Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дорсаль

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

дорсальная артикуляция

дорсальные согласные

дорсальный

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова дорсальный

Синонимы к слову дорсальный

прил., кол-во синонимов: 4

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. dorsale.

Грамматический словарь

Новый словарь иностранных слов

Словарь галлицизмов русского языка

ДОРСАЛЬНЫЙ ая, ое. dorsal,-e adj. нем. dorsal <, лат. dorsalis < dorsum спина, хребет.

1. лат. Спинной, расположенный со стороны спины. Уш. 1934.

2. Такой, в образовании которого участвует спинка языказвуках речи; лингв.). Уш. 1934. - Лекс. Уш. 1934: дорса/льный.

Полезные сервисы

дорсанупр

дорсе

Словарь галлицизмов русского языка

ДОРСЕ * dorcet. Первая фигура в лансье. La dorset ou le Tiroire (дорсе). 1896. Дирижер 61.

Полезные сервисы

дорсет

Орфографический словарь

Синонимы к слову дорсет

сущ., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

Сканворды для слова дорсет

Полезные сервисы

дорсеттон

дорсетшир

Синонимы к слову дорсетшир

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дорси (dorsey)

дорси джеймс

Энциклопедический словарь

ДОРСИ Джеймс - ДО́РСИ (Dorsey) Джеймс (29 февраля 1904, Шенандоа, шт. Пенсильвания - 12 июня 1957, Нью-Йорк), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (кларнет, альт-, тенор- и баритон-саксофон, труба), бэнд-лидер, (см. БЭНДЛИДЕР) руководитель ансамбля.

Брат Томми Дорси (см. ДОРСИ Томас) (тромбон). Еще до знакомства с джазом прошел основательное музыкальное обучение, отчасти с помощью отца - преподавателя музыки и руководителя духового оркестра. Вначале освоил корнет. Уже в 8 лет впервые выступил с оркестром, который возглавлял его отец, участвовал в уличных парадах в составе различных ансамблей. К 10-ти годам освоил альт- и тенор-саксофон, через некоторое время - кларнет. Профессиональную деятельность начал в 17 лет. В 1922 в 18 лет организовал свой первый оркестр для выступлений в серии развлекательных музыкальных программ на радио в Балтиморе. В 1928-1935 гг. возглавлял вместе с братом биг-бэнд (см. БИГ-БЭНД) «Оркестр братьев Дорси», завоевавший широкую известность. Продолжал руководить этим коллективом один, после того как брат создал в 1935 собственный биг-бэнд. В 1945 оркестры Дж. и Т. Дорси осуществили совместные грамзаписи, в 1947 участвовал в съемках кинофильма «Легендарные братья Дорси». Одновременно с работой в биг-бэнде Дорси активно включился в 1949-1950 гг. в ривайвл- (см. РИВАЙВЛ)движение с созданной им специально для этого небольшой диксилендовой (см. ДИКСИЛЕНД) капеллой. В 1953 Дж. Дорси распустил свой биг-бэнд и вновь объединился с братом, выступал у него в качестве солиста, а после его смерти в 1956 принял на себя руководство оркестром, которое осуществлял до конца жизни. С кончиной Джимми история этого оркестра не завершилась, он стал «мемориальным» оркестром. Новым его руководителем был впоследствии трубач Ли Кастл.

В историю джаза вошел прежде всего как бэнд-лидер, благодаря исключительной популярности в 1930-е гг. оркестра братьев Дорси, одного из лучших «белых» биг-бэндов начала свинговой эры, а также как руководитель собственного оркестра, исполнявшего преимущественно развлекательно-танцевальную музыку, но выгодно отличавшегося от других подобных оркестров высоким профессионализмом и первоклассным свингом (см. СВИНГ). Наиболее удачные аранжировки для него написал Дон Редмен, для оркестра братьев Дорси - Флетчер Хендерсон. Ряд идей, связанных со стилистикой, структурой биг-бэнда, распределением ролей между инструментальными группами, соотношением коллективного и сольного исполнения, Дорси заимствовал у негритянских свинговых оркестров (особенно у Джимми Лансфорда), однако смог утвердить их на практике и придать им законченный и зрелый вид раньше многих других бэнд-лидеров. Внес, как и его брат, значительный вклад в подготовку расцвета классического свингового стиля в середине 1930-х гг. Вместе с тем до конца 1940-х гг. сохранил привязанность и к традиционному джазу (сотрудничал с музыкантами чикагской и нью-йоркской школ диксиленда, создал собственный диксиленд-бэнд, эпизодически включал в репертуар биг-бэнда диксилендовые аранжировки, стремился к соединению стилевых элементов традиционного джаза и свинга). Кроме того, зарекомендовал себя как талантливый кларнетист и альт-саксофонист с самобытной манерой игры и блестящей исполнительской техникой (хотя и не был ярким импровизатором). Ему подражал в начале своего пути Лестер Янг. Сам же он на определенном этапе испытал влияние Б. Гудмена (см. ГУДМЕН Бенни) (в связи с этим его называют порой в литературе о джазе «малым Гудменом»).

Полезные сервисы

дорси томас

Энциклопедический словарь

ДОРСИ Томас - ДО́РСИ (Dorsey) Томас (1901-56), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (тромбон, труба), бэндлидер (см. БЭНДЛИДЕР), руководитель ансамбля.

Брат Джимми Дорси (см. ДОРСИ Джеймс) (кларнет, альт-саксофон, бэндлидер). Обучаться музыке стал в раннем возрасте под началом отца (корнетиста и руководителя ансамбля), с его помощью освоил трубу, позднее перешел на тромбон. Первый ангажемент получил в 16 лет - в ансамбле, где выступал его брат, затем играл вместе с ним в оркестре California Ramblers, участвовал в Нью-Йорке в записях этого джаз-бэнда. Сотрудничал с Жаном Голдкетом и Полом Уайтменом. В 1925 записался на пластинки как трубач. Вместе с братом был членом студийного диксилендового (см. ДИКСИЛЕНД) ансамбля Реда Николса Five Pennies (1926), в составе которого выступали также Бенни Гудмен (см. ГУДМЕН Бенни), Джо Венути, Джин Крупа.

С 1927 специализировался на игре на тромбоне. Из-за нестабильности своего материального положения эпизодически работал в различных коммерческих оркестрах. В 1932 основал и возглавил вместе с братом именной «Оркестр братьев Дорси», завоевавший широкую известность. В 1935 Томми Дорси создал свой биг-бэнд, из членов которого он в 1936 сформировал комбо, специализирующееся в области импровизации камерного джаза в традиционном стиле и предназначенное для выступлений в джем-сейшн (см. ДЖЕМ-СЕЙШН). В 1953 братья вновь объединились: Дж. Дорси распустил свой оркестр и стал работать как солиствторой руководитель) биг-бэнда Т. Дорси, а после его кончины продолжал возглавлять этот коллектив (в 1956-57). Оркестр не утратил популярности и в последующие годы (отчасти благодаря радио и телевидению) получил статус «мемориального» бэнда и существовал, неоднократно обновляя состав, до 1960-х годов.

Среди ведущих «белых» музыкантов эры свинга (см. СВИНГ) Т. Дорси занимает особое, исключительно важное положение. Оставаясь прежде всего представителем коммерциализированной танцевально-развлекательной популярной музыки, он тем не менее внес большой вклад в процесс сближения этой сферы с джазом и в становление профессионально-зрелой концертной разновидности оркестра свингового стиля (наиболее значительным его преемником в данном направлении является Бенни Гудмен (см. ГУДМЕН Бенни)). Не будучи радикальным экспериментатором в области свинга, Дорси по праву входит в число основоположников классического свингового стиля. Ему удалось привести к общему знаменателю и реализовать в ограниченной, хорошо сбалансированной и технически совершенной форме совокупность наиболее значимых стилевых идей джаза предшествующего исторического периода, а также, что весьма примечательно, обогатить ими американскую популярную музыку. Базой для такого синтеза послужили традиции диксиленда (см. ДИКСИЛЕНД) и чикагского стиля (в 1920-е годы Дорси активно сотрудничал с самыми яркими новаторами этих направлений - Бейдербеком, Венути, Лангом и музыкантами из их окружения), канзасской (Бенни Моутен / Каунт Бейси (см. БЕЙСИ Каунт)) и нью-йоркской (Ф. Хендерсон / Бенни Картер) школ негритянского свинга.

К 1943 раньше многих других белых бэндлидеров Т. Дорси (вместе с братом) завершил формирование полностью развитого биг-бэндового (см. БИГ-БЭНД) состава оркестра. Оркестр Дорси оказался одним из наиболее жизнеспособных, тогда как многие другие, в том числе биг-бэнды Гудмена, Джеймса, Картера, к 1946 уже прекратили существование в связи с кризисом свинга. Еще одна важная область творческих интересов Дорси - популяризация биг-бэндовой разновидности буги-вуги (см. БУГИ-ВУГИ) в специфически свинговой интерпретации; он является одним из пионеров данного направления. Одним из первых (среди белых руководителей оркестров) сделал неотъемлемой принадлежностью биг-бэнда сольные импровизации. Выступавших с ним вокалистов побуждал к введению элементов импровизации в исполнение, включал в репертуар отдельные номера с использованием искусственно сконструированных слоговых сочетаний комического характера (так называемые нонсенс-сонги). Работал с комбо - преимущественно в русле диксиленд-джаза (привнес в него принцип свингования). Как тромбонист испытал влияние Мифа Моула, постепенно выработал индивидуальную исполнительскую манеру - достаточно техничную и при этом отличающуюся особой элегантностью, изяществом мелодической пластики, чистотой интонации, пристрастием к высоким регистрам и к более подвижной, беглой игре в импровизации. В 1930-е годы получил прозвище «сентиментальный джентльмен свинга».

Полезные сервисы

дорсоцентральный

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

дорст

дорст (dorst) танкред

дорст танкред

дорстения

Синонимы к слову дорстения

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дорсум

Синонимы к слову дорсум

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы