Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

силлабический

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Популярный словарь

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова силлабический

Синонимы к слову силлабический

прил., кол-во синонимов: 3

Тезаурус русской деловой лексики

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. sillàbico.

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

силлабическое письмо

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Лингвистика

Силлаби́ческое письмо́

(от греч. συλλαβή - слог) - письмо, знаки которого передают отдельные

последовательности звуков языка, чаще всего слоги. Попытки слогового написания собственных имён и грамматических формантов восходят к

словесно-слоговым системам письма. В ходе развития этих систем слоговые

знаки начинают употребляться для записи слов как

фонетическое дополнение к знаку-логограмме. Только слоговые знаки (за исключением

нескольких детерминативов и логограмм)

применялись в некоторых клинописных

письменностях Двуречья (эламская, хурритская, урартская, древнеперсидская клинопись). Из критской иероглифики к С. п.той же оговоркой)

относятся линейное письмо А и Б, кипро-минойское и кипрское слоговое письмо, возможно, письменность

диска из Феста. По мнению И. Дж. Гелба, слоговые знаки,

употреблявшиеся в древнеегипетской

иероглифике, послужили источником западносемитских силлабариев, знаки которых

передавали сочетание «согласный + любой гласный» (протосинайское,

протопалестинское, финикийское письмо).

Более позднее происхождение имеют эфиопский

силлабарий и слоговые системы письма Индостана (см. Индийское письмо), Центральной и Юго-Восточной

Азии, которые можно рассматривать как «полуалфавитные» (основной знак

передаёт либо гласный, либо сочетание согласного со звуком «a»). Многие

оригинальные системы письма 19-20 вв. первоначально или в ходе

развития были силлабическими (письмо индейцев чероки, письмена ваи, баса, тома, менде, бамум в Западной Африке, система Полларда для

языков юго-западного Китая, письмена эскимосов

Аляски, письмо волеаи Каролинских островов). В иероглифическом японском письме наряду с логограммами

употребляются (главным образом для передачи собственных имён и

грамматических формантов) слоговые знаки - «каны».

Гельб И., Западносемитский силлабарий, пер. с англ., в кн.:

Тайны древних письмён, М., 1976 (лит.);

см. также литературу при статьях Письмо, Пиктография, Критское

письмо.

А. М. Кондратов.

Лингвистические термины

Грамматологический словарь

Силлабическое письмо (слоговое) Здесь будет рассматриваться чисто-слоговое письмо, в котором одна графема обозначает открытый слог типа Г, СГ, СГСГ. Такое письмо сравнительно редкое явление, поскольку обусловлено специфическими особенностями языка. Поэтому чисто слоговое письмо сейчас употребляется в Японии (кана) и Северной Америке у индейцев чероки, кри и эскимосов Баффиновой земли, а также в КНР (мосо, йи, или исское письмо). Из древних чисто слоговых письмен можно назвать кипрский классический силлабарии и персидскую клинопись.

В языках с более сложной структурой слова употребляются смешанные системы письма (См. Буквенно-слоговое, Словесно-слоговое) либо буквенные алфавиты. В Лаосе народ хмонг кпотребляет специфическую письменность, в которой сначала пишется финаль слога, а потом начальный согласный (инициаль).

Полезные сервисы

силлабическое письмо (слоговое письмо)

силлабическое стихосложение

Энциклопедический словарь

Силлаби́ческое стихосложе́ние - система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением - многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербско-хорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употребительно в XVII - начале XVIII вв.; основные размеры: 13-, 11-, 8-сложный стих.

* * *

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ, система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением - многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употребительно в 17 - нач. 18 вв.; основные размеры 13-, 11-, 8-сложный стих.

Большой энциклопедический словарь

Гуманитарный словарь

СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ - (от греч. συλλαβή - слог) - стихосложение, осн. на соизмеримости строк по числу слогов. Их фонетич. признаки (ударность-безударность, долготакраткость и т. д.) не учитываются, и слоги в этой системе стихосложения выступают как метрически равноправные. Размер определяется кол-вом слогов в стихотв. строке: 4-сложник, 5-сложник и т. д. В длинных, многосложных размерах (свыше 8 слогов), соизмеримость стихов в к-рых затруднена, обычно используется цезура - постоянный словораздел, делящий стих на два полустишия симметричной (5+5) или асимметричной (4+6) структуры. В сверхдлинных стихах могут использоваться и две цезуры. Ритм силлабич. стиха т. о. определяют словоразделы (цезуры и стихоразделы). Нередко в силлабике наряду с константным для нее признаком (определенным кол-вом слогов) для облегчения восприятия - подкрепления ритмич. ожидания конца стиха или полустишия - используются эл-ты тоники или квантитативной метрики. Напр., определен. слоги (обычно на границе стихов и полустиший) становятся обязательно ударными или долгими. Этот дополнит. признак в ряде нац. лит-р использовался столь последовательно, что определил как разновидности форм внутри С. С. в целом ("С. С. с ударной константой"), так и специфику ритма популярных силлабич. размеров в разных нац. стихотв. традициях (ср., напр., итал. 11-сложник без цезуры, но с обязательно ударными 10, 4-м и/или 6-м слогами и - соотв. - безударными смежными с ними слогами и польск. цезурованный 11-сложник (5+6) с ударными константами на 10-м и 4-м слогах, нередко в 16 в. упраздняемые использованием на месте цезуры и стихораздела односложных слов). С. С. получило наиб. распространение в яз. с нефонологичным ударением: франц., итал., польск. и др. (ударение в них фиксировано и не несет смыслоразличит. функции), хотя значение силлабики в истории становления и развития стиха более существенно и не ограничивается степенью его распространения в поэзии нового и новейшего времени. Поскольку деление слов на слоги - общий признак для всех яз., а фонетич. признаки слогов претерпевали значит. изменения в историч. развитии европ. яз., изосиллабизм как наиб. элементарный способ орг-ции стихотв. речи играл важную роль в стихе всех народов. Гипотетич. индоевроп. стих был силлабич. (М. Л. Гаспаров). Он сохранился в общеслав. силлабике (на рус. и укр. почве перейдя затем в народное тонич. стихосложение, в сербохорват. 10-сложнике, чеш. и болг. 8-сложнике просуществовав до нашего времени). В романских яз. силлабич. стих развился из античной квантитативной метрики вследствие утраты в лат. яз. различий между долг. и крат. слогами. Наиб. попул. силлабич. размерами были: франц. 10-сложник (4+6) и 12-сложник (6+6) (т. н. александрийский стих), польск. 11-сложник (5+6) и 13-сложник (7+6), итал. 11-сложник. В России, где нар. стих был тоническим, С. С. формируется в сер. 17 в. под влиянием польской традиции, определившей во многом характер рус. силлабики 2-й пол. 17 в. - 1-й трети 18 в. Господствующими размерами в рус. С. С. стали 11- и 13-сложник с жен. рифмами. Подвижность ударения в рус. яз. препятствовала образованию предцезурной ударной константы, и окончание предцезурного полустишия было свободным; фактор созвучия в рифме преобладал над равноударностью каталектик, порождая иногда разноударные рифмы (себе - небе; научится - родится). Освоение силлабики рус. поэзией принято связывать с творч. Симеона Полоцкого, а утверждение С. С. - с его приездом в Москву в 1664. Большинство поэтов-силлабиков ориентировалось в своей поэтич. практике на его "Псалтирь рифмованную" (Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Мордарий Хоников и др.). С. С. господствует в рус. стихе вплоть до 40-х гг. 18 в., достигнув наивысш. расцвета в поэзии А. Кантемира, разработавшего систему ударных констант окончаний стихов и полустиший, расширяющую спектр ритмич. вариаций традиц. силлабики за счет тех возможностей, к-рые предоставляло подвижное силовое ударение рус. яз. После силлабо-тонич. реформы В. Тредиаковского - М. Ломоносова С. С. быстро выходит из употребления. Более поздние единичные образцы силлабич. стиха в рус. поэзии были связаны гл. обр. с практикой пер. и остались на стадии эксперимента (С. Шервинский, О. Черемшанова, Н. Гумилев).

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы