I нареч. качеств.-обстоят.
Содержа достаточный объём информации [информация I], будучи насыщенным ею; информативно I.
II предик.
Оценочная характеристика чего-либо как содержащего достаточный объём информации [информация I]; информативно II.
I нареч. качеств.-обстоят.
Содержа достаточный объём информации [информация I], будучи насыщенным ею; информативно I.
II предик.
Оценочная характеристика чего-либо как содержащего достаточный объём информации [информация I]; информативно II.
информационно-коммуникативный перевод - см. специальный перевод.
ИНФОРМАЦИО́ННО-КОММУНИКАЦИО́ННЫЕ ТЕХНОЛО́ГИИ.
Совокупность методов, процессов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. И.-к. т включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации. См. информационные технологии, Интернет, электронный учебник, портал, электронный словарь.
ИНФОРМАЦИО́ННО-ПЕРЦЕПТИ́ВНЫЙ МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ.
Метод обучения, предусматривающий объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности преподавателя и учащихся, при котором педагог сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают ее и фиксируют в памяти. Это один из наиболее экономных способов передачи знаний, он может применяться при любом типе учебных занятий. Однако, способствуя накоплению знаний, навыков, умений, этот метод обучения не обеспечивает развития творческих способностей учащихся и возможности использовать приобретаемые знания в различных ситуациях речевой и трудовой деятельности. На занятиях по языку И.-п. м. о. получил практическое применение в рамках так называемого грамматико-переводного метода обучения, сохранившего ведущую роль в обучении языкам вплоть до начала XX столетия. Потребность в овладении устной речью и усиление практической направленности обучения привели к возникновению прямых методов.
информационно-поисковая система - автоматизированная система научно-технической информации, решающая две задачи: поиска описания документов по "профилям" абонентов и по одиночным запросам абонентов. В первом случае поиск ведется в массиве новых поступлений в определенный отрезок времени, а во втором - поиск проводится в массивах информации, накопленной в длительные промежутки времени.
Информацио́нно-поиско́вая систе́ма - совокупность средств для хранения, поиска и выдачи по запросу нужной информации. Поиск (размещение) информации в информационно-поисковой системе осуществляется вручную или с помощью ЭВМ в соответствии с принятым информационным языком по определённым правилам (алгоритму). Пример простейшей информационно-поисковой системы - библиотечный каталог.
* * *
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА - ИНФОРМАЦИО́ННО-ПОИСКО́ВАЯ СИСТЕ́МА, совокупность средств для хранения, поиска и выдачи по запросу нужной информации. Поиск (размещение) информации в информационно-поисковой системе осуществляется вручную или с помощью ЭВМ в соответствии с принятым информационным языком по определенным правилам (алгоритму). Пример простейшей информационно-поисковой системы - библиотечный каталог; автоматизированные информационно-поисковые системы применяют в автоматизированных системах управления.
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА - совокупность средств для хранения, поиска и выдачи по запросу нужной информации. Поиск (размещение) информации в информационно-поисковой системе осуществляется вручную или с помощью ЭВМ в соответствии с принятым информационным языком по определенным правилам (алгоритму). Пример простейшей информационно-поисковой системы - библиотечный каталог; автоматизированные информационно-поисковые системы применяют в автоматизированных системах управления.
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА, совокупность программных, языковых и технических средств, предназначенных для хранения, поиска и выдачи по запросу требуемой информации. Поиск (размещение) информации в информационно-поисковой системе осуществляется вручную (например, в библиотечном каталоге) либо при помощи ЭВМ (в автоматизированной информационно-поисковой системе, банках данных и так далее) по определенным правилам (алгоритму). Различают документальные (для поиска различных документов - статей, книг, патентов и т.п.) и фактографические (для поиска фактических сведений - дат, физических констант и т.п. либо адресов их хранения) информационно-поисковые системы.
информационно-поисковый тезаурус - модель систем понятий взятой области науки и техники, служащая для нейтрализации синонимии выражений внутри языка. В тезаурус входят термины, номинативные словосочетания, целые семантические поля, отдельные лексические значения слов естественного языка.
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО, организация, занимающаяся сбором и распространением информации для органов печати, радиовещания и телевидения, государственных и общественных организаций, предпринимателей и др. Опирается на сеть корпунктов. Крупнейшие информационные агентства: Информационное-телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС, основано в 1992; ведет историю от Петроградского телеграфного агентства, основано в 1904); Ассошиэйтед пресс (1848) и Юнайтед пресс интернешонал (ЮПИ, 1907) - США; Дойче прессеагентур (Германия, 1949); Киодо цусин (Япония, 1945); Рейтер (Великобритания, 1851); Синьхуа (Китай, 1938); Франс пресс (Франция, 1944).
Общество, пришедшее на смену постиндустриальному обществу, развивающееся в качестве концепции нового социального порядка, общество, в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания. Появляется новая отрасль экономки - информационная экономика. Возникает новый класс - меритократия. Центральной задачей становится производство информации и коммуникации. Основной ресурс нового порядка - информация. Японский ученый Е. Масуда в книге "Информационное общество как постиндустриальное общество" обосновал следующие принципы:
1) "основой нового общества будет являться компьютерная технология с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека;
2) информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания;
3) потенциальным рынком станет "граница познанного", возрастет возможность решения проблем и развитие сотрудничества;
4) ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и долевое использование;
5) в новом информационном обществе основным субъектом социальной активности станет "свободное сообщество", а политической системой будет являться демократия участия;
6) основной целью в новом обществе будет реализация "ценности времени".
Компьютопия Масуды включает в себя следующие параметры:
1) преследование и реализация ценностей времени;
2) свобода решения и равенство возможностей;
3) расцвет различных свободных сообществ;
4) синергетическая взаимосвязь в обществе;
5) функциональные объединения, свободные от сверхуправляющей власти. В информационном обществе меняется тип науки. Она становится одним из основных ресурсов, основным объектом производства и распространения научного знания. Лингвистика в этом процессе занимает одно из приоритетных мест, так как одной из сфер ее изучения является глобальная коммуникация, являющаяся одним из типологических признаков информационного общества. Информационное пространство языков естественных и искусственных, самой науки о языках - лингвистики частной и общей, синергетические процессы в языках и в науке о них, использование языка в компьютерных технологиях - вот круг проблем, возникший в новом информационном обществе. Корпусная лингвистика, корпусная (компьютерная) лексикография, новые сообщества ученых, возникающие благодаря общению, возникшему под влиянием Интернет, - все это не только модные приметы XXI века, это новые реалии, вызванные к жизни развитием нового информационном общества.
Общество, пришедшее на смену постиндустриальному обществу, развивающееся в качестве концепции нового социального порядка, общество, в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания. Появляется новая отрасль экономки - информационная экономика. Возникает новый класс - меритократия. Центральной задачей становится производство информации и коммуникации. Основной ресурс нового порядка - информация. Японский ученый Е. Масуда в книге «Информационное общество как постиндустриальное общество» обосновал следующие принципы:
1) «основой нового общества будет являться компьютерная технология с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека;
2) информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания;
3) потенциальным рынком станет «граница познанного», возрастет возможность решения проблем и развитие сотрудничества;
4) ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и долевое использование;
5) в новом информационном обществе основным субъектом социальной активности станет «свободное сообщество», а политической системой будет являться демократия участия;
6) основной целью в новом обществе будет реализация «ценности времени».
Компьютопия Масуды включает в себя следующие параметры:
1) преследование и реализация ценностей времени;
2) свобода решения и равенство возможностей;
3) расцвет различных свободных сообществ;
4) синергетическая взаимосвязь в обществе;
5) функциональные объединения, свободные от сверхуправляющей власти. В информационном обществе меняется тип науки. Она становится одним из основных ресурсов, основным объектом производства и распространения научного знания. Лингвистика в этом процессе занимает одно из приоритетных мест, так как одной из сфер ее изучения является глобальная коммуникация, являющаяся одним из типологических признаков информационного общества. Информационное пространство языков естественных и искусственных, самой науки о языках - лингвистики частной и общей, синергетические процессы в языках и в науке о них, использование языка в компьютерных технологиях - вот круг проблем, возникший в новом информационном обществе. Корпусная лингвистика, корпусная (компьютерная) лексикография, новые сообщества ученых, возникающие благодаря общению, возникшему под влиянием Интернет, - все это не только модные приметы XXI века, это новые реалии, вызванные к жизни развитием нового информационном общества.
Новый тип современного общества конца ХХ в., сформировавшийся в результате развития образования, науки, появления новых технологий, сведений из других культур, изменения идеологического и культурного миропонимания, сформировавшегося многообразия коммуникативных каналов. И.о. - общество, пришедшее на смену индустриальному, общество, в котором язык слов продолжает выполнять основную роль в общении, приобретении и передаче знания.
Сформировался новый языковой стиль эпохи, для которого характерны следующие особенности:
1) открытость общества, что приводит к расширению социальных функций специальной, профессиональной и терминологической лексики;
2) специализированность знания, появившаяся в результате обширного проникновения интернациональной, заимствованной лексики, связанной с новой интеллектуальной, информационной, технологической, финансовой, маркетинговой и организационно-правовой структурой;
3) новая волна демократизации книжных и разговорного стилей за счет расширения сферы употребления разговорно-просторечной, просторечной, регионально-диалектной, жаргонной и арготической лексики;
4) расширение информативности лексики, приводящей к семантической насыщенности слова, включению в него новых дифференциальных компонентов, что приводит к появлению нового значения, расширению границ полисемии и омонимии, формированию новых лексико-семантических групп.
Новый тип современного общества конца ХХ в., сформировавшийся в результате развития образования, науки, появления новых технологий, сведений из других культур, изменения идеологического и культурного миропонимания, сформировавшегося многообразия коммуникативных каналов. И.о. - общество, пришедшее на смену индустриальному, общество, в котором язык слов продолжает выполнять основную роль в общении, приобретении и передаче знания.
Сформировался новый языковой стиль эпохи, для которого характерны следующие особенности:
1) открытость общества, что приводит к расширению социальных функций специальной, профессиональной и терминологической лексики;
2) специализированность знания, появившаяся в результате обширного проникновения интернациональной, заимствованной лексики, связанной с новой интеллектуальной, информационной, технологической, финансовой, маркетинговой и организационно-правовой структурой;
3) новая волна демократизации книжных и разговорного стилей за счет расширения сферы употребления разговорно-просторечной, просторечной, регионально-диалектной, жаргонной и арготической лексики;
4) расширение информативности лексики, приводящей к семантической насыщенности слова, включению в него новых дифференциальных компонентов, что приводит к появлению нового значения, расширению границ полисемии и омонимии, формированию новых лексико-семантических групп.
Информационное пространство, охватывающее тот или иной объем фактов и событий реального мира и представленный репертуаром тем;
И.п. - категория аксиологическая;
она связана с понятием информационной нормы;
объем И.п. всегда ограничен;
ограничения могут носить институционализированный характер (запреты на разглашение государственных тайн) или конвенциональный (например, следование этическим нормам).
Информацио́нное телегра́фное аге́нтство Росси́и (ИТАР-ТАСС), центральная государственная информационная служба. Создано в 1992 на базе Телеграфного агентства Советского Союза (TACC) (основано в 1925; ведёт историю с 1904). Собирает и снабжает информацией органы печати, радиовещания и телевидения, правительственные учреждения и другие организации в Российской Федерации и за рубежом. Корпункты (1998): свыше 50 в РФ и около 70 в других странах.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО РОССИИ (ИТАР - ТАСС) - центральная государственная информационная служба. Создана в 1992 на базе Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) (основано в 1925). Собирает и снабжает информацией органы печати, радиовещания и телевидения, правительственные учреждения и другие организации в Российской Федерации и за рубежом.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО РОССИИ (ИТАР - ТАСС) - ИНФОРМАЦИО́ННОЕ ТЕЛЕГРА́ФНОЕ АГЕ́НТСТВО РОССИ́И (ИТАР - ТАСС), центральная государственная информационная служба. Создана в 1992 на базе Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) (основано в 1925). Собирает и снабжает информацией органы печати, радиовещания и телевидения, правительственные учреждения и другие организации в Российской Федерации и за рубежом.
ИНФОРМАЦИОННОСТЬ и, ж. information f. Свойство чего-л, носящего информационный характер. СМ-60. Аналитический подход снимет с отчета покрывало информационности, пересказа выступлений, принесет элементы публицистичности. Журналист 1968 № 6. - Лекс. НС 1971: информацио/нность.