Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

царское село

Гуманитарный словарь

ЦА́РСКОЕ СЕЛО́ - парадная резиденция рос. императоров к югу от С.-Петербурга. Возникла в 1710 как личная усадьба фаворитки Петра I, будущей имп. Екатерины I, дворц.-парк. ансамбль; герб города представляет собой вензель Екатерины I на красном щите под имп. короной.

Имп. Елизавета Петровна, унаследовавшая от матери эту усадьбу, перестроила ее в резиденцию, к-рая должна была уподобиться Петергофу и тем самым приравнять память о Екатерине I к памяти о Петре I. Работы вели архитекторы М. Г. Земцов, А. В. Квасов, С. И. Чевакинский; с 1751 стр-вом руководил обер-архитектор граф В. В. де Растрелли.

Царскосельский ансамбль является высшим достижением растреллиева стиля "елизаветинского барокко", сочетающего грандиозную пышность барокко с уточненным гедонизмом рококо. Среди интерьеров дворца самым впечатляющим является Светлая галерея с огромными окнами и зеркалами в простенках, зрительно дематериализующими стены, с пышным резным золоченым декором, аллегорической скульптурой и огромным плафоном "Триумф России, Победы и Мира" (Дж. Валериани); др. прославленный интерьер дворца - Янтарная комната.

По одну сторону от дворца расположен голландский Старый сад Екатерины I, сменяющийся Дикой рощей - садом со сложным регулярным планом, но нестриженными деревьями и "приютом отшельника" - роскошным павильоном "Эрмитаж". Симметрично им - Новый сад франц. типа, сменявшийся Зверинцем с павильоном "Монбижу" в центре, похожим на Эрмитаж.

При Екатерине II в 1770-х гг. возле елизаветинских садов арх. В. И. Неелов, сад. мастера И. Буш и Т. Ильин создали один из первых в России англ. парков с многочисл. павильонами и памятниками, образующими неск. участков с разной семантикой: англоголландский "готический" павильон "Адмиралтейство" (Неелов, 1772-77) с гравюрами видов парков Англии; "турецкий" участок - Башня-руина с турецкой беседкой (Ю. М. Фельтен, 1771-73) - памятник победы в войне 1768-74, одна из первых "руин" в России; "китайский", с "Китайским театром" (И. В. Неелов, 1777-79, первый в России каменный постоянный театр), "Китайской деревней" (строил Ч. Камерон с 1782); в разных местах парка возведены памятники в античном духе в честь побед в турецкой кампании и в память заслуг фаворитов Г. Г. Орлова и А. Д. Ланского (арх. Ринальди).

В 1780-90-х гг. около дворца построено подобие римских терм с галереей (Ч. Камерон), примыкающее к личным покоям императрицы во флигеле дворца. Поблизости от Терм построены павильон "Концертный зал" с антич. мозаикой "Похищение Европы" и "Руина" из подлинных античных обломков, а в Новом саду - Александровский дворец, самое античное по архитектуре здание в России (все три - Дж. Кваренги). Эти постройки воплотили освоение Россией античной культуры.

При Екатерине II построен также Баболовский дворец (Неелов) для фаворита Екатерины II, героя рус.-тур. войны Г. Потемкина, в "турецко-готическом" стиле, подчеркнуто неправильный в плане, знаменитый своей огромной монолитной ванной в центре главного зала; начато стр-во программного города Софии.

В результате с кон. 18 в. царскосельская резиденция представляла модель мировой культуры, где центральное место принадлежит античности. Мн. постройки Ц. С. являются своеобразными "цитатами" из ушедших культур. Постройки Растрелли в этом контексте получили значение России "готической", России до Просвещения. Восприятие Ц. С. в 19 в. определялось этой моделью, к-рая получила дальнейшее развитие в создании романт. Александровского парка (1810-30-е гг., арх. А. А. Менелас) с павильонами в духе англ. архитектуры от романского периода до Ренессанса и в возведении обширного архит. ансамбля в др.-рус. духе (1895-1917, арх. В. А. Покровский, С. С. Кричинский, В. Н. Максимов, С. Ю. Сидорчук) с соб. Федоровской Божией Матери. Антич., готич. и рус. ансамбли являются крупнейшими худож. манифестами царствований Екатерины II, Николая I и Николая П.

Город Ц. С. возник как придворцовая слобода, в 1808 в него включен г. София, с 1837 Ц. С. связано с С.-Петербургом первой в России железной дорогой. В Ц. С. квартировали Гусарский, Кирасирский и др. привилегированные полки. К нач. 20 в город был весь освещен электричеством (первым в Европе, с 1887), оснащен водопроводом, канализацией с биологической очисткой, мусоросжигательной станцией, автобусным движением. С 1904 Ц. С. стало постоянной имп. резиденцией. После Окт. рев-ции 1917 город переименован в Детское Село, т. к. здесь разместились мн. дет. колонии.

В 1811-43 во флигеле Екатерининского дворца находился Лицей - элитное уч. заведение, подготовлявшее европейски образованных мол. людей к гос. деят-ности. И название уч. заведения, и античный стиль окружающих парковых сооружений способствовали формированию нового для России типа личности, новой ментальности. В культ. сознании лицей связан с именем А. С. Пушкина, учившегося здесь в 1811-17, а впоследствии многократно возвращавшегося в Ц. С. Пространство царскосельск. парков - "сады Лицея", - формируя своей семантикой личность поэта, через его творч. стало важным фактором развития рус. культуры. В свою очередь, эти парки стали восприниматься через поэтич. описания их в творч. Пушкина, что породило в 19 в. особую "царскосельскую поэзию", соединявшую архит. впечатления с ист. воспоминаниями и поэтич. диалогами (И. Ф. Анненский, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова), поэтика Ц. С. парков оказала влияние на формирование поэтич. принципов акмеизма. В творч. О. Э. Мандельштама и Ахматовой взаимодействие арх., истории и поэтич. традиций стало важным фактором всей поэтики ("Поэма без героя").

В совр. культ, восприятии Ц. С. - прежде всего город А. С. Пушкина. Связь Ц. С. с Пушкиным в рус. культуре формировалась в течение 19 в. и усиленно пропагандировалась в сов. время при искусственном вытеснении др. культ, связей. Это отразилось в переименовании в 1937 города в "Пушкин".

В 1941-44 гитлеровскими войсками городу и дворцово-парковому ансамблю был причинен значительный урон, в частности, сгорела половина Екатерининского дворца, исчезла Янтарная комната. Но культ. урон причинили и нек-рые, принятые в ходе реставр. работ, искусственные решения: уничтожение комнат семьи Николая II в Александровском дворце, реконструкция Старого сада на эпоху Елизаветы I. Споры вокруг последнего проекта возродили интерес к садово-парковому искусству, важнейшим проявлением к-рого можно считать семиотическую концепцию парков Д. С. Лихачева.

Лит.: Бенуа А. Н. Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны. СПб., 1910; Анциферов Н. П. Пригороды Ленинграда. М., 1946; Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991; Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1992.

Царское Село. Центральный вход в Екатерининский дворец

<a href='/dict/царское' class='wordLink' target='_blank'>Царское</a> <a href='/dict/село' class='wordLink' target='_blank'>Село</a>. <a href='/dict/центральный' class='wordLink' target='_blank'>Центральный</a> <a href='/dict/вход' class='wordLink' target='_blank'>вход</a> в <a href='/dict/екатерининский' class='wordLink' target='_blank'>Екатерининский</a> <a href='/dict/дворец' class='wordLink' target='_blank'>дворец</a>

Царское Село. Камеронова аллея

<a href='/dict/царское' class='wordLink' target='_blank'>Царское</a> <a href='/dict/село' class='wordLink' target='_blank'>Село</a>. <a href='/dict/камеронова' class='wordLink' target='_blank'>Камеронова</a> <a href='/dict/аллея' class='wordLink' target='_blank'>аллея</a>

Полезные сервисы

эйлер леонард

Гуманитарный словарь

Э́ЙЛЕР Леонард (1707-83) - математик, механик и физик, философ. Сын базельского пастора, учившегося математике под рук-вом Я. Бернулли, Э. получил образование в ун-те в Базеле, где изучал теологию и математику (последнюю под рук-вом И. Бернулли). В 1723 Э. получил ученую степень магистра. В 1727 приехал в Пб. и был избран адъюнктом Петерб. АН; заведовал каф. физики, с 1731 - каф. математики. В 1741-66 жил и работал в Берлине, не порывая связи с Петерб. АН. В 1766 вернулся в Пб. и оставался в нем до конца жизни. Несмотря на постигшую его почти полную слепоту (с 1766), он не прерывал науч. деят-ности. Труды Э. охватывают широкий круг вопросов в обл. математики, механики, астрономии и физики. Большое значение имеют иссл. Э., посв. дифференц. и интегр. исчислению. Он явился создателем вариац. исчисления. Разработал теорию т. н. эйлеровых интегралов, решил большое число задач, связанных с интегрированием дифференц. ур-ний, доказал ряд теорем в теории чисел, в т. ч. дал первое доказательство знаменитой теоремы Ферма. В обл. механики Э. принадлежит вывод ур-ний движения твердого тела, иссл. ряда важнейших вопросов гидродинамики. Им написан фундамен. труд по кораблестроению и кораблевождению. В астрономии Э. выполнил ряд работ по небесной механике, посвящен. изучению движения планет, комет и Луны. В обл. физики Э. занимался вопросами муз. акустики, иссл. колебаний струн, пластинок мембраны. Э. оказал значит. влияние на рос. натурфилософию "антивольфовской" ориентации. Гл. филос. тр. - "Письма о разных физических и философских материях, писанные к нек-рой немецкой принцессе" - был одним изпопулярнейших пособий по философии в 18 в.

Э. отвергал идею Х. Вольфа о необходимости четкого разграничения разл. сфер знания. Он полагал, что "метафизическое учение должно основываться на физике, т. е. должно путем абстракции выводиться из явления сложных субстанций", в то время как метафизика предваряет работу науч. мысли, формулируя гипотезы, являющиеся "единственным способом, в результате к-рого можно прийти к достоверному познанию физических причин" ("Письма к ученым"). Характерно, что Э. использует филос. аргументацию для физич. доказательств и, наоборот, физич. теория определяет его филос. убеждения. Так, будучи сторонником "волновой" теории распределения света, он рисует соответствующую ей гносеологич. картину, в к-рой идея уподоблена волне или импульсу, "возбуждающим" ум, а не "внедряющимся" в него. Небезынтересна этика Э., основывающаяся на диалектич. представлении о разл. свойствах материальной (жестко подчиненной законам движения) и духовной (управляемой заповедями) субстанций, его учение о необходимости и случайности, роли языка в формировании общих понятий. Э. умер в Пб., похоронен на Смоленском кладбище.

Полезные сервисы

апофатическое богословие

Гуманитарный словарь

АПОФАТИ́ЧЕСКОЕ БОГОСЛО́ВИЕ (Апофатизм) - негативный путь познания Бога в отличие от катафатизма и в дополнение ему. Христ. А. Б. имеет в святоотеч. мысли два течения. В одном (Климент Александрийский), отрицающем возможность какого бы то ни было знания о Боге, по природе непостижимом, Бог познается не в том, что Он есть (т. е. не в соответствии с тварным опытом), а в том, что Он не есть, в отвлечении от всяких определений и имен. Имена Божии: Единый, Благой, Разум, Сущий, Бог, Творец, Господь - не имеют значения имен в применении к Нему и употребляются лишь во избежании других обозначений, еще более унижающих абсолютную Непостижимость. Самое знание о непостижимости Неведомого Бога (Деян. 17, 23) дается лишь благодатью.

Др. течение, через Оригена, учившегося вместе с Плотином у Аммония Саккаса, связано с неоплатонизмом. Бог непостижим не по природе, а лишь в силу немощи нашего разума, затемненного плотью и связанного с чувств. образами и множественностью. У Оригена оно носит интеллектуальный характер и сводится к отрицанию в Боге всего, что относится к материи и множественности, дабы познать Его в абсолютной простоте, исключающей всякую сложность, - "чистейший Дух", "умную Природу", Монаду или Единицу. Ориген близок к учению Плотина и его школы о познании абсолютного Единства путем отвлечения от всего сущего и от себя, дабы в состоянии экстаза, став выше "сущности", созерцающий не противостоял Созерцаемому, но пребывало бы одно Божественное Единство. Эта апофатика сводится к отрицанию всего, что препятствует познанию Божественной Природы, положительно определимой как Единое.

Объединил оба течения автор Ареопагитик - Псевдионисий Ареопагит. В отличие от неоплатоников и Оригена, для которых отрицательное богословие не противополагается положительному, служа путем к соединению с Единым, Которое как Единство, все же может быть положительно определено, он отрицает всякую определимость Бога, даже характер предмета познания или незнания. С другой стороны, в отличие от Климента Александрийского и отчасти от великих каппадокийцев, он настаивает на реальном значении Божественных имен, обосновывая катафатизм. Положительный путь соответствует нисхождению Божества, в котором Оно Само открывается, становясь "всяческим во всем", тогда как отрицательный соответствует восхождению твари к своей Причине, то есть обожению, совершаемому силой Святого Духа. Первым путем Божество свидетельствует о Себе постижимо, вторым, творения, исполненные благодати Святого Духа, свидетельствуют о непостижимости Божественной природы.

Полезные сервисы