Фо́рман Милош (Forman) (р. 1942), американский кинорежиссёр. Родился в Чехии, где в мягкой манере прямого и ненавязчивого жизненного наблюдения снял фильмы «Чёрный Пётр» (1964), «Любовные похождения блондинки» (1965) и др. С 1967 в США; снятые здесь фильмы отличаются энергичной и зрелищной режиссурой, сохраняя при этом тонкий психологизм: «Отрыв» (1971), «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» (1975), «Волосы» (1979), «Рэгтайм» (1981), «Амадей» (1984), «Вальмон» (1989), «Народ против Ларри Флинта» (1996) и др.
* * *
ФОРМАН Милош - ФО́РМАН (Forman) Милош (р. 18 февраля 1932), чешский и американский кинорежиссер.
В годы Второй мировой войны и оккупации Чехословакии потерял родителей в концлагере. Выпускник кинофакультета пражской Академии изящных искусств. С середины 1950-х гг. выступает в качестве сценариста, принимает участие в создании первых программ театра «Латерна Магика».
В 1963 дебютирует документальным фильмом «Конкурс», воспроизводя атмосферу молодежного увлечения джазом и достаточно безрадостную картину конкурса любителей этой музыки. В 1964 Форман выступает с полнометражным фильмом «Черный Петр» («Петр и Павла», первая премия на Международном кинофестивале в Локарно), шокируя зрителей и, особенно, руководителей кинематографии ЧССР документально переданной атмосферой бесцветной жизни низов и ироничным изображением психологии героев, роли которых исполняли как профессиональные, так и непрофессиональные актеры. Раскованный, зачастую импровизированный диалог, отличное знакомство с выводимым на экране материалом, использование рок-музыки, воспринимаемой в те дни как символ молодежного протеста, и - главное - обращение к теме конфликта поколений сделали эту и последующие картины Формана («Любовь блондинки», 1965; «Горит, моя барышня...» / «Бал пожарных», 1967) революционным событием в жизни кино ЧССР, а самого режиссера - признанным лидером так называемой «чешской волны». Подобно своим современникам и коллегам (В. Ясный, В. Хитилова (см. ХИТИЛОВА Вера), Э. Шорм, И. Менцель (см. МЕНЦЕЛЬ Иржи) и др.), Форман противопоставлял эстетике соцреализма опыт и традиции чешской литературы (Я. Гашек, Б. Грабал, Й. Шкворецки), стремясь сообщить вписанному в документальную среду повествованию метафорический и символический смысл, и заслужил упрек в цинизме и пессимизме за сатирическое изображение жизни рядовых членов строящегося социалистического общества.
В 1968, после вторжения советских войск в Чехословакию, Форман не вернулся из Франции, где вел переговоры о съемках фильма. Новая страница творчества режиссера открывается после его переезда в США, где в 1971 он снимает фильм «Отрыв» (премия Международного кинофестиваля в Канне), посвященный вечной теме Формана - конфликту поколений, в ходе которого старшее, олицетворяющее агрессивное начало, подавляет творческий дух молодежи, жаждущей свободы от всяческих пут и ограничений. Его следующая работа - эпизод о десятиборцах в документальном фильме «Глазами восьми» (1972) об Олимпиаде в Мюнхене. В дальнейшем предпочитает экранизации американской литературы, позволявшие сохранить верность теме несовместимости поколений и симпатиям к молодежной контркультуре, выражавшей протест юности и прогресса против лицемерия и насилия «верхов». Не изменяет Форман и «бунтарям», нарушающим все нормы и традиции, обреченным на поражение, которых он показывает с иронической нежностью.
Лучшей картиной американского периода оказывается «Пролетая над гнездом кукушки» (1975, по повести К. Кизи, премии «Оскар» за лучшие фильм, режиссуру, сценарий, исполнение мужской и женской ролей). Переработав первоисточник, Форман сделал героя Кизи борцом против удушающей диктатуры «молчаливого большинства» и показал его моральную победу над «системой». Затем режиссер создал киноверсию посвященного протесту молодежи против вьетнамской войны рок-мюзикла «Волосы» (1979) и через два года - экранизацию антирасистского романа «Рэгтайм» Э. Л. Доктороу. В 1984 Форман получает несколько «Оскаров» за экранизацию пьесы П. Шеффера «Амадей» (за лучший фильм года и лучшую режиссуру), интерпретировав поединок Моцарта и Сальери как непримиримый и вечный конфликт между традицией и посредственностью, с одной стороны, и гением, свободой и инстинктом - с другой. В 1989 снял картину «Вальмон» по мотивам романа «Опасные связи» Шодерло де Лакло. После нескольких лет вынужденного простоя вновь привлек к себе внимание противоречивой лентой «Народ против Ларри Флинта» (1996, главная премия на Международном кинофестивале в Берлине, 1997) о драматической судьбе издателя порножурнала «Хастлер». Фильм «Человек с Луны» (1999) продолжает его биографическую серию. С 1975 преподает на киноотделении Колумбийского университета.