Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дейн

дейнега

дейнек

Сканворды для слова дейнек

Полезные сервисы

дейнека

Синонимы к слову дейнека

сущ., кол-во синонимов: 3

Грамматический словарь

Дейне́ка ф. <жо 3а>

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова дейнека

Полезные сервисы

дейнека ал-др ал-др

Гуманитарный словарь

ДЕЙНЕ́КА Ал-др Ал-др. (1899-1969) - живописец, график, скульптор, педагог, Нар. худож. СССР (1963), д. ч. АХ СССР (1947). Учился во ВХУТЕМАСе (1920-25) у В. А. Фаворского, И. И. Нивинского и др. Работал в разл. жанрах и видах иск-ва, стремясь к созданию новых форм, неизменно проявляя стремление к монументализации. В ранний период мн. работает в журн. графике (журн. "Прожектор", "У станка" и др.). Живопись 20-30-х гг. отражает трудовой энтузиазм первых пятилеток или рев. героизм ("Перед спуском в шахту", 1926; "Текстильщицы", 1927; "Оборона Петрограда", 1927 и др.). Неизменен интерес Д. к теме спорта ("Вратарь", 1934; "Игра в мяч", 1927 и др.). Проникнут лиризмом ряд портретов, картина "Мать" (1933) и мн. др. Произв. периода Вел. Отеч. войны полны героич. пафоса, суровы и драматичны ("Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года"; "Оборона Севастополя", 1942 и т. д.). Много работал в монументальной живописи, экспериментировал в технике мозаики (мозаичные плафоны станции Моск. метрополитена "Маяковская", 1938-39; серия мозаик "Хорошее утро" и "Хоккеисты", 1959 и др.). Оставил важное для понимания иск-ва 20-30-х гг., в частности монументальной живописи, лит. наследие. Иск-во Д. - самобытное, ярко индивидуальное, в определ. время подвергавшееся критике за поиски в обл. формообразования, испытало влияние эпохи тоталитаризма, что нашло выражение в неск. одностороннем отражении сов. реалий 30-50-х гг. Оказал влияние на художников 2-й пол. 50-х гг. и послед. периода, особенно мастеров "сурового стиля".

Лит.: А. А. Дейнека: Альбом / Авт. вступ. ст. и сост. В. П. Сысоев. Л., 1982; Непарокомова И. "Люблю большие планы...": Худ. Александр Дейнека. М., 1987.

А. А. Дейнека. На стройке новых цехов. 1926

А. А. <a href='/dict/дейнека' class='wordLink' target='_blank'>Дейнека</a>. На <a href='/dict/стройке' class='wordLink' target='_blank'>стройке</a> <a href='/dict/новых' class='wordLink' target='_blank'>новых</a> <a href='/dict/цехов' class='wordLink' target='_blank'>цехов</a>. 1926

Полезные сервисы

дейнека александр александрович

Энциклопедический словарь

Дейне́ка Александр Александрович (1899-1969), живописец и график, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969). Монументальные по формам, динамичные по композиции произведения на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928; «Будущие лётчики», 1938; «Оборона Севастополя», 1942; «Хорошее утро», 1959-60; панно, росписи в общественных интерьерах). Ленинская премия (1964).

* * *

ДЕЙНЕКА Александр Александрович - ДЕЙНЕ́КА Александр Александрович [8 (20) мая 1899, Курск - 12 июня 1969, Москва], российский живописец и график, народный художник СССР (1963), действительный член Академии худржеств СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964). Автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928; «Будущие летчики», 1938; «Оборона Севастополя», 1942; «Хорошее утро», 1959-1960; панно, росписи в общественных интерьерах).

Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-1917). В 1919-1920 руководил студией при Курском политическом управлении, выезжал на фронт как художник агиттеатра, участвовал в обороне Курска от белых войск. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-1925), в том числе у В. А. Фаворского (см. ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич), оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера (см. ХОДЛЕР Фердинанднемецкого экспрессионизма (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ). В 1925 стал одним из учредителей ОСТ (см. ОСТ (общество))а.

Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка»; с 1923). Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый - светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926; обе - в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил; повторение - 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции.

Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932-33, Русский музей). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма (см. МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ) («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). Мотивы счастливой страны будущего, - населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938-1939) - этих красочных «прорывах» из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935).

Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты»,1959-1960; за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля» (см. СУРОВЫЙ СТИЛЬ) .

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

дейнекин

дейнекин пётр степанович

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

дейнекин петр степанович

дейнин

Сканворды для слова дейнин

Полезные сервисы

дейно..

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

дейноних

Энциклопедия Кольера

Deinonychus

Дейноних был очень активным хищником, что заметно даже по строению его конечностей. Животное прекрасно балансировало на двух ногах, благодара длинному и жесткому хвосту. На задних лапах ящера было по два пальца, а третий представлял из себя огромный вытягивающийся коготь. Именно этот коготь и был главным оружием во время охоты.

Дейнонихи охотились стаями, как современные волки, и могли завалить добычу, которая была крупнее, чем они сами.

Взрослый дейноних достигал длины в 3 - 4 метра, рост его был, вероятно, 1,5 метра. Весил он около 70 - 77 килограмм. Более половины его длины приходилось на хвост, который в задней части был жестким и служил в качестве балансира. Благодаря своим зубам, а так же когтям на передних и задних конечностях он представлял собой весьма опасного хищника.

На задних ногах у него имелось по одному особенно большому и сильно изогнутому когтю, который во время бега откидывался вверх. При нападении на жертву он со всей силой молниеносно вонзался ей в тело. Поэтому ему дали название "страшный коготь" - дейноних. Удар его когтя был сильнее, когда дейноних, крепко удерживая добычу передними конечностями, вгрызался своими челюстями в ее тело. Так как его зубы располагались с наклоном назад, жертва не могла освободиться, даже если она яростно вырывалась, поскольку зубы при этом вонзались еще глубже.

Охотничьими повадками дейноних напоминает современного леопарда, сравнимого с ним по величине. Как и леопард, он мог забивать добычу, превосходящую его по размерам. Возможно, эти динозавры охотились стаями, о чем, в частности, свидетельствуют находки костей нескольких животных в одном месте. Необычайно большая полость черепа также говорит в пользу того, что дейноних был способен к сложным групповым взаимотношениям и совместному обитанию в обществе.

Жертвами дейнониха были скорее всего молодые динозавры всевозможных видов, чаще всего растительноядные - гипсилофодон и игуанодон.

Deinonychus antirrhopus

Deinonychus antirrhopus

Факты

Синонимы к слову дейноних

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дейнотерии

Энциклопедический словарь

ДЕЙНОТЕРИИ - ДЕЙНОТЕ́РИИ (род Deinotherium), вымершие представители отряда хоботных (см. ХОБОТНЫЕ ЗВЕРИ) (Proboscidea) млекопитающих (Mammalia), составляющие самостоятельный подотряд. Дейнотерии - одни из характерных животных неогенового (см. НЕОГЕНОВАЯ СИСТЕМА (ПЕРИОД)) периода, принадлежат к ранней уклоняющейся группе хоботных, не родственной настоящим слонам, но имеющей слонобразный облик. Крупные массивные животные, крупнее современных слонов, высотой почти в 3 м. Длина черепа, более низкого, чем у слонов, достигала 1,2 м. Выступающие носовые кости поддерживали длинный хобот. В верхней челюсти отсутствовали резцы и, как и у всех хоботных, клыки. Нижняя челюсть. вытянутая вперед и дугообразно изогнутая, несла два коротких, загнутых вниз, округлых бивня (по происхождению - вторые резцы). Коренные зубы перетирающего типа, с низкой коронкой и невысокими бугорками, что является примитивной чертой и свидетельствует о питании мягкой растительной пищей. Дейнотерии были обитателями широколиственных тропических лесов, питались листьями и молодыми побегами деревьев, которые они могли обрывать длинным хоботом с высоты до 4 м. В миоцене дейнотерии были широко распространены в Африке, Азии и Восточной Европе, где в это время был теплый и мягкий климат. Позже, в плиоцене (см. ПЛИОЦЕН), они обитали лишь в Африке, где существовали и в плейстоцене (см. ПЛЕЙСТОЦЕН), дожив до начала глобального похолодания, и были современниками настоящих слонов.

Полезные сервисы

дейнохейрус

Сканворды для слова дейнохейрус

Полезные сервисы

дейноцефал

Орфографический словарь

Синонимы к слову дейноцефал

сущ., кол-во синонимов: 3

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова дейноцефал

Полезные сервисы

дейноцефалы

Новый словарь иностранных слов

Полезные сервисы