Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

обѣдати

Словарь древнерусского языка

ОБѢДА|ТИ (49), , -ѤТЬ гл. Обедать (пообедать):

Мѹжи правьдьни да обѣдають съ тобою. (ἔστωσαν σύνδειηνοί σου) Изб 1076, 176; а се ˫а всеволодъ далъ ѥсмь блюдо серебрьно... велѣлъ ѥсмь бити въ нѥ на ѡбѣдѣ коли игѹменъ ѡбѣдаѥть. Гр ок. 1130; и по литѹргии вьс˫а брати˫а и обѣдаша вси накѹпь. и праздьно-ваша праздьньство свѣтьло. СкБГ XII, 21а; Попови на брацѣ дъвоженьца не обѣдати. (μὴ ἑστιᾶσϑαι) ΚΕ XII, 85а; и на обѣдъ призъвати. и обѣдати ѥмѹ съ прочими мнихы. сѣдалищю ˫авѣ на брашьнѣ и на питии при˫ати ѧ. УСт XII/XIII, 214; хр(с)тьѧнѡм(ъ) позванымъ бывшимъ на бракь... честно и съ говѣниемь. вечерѧти iли ѡбѣдати КР 1284, 85а; Глѣбъ... воротисѧ ѡпѧть. Мстислав же скопивъдр. сп. совокупи] дружину. и Пере˫аславьцѣ. и ѡбѣдавъ гна по не(м). ЛЛ 1377, 106 об. (1148); ˫азъ же изѣмь. три златника. давъ рѣкохъ ѥи. иди купи намъ обѣдъ. да вси обѣдаѥмъ. Пр 1383, 73в; и гл҃а ѥму. велиши ли да сваримъ афиру. и ѡбѣдаѥмъ с тобою и блг(с)вмъсѧ. и рече сварите. (γευσώμεϑα) ПНЧ XIV, 149в; ѡни же трие внесоша питие врагомъ своимъ в полатѹ. илѣ же ѡбѣдахѹ сѣдѧще. СбТр к. XIV, 200 об.; Въ великую суботу вечеръ по ѡбѣднѣи рекше по ве(ч)рнии ѡбѣдавше. и спивше [вм. спѣвше] погребению г(с)ню. идуть в цр҃квь попове и дь˫аци. ЗЦ к. XIV, 58г; [А]ще чернець обѣда˫а. по˫аса послапить. [так!] грѣ(х) ѥму ѥ(с). КВ к. XIV, 294в; Марколтъ же Нѣмѣчинь. зва к собѣ. всѣ кнѧзѣ на ѡбѣдъ. Василка. Лва Воишелка и начата ѡбѣдати. и пити и веселити(с). ЛИ ок. 1425, 289 (1268); Володимѣръ же присла конь свои емѹ. добрыи. ѡбѣдавъ же и поеха до Володимѣра. Там же, 300 (1287);

|| пировать:

[татары] кн҃зи имъше издавиша. подъкладъше подъ дъскы. а сами вѣрхѹ сѣдоша обѣдати. и так(ъ) животъ ихъ концѧша. ЛН XIII-XIV, 99 (1224).

Полезные сервисы

обнажити

Словарь древнерусского языка

ОБНАЖ|ИТИ (40), -ОУ, -ИТЬ гл.

1. Обнажить:

излѣзъ надъ пещерѹ и обнаживъ тѣло своѥ до по˫аса. с˫ад˫аше пр˫адыи вълнѹ на съплетениѥ копытьцемъ. ЖФП XII, 36б; и ˫ако съвлекохъ все. и ль˫аного срачицьна не оставихъ и ѡбнажiхъ ю [умершую] ˫ако роженѹ. ПрЛ ХIII, 144б; обнаживъше ˫ако м҃ти родiла. и съверша [вм. съвергоша] и съ моста. ЛН XIII-XIV, 21 об. (1141); свѧзавъ врага своѥго феврѹали˫а, и все имѣниѥ вземъ ѿ него, и нага ѡбнаживъ. одѣ ѥго въ рогозинѹ (γυμνὸν ἀποδύσας) ΓΑ XIII-XIV, 25г; и проповѣдающа обназивъ простьръ ˫а по землю и четырми бии не щадѧ Пр 1383, 21а; ѡбнажи [Христос] предо всѣми сво˫а ребра, и гвоздиньны˫а ˫азвы на руку и ногу показаѥть Фомѣ. КТур XII сп. XIV, 22; си в малѣ перси обнаживши сесца казаше и вскормленье ихъ поминаше (παραγυμνοῦσα) ГБ XIV, 134а;

|| лишить одежды, раздеть:

въсхыщеникъ же, аще не всѣ(х) ѡбнажить и покладеть въ своемъ домѹ, то сытости не имать (γυμνώσαιεν) Πч к. XIV, 69;

|| вынуть из ножен (об оружии):

обнаживъ нѣкогда орѹжьѥ предъ вельможами, дасть ѥпархови, г҃лѧ: «приими ѡрѹжьѥ се.» (γυμνώσας) ΓΑ XIII-XIV, 187в; и ѡбнажиша ѡружье. ѡтроци Глѣбови ЛЛ 1377, 46 об. (1015); изломившѹ же сѧ копью. и ѡбнажи [Даниил] мечь свои. ЛИ ок. 1425, 260 (1231).

2. Открыть, раскрыть, обнаружить:

то бо растерза завѣсу. и обнажи ст҃а˫а ст҃хъ ГБ XIV, 76в;

| образн.:

ереси] Сице бж(с)твены флави˫анъ смрадьны раскопа истъчникъ. и ѡбнажити створь воды къ злоч(с)тивомѹстарьцю ре(ч). КР 1284, 371а;

|| перен.:

аще нѣции въ цр҃кви. ˫акѹ же къгда винѹ ап(с)льскыимь правьдьныимь належащюю цр҃квамъ обнажити въсхотѧть. и равьно раздѣлѥниѥ клирикъ ѥдинои части негодити начьнеть. не подобаѥть на сѹдищи или на послѹшьство призъвати клирика того (γυμνᾶσαι) ΚΕ XII, 135а; тако б҃ествьныи Флавь˫анъ, сквернѹю бѣсовьнѹю ѥресь разоривъ и ѡбнаживъ, ре(ч) къ нечт҃ивомѹ старцю (γυμνώσας) ГА XIII-XIV, 227в; обнажю ти дѣла мо˫а. СбЧуд XIV, 61г; Клирикъ. криликѹ вещь имыи... преже тѧжю да обнажи(ть) предъ своимь ѥп(с)пмь. (γυμναζέτω) ПНЧ XIV, 206а; свѣ(т) бѣ обнажь луча бж(с)тва на фаѡрѣ. к немуже не можаху възрѣти ѹч҃нци его. ГБ XIV, 27б; и помыслъ ѡчисти въ высотѹ. блазнителѧ ѡбнажилъ ѥси. и побѣдоносець ˫авлесѧ на д҃хи пребл҃жне ПКП 1406, 11в.

3. Лишить чегол.; отнять чтол.; ограбить:

и аще чиститѥльскыихъ ѥсть. прѣстѹпьникъ заповѣданыихъ. обнажити того чистителѥскааго сана повелѣваѥмъ. (ἀπογυμνοῦσϑαι) ΚЕ XII, 64б; ѥго же фотина иже срѣмѣ бывши сборъ. не токмо ѿ сана ѡбнажи. но и чюжа ѿ грьчьскаго жити˫а ѡсѹди. (ἐγύμνωσεν) КР 1284, 384б; тако ѹловивъ плѣньника... кръвьми бо сквернами омы ѿ него же б҃ие кр҃щениѥ, желань˫а ра(д) || цр҃квьнаго ѿ бл҃гоч(с)ть˫а обнажи ГА XIII-XIV, 226а; дь˫аволъ же не точью обнажи имени˫а [Иова]. нъ и чадъ и самого ѹ˫азви на гноищи. гноина. и острупована повьрже Пр 1383, 60в; и взѧша имѣнь˫а множьство. и цр҃кви ѡбнажиша иконами и книгами, и ризами и колоколы. изнесоша. ЛИ ок. 1425, 194 об. (1171);

|| обездолить:

Ничтоже тако обнажить чл҃вка. и приве(де)ть || во оставленье ˫ако же ог҃лати. и осѹдити ли ѹньжати ближнѧго. (γυμνοῖ) ПНЧ XIV, 29б; ˫ако (ж) слово исъходѧ ѿ д҃ша и телесе. i г҃лавша(г) не истщи ни обнажи слышаща(г) на||полни. Пал 1406, 24а.

Полезные сервисы

призвание

История слов

ПРИЗВАНИЕ

Количество славянизмов, испытавших семантическое воздействие западноевропейских языков, очень велико. Семантическая история слова призвание может служить ярким примером органического объединения народно-русских, старославянских и западноевропейских элементов в структуре слова.

Среди глаголов, производных от звать, одни носят яркую печать живой разговорной экспрессии (напр., позвать, созвать, вызвать, назвать в значении \`наприглашать' и т. п.; ср. позвать и обозвать), другие ведут к контекстам книжного языка (напр., воззвать; ср. воззвание), в-третьих, книжные оттенки несколько затушеваны официально-бытовыми и разговорными. Таков глагол призвать (см. призванный на военную службу; ср. призыв и призвание). Не подлежит сомнению, что глагол призвать появился в русском литературном языке в связи с влиянием старославянского языка (ср. примеры употребления слов призъвати- призывати, призъвание, призывание у Срезневского, 2, с. 1402-1403). Но тесная связь и соотносительность этого слова с однородными русскими образованиями от глагола звать ослабили его старославянскую основу. Однако производное от него имя существительное призвание не вышло из сферы книжного языка.

В современном русском языке слово призванье обозначает \`склонность, внутреннее влечение или предрасположение к какому-нибудь делу, профессии'. Напр.: чувствовать призвание к музыке; артист по призванию и т. п. Как нюанс этого же значения выступает такой смысловой оттенок: \`предназначение, цель жизни или деятельности'. Например, у Некрасова в стихотворении «Памяти Асенковой»:

Увы, наивна ты была,

Вступая за кулисы -

Ты благородно поняла

Призвание актрисы.

Первоначальное значение этого слова- \`призыв, приглашение', т. е. действие по глаголу призвать - призывать устарело и не употребительно. Между тем оно было единственным значением этого слова до романтической эпохи, т. е. до 20-30-х годов XIX в.

В словарях Академии Российской призвание определяется так: «Действие призвавшего. Призвание кого к себе. Призвание к судье» (сл. 1822, ч. 5, с. 310). Карамзин, Жуковский, Пушкин широко употребляют слово призвание в этом первоначальном значении. Например, в языке Пушкина:

Здесь ночью нега и покой,

А днем и шум и пированье.

Приди на дружное призванье,

Приди, о путник молодой!

(Руслан и Людмила, песнь 4).

Услышь, поэт, мое призванье,

Моих надежд не обмани.

Языкову, 1824 г.)

Итак - хвала тебе, Чума!

Нам не страшна могилы тьма,

Нас не смутит твоепризванье!

Бокалы пеним дружно мы,

И Девы-Розы пьем дыханье-

Быть может - полное Чумы!

(Пир во время чумы, 1830).

Однако уже в конце 20-х - начале 30-х годов XIX в. новое значение, дошедшее и до нашего времени, проступает очень явственно (быть может, отчасти под влиянием семантики немецкого Веruf ср. франц. vocation). В новом значении слово призвание вошло в философский лексикон русской интеллигенции 30-х годов, увлекавшейся шеллингианством. У Гоголя в статье «Несколько слов о Пушкине» (1832-1834): «...у всякого, кто только чувствует в себе искру святого призвания, есть тонкая разборчивость... не позволяющая ему выказывать свой талант таким средством» (1894, 1, с. 228). У Н. В. Станкевича в письме к Я. М. Неверову (от 14 октября 1833 г.): «Мое призвание не то, хотя я и не вижу настоящего моего призвания» (Западники 40-х годов, с. 33). К нему же в письме Н. В. Станкевича от 2 декабря 1835 г.: «Ты говоришь, что я всегда ошибался в призвании. Иногда. Это участь всех. Но философию я не считаю моим призванием; она, может быть, ступень, через которую я перейду к другим занятиям» (там же, с. 43). В словаре 1847 г., отражающем литературное употребление не позже 30-х годов XIX в., уже отмечено это новое значение: «\`Состояние призванного'; \`предназначение'. Даровитый юноша, не изменяя своему призванию, укрепляет врожденные способности учением» (3, с. 465).

Около середины XIX в. - в период пересмотра романтической терминологии и фразеологии - слово призвание приобретает привкус риторической экспрессии, книжной парадности, приподнятости, ложного пафоса. В письме И. С. Тургенева к Е. М. Феоктистову (от 27 декабря 1852 г.): «Положению Вашему я сочувствую и мысли Ваши об уединении разделяю вполне - воспользуйтесь им, чтобы уяснить себе свое призвание - или если это слово Вам кажется слишком пышным - чтобы узнать по какой дороге Вам надобно пойти» (Тургенев и «Современник», с. 155). Ср. в «Дворянском гнезде» (гл. 25): «Со всем тем Михалевич не унывал и жил себе циником, идеалистом, поэтом, искренно радея и сокрушаясь о судьбах человечества, о собственном призвании, - и весьма мало заботясь о том, как бы не умереть с голоду».

Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась машинопись с авторской правкой. Здесь печатается по машинописи с внесением отдельных необходимых уточнений и поправок.

Об истории значений слова призвание В. В. Виноградов пишет в статье «К вопросу об упорядочении современного русского правописания»: «Русский язык не остался неизмененным со времен Пушкина... Некоторые старые слова вышли из литературного употребления (например, разлученье, вотще, прельстительный и другие подобные), другие изменили свои значения (например, призванье, возмутительный, молодушка, малодушный, кулак и т. п.)...» (журнал «Русский язык в школе», 1954, № 4, с. 34). См. также о слове призвание в заметке о слове «Последовательный» в настоящем издании. - В. П.

Полезные сервисы