Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
григорий палама
Энциклопедический словарь
Григо́рий Палама́ (1296-1359), византийский богослов и церковный деятель, систематизатор исихазма. В полемике с Варлаамом Калабрийским развил идеи о различии сущности Бога (запредельной и недоступной) и его энергий (самовыявлений), пронизывающих мир и сообщаемых человеку. Учение Григория Паламы в 1351 признано официальной доктриной византийской церкви.
* * *
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - ГРИГО́РИЙ ПАЛАМА́ (Григорий Солунский) (1296-1359), святитель, видный византийский богослов и церковный деятель, архиепископ г. Фессалоники (см. САЛОНИКИ), наиболее известный представитель исихазма.
Родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия Паламы бежали в Константинополь и нашли приют при дворе Андроника II Палеолога (см. АНДРОНИК II Палеолог) (1282-1328). Отец святителя был крупным сановником при императоре, и так как он рано умер, Андроник II сам принял участие в воспитании и образовании юного Паламы.
Григорий, вместо того, чтоб посвятить себя государственной деятельности, как того желал император, едва достигнув 20 лет, удалился послушником на Святую Гору Афон (см. АФОН). Здесь он познакомился с трудами Симеона Нового Богослова (см. СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ) и Григория Синаита (см. ГРИГОРИЙ СИНАИТ) и встал на путь особого молитвенного подвига, получившего название «исихазм» (от греч. «исихия» - покой, молчание). В сер. 1320-х гг. Григорий был рукоположен в сан священника, и получил назначение в г. Фессалоники.
В 1331 г. он вновь удалился на Святую гору Афон и уединился в скиту Святого Саввы. В 1333 г. был назначен игуменом Эсфигменского монастыря в северной части Афона. В 1336 г. святой вернулся в скит Святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.
В это время (в начале 1330-х гг.) сначала в Константинополь, а затем на Афон из Калабрии приезжает ученых монах Варлаам (см. ВАРЛААМ из Калабрии). Здесь он познакомился с учением исихастов, которое показался ему еретическим. Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность Фаворского Света; при этом он не стеснялся смеяться над рассказами иноков о нетварном Фаворском Свете.
Для защиты учения исихастов и для борьбы с еретическим учением Варлаама, Григорий систематизирует православное учение о богословии и его отличиях от философии, о богопознании (которое он разделил на естественное и божественное) и о различии сущности бога (запредельной и недоступной) и его энергий (действований, одним из которых является нетварный Фаворский свет, стяжаемый афонскими молитвенниками), пронизывающих мир и сообщаемых человеку. Основным богословским трудом святителя являются «Триады в защиту святых исихастов» (1338).
На Константинопольском Соборе 1341 г. в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского Света. 27 мая 1341 Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях (в том числе в Фаворском Свете), которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются несотворенными.
Несмотря на решение Собора, спора между исихастами и варлаамиты не утихали. Патриарх Иоанн XIV Каленас (1341-1347), последователь Варлаама, отлучил в 1344 святителя от Церкви и подверг темничному заключению. В 1347, когда патриархом стал Исидор (1347-1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Фессалоникийского (Солунского). В 1351 Влахернский Собор торжественно признал учение святителя Григория Паламы основополагающим для Православной Церкви. Около 1355, во время одной из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и Григорий Палама в течение года пробыл в рабстве и продавался в различных городах. Скончался в Фессалониках 14 ноября 1359. Канонизован в 1368 при патриархе Филофее (1354-1355, 1362-1376), который написал житие и службу святителю.
Полезные сервисы
покаяние
Гуманитарный словарь
ПОКАЯ́НИЕ - христ. таинство, участие в к-ром означает для верующего полное разрешение от грехов и возвращение в состояние дух. чистоты. Так преодолевается "отчуждение" между Богом и чел., постоянно происходящее по вине последнего и препятствующее его дух.-нравственному развитию. П. не совершается "автоматически", но является действительным при сочетании неразрывно связанных между собой двух факторов. Первый из них безусловен и определяется сверхличностным авторитетом совершающего таинство епископа или, в настоящее время, заменяющего его священника (Мф 16:19, 18:17-18; Ин 20:21-23), второй субъективен и определяется внутр. состоянием исповедника. Для получения разрешения грехов необходимо: 1) искренно сознавать свою греховность перед Богом, 2) иметь твердую веру в милосердного Христа Спасителя, невидимо присутствующего перед кающимся, 3) чистосердечно раскаяться в своих грехах перед духовником с твердым намерением стараться не допускать в дальнейшем их повторения. В древности таинство П. не заключалось в одной только тайной исповеди, вошедшей в практику Церкви в своем современном понимании далеко не сразу. Свидетельства Нового Завета (Иак 5:16) и раннехристианских источников указывают на публичную исповедь. К 5 в. появляются свидетельства об исповеди не только перед всей церк. общиной, но также перед духовником, однако литургич. свидетельства о переходе с публичного на тайный чин П. не сохранились. Непостоянен был и статус духовника. Симеон Солунский (ум. 1429), посвятивший описанию П. целый раздел своих "Разговоров", свидетельствует, что в его время исповедь не связывалась с причащением и что духовниками назначались и "простые монахи", не имеющие рукоположения. Поэтому и в текстуальном плане современное "Последование исповедания" - позднего происхождения. Полный церк. текст фиксируется греческим Евхологием венецианского издания 1692 (до этого - лишь научным изданием Я. Гоара. 1638). Ранее его заменяли отдельные молитвы покаянного хар-ра, вне связного чина. Изучение истории формирования исповеди в России также показывает, что "рукописный и старопечатный чин исповедания совершенно отличен от нынешнего по своему составу" (Каратыгин И. Обзор некоторых особенностей в чинопоследованиях рукописных Требников, принадлежащих Б-ке С.-Петербургской Дух. Акад. // Христ. чтение. 1877. № 3/4. С. 423). Первопечатный рус. Требник содержит пространный "Чин исповеданию православным царем и князем, и всем православным християном" (М., 1623. Гл. 17), завершающийся молитвой "разрешити сына духовного" ("Боже Святый, иже милости источник..."). В Евхологии (Требнике) 1658, редактированном патр. Никоном, чин исповеди, претерпевший существ. изменения, в основном следует греч. образцам, а в качестве разрешительной появляется молитва "Господи Боже спасения рабов Твоих, милостиво и щедре...", заимств. из "Евхологиона" Я. Гоара. При переиздании Требника в 1671 справщики, находившиеся под влиянием схоластической традиции, прибавили к этой молитве т. н. "Совершение тайны святого покаяния" ("Господь и Бог наш Иисус Христос...") - разрешительную формулу католич. происхождения (из "Евхологиона" Петра Могилы), к-рая удерживается в рус. Требниках до наст. времени, вступая в противоречие с др.-рус. и совр. греч. правосл. традицией.
Лит.: Соч. блаженного Симеона, архиеп. Фессалоникийского // Писания Св. Отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию правосл. богослужения. СПб., 1856 (М., 1994); Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Вост. Церкви: Опыт внешней истории: В 3 т. Одесса, 1894 (репринт. изд. М., 1995); Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви 16 в. Казань, 1884. С. 322-353; Успенский Н. Д. Коллизия двух богословии в исправлении рус. богослужебных книг в 17 веке // Богослов, тр. М., 1975. Сб. 13. С. 164-168; Арранц М. Ист. заметки о чинопоследованиях Таинств по рукописям Греч. Евхология. Л., 1979. С. 77-102.
Полезные сервисы
алтарь
Гуманитарный словарь
АЛТА́РЬ (слав. олтарь, лат. altaria, altare; этимология термина неясна: возможно, от adoleo - воскурять [благовония], сожигать или alo - кормить, питать; традиц. толкование - возвышенный жертвенник - фиксирует лишь внеш. особенность А.) - 1) жертвенник, ветхозаветный или языческий, чаще всего каменный, на котором сожигались приносимые Богу (богам) жертвы; 2) у др. христиан (1-2 вв.) особый стол, за к-рым происходила агапа ("вечеря любви") - воскресная ночная трапеза, завершавшаяся преломлением хлеба и благословением чаши (евхаристией), в подражание Тайной Вечере Христа и апостолов. Позднее А. стали называть престол храма, на к-ром совершается таинство евхаристии (в этом смысле назв. А. сохр. у католиков и протестантов). Данное значение зафиксировано, напр., в словосочетании "принести жертву на А. Отечества"; 3) пространство вокруг престола в вост. части храма (собственно А. правосл. храма в совр. словоупотреблении), находящееся на высоте солеи. В нем расположены семисвечник, унаследованный от Иерусалимского храма, кафедра епископа, или "горнее место" (перед престолом), жертвенник для приготовления к евхаристии, места для священников и ризница. В др. храмах пространство А. отделялось от осн. части храма невысокой кам. оградой или решетчатой перегородкой (как и в католич. и протестантских храмах), к к-рой позднее подвешивались иконы Христа и Богоматери. В России к 15 в. на этом месте постепенно сформировалась высокая стена, именуемая иконостасом, наглухо изолировавшая А. от молящихся. Симеон Солунский символически связывает А. с важнейшим отделением Иерусалимского храма: "А. образует собою святое святых, сущее превыше небес, и небо". С др. стороны, А. "в особенности изображает" гробовую пещеру, окружающую со всех сторон Гроб Христов, символизируемый престолом (Разговор о св. священнодействиях... Гл. 66, 104). Согласно литургич. толкованиям, "алтарное возвышение устрояется по подобию пренебесного жертвенника: как там служат ангелы Божии, так и во святом А. земные иереи (священники) поставлены всегда предстоять и служить Господу... Алтарное возвышение есть место престольное и указывает на Второе пришествие, так как сидящий на престоле имеет судить живых и мертвых". "Малый олтарь" - др.-рус. назв. скевофила́кия, или сосудохранилища - отд. придела визант. храма, где совершался протесис - первое приготовление евхаристич. даров.
Лит.: Соч. блаженного Симеона, архиеп. Фессалоникийского // Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1856 (М., 1994). Голубинский Е. История алтарной природы… // Правосл. Обозрение, 1912. № 11.
Алтарь

Полезные сервисы