м.
Одно из двух основных (второе после суннитов) направлений в исламе, признающее только Коран и отвергающее большинство положений Сунны.
м.
Одно из двух основных (второе после суннитов) направлений в исламе, признающее только Коран и отвергающее большинство положений Сунны.
ШИИ́ЗМ -а; м. [от араб. ši'a - приверженцы, партия] Одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений ислама, признающее Коран источником веры, но отвергающее большинство положений сунны.
◁ Шии́тский (см.).
* * *
шии́зм (от араб. ши’а - группа приверженцев), одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в VII в. На почве споров о числе имамов и личности последнего из них шиизм раскололся на несколько сект. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов - Алидов. Шиизм - государственная религия в Иране, распространён в Йемене, Ираке, Ливане, Бахрейне, Азербайджане и др.
* * *
ШИИЗМ - ШИИ́ЗМ (от араб. ши"а - группа приверженцев), одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в 7 в. на почве споров о числе имамов (см. ИМАМ) и личности последнего из них. Шиизм раскололся на несколько сект. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов - Алидов. Шиизм - государственная религия в Иране, распространен в Йемене, Ираке, Ливане, Бахрейне и др.
ШИИЗМ (от араб. ши а - группа приверженцев) - одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в 7 в. на почве споров о числе имамов и личности последнего из них. Шиизм раскололся на несколько сект. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов - Алидов. Шиизм - государственная религия в Иране, распространен в Йемене, Ираке, Ливане, Бахрейне и др.
-а, м.
Направление в исламе, признающее коран, но отвергающее большинство положений сунны.
[От араб. šī\`a - приверженцы, партия]
ШИИЗМ (от арабского ши'а - группа приверженцев), одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в 7 в. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов - Алидов. Шиизм - государственная религия в Иране, распространен на севере Йемена и на юге Ирака, в Ливане, Бахрейне, Азербайджане.
(от араб. «Шии», или Шиа - мн. число): меньшая из двух основных ветвей ислама, большинство мусульман принадлежат к суннитам. Первоначально шииты были политической фракцией, поддерживавшей Али, зятя Мухаммада и четвертого халифа мусульманской общины. Когда Али был убит, шиизм превратился в религиозное движение, отстаивавшее законные права наследников Али - Алидов. В отличие от шиитов, более прагматические сунниты согласны признать любого халифа, исполняющего волю Аллаха. Шиизм постепенно распался на множество сект; все они признают Али ибн абу-Талиба и его потомков законными руководителями мусульманской общины. Алидам так и не удалось прийти к власти, однако сунниты считают Али одной из основных фигур ислама, а его потомков от Фатимы, дочери Мухаммада, почтительно называют «сеидами» или «шарифами».
Шииты считают, что верховная власть имеет божественную природу: это некая «благодать», переданная пророком Мухаммадом своему ближайшему родственнику Али. Поскольку основные ветви рода Али прекратили свое существование еще в средние века, многие шиитские секты выдвигают доктрину о «скрытом имаме», который руководит верующими через своих посредников и явится в конце времен, чтобы править миром. Самой крупной шиитской сектой считается Имамия (или Исна Ашария - Секта Двенадцати), которая признает двенадцать претендентов на престол из рода Алидов (включая самого Али); их называют имамами. Известны и другие, более мелкие шиитские секты, например, зайдиты и нуктавиты. Еще в ранее средневековье в шиизме выделилось «крайнее» крыло, из которого возникло движение исмаилитов, в значительной степени отошедшее от изначального учения ислама. В недрах иранского шиизма вызрело также мистико-философское учение бахаистов, которое ратует за объединение всех религий мира и создание всемирного законодательства на основе общерелигиозной этики. В конце 20 в. шииты составляют 1/10 всех мусульман. Шиизм является преобладающей религией в Иране, Ираке и, возможно, в Йемене; шииты живут также в Сирии, Ливане, Восточной Африке, Индии и Пакистане.
шии́зм, -а
ши/и́зм/.
шии́зм м 1a
(араб.) одно из двух основных направлений в исламе ср. суннизм), сторонники которого признают только коран и отвергают большинство положений сунны, не признают суннитских халифов, считая законными руководителями мусульман имамов.
ШИИЗМ а, м. chi'isme m. <араб. приверженцы, партия. Направление в исламе, признающее коран, но отвергающее сунну и суннитских халифов. БАС-1. - Лекс. БСЭ-2: шии/зм.
ШИИ́Т, -а, муж. Последователь одного из двух основных направлений ислама (шиизма), расходящихся в вопросе о высшей мусульманской власти и об отношении к священным преданиям о Мухаммеде.
| жен. шиитка, -и.
| прил. шиитский, -ая, -ое.
ШИИ́Т -а; м. Мусульманин - последователь шиизма.
шии́т, -а
шии́т, -а; р. мн. -ов
ши/и́т/.
шии́т мо 1a
ШИИТ а, м. chi'ite m. Мусульманин, последователь шиизма. Шиитка и, ж. Шиитский ая, ое. Шиитские имамы. - Лекс. Толль 1864: шииты; СИС 1937: шии/ты; БАС-1: шии/тка, шии/тский.
ШИИ́Т, -а, м. Последователь одного из двух основных направлений ислама (шиизма), расходящихся в вопросе о высшей мусульманской власти и об отношении к священным преданиям о Мухаммеде.
прил.
1. соотн. с сущ. шиизм, шиит, связанный с ними
2. Свойственный шиизму, шиитам, характерный для них.
3. Принадлежащий шиитам.
ШИИ́Т, -а, м. Последователь одного из двух основных направлений ислама (шиизма), расходящихся в вопросе о высшей мусульманской власти и об отношении к священным преданиям о Мухаммеде.
шии́тский, шии́тская, шии́тское, шии́тские, шии́тского, шии́тской, шии́тских, шии́тскому, шии́тским, шии́тскую, шии́тскою, шии́тскими, шии́тском, шии́тск, шии́тска, шии́тско, шии́тски
ши/и́т/ск/ий.
шии́тский п 3a✕~
ШИИ́ТЫ, шиитов, ед. шиит, шиита, муж. (араб.). Магометане, признающие только коран и отвергающие, в противоп. суннитам, религиозное значение предания (сунны).
ШИИТЫ (от араб. "ши'а", полностью "ши'ат 'Али" - "приверженцы Али"), направление в исламе, распространенное в Иране, где шииты составляют свыше 90 % населения, а также в некоторых других мусульманских странах, в частности в Индии, Ираке, Бахрейне, Сирии и Ливане. Шиитские общины существуют практически во всех мусульманских странах. Три главные шиитские святыни находятся в Ираке, в городах Неджеф, Кербела и Казимайн. Будучи приверженцами Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, шииты не принимают трех первых халифов, Абу Бакра, Омара и Османа, и признают единственными законными наследниками Мухаммеда только Али и его потомков. Допуская большое разнообразие в частных вопросах, касающихся ритуала, шииты достаточно единодушны в основных вопросах вероучения. Шиитов стали называть "алидами" благодаря их приверженности к Али. Фатима, жена Али, была дочерью Мухаммеда, и, поскольку у того не было сыновей, ее стали считать главой семьи после смерти пророка. В шиитских кругах упоминание имени Али вызывает взрыв религиозного энтузиазма, и в духовных вопросах он уступает по своему статусу лишь Мухаммеду. Али стали особо почитать после его смерти, когда получили известность события его жизни. Шииты почитают Али как безгрешного мученика, а в глазах наиболее радикальных его последователей он является воплощением Аллаха. Согласно шиитскому вероучению, Али - не просто историческая фигура, прославленная как в смерти, так и после нее; он символизирует политические цели и религиозные идеалы, признаваемые большинством мусульман. Шииты отмечают, что до Али лишь Хадиджа приветствовала ислам и ответила на обращенный к ней божественный призыв. Али был глубоко религиозным человеком, мало озабоченным мирскими проблемами, однако сородичи халифа Османа были столь оскорблены его убийством в 656, что открыто восстали против нового халифа Али. Решающая битва при Сиффине в 657 определила политическую судьбу Али, убитого в 661. Сторонники Али настаивали на том, что сам пророк избрал его своим преемником, ссылаясь при этом на эпизод в биографии Мухаммеда, когда он, как утверждают, сказал Али: "Разве не согласен ты, о Али, чтобы между нами были такие же отношения, как между Аароном и Моисеем?" В более позднем источнике говорится, что пророк взял Али за руку и сказал: "Разве не дороже я для верующих, чем их жизни... всякий признающий меня господином признает также и Али". Разногласия между суннитским и шиитским исламом основаны на разном отношении тех и других к личности Али. Шиитское богословие построено на признании назначения Али, о котором объявил сам Мухаммед; распоряжения трех предшествовавших Али халифов отменяются и считаются недействительными. Кроме того, согласно шиитскому вероучению, имамат в исламе принадлежит лишь законным имамам или первосвященникам, т.е. Али и двум его сыновьям, Хасану и Хусейну. Тщательно разработанная концепция имамата является центральным догматом этого учения, которое впоследствии стало весьма популярным. В различных странах на протяжении многих поколений приверженцы Али обращались к мятежникам и угнетенным, а также к инородцам-неарабам, гордящимся своим наследием. Мученическая смерть в 680 Хусейна, сына Али, вновь пробудила энтузиазм, несколько утихший после эпохи захватывающих побед первых лет хиджры. Мухаммед заповедал верующим быть преданными Корану, послушными божьему промыслу, следовать непосредственному божественному Откровению. Хотя такое Откровение отрицает необходимость какого-либо посредника между Богом и человеком, шииты придерживаются иного взгляда на этот вопрос. Трагическая судьба имамов, умиравших насильственной смертью, способствовала возникновению шиитской концепции о "скрытом имаме", который должен вновь появиться в мире. Именно по этой схеме построена история двенадцатого имама, Мухаммеда аль-Мунтазара ("Ожидаемого"). Удалившись от внешнего мира, он исчез в пещере в Самарре (Ирак) в 878. Его приверженцы страстно и с нетерпением ожидают его возвращения в образе махди, который будет править миром перед концом света; толкователей этого вероучения они считают выразителем его воли. В шиизме имеются три основные позиции, в той или иной степени отличающие его от суннитского богословия: 1) крайняя позиция шиизма, в которой проявление божественного приобретает вид некоего абсолютного воплощения, а имам обожествляется; 2) умеренная позиция, согласно которой Бог своей силой поддерживает имама; 3) промежуточная позиция, с точки зрения которой имамы хотя и являются смертными, но были созданы из предвечного света, и хотя у них те же потребности и нужды, что и у смертных, совершенство возвышает их над обычными людьми. "Двенадцатеричники" (последователи двенадцати имамов), или шииты-имамиты, наиболее значительное течение в современном шиизме, последовательно избегают обожествления имамов, утверждая, что по своему статусу они ниже пророка Мухаммеда, но выше всех остальных пророков и ангелов.
(ShII, ShIite, от араб, шаа - присоединяться к кому-либо), члены разл. течений и сект, признающих Али и его потомков единственно законными преемниками Мухаммеда, составляют ок. 1/5 всех мусульман. Большинство Ш. живут в Иране (где шиизм является гос. религией). Юж. Ираке, отд. р-нах Йемена, а также в Сирии, Ливане, Вост. Африке, Сев. Индии и Пакистане. От мусульман-суннитов отличаются в первую очередь тем. что убеждены в преемственности власти имамов, единств, авторитетных толкователей сунны - кодекса правил, основанного на Коране и хадисах. Страдания Хусейна и его мученическая смерть в Кербеле, а также милленаристские ожидания (милленаризм) будущего имама, или махди, ныне скрытого от всех, - осн. темы шиитских преданий. Существуют сотни разл. шиитских сект, самые крупные - исмаилиты (двунадесятники, ожидающие возвращения 12-го имама).
ШИИТЫ (араб. раскольники). Магометанская секта, особенно распространенная в Персии.