Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

инкунабула

Энциклопедия Кольера

ИНКУНАБУЛА (от лат. incunabula - "колыбель"),

всякая книга, напечатанная на начальном этапе книгопечатания (1450-1500), после изобретения Иоганном Гутенбергом (ок. 1400-1468) подвижных металлических литер. По оценкам, всего было выпущено порядка 40 000 инкунабул (из них ок. 30 000 составляют книги), сохранившиеся приблизительно в 500 000 экземпляров. У коллекционеров и в библиотеках Северной Америки представлена примерно треть изданий. Инкунабулы интересны как предшественники современного книгопечатания и издательской деятельности. Приведя эпоху рукописных книг, или манускриптов, к завершению, инкунабулы задали образец для современных книг. Величайшим сокровищем среди редких инкунабул является 42-строчная Библия Гутенберга (1456). Ныне в мире насчитывается ок. 40 экземпляров этого издания. Многие исследователи склонны считать, что недавно открытый Требник Констанс, три копии которого известны, опередил Библию Гутенберга на три или четыре года. Для первых инкунабул характерен утяжеленный рисунок шрифта, грубые бумага и переплеты. Но уже к концу 15 в. стали использоваться более утонченные шрифты. Многие специалисты считают самым красивым изданием эпохи Возрождения Гипнэротомахию Полифила (Hypnerotomachia Poliphili) Франческо Колонны, изданную в 1499 с иллюстрациями в типографии Альдо Мануччи. Среди первых инкунабул - Индульгенция папы Николая V (1455), Бенедиктинская псалтырь (1459), Католикон Иоганна Бальба, а также Донат, Сенека, Цицерон и другие античные авторы. В этот период книги выходили исключительно на латыни. Ближе к концу столетия появились издания на живых языках, древнегреческом (в 1479) и древнееврейском. Тематически они очень разные - математика, медицина, астрология, музыка, путешествия и право. Что касается характерных черт инкунабул, то издательская марка была введена в Кельне Иоганном Келхоффом Старшим (ум. ок. 1493), цветную печать изобрел Петер Шеффер (ок. 1425 - ок. 1505), а позднее - Эрхард Ратдольт (ок. 1442-1528); нечто подобное современным титульным листам впервые появилось у Шеффера. Цветные инициалы (иногда их исполняли от руки) - пережиток рукописных средневековых книг. Богатыми собраниями инкунабул обладают библиотека Ватикана, Библиотека Конгресса, Британский музей, Национальная библиотека в Париже, Бодлианская библиотека Оксфордского университета, библиотеки Пирпонта Моргана и Г.Э.Хантингтона. Ценные инкунабулы хранятся в других библиотеках. Разрушительное землетрясение и последовавший за ним пожар в Сан-Франциско привели к гибели коллекции Сутра из 4000 инкунабул в 1906; много инкунабул погибло при пожаре старой библиотеки Гарвардского университета. Идентификация и каталогизация инкунабул требуют от коллекционеров и библиотечных работников глубоких знаний. Среди источников, помогающих установлению инкунабул, можно назвать немецкий Сводный каталог инкунабул (Gesamtkatalog der Wiegendrucke, 8 тт., 1925-1940, переработанное издание выходит с 1968), Каталог книг, напечатанных в 15 в., ныне находящихся в Британском музее (Catalogue of Books Printed in the 15th Century Now in the British Museum).

Полезные сервисы

книгопечатание

Лингвистика

Книгопеча́тание -

комплекс процессов по изготовлению печатной книги. Книгопечатание

предполагает печатание текста с наборной формы, составленной из

отдельных элементов - литер. Термин «книгопечатание» обычно

применяется по отношению к истории изготовления книги. Для современного

книгопечатного производства чаще используется термин

«полиграфия».

Древнейший образец бескрасочного оттискивания текста с помощью

рельефных форм - глиняный диск из Феста (о. Крит, 17 в. до н. э.). Самый

ранний способ воспроизведения текстов и иллюстраций с переносом

красочного слоя - ксилография, т. е. печатание с гравированной на дереве

формы. Первые известные оттиски, изготовленные ксилографическим

способом, датируются 8 в. (Корея, Китай, Япония). В Европе в 1‑й

половине 15 в. появились первые книги, оттиснутые ксилографическим

способом, на страницах которых воспроизведены иллюстрации с небольшим

пояснительным текстом, вписанным от руки, а позднее - также

воспроизведённым способом гравюры на дереве.

Книгопечатание

class="ramka" />

Диск из Феста.

Первые опыты книгопечатания путём переноса красочного слоя с наборной

формы на бумагу были предприняты в 1041-48 в Китае Би Шэном,

изготовлявшим отдельные литеры из глины. В 15 в. в Корее были применены

металлические литеры из бронзы. Возникновение европейского способа

книгопечатания связано с именем И. Гутенберга и относится к 40‑м гг.

15 в. К. Маркс считал книгопечатание «...самым мощным рычагом для

создания предпосылок необходимого духовного развития»

(Маркс К., Машины. Применение природных сил и науки, «Вопросы

истории естествознания и техники», 1968, в. 25, с. 36). Изобретение

книгопечатания сделало возможным быстрое закрепление и массовое

распространение научных исследований, информации, полученной в

результате возникновения новых производств и ремёсел, географических

открытий. Книгопечатание способствовало тому, что образование

потеряло религиозный характер и сделалось светским, содействовало

становлению и развитию литератур на национальных языках, унификации орфографии и графических форм письма. Печатная книга стала средством

распространения и пропаганды форм общественного сознания, орудием

социальной и идеологической борьбы. Это в значительной степени

обусловлено техническими преимуществами книгопечатания, и прежде

всего тем, что оно обеспечило возможность повторного воспроизводства

текстов, массовость тиражей.

В изданиях Гутенберга типографским способом воспроизводился лишь

текст, инициалы и орнаментальные украшения делались от руки. Первый

опыт типографского воспроизведения орнаментики был предпринят

П. Шёффером в 1457 на страницах так называемой Майнцской псалтыри.

Печатная книга с гравированными на дереве иллюстрациями впервые выпущена

в Бамберге в 1461 А. Пфистером.

Книгопечатание быстро распространилось по странам Европы: в Италии с

1465 (Субиако, близ Рима), в Швейцарии около 1468 (Базель), во Франции с

1470 (Париж), в Бельгии с 1473 (Алст), в Венгрии с 1473 (Будапешт), в

Польше около 1473 (Краков), в Испании с 1474 (Валенсия), в Чехословакии

(Пльзень) и Англии (Вестминстер) с 1476, в Австрии (Вена) и Дании

(Оденсе) с 1482, в Швеции с 1483 (Стокгольм), в Португалии с 1487

(Фару). Значительным центром книгопечатания в 15 в. становится

Венеция, где до 1500 было основано около 150 типографий. Первые книги

славянского глаголического шрифта (см. Глаголица) были напечатаны в 1483, кирилловского

шрифта (см. Кириллица) - в 1491

(Краков, типограф Ш. Фиоль). Крупнейшие типографы 15 в. - Шёффер,

А. Кобергер (Германия), Э. Ратдольт (Германия - Италия), Н. Иенсон,

А. Мануций, У. Ган (Италия), И. Амербах, И. Фробен, Н. Кеслер

(Швейцария), У. Кэкстон (Англия). Мануций в 1490 в Венеции объединил

вокруг себя знатоков греческого языка и издавал

древнегреческих авторов с тщательной текстологической подготовкой

печатаемых сочинений.

До 1500 примерно в 260 городах Европы возникли типографии; было

напечатано около 40 тыс. книг общим тиражом свыше 10 млн. экз. Книги,

изданные в Европе до 1 января 1501, называются инкунабулами.

В 16-17 вв. в Европе сложились типографско-издательские династии

Этьеннов (Франция), Плантенов (Бельгия), Эльзевиров (Нидерланды). Робер

Этьенн Первый, в частности, составил и издал толковый словарь латинского языка - «Сокровищница латинского языка»

(т. 1-2, 1531). Среди фундаментально подготовленных текстологически и

снабженных научным аппаратом изданий Эльзевиров (их книги по имени

издателей называются «эльзевирами») - труды по арабскому и древнееврейскому языкам.

В 1517 белорусский просветитель Ф. Скорина напечатал книги

кирилловским шрифтом в Праге, а в 1522 основал в Вильне (ныне Вильнюс)

первую типографию. Возникновение книгопечатания в Москве

датируется около 1553, когда появилась так называемая анонимная

типография, выпустившая не менее 7 изданий. В 1564 Иван Фёдоров и Пётр

Мстиславец закончили печатать первую точно датированную русскую

печатную книгу «Апостол». Иван Фёдоров напечатал в Москве также два

издания «Часовника», затем в 1566 переехал в Заблудов (ныне на

территории ПНР), где в 1568-1569 напечатал «Учительное евангелие» (на

его страницах помещено «Слово Кирилла Туровского» - первый

напечатанный памятник древнерусской литературы) и «Псалтырь с

Часословцем» (1569-70). Третья типография Ивана Фёдорова, ставшая

первой типографией на Украине, была основана во Львове в 1573; здесь

напечатано в 1573-74 новое издание «Апостола», а в 1574 - «Азбука»,

первый печатный русский учебник. Четвёртая типография Ивана Фёдорова

основана в 1578 в Остроге, где в тот же год было напечатано новое

издание «Азбуки», а в 1580-81 - первое полное издание славянской Библии

кирилловского шрифта (так называемая Острожская библия).

Возникновение книгопечатания в Москве было тесно связано с

централизацией государственной власти, с реформационными русскими

религиозными течениями, со стремлением правительства Ивана Грозного

унифицировать тексты богослужебных книг, с гуманистическими,

просветительскими воззрениями передовых людей. Применительно к нуждам

книгопечатания в начале 18 в. в России по инициативе Петра I был

создан гражданский шрифт, получивший

широкое распространение.

Основой печатных процессов со времён Гутенберга был ручной печатный

станок, древнейшее изображение которого относится к 1499, а первое

полное техническое описание сделано в 1607 В. Дзонко. Реконструкция

станка в 16 - 18 вв. сводилась к механизации отдельных процессов, а

также к последовательной замене деревянных частей металлическими. Первый

цельнометаллический станок изготовил около 1800 Ч. Стенхоп.

Большую роль в развитии книгопечатания сыграла так называемая

типометрия - типографская система мер, предложенная П. С. Фурнье в

1737, усовершенствованная Ф. А. Дидо и позднее применяемая без

существенных изменений; с её помощью измеряются типографские шрифты,

линейки и пробельные материалы, а также элементы печатной формы.

Резкому удешевлению иллюстрированной печатной книги способствовало

создание в 18 в. новых репродукционных процессов - торцовой ксилографии

и литографии, преобладавших в книгопечатании до конца 19 в.

В 19 в. типографская мануфактура превратилась в машинную

полиграфическую индустрию благодаря появлению печатных, наборных и

брошюровочно-переплётных машин. Переворот в печатной технике совершила

запатентованная в 1863 У. Баллоком ротационная машина, печатавшая с

полуцилиндрических стереотипов (цельных рельефных копий

типографского набора и клише) на бумажном полотне, сматываемом с рулона;

в 1869 Х. Скотт снабдил эту машину фальцевальным аппаратом. Решающий шаг

в механизации наборного процесса - изобретение строкоотливной машины

линотип (1886) и буквоотливной машины монотип (1897). В 19 в. были

созданы и фотомеханические способы воспроизведения иллюстраций -

фототипия, гелиогравюра, фотоцинкография, автотипия. В начале 20 в.

создан способ офсетной печати, при котором краска с печатной формы

передаётся под давлением на промежуточную эластичную поверхность

резинового полотна, а с неё на бумагу или другой печатный материал. Всё

это потребовало дальнейшей рационализации наборного процесса, что было

осуществлено с изобретением в конце 19 в. фотонаборных машин, широко

внедрённых в производство в 50-60‑е гг. 20 в. В книгопечатании

наступил переход к автоматической системе машин, к широкому

применению электронных счётно-решающих устройств, электрическим и

магнитным способам формирования изображений, к внедрению

синтетических материалов.

Механизация производственных процессов создала условия для появления

в книгопечатании ряда развитых капиталистических стран крупных фирм,

сосредоточивших в своих руках различные отрасли книжного дела;

первоначально универсальные, эти фирмы в дальнейшем, как правило,

специализируются в области определённой печатной продукции.

В СССР развитие книгопечатания после 1917 столкнулось с проблемой

перестройки и, главное, значительного расширения полиграфической базы,

которая была далеко недостаточна для удовлетворения быстро растущей

потребности в печатной продукции. В. И. Ленин поставил перед

Наркомпросом задачу «...в один год - даже при теперешней нищете - дать

народу... все необходимые учебники и всех необходимых классиков

всемирной литературы, современной науки, современной техники» (Полн.

собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 332). Выполнение этой задачи осложнялось

многонациональным характером советского государства, но уже в

20‑х гг. началась широкая научная работа по созданию новых

письменностей для ранее бесписьменных народов и усовершенствованию

ряда существующих письменностей (см. Всесоюзный центральный комитет нового алфавита).

Это потребовало решения многих технических задач, в первую очередь

разработки значительного количества новых типографских шрифтов.

Имеющиеся в некоторых регионах полиграфические предприятия

перестраивались и расширялись, но преимущественно они заново

создавались во многих союзных и автономных республиках. В 80‑х гг. в

СССР действовало свыше 4 тыс. таких предприятий, выпускающих печатную

продукцию на нескольких десятках языков народов

СССР, а также на многих иностранных языках.

Булгаков Ф. И., Иллюстрированная история книгопечатания и

типографского искусства, т. 1, СПБ, [1889];

Щелкунов М. И., История, техника, искусство книгопечатания,

М. - Л., 1926;

Немировский Е. Л., Возникновение книгопечатания в Москве.

И. Фёдоров, М., 1964;

его же, Начало славянского книгопечатания, М., 1971;

Пятьсот лет после Гутенберга. 1468-1968, М., 1968;

его же, Иоганн Гутенберг, М., 1980;

В. И. Ленин, КПСС о печати. Сборник документов и материалов, 2 изд.,

М., 1974;

Функе Ф., Книговедение. Исторический обзор книжного дела,

М., 1982;

Bogeng G. A. E., Geschichte der Buchdruckerkunst,

Hellerau - Lpz. - B., 1930-41;

Barge H., Geschichte der Buchdruckerkunst von

ihren Anfängen bis zur Gegenwart, Lpz., [1940];

Vladimirovas L., Knygos istorija, Vilnius,

1979;

Steinberg S. H., Five hundred years of printing,

3 ed., Harmondsworth, 1979.

Е. Л. Немировский.

Полезные сервисы