Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мстера

Энциклопедический словарь

МСТЕРА - МСТЕРА (до начала 20 века - Богоявленская слобода Мстера), поселок городского типа в Вязниковском районе Владимирской области. Расположен в 14 км от железнодорожной станции Мстера (на линии Ковров - Нижний Новгород). Один из крупнейших в России центров бытования традиционных художественных промыслов - лаковой миниатюры на папье-маше, вышивки и ювелирных изделий.

Первое упоминание о Богоявленском погосте на реке Мстере, относившемся к вотчине князей Ромодановских, встречается в писцовых книгах за 1628. Низкое плодородие земли, с одной стороны, и водный путь, связывающий село через Клязьму, Оку и Волгу с крупными торговыми городами Поволжья, с другой, способствовали раннему развитию ремесел. Крупнейшее из них - иконописание - возникло в 17 в. в Богоявленском монастыре и к концу 18 в. широко распространилось по всей слободе, став основным занятием мужского населения. Особого развития художественные ремесла Мстеры (производство икон и церковной утвари, вышивка гладью) получили после реформы 1861.

К началу1930-х гг. бывшие художники-иконописцы освоили технологию изготовления изделий из папье-маше, украшенных миниатюрной живописью, сохранив стилистику древнерусской иконописи. В 1931 была основана артель «Пролетарское искусство» (с 1960 - фабрика). Работают и другие фабрики: строчевышивальная (белая мстерская гладь и «владимирские швы»), «Ювелир» (изделия в технике скани (см. СКАНЬ)), игрушечная, мебельная и другие, а также Мстерский художественный музей.

Большой энциклопедический словарь

МСТЕРА (до начала 20 века - Богоявленская слобода Мстера) - поселок городского типа в Вязниковском районе Владимирской области. Расположен в 14 км от железнодорожной станции Мстера (на линии Ковров - Нижний Новгород). Один из крупнейших в России центров бытования традиционных художественных промыслов - лаковой миниатюры на папье-маше, вышивки и ювелирных изделий.Первое упоминание о Богоявленском погосте на реке Мстере, относившемся к вотчине князей Ромодановских, встречается в писцовых книгах за 1628. Низкое плодородие земли, с одной стороны, и водный путь, связывающий село через Клязьму, Оку и Волгу с крупными торговыми городами Поволжья, с другой, способствовали раннему развитию ремесел. Крупнейшее из них - иконописание - возникло в 17 в. в Богоявленском монастыре и к концу 18 в. широко распространилось по всей слободе, став основным занятием мужского населения. Особого развития художественные ремесла Мстеры (производство икон и церковной утвари, вышивка гладью) получили после реформы 1861.К началу1930-х гг. бывшие художники-иконописцы освоили технологию изготовления изделий из папье-маше, украшенных миниатюрной живописью, сохранив стилистику древнерусской иконописи. В 1931 была основана артель "Пролетарское искусство" (с 1960 - фабрика). Работают и другие фабрики: строчевышивальная (белая мстерская гладь и "владимирские швы"), "Ювелир" (изделия в технике скани), игрушечная, мебельная и другие, а также Мстерский художественный музей.Литература:Семеновский Д. Н. Мстера. М., 1939.Тиц А. А. По окраинам Владимирским: Вязники, Мстера, Гороховец. М., 1969.Бардина Р. А. Художественные промыслы Владимирской области. Ярославль, 1975.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА - традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере.

История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи. Вышивка белой гладьюВ сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям - маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке. Организация артелиВ 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт.В 1940-1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц. Использование "владимирского шва"В 1950-х годах мстерские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также в г. Александрове). Так называемые "владимирские швы" - яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья."Русская гладь"В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - "русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.Литература:Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934.Воронова Л. И. Владимирские швы. М., 1952Воронова Л. И. Мстерская белая гладь. М., 1954.Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ (?-1036) - князь тмутараканский (с 988) и черниговский (с 1026), сын Владимира I. Покорил косогов и ряд кавказских племен. Борьба с князем Ярославом Мудрым завершилась разделом государства по р. Днепр, сохранявшимся до смерти Мстислава Владимировича.

Синонимы к слову мстера

сущ., кол-во синонимов: 3

Сканворды для слова мстера

- Посёлок городского типа в Вязниковском районе Владимирской области.

Полезные сервисы

мстёра

Синонимы к слову мстёра

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

Мстёра ж 1а (река; поселок)

Полезные сервисы

мстёрец

Орфографический словарь

мстёрец, -рца, твор. п. -рцем

Синонимы к слову мстёрец

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

мстерец

Синонимы к слову мстерец

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

мстёрская вышивка

Энциклопедический словарь

Мстёрская вы́шивка - вид русского народного шитья, сложившийся в посёлке Мстёра (Владимирская область). В середине XIX в. возникла мстёрская вышивка белой гладью с изящными мелкими узорами, в советское время распространилась цветная мстёрская вышивка «владимирским швом» с крупными узорами. Мстёрскую вышивку изготовляет Строчевышивальная фабрика (организована на базе артели, основана в 1923; скатерти с вышивкой белой гладью, платья с вышивкой «владимирским швом»); среди мастериц - Т. М. Дмитриева-Шульпина, В. Н. Носкова.

* * *

МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА - МСТЕРСКАЯ ВЫ́ШИВКА, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере (см. МСТЕРА). История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви (см. ХОРУГВЬ), плащаницы, воздухи.

Вышивка белой гладью

В сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям - маркизету (см. МАРКИЗЕТ) и батисту (см. БАТИСТ). Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке.

Организация артели

В 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт.

В 1940-1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц.

Использование «владимирского шва»

В 1950-х годах мстерские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также в г. Александрове). Так называемые «владимирские швы» - яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья.

«Русская гладь»

В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - «русская гладь»: растительный узор выполняется швом «вперед иголку» по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные «разделки» - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.

Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Мстёрская вышивка. Т.М. Дмитриева-Шульпина. Накидка. Белая гладь. 1956. Музей народного искусства. Москва.

Мстёрская вышивка. Т.М. Дмитриева-Шульпина. Накидка. Белая гладь. 1956. Музей народного искусства. Москва.

Мстерская вышивка

МСТЁРСКАЯ ВЫШИВКА, вид русского народного шитья; сложился в поселке Мстера (Владимирская область) в середине 19 в. - вышивка белой гладью с изящными мелкими узорами, позже - цветная с крупными узорами. В 1923 основана артель (ныне фабрика), выпускающая белье, блузки, салфетки и т.д.

Полезные сервисы

мстёрская миниатюра

Энциклопедический словарь

Мстёрская миниатю́ра - вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки и др.). Возникла в 1923 в посёлке Мстёра (Владимирская область) на основе традиционного иконописного промысла (Артель древнерусской живописи, с 1931 артель «Пролетарское искусство», с 1960 фабрика). Для мстёрской миниатюры (бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты) характерны теплота и живописная мягкость колорита, небольшие фигурки, пейзажная среда (художники Н. П. Клыков, А. Ф. Котягин, И. Н. Морозов), распространились также орнаментальные композиции, натюрморты (художник Е. В. Юрин).

* * *

МСТЕРСКАЯ МИНИАТЮРА - МСТЕРСКАЯ МИНИАТЮ́РА, вид традиционной русской миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся к началу 1930-х гг. в поселке Мстера на основе местного иконописного промысла.

Мстерская иконопись

Иконописание возникло в Богоявленском мужском монастыре в 17 в. и к середине 18 в. распространилось в Богоявленской слободе Мстера, став одним из основных занятий ее мужского населения. Постепенно из небольших семейных производств выросли достаточно крупные мастерские с числом наемных иконописцев до тридцати человек. Наиболее известными были мастерские С. А. Суслова, И. П. Догадина и В. А. Шитова. Иконописный стиль Богоявленской слободы 18-19 вв. определялся запросами старообрядцев, стремившихся к сохранению древнерусской иконописной традиции: образцовой считалась иконопись древнего Новгорода, Москвы 16 в. и Русского Севера - так называемые «северные (поморские) письма». Для икон этого направления характерен сдержанный темный колорит, изысканные плоскостные орнаментальные композиции, ковром покрывающие иконную доску, и умеренное применение золота для проработки деталей.

К началу 19 в. иконы мастеров Богоявленской слободы продавались по всей территории России, а также в других православных странах - Румынии, Сербии, Болгарии.

Роль И. А. Голышева в развитии мстерской иконописи

Большую роль в развитии искусства мстерских иконописцев сыграл ученый, просветитель и общественный деятель Иван Александрович Голышев, выходец из крепостных крестьян Богоявленской слободы. В конце 1850 - начале 1860-х гг. он открыл в селе Сарское-Татарово близ Мстеры сельскую литографию, где печатал лубочные картинки, «Альбомы русских древностей». Печатные рисунки на темы русских сказок, песен, былин, житий святых расписывались на дому женщинами и детьми. И. А. Голышев занимался сбором и изучением древних рукописей, состоял членом восьми научных обществ России, однако главным делом его жизни было изучение истории древнего мстерского иконописного промысла, достигшего к середине 19 в. своего наивысшего расцвета.

Мстерские иконописцы в Москве и в других городах

На волне всеобщего интереса к национальному культурному наследию, характерному для русского общества того времени, возрос спрос на иконы мстерского письма. Иконописцы Богоявленской слободы приглашались в Москву, Петербург, Новгород для реставрации древнерусских икон и росписи храмов. Выходцы из Мстеры братья Чириковы, М. И. Дикарев, В. А. Гурьянов открыли в Москве собственные иконописные мастерские, пригласив на работу в древнюю столицу наиболее талантливых своих земляков. Эти мастерские, выпускавшие дорогие иконы, написанные в стиле древнерусской живописи, выполняли заказы императорского двора и богатых старообрядческих семейств.

В начале 20 в. в связи с широким развитием производства печатных икон, иконописный промысел в Мстере, как и в других живописных центрах, резко пошел на спад. Особенно остро вопрос о необходимости поиска новых форм выражения древней живописной традиции, веками сохранявшейся в искусстве многих поколений мстерских мастеров, встал в послереволюционные годы.

«Артель древнерусской живописи»

В 1923 мстерские иконописцы А. Н. Куликов, Н. П. Клыков, А. И. Брягин, А. Ф. Котягин, В. Н. Овчинников, Е. В. Юрин и А. М. Меркурьев организовали «Артель древнерусской живописи», попытавшись перенести свое искусство на украшение деревянных точеных изделий - солонок, тарелок, матрешек, коробочек и т. д. К 1930-м гг. ими была освоена технология изготовления изделий из папье-маше, заимствованная у мастеров старейшего в России центра лаковой миниатюры - подмосковного Федоскина. Покрытые черным лаком шкатулки, бисерницы, ларчики стали расписываться темперными красками, растертыми по древнерусскому способу на яичном желтке с добавлением воды и кваса. Сохранилась и стилистика древнерусской иконы - стройные пропорции фигур с небольшими изящными головами, условное изображение пейзажа с горками-площадками и т. д. Сохранив принципы иконного письма, мстерские миниатюристы обратились к темам крестьянской жизни, русского песенного и сказочного фольклора.

Особенности мстерской миниатюры

В отличие от другой русской лаковой миниатюры, основанной на древнерусской иконописной традиции (Палех и Холуй), в мстерской миниатюре особую роль играет пейзаж, написанный мелкими узорными мазками на фоне сияющего голубого неба. Пространство строится несколькими живописными планами и имеет глубину. Написанную на поверхности шкатулки композицию обрамляет тонкий изящный орнамент, выполненный твореным золотом, ковровая цветочная роспись часто покрывает боковые грани ларцов и шкатулок. Цветочный орнамент, близкий декоративной росписи 17 в., может играть в мстерской миниатюре и самостоятельную роль, украшая крышки изделий.

«Пролетарское искусство»

В 1931 в Мстере была образована артель миниатюрной живописи «Пролетарское искусство». Уже к сер. 1930-х гг. искусство Мстеры получило высокую оценку за рубежом. На всемирных выставках в Милане (1935), Париже (1937) и Нью-Йорке (1939) мстерские миниатюристы были удостоены дипломов, золотых и серебряных медалей.

Во второй половине 1940-х гг. искусство Мстеры, как и других центров лаковой миниатюры, захлестнул станковизм - художники в основном стали копировать картины русских художников 19 в. Особая декоративная специфика миниатюры, основанная на условности ее художественного языка, была нарушена. Лишь в 1960-1970-х гг. началось возрождение традиции, поиск новых направлений в искусстве мстерской миниатюры.

Современное производство

В 1970-1990-х гг. мастера мстерской миниатюры активно развивали искусство промысла, сохраняя традиционную узорность и декоративность строгой лаконичной композиции, мягкий колорит, построенный на ярких звучных красках. В современной Мстере возрождаются традиции иконописания, реставрационного дела и монументальной живописи.

Центром промысла является фабрика, созданная в 1960 на основе артели «Пролетарское искусство». Активно работают частные мастерские и отдельные мастера. Среди ведущих художников Мстеры - Л. А. Фомичов, В. Ф. Некосов, Ю. М. Ваванов, В. Н. Молодкин, П. И. Сосин, Н. А. Любомудрова и др.

Гуманитарный словарь

МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮ́РА - разновидность рус. лаковой миниатюры, сложившаяся в с. Мстера (Владимирская обл.), где в нач. 1920-х гг. местные художники, издавна занимавшиеся иконописью, освоили роспись лаковых изделий. В 1923 образована артель др.-рус. живописи, с 1960 - ф-ка по произ-ву предметов прикл. иск-ва (коробки, шкатулки, ларцы). Технология М. М. заимствована у мастеров Федоскинской мин. и представляет собой живопись темперными красками на лак. изделиях, выполненных в осн. из папье-маше. Для М. М. характерны обращение к традиц. мотивам рус. иск-ва, пейзажная среда, живоп. мягкость и теплота колорита, сюжетность изображений (используются гл. обр. сюжеты бытового, фолькл., ист. хар-ра). Орнамент. композиции М. М. составлены из сочетаний растений, цветов. Часто встречается мотив натюрморта. Мастера М. М. - Н. Крылов, И. Морозов, Е. Юрин и др.

Мстёрская миниатюра. Шкатулка «Лето»

Мстёрская миниатюра. Шкатулка «Лето»

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Мстёрская миниатюра. Н.П. Клыков. На покосе. 1944. Музей народного искусства. Москва.

Мстёрская миниатюра. Н.П. Клыков. "На покосе". 1944. Музей народного искусства. Москва.

Мстерская миниатюра

МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА, вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях, главным образом из папье-маше (коробки, шкатулки, ларцы и др.), сложившийся в поселке Мстера (Владимирская область) на базе местного иконописного промысла (артель древнерусской живописи, с 1931 артель "Пролетарское искусство", с 1960 фабрика). Для Мстерской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные и исторические сюжеты, теплый и мягкий колорит.

Полезные сервисы

мстерские ювелирные изделия

Энциклопедический словарь

МСТЕРСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ - МСТЕРСКИЕ ЮВЕЛИ́РНЫЕ ИЗДЕ́ЛИЯ, традиционное производство украшений, посуды, декоративных предметов из золота, серебра и мельхиора в поселке Мстера (см. МСТЕРА).

Возникновение промысла

С начала 18 в., с развитием иконописного промысла, появляются в Мстере ризочеканные и фольгоуборочные мастерские. Богатые оклады из серебра и золоченой меди украшались эмалевыми дробницами и филигранью (см. ФИЛИГРАНЬ). В начале 20 в. на базе этих мастерских создается фабрика по производству окладов.

В 1930 из бывших фабричных мастеров организуется артель по изготовлению металлической посуды, украшаемой чеканкой, гравировкой, позолотой и серебрением, возрождается забытая техника скани (см. СКАНЬ). Помимо производства посуды артельщики выполняют ряд работ по реставрации драгоценных окладов и ювелирных изделий для крупнейших музеев страны.

Фабрика «Мстерский ювелир»

В начале 1950-х гг. здесь открывается фабрика «Мстерский ювелир», на которой формируется группа художников, разрабатывающих для фабрики художественные посудные формы из мельхиора с золочением, украшенные филигранью. Ажурная филигрань в изделиях фабрики удачно сочетается с чеканными и штампованными клеймами.

В последние годы фабричные художники Н. Н. Иванов, Н. Н. Муромкина, Н. И. Кочетова и другие занимаются разработкой сканых ювелирных изделий, отличающихся особым изяществом растительного и геометрического орнамента, возрождают древнюю технику изготовления витражных эмалей.

Полезные сервисы

мстёрский

Орфографический словарь

мстёрский (от Мстёра; мстёрская миниатю́ра)

Синонимы к слову мстёрский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

мстерский

Синонимы к слову мстерский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

мстёрцы

Орфографический словарь

мстёрцы, -ев, ед. ч. -рец, -рца, твор. п. -рцем

Полезные сервисы