АНТИНОМИАНЕ - от греч. anti, против, и nomos, закон. а) Сектаторы XVI века, будто бы презиравшие все законы. b) Сектаторы, утверждавшие, что в исполнении добрых дел не надобно заботиться о естественных мотивах.
антиномиане или анмиане
антиномизм
Энциклопедический словарь
АНТИНОМИЗМ - АНТИНОМИ́ЗМ, течение в христианстве, учение об оправдании верой, а не законом.
Энциклопедия Кольера
АНТИНОМИЗМ - от греч. anti, "против", и nomos, "закон". Антиномизм всегда был важной тенденцией христианской мысли. Еще апостол Павел утверждал, что "человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим 3:28) и что "если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал 2:21). Под "законом" в данном случае понимаются заповеди и установления, содержащиеся в Торе, пяти первых книгах Библии. Павел доказывает, что установленная Торой практика обрезания, запреты, касающиеся пищи, празднование субботы и прочие правила не имеют религиозного смысла для христиан. Он рассматривает эти установления, вытекающие из заключенного Богом с Авраамом союза-завета, как временные и уже не имеющие силы после пришествия Христа. Учение Павла может показаться призывом к моральной анархии, однако сам он отрицал такое толкование. Павел находит новые основания для нравственности, видя их не в системе правил поведения, а в преображении внутренней жизни христианина: "Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Гал 5:25). Согласно апостолу Павлу, христианин должен воздерживаться от безнравственных поступков не для того, чтобы подчиниться закону или избежать наказания, а потому, что - движимый Духом Святым - он хочет жить новой жизнью, в любви к Богу и к ближнему, и не хочет делать дурное. В эпоху раннего христианства возник целый ряд сект, тяготевших к крайнему антиномизму. Многие гностики вообще отвергали еврейскую Библию, утверждая, что Творец, давший Закон евреям, - это не подлинный Бог, а некое низшее божество; некоторые же секты настаивали на том, что нарушение законов Торы даже необходимо для спасения. Разумеется, ортодоксальное христианство признало еврейскую Библию, принятую в качестве "Ветхого Завета". Христианские богословы (такие, как Фома Аквинский, 1225-1274) различали в установлениях Торы заповеди трех типов: "моральные" законы (направленные против убийства, воровства, прелюбодеяния и т.д.), обрядовые установления (касающиеся пищи, обрезания и т.д.) и юридические законы (регулирующие отношения собственности или установление наказаний за преступления). Такого разграничения нет ни в самой Торе, ни у апостола Павла, однако христианские теологи ссылались на слова из Послания к Римлянам: "Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают... они показывают, что дело закона у них написано в сердцах" (Рим 2:14-15), отождествляя "моральные" законы Торы, изложенные в десяти заповедях, с "естественным" нравственным законом, регулирующим поведение человека в соответствии с разумом. В эпоху Реформации антиномистские споры вступили в новую фазу. Лютер твердо придерживался учения апостола Павла об оправдании одной только верой, а не "делами закона". Вместе с тем в лютеранстве сохраняется представление о том, что десять заповедей были выражением естественного нравственного закона. Они считали этот закон полезным в трех отношениях: он удерживает неверующих от дурных поступков, побуждает верующих к покаянию и обеспечивает необходимое моральное руководство христианам, которые оправданы одной верой, но поведение которых в этой земной жизни еще не вполне изменилось. Некоторые последователи Лютера в своих антиномистских взглядах шли еще дальше учителя. Например, Агрикола (1499-1566) учил, что покаяние верующих вызывается не страхом перед Законом, а исключительно любовью к праведности, и считал, что христиане могут обойтись без знания десяти заповедей. Николай Амсдорфский (1483-1565) занимал еще более радикальную позицию, утверждая, что добрые дела вообще мешают спасению. Обе эти позиции отвергаются в умеренном лютеранстве. Антиномистские споры эпохи раннего христианства и эпохи Реформации отражают постоянное колебание христианской мысли между утверждением свободы, о которой говорил апостол Павел: "стойте в свободе, которую даровал нам Христос" (Гал 5:1), и потребностью в этических нормах, которыми мог бы руководствоваться христианин, осуществляя свой нравственный выбор.
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Орфографический словарь
антиноми́зм, -а
Словарь иностранных слов
АНТИНОМИЗМ (греч., от anti - против, и nomos - закон). Отрицание ветхозаветных законов.
Полезные сервисы
антиномический
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
АНТИНОМИ́ЧЕСКИЙ, антиномическая, антиномическое, и АНТИНОМИЧНЫЙ, антиномичная, антиномичное; антиномичен, антиномична, антиномично (филос.). Содержащий в себе антиномию.
Толковый словарь Ожегова
АНТИНО́МИЯ, -и, ж. (спец.). Противоречие между двумя взаимоисключаемыми положениями, сущностями, явлениями, каждое из к-рых доказуемо логическим путём, существует в отдельности. А. учений о смерти и бессмертии. А. духа и материи. А. между свободой личности и государством.
Орфографический словарь
Формы слов для слова антиномический
антиноми́ческий, антиноми́ческая, антиноми́ческое, антиноми́ческие, антиноми́ческого, антиноми́ческой, антиноми́ческих, антиноми́ческому, антиноми́ческим, антиноми́ческую, антиноми́ческою, антиноми́ческими, антиноми́ческом, антиноми́ческ, антиноми́ческа, антиноми́ческо, антиноми́чески
Синонимы к слову антиномический
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
антиноми́ческий п 3a✕~
Словарь галлицизмов русского языка
АНТИНОМИЧЕСКИЙ ая, ое antinomique adj. филос. Содержащий в себе антиномию, противоречие. Твои выходки насчет письма о Петербурге и справедливы и нет, все берется там только в антиномическом смысле, а оно и не имеет целью быть руководством к изучению. 23. 3. 1844. Герц. - Н. Х. Кетчеру. // 30-24 179. - Лекс. БАС-1 1948: антиноми/ческий; Уш. 1935: антиноми/чный.
Полезные сервисы
антиномичность
антиномичный
Толковый словарь
Орфографический словарь
антиноми́чный; кратк. форма -чен, -чна
Синонимы к слову антиномичный
Грамматический словарь
антиноми́чный п 1*a
Полезные сервисы
антиномия
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
АНТИНО́МИЯ, антиномии, жен. (греч. antinomia) (филос.). Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями.
Толковый словарь Ожегова
АНТИНО́МИЯ, -и, жен. (спец.). Противоречие между двумя взаимоисключаемыми положениями, сущностями, явлениями, каждое из к-рых доказуемо логическим путём, существует в отдельности. А. учений о смерти и бессмертии. А. духа и материи. А. между свободой личности и государством.
| прил. антиномический, -ая, -ое.
Энциклопедический словарь
АНТИНО́МИЯ -и; ж. [от греч. antinomia - противоречие в законе]. Филос., лог. Противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, каждое из которых доказуемо логическим путем. А. между прерывностью и непрерывностью.
◁ Антиноми́ческий, -ая, -ое. А-ое противоречие. Антиноми́чный, -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. А-ая природа мышления. А-ые положения суждений.
* * *
антино́мия (греч. antinomía - противоречие в законе), противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Учение об «антиномии разума», неизбежно возникающих при попытке осмыслить мир как единое безусловное целое, было развито И. Кантом. См. также Апория, Парадокс.
* * *
АНТИНОМИЯ - АНТИНО́МИЯ (греч. antinomia, букв. противоречие между законами), противоречие двух равносильных суждений или умозаключений (термин известен с 17 века).
Идея антиномии отчетливо выражена у Р. Декарта (см. ДЕКАРТ Рене) в дуализме мыслящей и телесной субстанций («вещи мыслящей» и «вещи протяженной»). Однако особый философский смысл эта идея приобретает в учении об антиномиях чистого разума И. Канта (см. КАНТ Иммануил). Антиномия, по Канту, есть необходимое противоречие, к которому разум приходит тогда, когда стремится мыслить мир как единое целое, подразумевая при этом в качестве предпосылки идею абсолютного (или безусловного); последняя же приложима лишь к миру «вещей в себе», (см. ВЕЩЬ В СЕБЕ) а не к миру опыта (т.е. к миру конечных и обусловленных явлений).
В основе антиномии лежит противоречивость, двойственность самой идеи бытия, предполагающей разделение бытия на объект познания и субъект познания. Эта черта познающего разума сказывается в многообразных расщеплениях, определяющих всю культуру Нового времени. Сфера «практического разума» (свободная причина) отщепляется от сферы «теоретического разума» (детерминизм), сфера культуры (духа) от сферы природы. Антиномия определяет также структуру и основные идеализации (см. ИДЕАЛИЗАЦИЯ) научной теории нового времени. Предельная и элементарная идеализация предмета в научном познании выражается принципиально антиномическим понятием: напр., материальная точка одновременно принадлежит и физическому континууму действий, и математическому континууму положений. В 20 в. корпускулярно-волновой дуализм (см. КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВОЙ ДУАЛИЗМ), неопределенности принцип (см. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИНЦИП) и дополнительности принцип (см. ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП) делают именно антиномизм понятия «материальная точка» теоретическим базисом новой неклассической физики, прежде всего квантовой механики (см. КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА).
Большой энциклопедический словарь
АНТИНОМИЯ (греч. antinomia - противоречие в законе) - противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Различают антиномии, являющиеся логическим отражением противоречий самой действительности, и антиномичные суждения - парадоксы, обусловленные историческим уровнем развития знания.
Академический словарь
-и,
ж. филос., лог.
Противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем.
[греч. ’αντινομία]
Иллюстрированный энциклопедический словарь
АНТИНОМИЯ (греческое antinomia - противоречие в законе), противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Смотри Парадокс.
Евразийская мудрость от А до Я.
противоречивость между двумя противоположными понятиями, положениями, каждое из которых признается логически доказуемым и приемлемым.
Орфографический словарь
антино́мия, -и
Словарь ударений
антино́мия, -и
Формы слов для слова антиномия
антино́мия, антино́мии, антино́мий, антино́миям, антино́мию, антино́мией, антино́миею, антино́миями, антино́миях
Синонимы к слову антиномия
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: парадокс
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
антино́мия ж 7a
Словарь галлицизмов русского языка
АНТИНОМИЯ и, ж. antinomie f.< , лат. филос. Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями. Уш. 1935. Противоречие между двумя положениями, каждое из которых логически доказуемо. БАС-2.|| О противоречиях между чем-л. БАС-2. Прием изображения идеи - опять тот же: контрасты и антиномии, так уже повредившие все романам Гюго. ОЗ 1874 213 2 125. Феербах вполне правильно заметил, что идеалистический монизм разрешает антиномию между духом и материей путем простого упразднения материи. Плеханов Ист. рус. общ. мысли. Посылаются на тебя, Демьян, проклятия: Не разрешить мол, с Демьяном иначе антиномии, Как съездивши его по физиономии. А отсюда один шаг до сентенции, Что -" Демьян подлежит интервенции". 1919. Принцевы острова. // Бедный 8-3 224. Снята ли в наши дни антиномия "народное - массовое"? Или ее не было вовсе, и это идеологический фантом. ИК 1999 3 5. - Лекс. Энц. сл. 1835: антиномия; САН 1891: антино/мия.
Словарь иностранных слов
АНТИНОМИЯ (от греч. anti - против, и nomos - закон). 1) противоречие в законе. 2) доказательство нереальности понятия выводом из него двух противоположных суждений.