Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мухин

Грамматический словарь

Му́хин ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова мухин

Полезные сервисы

мухин валентин григорьевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

мухин ефрем осипович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

мухин, ефрем осипович

мухина

Сканворды для слова мухина

Полезные сервисы

мухина вера игн

Гуманитарный словарь

МУ́ХИНА Вера Игн. (1889-53) - скульптор (станковист и монументалист), рисовальщик, успешно работала в обл. декор.-прикл. иск-ва, театр. костюма, педагог; Нар. худож. СССР (1943), дейст. чл. АХ СССР (1947); училась в студиях К. Ф. Юона, И. И. Машкова (1909-12), в Париже у Э. А. Бурделя (1912-14); член Об-ва рус. скульпторов - ОПС (1926). Автор многочисл. острохарактерных портретов, символич. и аллегорич. скульпт. композиций, пам. деятелям отеч. культуры, произв. декор.-прикл. иск-ва (вазы, мелкая пластика), театр. костюмов. В ранний период тв-ва испытывает влияние кубизма, определившее на всю жизнь отношение к конструктивности формы. В русле этого направления выполнены проекты пам. монум. пропаганды ("Пламя революции", 1922-23 и др.). В ряде станковых произв. 1920-х гг. решает специфически важные для скульптора задачи: передача движения (его динамика, сопротивление масс объема пространству и т. д.), ощущение плотности объемов, ритм их сложных ракурсов и т. д. ("Юлия", 1922; "Ветер", 1926; "Горе", 1927 и др.). Полнокровность жизненных образов, их чувств. начало сближают тв-во М. с тв-м Бурделя, Ш. Деспио и свидетельствуют о реалистич. устремлениях автора. 1930-е гг. - активный и плодотворный период тв-ва М. Участие в многочисл. конкурсах способствует развитию дарования М. как монументалиста. М. борется против бездумного украшательства, за "синтетич. содружество архитектуры, скульптуры и живописи", одновр. сама М. испытывает влияние тоталитарного об-ва, не все созданные работы худож. равнозначны, мн. творчески интересные замыслы остаются неосуществл. ("Плодородие", 1934; "Земля", "Море" - обе 1938 и мн. др.). Шир. известная скульпт. гр. "Рабочий и колхозница", украсившая Сов. павильон на междунар. выставке в Париже (арх. Б. Иофан, 1937), отражает концепцию представлений об идеальной социалистич. государственности, свидетельствует об успешном решении проблем синтеза иск. В послевоен. период М. реализует исполненный И. Д. Шадром проект пам. А. М. Горькому (совм. с Н. Г. Зеленской, З. Г. Ивановой, арх. З. М. Розенфельд, 1951, Москва), работает над пам. П. И. Чайковскому (арх. А. А. Заварзин, 1954, Москва), оформляет выставки, театр. спектакли и т. д. На протяж. всей жизни успешно работает в портретном жанре, создает духовно-содержательные, психологич. острые, композиционно разнообр. портреты деят. к-ры и науки. На раннем этапе заметно стремление к осмыслению классич. традиций (портрет А. А. Замкова, 1918), позднее - усиление индивид. хар-к (портреты С. А. Котлярского, 1929; С. С. Юдина, 1940 и др.), акцентирование важных сущностно-моральных черт нар., нац. характеров (портреты С. А. Замкова, 1934; Б. А. Юсупова, 1942; Н. Н. Бурденко, 1942-43; академика А. Н. Крылова, 1945 и мн. др.). Умело использовала традиц. мат-лы: мрамор, бронзу; много экспериментировала в поисках новых (алюминий, стекло), выявляя их декор. возможности. Широко и многообразно графич. наследие М.том числе совместно с А. А. Экстер и др. работы над театр. костюмами). Преподавала в Моск. высш. худож.-пром. уч-ще (1926-27) и ВХУТЕИНе (1926-30).

Лит.: В. И. Мухина: Худож. и лит.-критич. наследие: В 3 т. М., 1959-60; Воронов Н. В. Вера Мухина. М., 1989.

В. И. Мухина. Эскиз костюма к спектаклю «Ужин злых шуток». 1916

В. И. <a href='/dict/мухина' class='wordLink' target='_blank'>Мухина</a>. <a href='/dict/эскиз' class='wordLink' target='_blank'>Эскиз</a> <a href='/dict/костюма' class='wordLink' target='_blank'>костюма</a> к <a href='/dict/спектаклю' class='wordLink' target='_blank'>спектаклю</a> <i>«<a href='/dict/ужин' class='wordLink' target='_blank'>Ужин</a> <a href='/dict/злых' class='wordLink' target='_blank'>злых</a> <a href='/dict/шуток' class='wordLink' target='_blank'>шуток</a>»</i>. 1916

Полезные сервисы

мухина вера игнатьевна

Энциклопедический словарь

Му́хина Вера Игнатьевна (1889-1953), скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщены по формам («Пламя революции», 1922-23); в 30-х гг. создавала символические произведения («Рабочий и колхозница», 1935-37), в годы Великой Отечественной войны - сурово-правдивые образы воинов («Б. А. Юсупов», 1942). Оформляла выставки и театральные спектакли, проекты одежды и рисунки для тканей, изделий из фарфора и стекла. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).

* * *

МУХИНА Вера Игнатьевна - МУ́ХИНА Вера Игнатьевна (1889-1953), российский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщены по формам («Пламя революции», 1922-23), в 30-х гг. - символические (символы нового общественного строя) произведения («Рабочий и колхозница», 1937), в годы Великой Отечественной войны - сурово-правдивые образы воинов («Б. А. Юсупов», 1942). Оформляла выставки и театральные спектакли, проекты одежды и рисунки для тканей, изделий из фарфора и стекла. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).

* * *

МУ́ХИНА Вера Игнатьевна [19 июня (1 июля) 1889, Рига - 6 октября 1953, Москва], российская художница. Выдающийся скульптор, завоевала мировую известность как автор группы «Рабочий и колхозница», которая стала едва ли не самым популярным символом советского государства.

Начало пути

Родилась в купеческой семье. Получила художественное образование в студиях К. Ф. Юона (см. ЮОН Константин Федорович) (1909-11), Н. А. Синициной (1911), И. И. Мешкова (1911-12) в Москве, а также в частных академиях Парижа (Коларосси, «Ла Палет», «Ла Гранд Шомьер») в 1912-14 годы. Особое значение в эти парижские годы имели для нее уроки Э.. Бурделя (см. БУРДЕЛЬ Эмиль Антуан). От него она унаследовала любовь к масштабным символическим обобщениям, выраженным в напряженной динамике форм, которые постоянно противоборствуют, не находя покоя. Испытала также воздействие кубизма (см. КУБИЗМ), особо заметное в ее ранних рисунках, театральных эскизах и проектах одежды; они близки по стилю к творчеству ее подруги А. А. Экстер (см. ЭКСТЕР Александра Александровна) (в 1922-23 Мухина совместно с Экстер и Н. П. Ламановой (см. ЛАМАНОВА Надежда Петровна) разрабатывала проекты мод, основанные на экспрессивных комбинациях простейших геометрических форм). В такого рода дизайне стиль модерн (см. МОДЕРН) и кубизм (см. КУБИЗМ) составляют синтез, родственный ар деко (см. АР ДЕКО).

После Октябрьской революции участвовала в реализации плана монументальной пропаганды. Лучшим из проектов такого рода является «Пламя революции» (1922-23, гипс, Музей революции, Москва) с фигурой несущего факел юноши, окруженного вихрем кубистически условных форм. Композиция эта знаменательна и для творческого темперамента Мухиной в целом: в ее лучших работах зачастую «вихрем» выплескивается мощное подсознательное начало, нарушающее строгие рамки официального заказа. Более гармонична и уравновешенна массивно-величавая «Крестьянка» (1927, бронза, Третьяковская галерея). В этот период Мухина впервые проявляет себя и как мастер обобщенно-героического портрета (портрет мужа, архитектора С. А. Замкова (1934-35, мрамор, там же).

«Рабочий и колхозница»

Главным итогом ее монументально-декоративных поисков стала прославленная группа «Рабочий и колхозница» для возведенного по проекту Б. М. Иофана (см. ИОФАН Борис Михайлович) советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1935-37, нержавеющая сталь; ныне установлена перед северным входом Всероссийского выставочного центра в Москве). С одной стороны, группа монументально и мощно агитирует за социализм: фигуры двух молодых энтузиастов представлены в неудержимом, сверхчеловеческом порыве вперед, к светлому будущему. Но глубинный смысл произведения парадоксален и по-своему «саморазрушителен», поскольку в качестве композиционного прототипа Мухина избрала группу античных тираноубийц, Гармодия и Аристогитона. Славословие верховной власти подспудно заключает в себе противостояние ей. Еще откровенней высказывается Мухина о годах сталинского «большого террора» в неосуществленных замыслах - например, в проекте памятника челюскинцам (1938), где главной (причем размещенной в центре Москвы) должна была стать фигура Борея, страшного божества леденящего холода и тьмы.

Среди других известных монументальных работ художницы - декоративная группа «Хлеб» (бронза, 1939, Третьяковская галерея), памятник Максиму Горькому (см. ГОРЬКИЙ Максим) для города Горького (1938-39, бронза, гранит, установлен в 1952; Мухина завершила также с соавторами исполненный И. Д. Шадром (см. ШАДР Иван Дмитриевич) проект памятника Горькому для Москвы (бронза, гранит, 1951). С теми же соавторами (Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой) она создала памятник П. И. Чайковскому (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) для Москвы (бронза, гранит, 1954) и 6-фигурную группу «Требуем мира» (1950, гипс, Русский музей; отмечена Сталинской премией в 1951). Ее мастерство - от достаточно виртуозного «Хлеба» до последней группы - в целом усредняется, подчиняясь казенным стереотипам. Более непосредственно и эмоционально ее талант - помимо эскизов - проявился в некоторых портретах и надгробиях (например, надгробие сына Горького М. А. Пешкова, мрамор, 1935), а большой дар художника-экспериментатора - в опытах создания стеклянной, «полой» пластики, которыми Мухина увлекалась в 1930-50-е гг.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

мухина ел. вяч

Гуманитарный словарь

Полезные сервисы

мухина, вера игнатьевна

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

мухинит

Синонимы к слову мухинит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

мухинка

Крылатые слова

То же, что МУХА.

Полезные сервисы