мн.
Организации и учреждения (больницы, школы, тюрьмы, дома престарелых и т.п.) как потребители товаров и услуг в больших масштабах (в маркетинге).
мн.
Организации и учреждения (больницы, школы, тюрьмы, дома престарелых и т.п.) как потребители товаров и услуг в больших масштабах (в маркетинге).
Институ́ции (от лат. institutio - наставление), название элементарных учебников римских юристов, дающих систематический обзор действующего, в основном частного, права. Наиболее древние - институции римского юриста II в. Гая. См. также Кодификация Юстиниана.
* * *
ИНСТИТУЦИИ - ИНСТИТУ́ЦИИ (от лат. institutio - наставление), название элементарных учебников римских юристов, дающих систематический обзор действующего, в основном частного, права. Наиболее древние - институции римского юриста 2 в. Гая (см. ГАЙ (юрист)). См. также Кодификация Юстиниана (см. КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА).
ИНСТИТУЦИИ (от лат. institutio - наставление) - название элементарных учебников римских юристов, дающих систематический обзор действующего, в основном частного, права. Наиболее древние - институции римского юриста 2 в. Гая. См. также Кодификация Юстиниана.
институ́ции, -ий
ж.
1. Учреждение каких-либо новых общественных институтов [институт II 2.].
2. Правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений.
- учреждение каких-л. новых общественных институтов; правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; св. и нсв. что. Книжн. Официально признать - признавать, узаконить - узаконивать. И. парапсихологию.
◁ Институционализи́роваться, -руется; страд.
институционализи́ровать, -рую, -рует
Институционали́зм - одно из направлений государствоведения XX в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан - «институций» (например, семья, партия, профсоюз и т. п.). Квалифицирует государство также как одну из «институций».
* * *
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - ИНСТИТУЦИОНАЛИ́ЗМ (англ. Institutional Economics), направление современной экономической мысли, возникшее на рубеже 19-20 веков, противопоставляющее себя неоклассической ортодоксии (см. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) как с точки зрения предмета анализа, так и его методологии.
Впервые понятие «институциональная политическая экономия» было введено в 1916 американским экономистом У. Хамильтоном. Широкое хождение этот термин получил в 1920-х - 1930-х годах. Для институционалистов характерен широкий политэкономический охват факторов, влияющих на работу рыночного механизма (см. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА). Их интересует функционирование реальных институтов (институций) и их эволюция под влиянием социологических, политических, социально-психологических и технологических факторов. Понятие «институт» включает при этом не только различного рода организации (корпорации, торгово-промышленные ассоциации, профсоюзы, союзы потребителей, государство и его подразделения), но и правовые нормы, обычаи поведения, стереотипы поведения и мышления и т. п. Целью институционалистов было создание политической экономии, или социально-экономической теории - в противовес экономической теории («экономикс»); разработка эволюционной теории - в противовес теории равновесия.
В развитие институционализма внесли свой вклад такие крупные теоретики первой половины 20 века, как Дж. Гобсон (см. ГОБСОН Джон Аткинсон), Т. Веблен (см. ВЕБЛЕН Торстейн), Коммонс, У. Митчелл (см. МИТЧЕЛЛ Уэсли Клэр), Р Эли, а во второй половине - Дж. М. Кларк, (см. КЛАРК Джон Морис) Минз, Дж. Гэлбрейт (см. ГЭЛБРЕЙТ Джон Кеннет), Хейлбронер, Г. Мюрдаль (см. МЮРДАЛЬ Гуннар Карл). На формирование философских основ институционализма большое влияние оказали американские философы Ч. Пирс (см. ПИРС Чарлз Сандерс) и Дж. Дьюи. (см. ДЬЮИ Джон) Следует отметить также влияние немецкой социальной и исторической школ с их эмпиризмом (см. ЭМПИРИЗМ), концепцией стадийности развития общества, акцентированием роли юридических норм и политики государства в общественном развитии, а также английского фабианства, (см. ФАБИАНСКОЕ ОБЩЕСТВО) носителя идеи социального компромисса и реформирования общества. Естественно, что кейнсианская теория была полностью ассимилирована этим направлением.
Институционализм и проблема власти
В центре внимания институционалистов - проблема власти, связанная с концентрацией производства и капитала, а также контроля и управления. Эта проблема рассматривается как в отношении крупных корпораций, так и применительно к государству. Институционалисты отвергают исходную предпосылку ортодоксальных теоретиков о конкурентном характере современной экономики и посвящают основное внимание проблемам монополизации и частно-монополистическому регулированию цен, объема производства и предложения. Этим проблемам посвящены работы А. Берли (см. БЕРЛИ Адолф Огастес) и Минза, Уилкокса, Гэлбрейта. Уделяя большое внимание корпорации как особому институту современной экономики, они вскрыли такие важные явления, как дезинтеграция собственности и управления, новая роль профессионального менеджмента, (см. МЕНЕДЖМЕНТ) особый характер мотивации поведения и целей крупной корпорации. Работы по монополистической конкуренции (Э. Чемберлин (см. ЧЕМБЕРЛИН Эдвард)) и администрируемым ценам (Минз и Берли) стали объективной основой для развития идей эффективной конкуренции, усиления антитрестовского законодательства и расширения государственной помощи мелкому бизнесу.
Теория социального контроля над экономикой
Для институционализма характерна нацеленность на выработку теории социального контроля над экономикой и подчинение ее общественным интересам. Для этого предлагается ограничить приток ресурсов в отрасли, получившие чрезмерное развитие (военно-промышленный комплекс); изменить приоритеты в расходовании государственных средств в пользу социальных; регулировать (с помощью налогов и штрафов) те виды производства и потребления, которые порождают отрицательные внешние эффекты. При этом государственная власть выступает, во-первых, как центр, способный выражать интересы общества в целом; во-вторых, - как сила, активно воздействующая на ход исторического развития.
Значительное место в работах представителей этого направления занимает проблема трансформации капиталистического общества под влиянием технических и технологических сдвигов в посткапиталистическое - индустриальное, а затем и в постиндустриальное общество. В некоторых их работах (не без влияния Й. Шумпетера (см. ШУМПЕТЕР Йозеф)) говорится о превращении посткапиталистического общества в социализированную систему, где вместо частно-предпринимательского духа новаторства господствует осторожность корпоративизма, а многие общественные функции отданы государственной бюрократии. Выявляя противоречивый характер подобной трансформации, углубление разрыва между возможностями технического прогресса и ухудшением экономических условий существования общества, институционалисты подчеркивают особую важность государственного контроля за этим процессом. Идея спонтанного общественного прогресса, по их мнению, - опасная иллюзия. Поэтому многие институционалисты изначально выступали и выступают с идеями реформирования капитализма и даже с элементами планирования.
Одним из важных доводов в пользу такой формы (более широкой, нежели кейнсианская политика стабилизации) регулирования его сторонники считают необходимость роста качества жизни - понятие, которое включает многие виды товаров и услуг, производство которых может обеспечить только государство. Более глубокое обоснование этого тезиса можно встретить в работах теоретиков, пишущих о проблемах кризиса индустриальной цивилизации (Хейлбронер). Резкое нарушение равновесия между достигнутой степенью власти над силами природы и механизмами социального контроля обусловливает, по их мнению, необходимость более широкой вовлеченности государства в контроль над экономическими и особенно над экологическими процессами.
Институционализм никогда на представлял собой однородного направления как в теоретическом, так и в идеологическом плане. В последние два десятилетия в нем проявились новые тенденции, возникли новые течения, благодаря которым можно говорить о становлении неоинституционализма с его особой системой институтов и более строгими формальными методами анализа.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - одно из направлений государствоведения 20 в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан - "институций" (напр., семья, партия, профсоюз и т. п.). Квалифицирует государство также как одну из "институций".
- Направление современной экономической мысли, возникшее на рубеже 19-20 веков, противопоставляющее себя неоклассической ортодоксии как с точки зрения предмета анализа, так и его методологии.
- зую, зует, институционализировать, рую, рует, несов. и сов. , что (фр. institutionnaliser < лат. - см. институт).
Осуществлять (осуществить) институционализацию.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ая, ое. institutionnel,-elle adj. <лат. Официально утвержденный, установленный, закрепленный в своем общественном статусе. Крысин 1998.
ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА - ИНСТИТУЦИО́ННАЯ СИСТЕ́МА, принципы построения гражданского кодекса, разработанные во Франции при составлении Кодекса Наполеона (см. КОДЕКС НАПОЛЕОНА) (1804). Институционная система предполагает разделение глав кодекса на три части (книги). Первая книга посвящена частным лицам, вторая книга описывает виды имущества, третья книга оговаривает способы приобретения собственности. Общая часть при этом отсутствует. Институционной системе противостоит пандектная система, которая включает общую часть, вещное, обязательственное, семейное, наследственное право. Пандектная система принята в Российской Федерации.
Институцио́нно-революцио́нная па́ртия (ИРП) Мексики, основана в 1929 бывшими участниками Мексиканской революции 1910-17. С момента создания - у власти.
* * *
ИНСТИТУЦИОННО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПАРТИЯ - ИНСТИТУЦИО́ННО-РЕВОЛЮЦИО́ННАЯ ПА́РТИЯ (ИРП) Мексики, основана в 1929 бывшими участниками Мексиканской революции 1910-1917. С момента создания - у власти.
ИНСТИТУЦИОННО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПАРТИЯ (ИРП) Мексики - основана в 1929 бывшими участниками Мексиканской революции 1910-1917. С момента создания - у власти.
прил.
1. Связанный с социальными институтами [институт II 2.], образованиями.
2. Связанный с институциями как потребителями товаров и услуг в больших масштабах (в маркетинге).
институ́ция ж 7a
стар. знач. "информация", во времена Петра I; см. Смирнов 121. Через польск. instytucja из лат. institūtiō.
ИНСТИТУЦИЯ и, ж. institution f., нем. Institution <лат. institutio наставление.
1. мн.Юридические установления. Институции уложение, научение, статьи. ЛВН 7. Иоан Симон Бекенстейн.. о праве публичном .. научит; такожде и о институциях права Юстиниана Цесаря .. тщание иметь будет. МАН 1 170. Кассиодор министр Феодорика оставил нам драгоценный памятник в своих политических институциях. Корифей 1 195.
2. об. мн. Учреждения, установления. Запад <по Данилевскому> не только безбожничает, но он крайне развратен, развратен до того, что развил и узаконил такую безнравственную институцию как гражданский брак. Дело 1871 4 2 99. Наилучшие продолжатели des grands esprits français суть пошлые и грязные порнографы, а наивернейшие охранители des institutions de la France от иностранных врагов суть биржевые спекулянты. ОЗ 1881 5 2 119. Появилась война, как промысел, и рабство, как институция. РМ 1888 5 2 105. - Виктор Гюго не знаменитость, не глава литературной школы. Он какое-то учреждение, une institution. Слово 1878 7 2 140.
3. Учебное заведение. Привести в известность все долги и тем самым приостановить их, а отчаянного и скверно воспитанного, но умного мальчишку, сына Марьи Александровны, отдать здесь в institution для вышколения. 27. 10. 1860. Тург. - А. И. Герцену. - Лекс. Сл. 18: институция 1726; СИС 1954: институ/ции.
- Учебник гражданского права в Древнем Риме.