Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ван гог винсент

Энциклопедия Кольера

ВАН ГОГ Винсент (Van Gogh, Vincent)

<a href='/dict/винсент' class='wordLink' target='_blank'>ВИНСЕНТ</a> <a href='/dict/ван' class='wordLink' target='_blank'>ВАН</a> <a href='/dict/гог' class='wordLink' target='_blank'>ГОГ</a>. <a href='/dict/автопортрет' class='wordLink' target='_blank'>АВТОПОРТРЕТ</a>

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. АВТОПОРТРЕТ

(1853-1890), голландский художник. Родился 30 марта 1853 в Гроот Зюндерт (Нидерланды) в семье кальвинистского священника. Три дяди Винсента занимались торговлей произведениями искусства. По их примеру и под их влиянием в 1869 он поступил в компанию "Гупиль", продававшую картины, и работал в ее отделениях в Гааге, Лондоне и Париже, пока в 1876 не был уволен за некомпетентность. В 1877 Ван Гог приехал в Амстердам изучать богословие, но, провалившись на экзамене, поступил в миссионерскую школу в Брюсселе и стал проповедником в Боринаже, шахтерском районе Бельгии. В это время он начал рисовать. Зиму 1880-1881 Ван Гог провел в Брюсселе, где изучал анатомию и перспективу. Тем временем его младший брат Тео поступил в отделение компании "Гупиль" в Париже. От него Винсент получал не только скромное содержание, но также и моральную поддержку, несмотря на их частые расхождения во взглядах. В конце 1881 после ссоры с отцом, Ван Гог поселился в Гааге. Некоторое время он учился у известного пейзажиста Антона Мауве. Эксцентричное поведение Ван Гога, усугублявшееся застенчивостью, оттолкнуло от него тех, кто хотел ему помочь. Он жил с женщиной по имени Кристина, происходившей из низших слоев общества, и часто изображал ее на картинах. Когда она ушла от него, художник в конце 1883 вернулся к родителям, которые жили тогда в Нюэнене. В работах нюэненского периода (1883-1885) начинает проявляться своеобразие творческой манеры Ван Гога. Мастер пишет темными красками, сюжеты его работ однообразны, в них чувствуется симпатия к крестьянам и сострадание к их тяжелой жизни. Первая большая картина, созданная в нюэненский период, - Едоки картофеля (1885, Амстердам, фонд Ван Гога), - изображает крестьян за ужином. Зимой 1885-1886 Ван Гог отправился в Антверпен. Там он посещал занятия в Академии художеств. Художник вел полунищенское и полуголодное существование. В феврале 1886, в состоянии физического и духовного истощения, он уехал из Антверпена к брату в Париж. Здесь Ван Гог поступил в мастерскую художника-академиста Фернана Кормона, однако гораздо важнее для него было знакомство с живописью импрессионистов. Он встречался со многими молодыми художниками, в том числе с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром, Полем Гогеном и Жоржем Сера. Они научили его ценить японскую гравюру; ее линейный рисунок, плоскостность и отсутствие моделировки оказали большое воздействие на формирование новой живописной манеры Ван Гога. Ненадолго он увлекся дивизионистской техникой Сера, но строгая и методичная манера живописи не соответствовала его темпераменту.

<a href='/dict/винсент' class='wordLink' target='_blank'>ВИНСЕНТ</a> <a href='/dict/ван' class='wordLink' target='_blank'>ВАН</a> <a href='/dict/гог' class='wordLink' target='_blank'>ГОГ</a>. <a href='/dict/ирисы' class='wordLink' target='_blank'>ИРИСЫ</a>

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. ИРИСЫ

<a href='/dict/винсент' class='wordLink' target='_blank'>ВИНСЕНТ</a> <a href='/dict/ван' class='wordLink' target='_blank'>ВАН</a> <a href='/dict/гог' class='wordLink' target='_blank'>ГОГ</a>. <a href='/dict/поля' class='wordLink' target='_blank'>ПОЛЯ</a> В <a href='/dict/овере' class='wordLink' target='_blank'>ОВЕРЕ</a>

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. ПОЛЯ В ОВЕРЕ

<a href='/dict/винсент' class='wordLink' target='_blank'>ВИНСЕНТ</a> <a href='/dict/ван' class='wordLink' target='_blank'>ВАН</a> <a href='/dict/гог' class='wordLink' target='_blank'>ГОГ</a>. <a href='/dict/комната' class='wordLink' target='_blank'>КОМНАТА</a> В <a href='/dict/арле' class='wordLink' target='_blank'>АРЛЕ</a>

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. КОМНАТА В АРЛЕ

После двух лет, проведенных в Париже, Ван Гог, не выдержав сильного эмоционального напряжения, в феврале 1888 уехал в Арль. В этом южнофранцузском городе он нашел обилие сельских сюжетов, которые так любил писать. Летом 1888 художник создал некоторые из своих наиболее спокойных произведений: Почтальон Рулен (Бостон, Музей изящных искусств), Дом в Арле (Амстердам, фонд Ван Гога) и Спальня художника в Арле (Чикаго, Художественный институт), а также несколько натюрмортов с подсолнухами. Вдохновленный образами японской гравюры и яркими работами импрессионистов, он написал картину, которая по праву считается одним из лучших его произведений: Ночное кафе (картинная галерея Йельского университета). Ван Гог жил в полном одиночестве, питался только хлебом и кофе и много пил. В этих обстоятельствах визит Поля Гогена в октябре 1888, которого Ван Гог ждал с нетерпением, закончился трагическим конфликтом. Эстетическая философия Гогена была неприемлема для Ван Гога; их споры становились все напряженнее и ожесточеннее. 24 декабря Ван Гог, потеряв способность контролировать себя, набросился на Гогена, а затем отрезал себе ухо. В мае 1889 он добровольно поселился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми. В течение следующего года его рассудок временами прояснялся, и тогда он бросался писать; но эти периоды сменялись депрессией и бездеятельностью. В это время он написал знаменитые пейзажи с кипарисами и оливами, натюрморты с цветами и копировал по репродукциям картины своих любимых художников Милле и Делакруа. В мае 1890 Ван Гог почувствовал себя лучше, покинул приют и, вернувшись на север, поселился в Овер-сюр-Уаз у доктора Поля Гаше, интересовавшегося искусством и психиатрией. В Овере художник написал свои последние работы - два портрета доктора Гаше (Париж, музей Д'Орсе, и Нью-Йорк, коллекция Зигфрида Крамарски). Последние картины Ван Гога - виды пшеничных полей под жарким тревожным небом, в которых он пытался выразить "грусть и крайнее одиночество". Умер Ван Гог 27 июля 1890. В искусстве Ван Гога доминирует всепоглощающая потребность самовыражения. В своих лучших произведениях он выступает как первый и наиболее яркий экспрессионист. Его страдания и борьба с судьбой отражены в яркой прозе нескольких сот писем, адресованных в основном брату.

ЛИТЕРАТУРА

Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1987 Юич Р. Ван Гог [[Альбом]]. М., 1995

Полезные сервисы

верлен поль

Энциклопедический словарь

Верле́н Поль (Verlaine) (1844-1896), французский поэт-символист. Ввёл в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность (сборники «Галантные празднества», 1869; «Романсы без слов», 1874; «Мудрость», 1881). Книга литературно-критических статей «Проклятые поэты» (1884). Автобиографическая «Исповедь» (1895).

* * *

ВЕРЛЕН Поль - ВЕРЛЕ́Н (Verlaine) Поль (1844-96), французский поэт-символист. Ввел в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность (сборники «Галантные празднества», 1869; «Романсы без слов», 1874; «Мудрость», 1881). Книга литературно-критических статей «Проклятые поэты» (1884). Автобиографическая «Исповедь» (1895).* * *

ВЕРЛЕ́Н (Verlaine) Поль (30 марта 1844, Мец - 8 января 1896, Париж), французский поэт.

Биография в поэтических сборниках

Верлен родился в семье капитана саперных войск и дочери богатого сахарозаводчика. Детство поэта было счастливым: обожавшие своего единственного и долгожданного сына родители (особенно мать) во всем ему потакали и баловали его. Верлен учился в лицее Бонапарта (ныне Кондорсе), где начал писать стихи. Завершив образование, он поступил на работу в страховое общество, а затем в ратушу. В 1863 опубликовал свое первое стихотворение. В 1866 уже восемь его стихотворений появились в сборнике «Современный Парнас». В том же году Верлен издал собственный сборник «Сатурнические стихотворения», значительную часть которых составили произведения, написанные под заметным влиянием Шарля Бодлера (см. БОДЛЕР Шарль), Теофиля Готье (см. ГОТЬЕ Теофиль) и парнасцев. В 1868 появилась брошюрка под названием «Подружки»: эти несколько стихотворений были посвящены теме лесбийской любви (см. ЛЕСБИЙСКАЯ ЛЮБОВЬ), и ничтожный тираж был немедленно конфискован полицией (позднее «Подружки» вошли в сборник «Параллельно»). В 1869 вышла вторая книга Верлена «Галантные празднества», главной темой которых стали мотивы искусства. В том же году поэт познакомился с Матильдой Мотэ де Флервиль и после помолвки в июне 1869 начал работать над сборником «Добрая песня», целиком посвященной невесте. Книга, вышедшая в свет 12 июня 1870, за два месяца до венчания, стала свадебным подарком Матильде. Четвертый сборник «Романсы без слов» (1874) представлял собой лирический дневник, в котором описывались впечатления от путешествия по Бельгии и Англии.

Встреча с Рембо

Стихи сборника создавались с весны 1872 по весну 1873 и были самым непосредственным образом связаны с драматическими отношениями Верлена и Рембо (см. РЕМБО Артюр). Роковая для обоих поэтов встреча произошла в сентябре 1871, когда шестнадцатилетний Рембо приехал по приглашению Верлена в Париж. Очень скоро семейная жизнь Верлена дала трещину: даже рождение сына не могло спасти этот брак. 7 июля Верлен ушел из дома по настоянию Рембо. Оба поэта отправились в Англию, где вели разгульное и одновременно полунищенское существование. Дважды Рембо оставлял своего друга, но возвращался, откликаясь на его отчаянные призывы. Развязка наступила 10 июля 1873 в Брюсселе: когда Рембо вновь заговорил о своем желании вернуться в Париж, смертельно пьяный Верлен дважды выстрелил в него, легко ранив в руку. По приговору суда Верлен был осужден на два года тюрьмы, где пережил духовный кризис и обратился к католической вере. Освободившись, Верлен в феврале 1875 приезжает в Штутгарт для встречи с Рембо. Свидание закончилось ссорой, и бывшие друзья расстались навсегда.

1880-1890-е годы

В 1881 Верлен издал сборник «Мудрость», назвав его «книгой новообращенного»: основная часть стихотворений была написана в бельгийской тюрьме и во время пребывания в Англии в 1875-1879. Широкая публика узнала о существовании таких поэтов, как Верлен и Малларме (см. МАЛЛАРМЕ Стефан), из знаменитого романа Гюисманса (см. ГЮИСМАНС Шарль Мари Жорж) «Наоборот» (1884), главный герой которого обладал самыми утонченными литературными вкусами. Сборник «Когда-то и недавно» (1885) был издан, когда Верлен начал становиться знаменитым: именно сюда вошло прославленное «Поэтическое искусство», написанное в апреле 1874 по случаю двухсотлетия «Поэтического искусства» Буало (см. БУАЛО Никола). В 1888 появился сборник «Любовь» - книга «католических» стихов Верлена. Более трети стихотворений этого сборника объединены в цикл, посвященный памяти любимого ученика Верлена - Люсьена Летинуа. Через год вышла книга с характерным названием «Параллельно», в которой Верлен, по его собственным словам, «как бы притворялся приверженцем дьявола». Книгу «Счастье» (1891) обычно называют заключительной частью трилогии (куда входят также «Мудрость» и «Любовь»). Книга «Песни к ней» (1891) посвящена несостоявшейся танцовщице Эжени Кранц, которая стала спутницей последних лет и дней Верлена. Книга «Сокровенные обедни» (1892) - еще одно собрание католических стихов - была посвящена памяти Бодлера. Последний прижизненный сборник Верлена «Эпиграммы» вышел в 1894.

Прозаические произведения Верлена обычно делят на «прозу воображения» и автобиографическую. К первой относятся «Записки вдовца» (1886). Составившие ее разнородные миниатюры были написаны в основном в 1883-1884. Автобиографию Верлена составляют воспоминания «Мои больницы» (1891), «Мои тюрьмы» (1893) и начатая незадолго «Исповедь», которую поэт не успел завершить.

Импрессионизм и символизм

Верлену принадлежит более тысячи стихотворений. Он начинал как соратник парнасцев Леконта де Лиля (см. ЛЕКОНТ ДЕ ЛИЛЬ Шарль) и Теофиля Готье, но уже в «Романсах без слов» его стиль становится «импрессионистическим»: это мир смутных, трудноуловимых настроений, ощущений, ассоциаций, в которых размытая линия преобладает над контуром, оттенок - над однотонным цветом, светотень - над светом и тенью. Поэзия Верлена насыщена меланхолией и безысходностью, во многом обусловленной обстоятельствами его жизни. Подхватив идею Бодлера о разрыве между действительностью и мечтой, он довел ее до логического конца: грезы являются единственным убежищем поэта. Свято веруя в абсолютную реальность грез, Верлен фактически стирает грань между субъективным и объективным: его стихи воздействуют не своим прямым предметным значением, а навеянным и «подсказанным» настроением. Именно поэтому символисты считали Верлена одним из своих предшественников.

Полезные сервисы