ср.
Система мелкокалиберных ружей и пистолетов, а также ружье или пистолет этой системы.
[Луша], под руководством Прейна, училась стрелять в цель из монтекристо. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо.
[По имени героя романа французского писателя А. Дюма «Граф Монте-Кристо»]
Орфографический словарь
монтекри́сто, нескл., ср. (пистолет, ружье)
Словарь ударений
мо́нтекри́сто [тэ], нескл., с.
Синонимы к слову монтекристо
Морфемно-орфографический словарь
монтекри́сто, нескл., с.
Грамматический словарь
монтекри́сто с 0 (пистолет, ружье)
Словарь галлицизмов русского языка
МОНТЕКРИСТО нескл., ср. Monte-Cristo. <по имени героя романа фр. писателея Дюма-отца "Граф Монте-Кристо" (1844 -1845). Система малокалиберных патронных ружей и пистолетов, заряжающихся с казенной части. Ружье-монтекристо, пистолет-монте-кристо. БАС-1. Серебристыя громадныя щуки, бороздящия поверхность воды, и губернский франт, пришедший стрелять в них из монте-кристо. Н. Ф. Бежин Малыш. // Набл. 1890 3 1 207. Тогда уже произносились имена железнодорожных монтекристо, вчера нищих, а сегодня миллионеров, а так как все эти монтекристо железнодорожной вакханалии имели своих союзников, друзей и покровителей на разных иерархических вершинах. Мещерский 2001 279. Я увидел Вас в летнем тире Где звенит монтекрист, как шмель. Вертинский Оловянное сердце. // В. Дорогой длинною 313. Я же бездельничал, пользуясь свободным временем, остававшимся до начала уроков в гимназии, продолжал собирать своих жуков и был очень доволен обновкой - ружьем монтекристо. Добужинский Восп. 90. Наш главарь, Колечка, пацан лет пятнадцати, имел револьвер типа "монтекрист", стреляющий малокалиберными патронами, и финский нож. В. Мозель Дн. // Встречи 310. Однажды я видел его <начальника лагеря> бегающим в длинной шинели в толпе заключенных с "монтекристом" и стреляющим в собак. Лихачев Кн. беспокойств. // Л. 1991 134. Я могла ездить без седла, лазила по деревьям, стреляла из монтекристо. А. Толстая Дочь 32. - Лекс. Толль 1864: монте кристо; Уш. 1938: монтекри/сто.
Словарь иностранных слов
МОНТЕКРИСТО (от соб. им.). Особого рода пистолет и ружье, стреляющие пистонами, без пороха.
Сканворды для слова монтекристо
- Остров в Средиземном море.
- Название этого острова в Тирренском море в переводе означает «гора с распятием Христа».
Полезные сервисы
монтекристовский
Словарь галлицизмов русского языка
МОНТЕКРИСТОВСКИЙ ая, ое. Monte-Cristo. един. Старик Баламутов наконец закряхтел от непомерных монте-кристовских расходов сына и вызвал его к себе. Губернский карнавал. // Соврем. 1859 75 1 134.
Полезные сервисы
монтекукколи (montecuccoli) раймунд
Большой энциклопедический словарь
МОНТЕКУККОЛИ (Montecuccoli) Раймунд (1609-80) - граф, имперский князь и герцог (1679), австрийский фельдмаршал (1658), военный теоретик. Одержал ряд побед над шведскими и турецкими войсками. Сторонник создания постоянной, хорошо обученной армии и сильной артиллерии.
Полезные сервисы
монтекукколи раймунд
Энциклопедический словарь
Монтеку́кколи Раймунд (Montecuccoli) (1609-1680), граф, имперский князь и герцог (1679), австрийский фельдмаршал (1658), военный теоретик. Участник Тридцатилетней войны 1618-48. Одержал ряд побед над шведскими и турецкими войсками. Сторонник создания постоянной, хорошо обученной армии и сильной артиллерии.
* * *
МОНТЕКУККОЛИ Раймунд - МОНТЕКУ́ККОЛИ Раймунд (Монтекуккули; Montecuccoli, Montecucculi) (21 февраля 1609, замок Монтекукколи, близ Модены, - 16 октября 1680, Линц), австрийский военный деятель, граф, имперский князь и герцог Мельфи с 1679 года, фельдмаршал (1658), военный теоретик.
В 1625 году граф Монтекукколи вступил на австрийскую службу, участвовал в Тридцатилетней войне (см. ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА) 1618-1648 годов. Во время войны коалиции Дании, Бранденбурга и Австрии против Швеции в 1657-1658 годах, командуя австрийскими войсками, он нанес ряд поражений шведским войскам, и вытеснил их из Польши, Ютландии и Померании. В 1664 году, фельдмаршал Монтекукколи, руководя соединенной австро-франко-венгерской армией, разбил турецкие войска в Западной Венгрии. В 1672-1676 годах он успешно действовал на Рейне против французской армии А. Тюренна и Л. Конде. В «Записках» Монтекукколи систематизировал военно-теоретические положения своего времени, доказывал необходимость постоянной, хорошо обученной армии, требовал навязывать бой противнику, а не ограничиваться маневрированием с целью перерезать его коммуникации. Он придавал большое значение артиллерии в бою.
Полезные сервисы
монтелиус (montelius) оскар
Большой энциклопедический словарь
МОНТЕЛИУС (Montelius) Оскар (1843-1921) - шведский археолог. Разработал типологический метод археологических исследований и хронологическую классификацию неолита, эпохи бронзы и раннего железного века Европы.
Полезные сервисы
монтелиус оскар
Энциклопедический словарь
Монте́лиус Оскар (Montelius) (1843-1921), шведский археолог. Разработал типологический метод археологических исследований и хронологическую классификацию неолита, эпохи бронзы и раннего железного века Европы.
* * *
МОНТЕЛИУС Оскар - МОНТЕ́ЛИУС (Montelius) Оскар (1843-1921), шведский археолог. Разработал типологический метод археологических исследований и хронологическую классификацию неолита, эпохи бронзы и раннего железного века Европы.
Полезные сервисы
монтемайор (montemayor) хорхе
монтемайор хорхе де
Энциклопедический словарь
МОНТЕМАЙОР Хорхе де - МОНТЕМАЙО́Р (Montemayor) Хорхе де (1520-61), испанский писатель. Автор пасторального романа «Диана» (1558), задавшего образец жанра.
Полезные сервисы
монтенегро
монтень
Афоризмы
Монтень (Montaigne) Мишель де (1533 - 1592)
Французский писатель, политический деятель, философ, отличавшийся скептицизмом и стоицизмом. Среди произведений - книга эссе "Опыты" (1580 - 1588).
Наружность мужчины служит весьма малым ручательством за него, но тем не менее, она представляет нечто значительное.
Между одними людьми и другими дистанция гораздо большая, чем между некоторыми людьми и животными.
Когда мы говорим, что страшимся смерти, то думаем прежде всего о боли, ее обычной предшественнице.
Желание того, чего у нас нет, разрушает пользование тем, что у нас есть.
Будемте остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо.
Смерть одного есть начало жизни другого.
Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что с ним происходит.
Разве мошенничество становится менее гадким от того, что речь идет о нескольких су, а не о нескольких экю? Оно гадко само по себе.
Что касается смерти, то ощущать ее мы не можем; мы постигаем ее только рассудком, ибо от жизни она отделена не более чем мгновением.
Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.
Если я лгу, я оскорбляю себя в большей мере, чем того, о ком солгал.
Что касается пьянства, то этот порок - насквозь телесный и материальный. Поэтому самый грубый из всех ныне существующих народов - тот, у которого особенно распространен этот порок. Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его и поражает тело.
Нашему телу свойственно более или менее одинаковое сложение и одинаковые склонности. Душа же наша бесконечно изменчива и принимает самые разнообразные формы, обладая при этом способностью приспосабливать к себе и к своему состоянию ощущения нашего тела и все прочие его проявления.
Невежество бывает двоякого рода: одно, безграмотное, предшествует науке; другое, чванное, следует за нею.
Невежество бывает двоякого рода: одно - безграмотное, предшествует знанию, другое - чванное, следует за ним. ("Энциклопедия афоризмов, средние века", Минск, "Современный литератор", 1999)
Лучшие души - те, в которых больше гибкости и разнообразия.
Подобно тому как наше рождение принесло для нас рождение всего окружающего, так и смерть наша будет смертью всего окружающего.
Чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она становится.
Бывают люди, которые поправляются от одного вида лекарств.
Душа извлекает для себя пользу решительно из всего. Даже заблуждения, даже сны - и они служат ее целям: у нее все пойдет в дело, лишь бы оградить нас от опасности и тревоги.
Наука пригодна лишь для сильных умов, а они весьма редки.
Ради чего врачи с таким рвением добиваются доверия своего пациента, не скупясь на лживые посулы поправить его здоровье, если не для того, чтобы его воображение пришло на помощь их надувательским предписаниям?
Мы не привыкли искать высшего нашего удовлетворения в душе и ждать от нее главной помощи, несмотря на то, что именно она - единственная и полновластная госпожа и нашего состояния, и нашего поведения.
Чтобы правильно судить о вещах возвышенных и великих, надо иметь такую же душу; в противном случае мы припишем им наши собственные изъяны.
Я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром.
Нет такой уловки или приема в пользовании оружием во время боя, которые мы сочли бы дурными, лишь бы они помогли отразить направленный на нас удар.
Судьба поставляет нам только сырой материал, и нам самим предоставляется придать ему форму.
Благоразумию также свойственны крайности, и оно не меньше нуждается в мере, чем легкомыслие.
Все в человеке идет вместе с ним в гору и под гору.
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
В общении с людьми ум человеческий достигает изумительной ясности.
Вместо того чтобы стремиться узнать других, мы хлопочем только о том, как бы выставить напоказ себя, и наши заботы направлены скорее на то, чтобы не дать залежаться своему товару, нежели чтобы приобрести для себя новый.
Человек - изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся существо.
Если бы мне было дано вытесать себя по своему вкусу, то нет такой формы - как бы прекрасна она ни была, - в которую я желал бы втиснуться, с тем чтобы никогда уже с нею не расставаться.
Судьба не приносит нам ни зла, ни добра, она поставляет лишь сырую материю того и другого и способное оплодотворить эту материю семя.
Подобно тому как растения чахнут от чрезмерного обилия влаги, а светильники - от обилия масла, так и ум человеческий при чрезмерных занятиях и обилии знаний, загроможденный и подавленный их бесконечным разнообразием, теряет способность разобраться в этом нагромождении и под бременем непосильного груза сгибается и увядает.
В каждом государстве жажда славы растет вместе со свободой подданных и уменьшается вместе с ней: слава никогда не уживается с рабством.
Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными.
Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности.
Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.
Мы не можем обойтись без брака, и вместе с тем мы его принижаем. Здесь происходит то же, что наблюдается возле клеток: птицы, находящиеся на воле, отчаянно стремятся проникнуть в них; те же, которые сидят взаперти, так же отчаянно стремятся выйти наружу.
Весло, погруженное в воду, кажется нам надломленным. Таким образом, важно не только то, что мы видим, но и как мы это видим.
Привычка терпеливо трудиться - это то же, что привычка терпеливо переносить боль.
Чаще всего мы больше радуемся детским шалостям, играм и проделкам наших детей, чем их вполне сознательным поступкам в зрелом возрасте, словно бы мы их любили для нашего развлечения, как мартышек, а не как людей.
Жениться, ничем не связывая себя, - предательство.
Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.
Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся другими только потому, что умираем.
Доблесть, которою так жаждут прославиться, может проявиться при случае столь же блистательно, независимо от того, надето ли на нас домашнее платье или боевые доспехи, находитесь ли вы у себя дома или в военном лагере, опущена ли ваша рука или занесена для удара.
Народы, воспитанные в свободе и привыкшие сами править собою, считают всякий иной образ правления чем-то противоестественным и чудовищным. Те, которые привыкли к монархии, поступают ничуть не иначе. И какой бы удобный случай к изменению государственного порядка ни предоставила им судьба, они даже тогда, когда с величайшим трудом отделались от какого-нибудь невыносимого государя, торопятся посадить на его место другого, ибо не могут решиться возненавидеть порабощение.
Картина стольких государственных смут и смен в судьбах различных народов учит нас не слишком гордиться собой.
Полное согласие - свойство для беседы весьма скучное.
Пчелы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы собрать нектар, который они целиком претворяют в мед. Точно так же и то, что человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его собственным творением, то есть собственным его суждением.
Шум оружия заглушает голос законов.
Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его как целое.
Достойно похвалы деяние, а не сам человек.
Те, кто расшатывают государственный строй, чаще всего первыми и гибнут при его крушении.
Плоды смуты никогда не достаются тому, кто ее вызвал; он только всколыхнул и замутил воду, а ловить рыбу будут уже другие.
Обвинениям в адрес самого себя всегда верят, самовосхвалению - никогда.
Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.
Деревья - и те как будто издают стоны, когда им наносят увечья.
Любой человек может сказать нечто соответствующее истине, но выразить это красиво, разумно, немногословно смогут не столь уж многие. Вот почему меня раздражает не сказанное неверно по незнанию, а неумение сказать это хорошо.
Природа - приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.
Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
Любовь - неистовое влечение к тому, что убегает от нас.
Женщины нисколько не виноваты в том, что порою отказываются подчиняться правилам поведения, установленным для них обществом, - ведь эти правила сочинили мужчины, и притом безо всякого участия женщин.
Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни.
Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле.
Когда наукой пользуются, как должно, это самое благородное и великое из достижений рода человеческого.
В природе нет ничего бесполезного.
После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не знаю более несчастных, чем те, что им завидуют.
Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его.
Наука - великое украшение и весьма полезное орудие.
Настоящий друг - это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.
У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь - рабом другого коня.
Страх - это страсть воистину поразительная, и врачи говорят, что нет другой, которая выбивала бы наш рассудок из положенной ему колеи в большей мере, чем эта.
Величие победы измеряется степенью ее трудности.
Ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует, не является ее принадлежностью.
От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.
Первый признак порчи общественных нравов - это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели и является первым требованием к правителю государства.
Описывать прошлое - меньший риск, чем описывать настоящее, ибо в этом случае писатель отвечает только за точную передачу заимствованного им у других.
Истина не становится мудрее от своего возраста.
Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие.
Пусть детство смотрит вперед, старость - назад: не это ли обозначали два лица Януса?
Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали.
Мы трудимся лишь над тем, чтобы заполнить свою память, оставляя разум и совесть праздными.
Все бедствия не стоят того, чтобы, желая избежать их, стремиться к смерти.
Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому.
Нет наставницы более немилосердной и коварной, чем наша привычка. Мало-помалу, украдкой забирает она власть над нами, но, начиная скромно и добродушно, она с течением времени укореняется и укрепляется в нас, пока наконец не сбрасывает покрова со своего властного и деспотического лица, и тогда мы не смеем уже поднять на нее взгляд.
Признаваться в незнании - одно из лучших и вернейших доказательств наличия разума.
Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, - нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.
Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха.
Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания.
Чрезмерно сильное горе подавляет полностью нашу душу, стесняя свободу ее проявлений.
Ученость, как таковая, сама по себе есть нечто безличное. Для благородной души она может быть добавлением очень полезным, для какой-нибудь иной - вредоносным и пагубным. Вернее было бы сказать, что она вещь драгоценная для того, кто умеет ею пользоваться.
Кто ниспровергает законы, тот грозит самым добропорядочным людям бичом и веревкой.
Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние.
Бич человека - это воображаемое знание.
Способность снизойти до влечений ребенка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной.
Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться.
Столько имен, столько побед и завоеваний, погребенных в пыли забвения, делают смешною нашу надежду увековечить в истории свое имя захватом какого-нибудь курятника, ставшего сколько-нибудь известным только после своего падения.
Тот, кто всегда в выигрыше, - не настоящий игрок.
Гнусное и бессмысленное занятие - без конца заниматься своими деньгами, находя удовольствие в их перебирании, взвешивании и пересчитывании! Вот, поистине, путь, которым в нас тихой сапой вползает жадность.
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
По мере того, как мы лишаемся естественных удовольствий, мы возмещаем их удовольствиями искусственными.
У высокого положения есть то преимущество, что с ним можно по собственному желанию расстаться, и почти всегда есть возможность выбора более высокой или более низкой ступени: ведь не со всякой высоты непременно падаешь, гораздо чаще можно вбагополучно опуститься.
Нельзя полагаться на те доходы, которые мы только надеемся получить, какими бы верными они нам не казались.
Судья, вынесший обвиняемому приговор в припадке гнева, сам заслуживает смертного приговора.
Тем, кто нами повелевает и правит, кто держит в руках своих судьбы мира, недостаточно обладать разумением среднего человека, мочь столько же, сколько можем мы; и если они не превосходят нас в достаточной мере, то уже тем самым оказываются гораздо ниже нашего уровня.
Самый ценный плод здоровья - возможность получать удовольствие.
Первоначально чье-либо личное заблуждение становится общим, а затем уж общее заблуждение становится личным. Вот и растет постройка, к которой каждый прикладывает руку так, что самый дальний свидетель события оказывается осведомленным лучше, чем непосредственный, а последний человек, узнавший о нем, - гораздо более убежденным, чем первый.
Наука - великолепное снадобье; но никакое снадобье не бывает столь стойким, чтобы сохраняться, не подвергаясь порче и изменениям, если плох сосуд, в котором его хранят.
Когда у нас нет настоящих болезней, наука награждает нас придуманными ею.
Пусть всякий, кто сможет, остерегается попасть в руки судьи, когда этот судья - победоносный и вооруженный до зубов враг.
Те, у кого одинаково злая воля, каково бы ни было различие в их положении, таят в себе одинаковую жестокость, бесчестность, грабительские наклонности, и все это в каждом из них тем отвратительнее, чем он трусливее, чем увереннее в себе и чем ловчее умеет прикрываться законами.
Красноречие, отвлекая внимание на себя, наносит ущерб самой сути вещей.
Опасное дело - нападать на человека, у которого осталось только одно средство спасения - оружие, ибо необходимость - жестокая наставница.
Когда Диоген Синопский (Diogenes Sinopeus) нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.
Застарелое и хорошо знакомое зло всегда предпочтительнее зла нового и неизведанного.
Почтительность, которою окружает ребенка челядь, а также его осведомленность о богатстве и величии своего рода являются немалыми помехами в правильном воспитании детей.
Грамматический словарь
Монте́нь ф. 2а ~ 0
Сканворды для слова монтень
- Французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».
- Ключ для расшифровки радиограмм от Алекса к Юстасу Штирлиц находил в книге именно этого французского мыслителя.
Полезные сервисы
монтень (montaigne) мишель
Большой энциклопедический словарь
МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (1533-92) - французский философ-гуманист. Книга эссе "Опыты" (1580-88), отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.
-----------------------------------
МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (28 февраля 1533 - замок Монтень близ Бордо - 13 сентября 1592, там же), французский богослов и философ, политический и общественный деятель.Жизненный путь. ОбразованиеРодился на юго-западе Франции в богатой купеческой семье Эйкемов, приобретшей дворянский титул в конце 15 в. С раннего детства в совершенстве владел латинским языком: по распоряжению отца наставником был учитель-немец, который говорил с ним только на латыни. Дальнейшее образование получил в коллеже Бордо, где изучал дисциплины гуманистического цикла. В молодые годы занимал приобретенную отцом должность советника Бордоского парламента, в 1580-е гг. два раза подряд становился мэром Бордо. В условиях затянувшихся гражданских войн выступал за восстановление во Франции мира и национального согласия. Примыкал к партии "политиков", которые отвергали религиозный фанатизм и были сторонниками веротерпимости и сильной королевской власти, способной обуздать гражданскую анархию и обеспечить государственное единство страны. Монтень решительно поддержал в борьбе за корону Генриха Наваррского (на французском престоле - Генриха IV).Основой незаурядной учености Монтеня были сочинения древних авторов - латинских и греческих; вместе с тем, он хорошо знал писателей ренессансной поры, откликался на новые книги и идеи, поддерживал общение и дружбу с выдающимися современниками - мыслителями, государственными деятелями.ТворчествоК труду своей жизни, "Опытам" ("Essais"), Монтень приступил в начале 1570-х гг., удалившись от службы и затворившись в родовом замке, где оборудовал для своих занятий библиотеку. В 1580 в Бордо вышли из печати две первые книги "Опытов". В том же 1580 Монтень предпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; сохранился опубликованный лишь в 18 в. "Путевой дневник" ("Journal du voyage de Montagne en Italie par la Suisse et l Allemagne en 1580 et 1581", 1775) с наблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем на страницы "Опытов".
Их переработанное издание в трех книгах увидело свет в 1588 в Париже. Монтень продолжал трудиться над "Опытами" до конца своих дней (его поправки и дополнения были учтены в публикации 1595).Жанр "Опытов""Опыты" непосредственно продолжают традицию философско-этических и политических сочинений типа "Заметок", "Рассуждений", "Записок", "Памяток", повествующих без видимой последовательности и системы о самых разных вещах, среди которых легко находят себе место и комментарии к сообщениям и мыслям древних авторов, и автобиографические рассказы с назиданием потомкам, и реальные исторические документы. Более всего "Опыты" напоминают соответствующие произведения Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини, несомненна их связь с домашними хрониками и т. н. записными книжками горожан, особенно флорентийцев, 14-15 вв. Своими "Опытами" Монтень узаконил тип свободного философского рассуждения, не ограниченного в движении мысли никакой заранее заданной темой, никаким жестким планом.ФилософияИсследуя природу человеческого знания, Монтень показывает его ограниченность, недостоверность всего, что сообщают чувства, неспособность разума на какое-либо окончательное утверждение, невозможность обоснования им веры. Скептицизм Монтеня, испытавший влияние античного пирронизма (см. Пиррон), непосредственно связан с некоторыми направлениями поздней схоластики и особенно - с религиозно-философскими идеями христианского гуманизма, разработанного в трудах Пико делла Мирандола, Эразма Роттердамского, Вивеса, Агриппы Неттесгеймского. Обоснованию скептицизма посвящена у Монтеня 12 глава 2-й книги "Опытов" - своего рода трактат в трактате, - названная "Апология Раймунда Сабундского"; беря под защиту испанского схоласта, Монтень далеко не всегда согласен с выводами его "Естественного богословия", которое по просьбе отца он перевел в 1569 на французский язык и позднее опубликовал. Так, взгляд Монтеня на человека лишен оптимизма, цель его - "заставить человека почувствовать его ничтожество и суетность, вырвать из рук его жалкое оружие разума". По Монтеню, человек не занимает центрального положения в мироздании, подобно другим живым существам, он включен в общий порядок природы; рисует человека существом испорченным и слабым, одержимым болезненным высокомерием.Труд Монтеня оказал огромное влияние на философскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующих эпох. Перекличка с "Опытами" слышна в "Гамлете", а также в поздних пьесах Шекспира, у которого был экземпляр "Опытов" в английском переводе 1603. Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ Фрэнсис Бэкон.Сочинения:Опыты. М.; Л., 1957-1960. Т. 1-3.Essais. Paris, 1962. T. 1-2.Литература:Богуславский В. М. Монтень и философия культуры // История философии и вопросы культуры. М., 1975. С. 190-234.Moreau P. Montaigne, l homme et l oeuvre. Paris, 1958.Thibaudet A. Montaigne. Paris, 1963.О. Ф. Кудрявцев МОНТЕРИЯ - город на севере Колумбии, административный центр департамента Кордова. Порт в нижнем течении р. Сина. 266 тыс. жителей (1992). Цементная промышленность. Университет.
Полезные сервисы
монтень (montaigne) мишель де
Большой энциклопедический словарь
Монте́нь (Montaigne) Мишель де (1533—1592), французский философ и писатель. Книга эссе «Опыты» (1580—88), отмеченная своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и морально-философского догматизма. Пользуясь методом самонаблюдения, Монтень исследует текучесть и противоречивость человеческого характера.
Полезные сервисы
монтень мишель де
Энциклопедический словарь
Монте́нь Мишель де (Montaigne) (1533-1592), французский философ-гуманист и писатель. Книга эссе «Опыты» (1580-88), отмеченная своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и морально-философского догматизма. Пользуясь методом самонаблюдения, Монтень исследует текучесть и противоречивость человеческого характера.
* * *
МОНТЕНЬ Мишель де - МОНТЕ́НЬ (Montaigne) Мишель де (1533-92), французский философ-гуманист. Книга эссе «Опыты» (1580-88), отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики (см. СХОЛАСТИКА) и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.
* * *
МОНТЕ́НЬ (Montaigne) Мишель де (28 февраля 1533, замок Монтень близ Бордо - 13 сентября 1592, там же), французский богослов и философ, политический и общественный деятель.
Родился на юго-западе Франции в богатой купеческой семье Эйкемов, приобретшей дворянский титул в конце 15 в. С раннего детства в совершенстве владел латинским языком: по распоряжению отца наставником был учитель-немец, который говорил с ним только на латыни. Дальнейшее образование получил в коллеже Бордо, где изучал дисциплины гуманистического цикла. В молодые годы занимал приобретенную отцом должность советника Бордоского парламента, в 1580-е гг. два раза подряд становился мэром Бордо. В условиях затянувшихся гражданских войн выступал за восстановление во Франции мира и национального согласия. Примыкал к партии «политиков», которые отвергали религиозный фанатизм и были сторонниками веротерпимости и сильной королевской власти, способной обуздать гражданскую анархию и обеспечить государственное единство страны. Монтень решительно поддержал в борьбе за корону Генриха Наваррского (на французском престоле - Генриха IV).
Основой незаурядной учености Монтеня были сочинения древних авторов - латинских и греческих; вместе с тем, он хорошо знал писателей ренессансной поры, откликался на новые книги и идеи, поддерживал общение и дружбу с выдающимися современниками - мыслителями, государственными деятелями.
К труду своей жизни, «Опытам» (Essais), Монтень приступил в начале 1570-х гг., удалившись от службы и затворившись в родовом замке, где оборудовал для своих занятий библиотеку. В 1580 в Бордо вышли из печати две первые книги «Опытов». В том же 1580 Монтень предпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; сохранился опубликованный лишь в 18 в. «Путевой дневник» (Journal du voyage de Montagne en Italie par la Suisse et l"Allemagne en 1580 et 1581, 1775) с наблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем на страницы «Опытов». Их переработанное издание в трех книгах увидело свет в 1588 в Париже. Монтень продолжал трудиться над «Опытами» до конца своих дней (его поправки и дополнения были учтены в публикации 1595).
«Опыты» непосредственно продолжают традицию философско-этических и политических сочинений типа «Заметок», «Рассуждений», «Записок», «Памяток», повествующих без видимой последовательности и системы о самых разных вещах, среди которых легко находят себе место и комментарии к сообщениям и мыслям древних авторов, и автобиографические рассказы с назиданием потомкам, и реальные исторические документы. Более всего «Опыты» напоминают соответствующие произведения Н. Макиавелли (см. МАКИАВЕЛЛИ Никколо) и Ф. Гвиччардини (см. ГВИЧЧАРДИНИ Франческо), несомненна их связь с домашними хрониками и т. н. записными книжками горожан, особенно флорентийцев, 14-15 вв. Своими «Опытами» Монтень узаконил тип свободного философского рассуждения, не ограниченного в движении мысли никакой заранее заданной темой, никаким жестким планом.
Исследуя природу человеческого знания, Монтень показывает его ограниченность, недостоверность всего, что сообщают чувства, неспособность разума на какое-либо окончательное утверждение, невозможность обоснования им веры. Скептицизм Монтеня, испытавший влияние античного пирронизма (см. Пиррон (см. ПИРРОН)), непосредственно связан с некоторыми направлениями поздней схоластики и особенно - с религиозно-философскими идеями христианского гуманизма, разработанного в трудах Пико делла Мирандола (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни), Эразма Роттердамского (см. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ), Вивеса (см. ВИВЕС Хуан Луис), Агриппы Неттесгеймского (см. АГРИППА Неттесгеймский). Обоснованию скептицизма посвящена у Монтеня 12 глава 2-й книги «Опытов» - своего рода трактат в трактате, - названная «Апология Раймунда Сабундского»; беря под защиту испанского схоласта, Монтень далеко не всегда согласен с выводами его «Естественного богословия», которое по просьбе отца он перевел в 1569 на французский язык и позднее опубликовал. Так, взгляд Монтеня на человека лишен оптимизма, цель его - «заставить человека почувствовать его ничтожество и суетность, вырвать из рук его жалкое оружие разума». По Монтеню, человек не занимает центрального положения в мироздании, подобно другим живым существам, он включен в общий порядок природы; рисует человека существом испорченным и слабым, одержимым болезненным высокомерием.
Труд Монтеня оказал огромное влияние на философскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующих эпох. Перекличка с «Опытами» слышна в «Гамлете», а также в поздних пьесах Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям), у которого был экземпляр «Опытов» в английском переводе 1603. Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ Фрэнсис Бэкон (см. БЭКОН Фрэнсис (философ)).
Энциклопедия Кольера
(Montaigne, Michel Eyquem de)
(1533-1592), французский писатель и философ. Родился 28 февраля 1533 в Бордо. Его отец, Пьер Эйкем, принадлежал к верхушке среднего класса; мать была богатой наследницей еврейской семьи, переселившейся во Францию из Испании или Португалии. В раннем детстве Монтень воспитывался по педагогической методе отца, схожей по духу со взглядами на воспитание Ф.Рабле. Наставник мальчика не говорил по-французски и беседовал со своим подопечным только по-латыни. В 6 лет Монтеня отдали в школу, а в 21 год, закончив изучение античных авторов, философии и права в Тулузском университете, он получил судейскую должность. Вскоре он подружился со своим коллегой - Этьеном де Ла Боэси. За всю жизнь у Монтеня не было человека ближе, и ранняя смерть Ла Боэси в 1563 оставила в его душе глубокий след. Какое-то время Монтень был не лишен политического честолюбия. Франция в ту пору погружалась в пучину религиозных войн; Монтень хотя и принял сторону католиков, но и по складу характера, и по жизненному опыту был приверженцем веротерпимости. Среди его ближайших родственников и друзей было немало гугенотов, и сам он одно время склонялся к религиозному компромиссу. Позднее он пришел к выводу, что принимать какие-то части католической доктрины и отбрасывать другие невозможно, поскольку церковное учение представляет собой единое целое. В 1565 Монтень женился на Франсуазе де Шассань; невеста принесла ему солидное приданое. После смерти отца в 1568 он получил в наследство родовое поместье Монтень. Здесь он поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку. Первым литературным трудом Монтеня был предпринятый по просьбе отца перевод латинского трактата, автор которого, испанский теолог Раймунд Сабундский, искал доказательства истинности католической веры в доводах человеческого, естественного разума. Такой подход был противоположен тому, что отстаивал Монтень, а именно: что вера - за пределами разума и выше его. Анализу воззрений испанского богослова и изложению собственных важнейших мыслей о религии посвящена Апология Раймунда Сабундского - самое обширное эссе Монтеня; работа над ним началась через семь лет после публикации перевода. Самые ранние из эссе Монтеня относятся к 1572 - году Варфоломеевской ночи и начала гражданской войны. Поначалу это были заметки о прочитанном. Любимые книги Монтеня в ту пору - послания Сенеки, Плутарх во французском переводе Ж.Амио, латинские поэты и несколько современных ему исторических и мемуарных сочинений. Более всего Монтеня занимали такие вещи, как управление государством, война и особенности человеческого поведения. Рассказы путешественников также вызывали его интерес. На одном из таких рассказов основано эссе О каннибалах, где Монтень за два века до Ж.Ж.Руссо развивает идею о "благородном дикаре". Первые две книги Опытов были опубликованы в 1580 в Бордо. Уже в этих ранних сочинениях личная тема начинает уступать место более общим и литературным вопросам. В 1577 Монтень перенес первый приступ мочекаменной болезни, а спустя три года отправился лечиться на воды - в Германию и Италию. Плодом этого путешествия стал Путевой дневник (Journal de Voyage). Тем временем Монтеня вторично избрали мэром Бордо. Второй срок его пребывания на этой должности был отмечен возобновлением Гражданской войны и посещением Бордо наследником престола, Генрихом Наваррским. Монтень принимал принца и заслужил его расположение. Но к тому времени он уже утратил политическое честолюбие, стремился к уединению в своем замке, и мысли его были заняты работой над третьей книгой Опытов. Третья книга и добавления, которые сделал Монтень к первым двум, носят в основном автобиографический характер. Более всего его интересует собственный опыт - не потому, что представляется ему уникальным, а потому, что это единственное свидетельство, на которое он может опираться. В 1588 Монтень встретил в Париже Мари де Гурне, молодую девушку, пылкую почитательницу его идей. Она стала Монтеню как бы приемной дочерью и в 1595 выпустила посмертное издание Опытов. Последние годы жизни Монтеня были омрачены болезнями - камни в почках, подагра, ревматизм. Еще не достигнув шестидесятилетия, он чувствовал себя стариком. Несмотря на все недуги, он старался поддерживать активный образ жизни, однако от приглашения Генриха IV приехать к нему, сделанного в 1590, отказался. Умер Монтень 13 сентября 1592. Опыты Монтеня - это проверки, испытания, которым он подвергает собственные мнения по разным вопросам. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей - все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Монтень приходит к выводу об относительности всех вещей. Популярность Монтеня, возникшая еще при его жизни, продолжалась более полувека после его кончины. Д.Флорио перевел его труды на английский в 1613, но Шекспир, возможно, познакомился с ним десятью годами ранее. Подход Монтеня к религии был вскоре осужден Церковью, и популярность его упала. Однако в 17 в. он был излюбленным автором и для либертинов, и для Паскаля, который всю жизнь вел спор со здравомыслием Монтеня. Даже в период спада интереса к Монтеню, между 1669 и 1724, среди его поклонников был, например, Ж.Лабрюйер. 18 в. вновь оценил воззрения Монтеня, а 19 в. - тонкость его психологических рассуждений.
Богуславский В.М. Монтень и философия культуры. - В кн.: История философии и вопросы культуры. М., 1975 Монтень М. Опыты, тт. 1-2, М., 1979 Комарова В.П. Шекспир и Монтень. Л., 1983
Полезные сервисы
монтень, мишель де
Иллюстрированный энциклопедический словарь
МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (1533 - 92), французский философ-гуманист. Эссеистские (по типу изложения и способу философствования) "Опыты" (1580 - 88) направлены против схоластики и морально-философского догматизма, отмечены своеобразным скептическим гуманизмом. Пользуясь методом самонаблюдения, исследует текучесть и противоречивость человеческого характера.
Полезные сервисы
монтёр
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
МОНТЁР, монтера, муж. (франц. monteur).
1. Сборщик и установщик машин (тех.).
2. То же, что электромонтер (разг.).
Толковый словарь Ожегова
МОНТЁР, -а, муж.
1. Сборщик, установщик машин, механизмов. М.-механик. М.-турбинщик.
2. Специалист по электрическому оборудованию, проводке, электромонтёр.
| прил. монтёрский, -ая, -ое.
Словарь существительных
МОНТЁР1́, -а, м
Специалист по наладке и ремонту электрооборудования, электропроводке;
Син.: электромонтер.
Монтер отремонтировал электросчетчик.
МОНТЁР2́, -а, м
Рабочий, занимающийся обслуживанием электрического оборудования, его сборкой, установкой, наладкой;
Син.:электрик, электромонтер.
Монтеры долго возились с электродвигателем.
Академический словарь
-а, м.
1. Сборщик и установщик машин; монтажник.
Механик Серегин и два монтера заканчивали сборку двигателя после ремонта. Ажаев, Далеко от Москвы.
2. Специалист по электрооборудованию, электропроводке; электромонтер.
[франц. monteur]
Сканворды для слова монтёр
- Забирается на столб с помощью кошек.
- «Да будет свет, - сказал ...».
- Профессия Мечникова, измученного «Нарзаном».
- Рассказ российского писателя Михаила Зощенко.
- Профессия персонажа, сказавшего историческую фразу: «Утром деньги - вечером стулья».
Полезные сервисы
монтер
Энциклопедический словарь
МОНТЁР -а; м. [франц. monteur] Специалист по электрооборудованию, электропроводке; электромонтер. Пригласить монтёра для налаживания электропроводки.