Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

антиномиане

антиномиане или анмиане

антиномизм

Энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

АНТИНОМИЗМ - от греч. anti, "против", и nomos, "закон". Антиномизм всегда был важной тенденцией христианской мысли. Еще апостол Павел утверждал, что "человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим 3:28) и что "если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал 2:21). Под "законом" в данном случае понимаются заповеди и установления, содержащиеся в Торе, пяти первых книгах Библии. Павел доказывает, что установленная Торой практика обрезания, запреты, касающиеся пищи, празднование субботы и прочие правила не имеют религиозного смысла для христиан. Он рассматривает эти установления, вытекающие из заключенного Богом с Авраамом союза-завета, как временные и уже не имеющие силы после пришествия Христа. Учение Павла может показаться призывом к моральной анархии, однако сам он отрицал такое толкование. Павел находит новые основания для нравственности, видя их не в системе правил поведения, а в преображении внутренней жизни христианина: "Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Гал 5:25). Согласно апостолу Павлу, христианин должен воздерживаться от безнравственных поступков не для того, чтобы подчиниться закону или избежать наказания, а потому, что - движимый Духом Святым - он хочет жить новой жизнью, в любви к Богу и к ближнему, и не хочет делать дурное. В эпоху раннего христианства возник целый ряд сект, тяготевших к крайнему антиномизму. Многие гностики вообще отвергали еврейскую Библию, утверждая, что Творец, давший Закон евреям, - это не подлинный Бог, а некое низшее божество; некоторые же секты настаивали на том, что нарушение законов Торы даже необходимо для спасения. Разумеется, ортодоксальное христианство признало еврейскую Библию, принятую в качестве "Ветхого Завета". Христианские богословы (такие, как Фома Аквинский, 1225-1274) различали в установлениях Торы заповеди трех типов: "моральные" законы (направленные против убийства, воровства, прелюбодеяния и т.д.), обрядовые установления (касающиеся пищи, обрезания и т.д.) и юридические законы (регулирующие отношения собственности или установление наказаний за преступления). Такого разграничения нет ни в самой Торе, ни у апостола Павла, однако христианские теологи ссылались на слова из Послания к Римлянам: "Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают... они показывают, что дело закона у них написано в сердцах" (Рим 2:14-15), отождествляя "моральные" законы Торы, изложенные в десяти заповедях, с "естественным" нравственным законом, регулирующим поведение человека в соответствии с разумом. В эпоху Реформации антиномистские споры вступили в новую фазу. Лютер твердо придерживался учения апостола Павла об оправдании одной только верой, а не "делами закона". Вместе с тем в лютеранстве сохраняется представление о том, что десять заповедей были выражением естественного нравственного закона. Они считали этот закон полезным в трех отношениях: он удерживает неверующих от дурных поступков, побуждает верующих к покаянию и обеспечивает необходимое моральное руководство христианам, которые оправданы одной верой, но поведение которых в этой земной жизни еще не вполне изменилось. Некоторые последователи Лютера в своих антиномистских взглядах шли еще дальше учителя. Например, Агрикола (1499-1566) учил, что покаяние верующих вызывается не страхом перед Законом, а исключительно любовью к праведности, и считал, что христиане могут обойтись без знания десяти заповедей. Николай Амсдорфский (1483-1565) занимал еще более радикальную позицию, утверждая, что добрые дела вообще мешают спасению. Обе эти позиции отвергаются в умеренном лютеранстве. Антиномистские споры эпохи раннего христианства и эпохи Реформации отражают постоянное колебание христианской мысли между утверждением свободы, о которой говорил апостол Павел: "стойте в свободе, которую даровал нам Христос" (Гал 5:1), и потребностью в этических нормах, которыми мог бы руководствоваться христианин, осуществляя свой нравственный выбор.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Орфографический словарь

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

антиномический

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Орфографический словарь

Формы слов для слова антиномический

Синонимы к слову антиномический

прил., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

антиномичность

Орфографический словарь

Синонимы к слову антиномичность

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

антиномичный

Толковый словарь

Орфографический словарь

Синонимы к слову антиномичный

прил., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

Полезные сервисы

антиномия

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

АНТИНО́МИЯ ; ж. [от греч. antinomia - противоречие в законе]. Филос., лог. Противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, каждое из которых доказуемо логическим путем. А. между прерывностью и непрерывностью.

Антиноми́ческий, -ая, -ое. А-ое противоречие. Антиноми́чный, -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. А-ая природа мышления. А-ые положения суждений.

* * *

антино́мия (греч. antinomía - противоречие в законе), противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Учение об «антиномии разума», неизбежно возникающих при попытке осмыслить мир как единое безусловное целое, было развито И. Кантом. См. также Апория, Парадокс.

* * *

АНТИНОМИЯ - АНТИНО́МИЯ (греч. antinomia, букв. противоречие между законами), противоречие двух равносильных суждений или умозаключений (термин известен с 17 века).

Идея антиномии отчетливо выражена у Р. Декарта (см. ДЕКАРТ Рене) в дуализме мыслящей и телесной субстанций («вещи мыслящей» и «вещи протяженной»). Однако особый философский смысл эта идея приобретает в учении об антиномиях чистого разума И. Канта (см. КАНТ Иммануил). Антиномия, по Канту, есть необходимое противоречие, к которому разум приходит тогда, когда стремится мыслить мир как единое целое, подразумевая при этом в качестве предпосылки идею абсолютного (или безусловного); последняя же приложима лишь к миру «вещей в себе», (см. ВЕЩЬ В СЕБЕ) а не к миру опыта (т.е. к миру конечных и обусловленных явлений).

В основе антиномии лежит противоречивость, двойственность самой идеи бытия, предполагающей разделение бытия на объект познания и субъект познания. Эта черта познающего разума сказывается в многообразных расщеплениях, определяющих всю культуру Нового времени. Сфера «практического разума» (свободная причина) отщепляется от сферы «теоретического разума» (детерминизм), сфера культуры (духа) от сферы природы. Антиномия определяет также структуру и основные идеализации (см. ИДЕАЛИЗАЦИЯ) научной теории нового времени. Предельная и элементарная идеализация предмета в научном познании выражается принципиально антиномическим понятием: напр., материальная точка одновременно принадлежит и физическому континууму действий, и математическому континууму положений. В 20 в. корпускулярно-волновой дуализм (см. КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВОЙ ДУАЛИЗМ), неопределенности принцип (см. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИНЦИП) и дополнительности принцип (см. ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП) делают именно антиномизм понятия «материальная точка» теоретическим базисом новой неклассической физики, прежде всего квантовой механики (см. КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА).

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Евразийская мудрость от А до Я.

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова антиномия

Синонимы к слову антиномия

сущ., кол-во синонимов: 2

Тезаурус русской деловой лексики

Морфемно-орфографический словарь

анти/но́ми/я [й/а].

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

АНТИНОМИЯ и, ж. antinomie f.< , лат. филос. Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями. Уш. 1935. Противоречие между двумя положениями, каждое из которых логически доказуемо. БАС-2.|| О противоречиях между чем. БАС-2. Прием изображения идеи - опять тот же: контрасты и антиномии, так уже повредившие все романам Гюго. ОЗ 1874 213 2 125. Феербах вполне правильно заметил, что идеалистический монизм разрешает антиномию между духом и материей путем простого упразднения материи. Плеханов Ист. рус. общ. мысли. Посылаются на тебя, Демьян, проклятия: Не разрешить мол, с Демьяном иначе антиномии, Как съездивши его по физиономии. А отсюда один шаг до сентенции, Что -" Демьян подлежит интервенции". 1919. Принцевы острова. // Бедный 8-3 224. Снята ли в наши дни антиномия "народное - массовое"? Или ее не было вовсе, и это идеологический фантом. ИК 1999 3 5. - Лекс. Энц. сл. 1835: антиномия; САН 1891: антино/мия.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова антиномия

Полезные сервисы