Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

иванов вяч. ив

Гуманитарный словарь

ИВА́НОВ Вяч. Ив. (1866-1949) - поэт, драматург, переводчик, теоретик иск-ва, иссл. культуры, мыслитель. Род. в семье землемера. Учился на ист.-филол. ф-те Моск. ун-та, продолжил образование в Берлине. С начала 1890-х гг. много путешествовал по Европе и Ближнему Востоку. В 1904-05 опубликовал иссл. "Эллинская религия страдающего бога" и "Религия Диониса", посв. дионисийскому культу, давшему начало т-ру трагедии. Как мыслитель И. находился под несомненным влиянием рус. философии "всеединства" (Вл. Соловьев), а также т. н. философии жизни (Ф. Ницше и др.). Правда, у И. Дионис - бог страдающий и всевластный, палач и жертва, бог и богоборец, наиболее угодный Создателю, - превращается в дохристианский аналог Христа, а Христос становится одним из бесконечных перевоплощений Диониса. Смерть Диониса - сокровенное и сверхразумное условие жизни. Плач по Дионису (Христу) - это плач человека над мертвым телом высшего существа, плач очищающий, т. е. несущий в себе семена радости воскресения: он по своей природе соборен (приобщение индивидуальности к коллективным началам жизни), даже если совершается индивидуально; он не только возрождает оплакиваемого, но и перерождает плачущего, открывая в нем высшее начало. "Дионисийское христ-во" И. является в конечном счете стержнем его "органич. мировоззрения". С Диониса И. начинал свою публицистич. деят-ность (ст. в ж. "Новый путь" за 1904), работа о Дионисе стала последней кн., изд. им в России ("Дионис и прадионисийство". Баку, 1922). Спектр тем публицистики И. очень широк - от природы символа до форм политич. консолидации славян.

По И., миф - не произвольный вымысел, а постулат коллективного самоопределения народа, к-рый фиксирует энергию нац. идеи, а потому выступает как живое движущее начало. Миф явлен нам в первую очередь через символ, а любой символ несет в себе потенцию раскрытия мира. Так, прошлые цивилизации мы знаем благодаря их символизму, в к-ром было запечатлено данное народам на заре истории Откровение. Символ - переживание забытого и утерянного достояния нар. души. С грамматич. точки зрения он - подлежащее, к-рое требует глагола для того, чтобы стать движущимся синтетич. суждением - мифом. Дионисизм, пронизывающий воззрения И., здесь находит свое окончательное выражение. Тем более во власти Диониса-Христа рус. художник, говорящий о великом мифе своего народа, ожидающего и одновременно несущего в себе Бога. Этот художник разорван между внешним воплощением России и ее внутренне угадываемой душой - подобно Богу, вынужденному умирать ради спасения всего сущего. В конечном счете, по И., расколот, дуалистичен и весь мир - только через излом, через высшее напряжение всех сил можно вырваться из-под власти демонов небытия. Напряжение это выплескивается в трагич., балансирующем на грани жизни и смерти дионисийском буйстве, наполняющем стихи И. Как поэт И. известен с 1903 (сб. "Кормчие звезды"; сб. "Прозрачность", 1904; "античная" трагедия "Тантал", 1905). Для поэзии И., носящей религ. характер (темы искупит. жертвы, гибели и воскресения), а также ориентирующейся на античное и ср.-вековое (византийское) иск-во в своем стремлении воплотить "соборное" начало, характерны использование архаизмов и выдерж. в архаич. духе неологизмов, сложная метрич. орг-ция стиха, тяжеловесного и трудного для восприятия; изощренная лексика, полная церк. и ритуальных реалий; мифопоэтич. начало (реминисценции и аллюзии на мифологич. образы, мотивы и сюжеты). Стихи И. по жанру близки к оде или гимну, принадлежа не только иск-ву, но и священнодействию, что в целом связано с представлениями И. о жизнестроит. миссии худож. творчества.

С 1905, переехав в Пб., И. стал одним из видных деятелей и теоретиков второй волны символизма, провозгласившей высокое религ. (теургическое) предназначение иск-ва. Дом И. на Таврической ул. в Пб. ("Башня") стал одним из центров символистского движения. Здесь по средам ("Ивановские среды") собирались писатели, поэты, философы и критики, вырабатывавшие идеи религ.-филос. содержания, становившиеся затем достоянием интеллектуально-художеств. и нравств. жизни России. В сб. критич. работ "По звездам" (1909) и "Борозды и межи" (1916) И. отстаивал трактовку символизма как иск-ва объективных ценностей, ведущего от "реального к реальнейшему", от нисхождения в глубь предметного бытия к его дух. истолкованию и преображению. Сторонник соборности, И. считает главным иск-во мистерии, в к-ром нет ни актеров, ни зрителей, а все являются участниками единого синтетич. действия. Оставил выдающиеся образцы филос.-критич. работ по истории рус. классич. лит-ры, в т. ч. иссл. творчества Ф. М. Достоевского: "Достоевский и роман-трагедия" и "Основной миф в романе "Бесы"". И. активно сотрудничал в ж. "Аполлон", "Весы", "Золотое руно", "Новый путь", участвовал в работе Петерб. религ.-филос. об-ва, преподавал на Высших женских курсах. После Окт. рев-ции занимался науч. и культурно-просветит. деятностью, был ректором Бакинского ун-та и зам. наркома просвещения Азербайджана. С 1924 в эмиграции в Италии. Принял католичество; переводил на рус. яз. Данте, Петрарку, публиковал новые произв. ("Римские сонеты", 1925; "Человек", 1939).

В. И. Иванов

В. И. <a href='/dict/иванов' class='wordLink' target='_blank'>Иванов</a>

Полезные сервисы

кисс

Гуманитарный словарь

Полезные сервисы

сушкевич бор. мих

Гуманитарный словарь

СУШКЕ́ВИЧ Бор. Мих. (1887-1946) - реж., актер, педагог. Учился на ист. ф-те Моск. ун-та. Участвовал в студенч. любительских спектаклях, где познакомился с Е. Вахтанговым: в горьков-ских "Дачниках" тот играл Власа, а С. - Суслова. В 1908-12 С. сначала сотрудник, а затем актер МХТ. Один из инициаторов создания 1-й студии МХТ. В 1912-33 - чл. правления 1-й студии (с 1924 - МХАТ 2-й). Поставил: "Сверчок на печи" по Диккенсу, "Двенадцатую ночь" У. Шекспира (рук. постановки К. С. Станиславский), "Эрик IV" А. Стриндберга (совм. с Вахтанговым), "Дело" А. Сухово-Кобылина, "Закат" И. Бабеля, "Петр I" А. Толстого и др. Выступал как актер. В 1933-36 - худож. рук. Ленингр. академич. т-ра драмы, где поставил "Враги" М. Горького, "Борис Годунов" А. Пушкина, "Столпы общества" Г. Ибсена, "Ревизор" Н. Гоголя и др. В 1937-46 возглавлял Ленингр. Новый т. Постановки: "Дети Ванюшина" С. Найденова, "Беспокойная старость" Л. Рахманова, "Скупой" Ж. Б. Мольера, "Фельдмаршал Кутузов" В. Соловьева, "Профессор Мамлок" Ф. Вольфа, "Перед заходом солнца" Г. Гауптмана и др. В нек-рых спектаклях выступал и как актер. Стремился к формированию единого по творч. принципам театр. коллектива, творчески развивал идеи Станиславского, занимался пед. деятностью - в 1933-41 С. проф. Ленингр. гос. театр. ин-та, с 1936 - его директор. Автор ряда статей о работе актера.

Полезные сервисы