мн.
1. Отпечатанный курс публичных чтений.
2. Записи по какому-либо учебному предмету, составленные лектором или слушателями.
мн.
1. Отпечатанный курс публичных чтений.
2. Записи по какому-либо учебному предмету, составленные лектором или слушателями.
лекции читать => действие
посещать лекции => участие
слушать лекции => действие, получатель
читать лекции => действие, вербализация
читать публичные лекции => действие
читаются лекции => действие, пассив на -ся
ЛЕКЦИОНАРИЙ - ЛЕКЦИОНА́РИЙ (лат. Lectionarium, от lectio - чтение), богослужебная книга (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ), содержащая предписания относительно порядка чтений (перикоп, или зачал (см. ЗАЧАЛА)) из Священного Писания (см. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ) или сами фрагменты текста, приводимые в соответствующем порядке. Первые Лекционарии появляются в 4 в. Постепенно как на Востоке, так и на Западе складывается традиция использования в Божественной литургии (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) самостоятельных книг, одна из которых содержит свод Деяний (см. ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ) и Посланий апостолов (см. ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ), другая - Евангелия (см. ЕВАНГЕЛИЯ) (соответственно, Апостол (см. АПОСТОЛ) и Евангелие (см. ЕВАНГЕЛИЕ (богослужебная книга)) в византийском обряде (см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД), Эпистоларий и Евангелиарий в латинском (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД)). С 10 в. все тексты Писания, читаемые в латинском обряде во время мессы (см. МЕССА), были включены в Миссал (см. МИССАЛ) в частные последования соответствующих дней. После 2-го Ватиканского собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) в результате литургической реформы тексты библейских чтений мессы были сведены в отдельную книгу «Лекционарий» (1-е издание 1981), где распределены по соответствующим дням церковного года: будничные чтения составляют 2-годичный, а воскресные - 3-годичный цикл (таким образом, за год полностью прочитывается Четвероевангелие, а за 3 года - все наиболее значительные фрагменты Ветхого Завета и внеевангельских книг Нового Завета; самые важные места Писания прочитываются в воскресные и праздничные дни).
- В Католической церкви богослужебная книга, сборник текстов Священного писания, применяемый во время мессы для библейских чтений Литургии слова.
ЛЕКЦИО́ННЫЙ, леционная, леционное (книжн.). прил. к лекция. Лекционное время. Лекционный метод (преподавание в форме чтения лекций). Лекционный час.
ЛЕ́К-ИЯ, -и, ж. Устное изложение учебного предмета или какой-н. темы, а также запись этого изложения. Читать лекции. -икл лекций. Конспект лекций. Тетрадь с лекциями по физике. -елую лекцию прочитал по поводу моего поведения (перен.: длинную нотацию).
-ая, -ое.
прил. к лекция.
Лекционные часы. Лекционный метод преподавания.
||
Предназначенный для проведения лекций.
Лекционный зал.
лекцио́нный, лекцио́нная, лекцио́нное, лекцио́нные, лекцио́нного, лекцио́нной, лекцио́нных, лекцио́нному, лекцио́нным, лекцио́нную, лекцио́нною, лекцио́нными, лекцио́нном, лекцио́нен, лекцио́нна, лекцио́нно, лекцио́нны, лекцио́ннее, полекцио́ннее, лекцио́нней, полекцио́нней
ж.
1. Устное изложение учебного предмета преподавателем (обычно в высшем или среднем учебном заведении).
отт. Часть учебного предмета, изложенная в такой форме.
2. Учебное занятие, представляющее собою изложение учебного предмета преподавателем в такой форме.
3. Публичное чтение на какую-либо тему.
ЛЕ́КЦИЯ - сущ., ж., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? ле́кции, чему? ле́кции, (вижу) что? ле́кцию, чем? ле́кцией, о чём? о ле́кции; мн. что? ле́кции, (нет) чего? ле́кций, чему? ле́кциям, (вижу) что? ле́кции, чем? ле́кциями, о чём? о ле́кциях
1. Лекцией называют устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении или публичное чтение на какую-либо тему.
Слушать лекции. | Курс лекций. | Цикл лекций по русской литературе. | Увлекательная лекция. | Будущие бизнесмены прослушают в университете курс лекций об основах экономики и маркетинга.
2. Лекцией называется учебное занятие в высшем учебном заведении, состоящее в устном изложении предмета преподавателем.
Посещать лекции. | Расписание лекций. | Прогулять лекцию. | Однажды он опоздал на лекцию и вошёл в зал, когда триста человек уже писали конспекты.
3. Лекциями называется напечатанный типографским способом курс публичных чтений, который может быть издан в виде книги.
Лекции по начертательной геометрии. | Книга «Лекции по русской литературе». | Взять в библиотеке лекции по этике и эстетике.
4. Если говорят, что кто-то читает лекцию, значит, он публично произносит её текст.
Я сегодня читал в университете свою первую лекцию о каменном веке.
5. Лекцией иногда называют упрёки, наставления о том, как надо себя вести и т. п.
Мы выслушали от мамы небольшую лекцию о нашем моральном облике.
лекцио́нный прил.
Лекционные записи. | Лекционные часы. | Лекционный зал.
ЛЕ́КЦИЯ, лекции, жен. (лат. lectio).
1. Учебное занятие в высшем учебном заведении, состоящее в устном изложении предмета преподавателем. Читать лекции. Посещать лекции. Двухчасовая лекция.
2. Публичное чтение на какую-нибудь тему. Цикл лекций о Пушкине в лектории.
3. только мн. Отпечатанный курс чтений по какому-нибудь предмету преподавания в высшей школе. Лекции по политической экономии. Литографированные лекции. Читать лекции кому (разг.) - перен. наставлять, поучать кого-нибудь; то же, что читать мораль. «Ты будешь читать ей лекции о добродетели!» А.Островский.
ЛЕ́КЦИЯ, -и, жен. Устное изложение учебного предмета или какой-н. темы, а также запись этого изложения. Читать лекции. Цикл лекций. Конспект лекций. Тетрадь с лекциями по физике. Целую лекцию прочитал по поводу моего поведения (перен.: длинную нотацию).
| прил. лекционный, -ая, -ое.
ЛЕ́КЦИЯ, -и, ж
Форма обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, состоящая в устном изложении преподавателем какого-л. предмета, темы, раздела группе (курсу) студентов.
Вот мне и вспомнился хорошо знакомый мне профессор французской литературы в Бердслейском университете: добряк употреблял в классах мной составленные учебники и даже пригласил меня однажды приехать прочесть лекцию (Наб.).
ЛЕ́КЦИЯ -и; ж. [от лат. lectio - чтение]
1. Устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении; публичное чтение на какую-л. тему. Слушать лекции. Цикл лекций по русской литературе. // Учебное занятие в высшем учебном заведении, состоящее в таком изложении предмета преподавателем. Посещать лекции.
2. только мн. ле́кции, -ий. Отпечатанный курс публичных чтений; записи по какому-л. предмету преподавания. Л. по начертательной геометрии. Курс лекций по органической химии. Издать л. по античной литературе. Взять в библиотеке л. по этике и эстетике.
◁ Лекцио́нный, -ая, -ое. Л-ые записи. Л-ые часы. Л. метод преподавания. // Предназначенный для проведения лекций. Л. зал.
* * *
ле́кция (от лат. lectio - чтение), систематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной, политической темы.
* * *
ЛЕКЦИЯ - ЛЕ́КЦИЯ (от лат. lectio - чтение), систематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной, политической темы.
ЛЕКЦИЯ (от лат. lectio - чтение) - систематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной, политической темы.
-и, ж.
1. Устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении, а также публичное чтение на какую-л. тему.
Слушать лекции. Цикл лекций по русской литературе.
◊
- Я прочел там [в Москве] в одном из музеев пять публичных лекций. Чехов, Пассажир 1-го класса.
||
Учебное занятие в высшем учебном заведении,
состоящее в таком изложении предмета преподавателем.
Посещать лекции.
2. мн. ч. (ле́кции, -ий).
Отпечатанный курс публичных чтений, а также записи по какому-л. предмету преподавания.
[Шацкий] взял лекции дифференциального исчисления и лег с ними на диван. Гарин-Михайловский, Студенты.
[Андрей:] Сегодня от скуки, от нечего делать, я взял в руки вот эту книгу - старые университетские лекции. Чехов, Три сестры.
[От лат. lectio - чтение]
о чем и по чему (на тему). Лекция о культуре речи. Цикл лекций о Пушкине. Цикл лекций по русской литературе. Шла лекция по экономике производства (Кетлинская). Лекция на тему «Освоение космоса».
Лекция (лат. lectio - чтение) - цельнооформленное речевое произведение публичной адресованное™ на научные темы, обладающее устойчивыми, повторяющимися и воспроизводимыми признаками, общезначимыми для носителей языка. Основное социальное назначение Л. - служить проводником информации - позволяет ей выполнять главную функцию языкового общения - информативную. Большинство исследователей рассматривает Л. как один из жанров устной научной речи. В зависимости от уровня информативности коллективного адресата различают Л. собственно-научные, учебные и научно-популярные, адресованные соответственно специалистам, учащимся и неспециалистам. Специфика аудитории определяет и степень популярности изложения информации. В процессе Л. отправитель и коллективный получатель речи вступают в контактное (визуальное), непосредованное (без участия посредника), публичное общение, в котором лектор выполняет роль коммуникативного лидера в силу своего социального и коммуникативного статуса. Для Л. характерно стремление к непринужденности общения, облегчающей взаимопонимание участников речевого акта.
Экстралингвистическая заданность жанра предопределяет лингвистическую природу Л. Интеллектуализированный характер содержания, публичный характер протекания речевого акта, коммуникативная интенция, односторонняя направленность речи от адресата к адресату определяют ее по преимуществу монологический характер.
Л. - развернутый подготовленный монолог, при котором смены речевых ролей, как правило, не происходит. Монологическая речь, однако, в некоторых случаях может переходить в скрытую форму диалогической речи, что обусловлено необходимостью установления контакта с аудиторией.
Наиболее важным жанрообразующим фактором является устная форма реализации текста Л. Линейно разворачиваясь в физическом времени, она создается в момент произнесения, это речь звучащая, необратимая, допускающая вследствие этого правку по ходу выступления, словесную импровизацию. Нормативными для лекционной речи считаются явления, возникающие при спонтанной реализации замысла вербальными средствами (самокоррекция, ассоциативные отступления, намеренные повторы, заполнение пауз средствами, лишенными информативной значимости, и др.), обеспечивающие непрерывность речевого акта и придающие речи, наряду с ритмико-динамическим членением речевого потока, рассчитанным на устное восприятие, живой разговорный интонационный рисунок. Фактор устности объясняет значительную опору говорящего на паралингвистические средства (интонация, мимическое и пантомимическое сопровождение речи). Устная форма презентации в комбинации с другими языковыми и внеязыковыми факторами определяет состав языковых средств в Л.: общелитературных, стилевых и специфических для данной речи. Чертой Л., отличающей ее от других жанров устной научной речи (например, доклада), является сознательная установка на использование говорящим средств диалогизации, социативных (контактоустанавлива-ющих) средств, средств привлечения и поддержания внимания, средств популяризации. Лектор прибегает к тем средствам литературного языка, которые способны адекватно реализовать его коммуникативное намерение. Устная публичная речь (и ее частный жанр - Л.), лишь в последние годы став объектом анализа лингвистов, нуждается в дальнейшем исследовании.
Лит.: Современная русская научная речь / Под редакцией О.А. Лаптевой. - Красноярск, 1985.
Э.В. Хлебникова
лекции читать => действие
посещать лекции => участие
прочесть лекцию => действие, вербализация
прочитать лекцию => действие, вербализация
слушать лекции => действие, получатель
читать лекции => действие, вербализация
читать публичные лекции => действие
читаются лекции => действие, пассив на -ся
ЛЕ́КЦИЯ (от лат. lectio - чтение).
Вид монологической речи, устное изложение темы учебного предмета или проблемы. Л. является одной из основных форм распространения знаний. Восприятие Л. слушателями, особенно недостаточно владеющими иностранным языком, зависит от способности лектора сосредоточить и удержать их внимание. Поэтому наиболее важный материал в Л. должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации. Будучи речью монологической, Л., обращенная к студентам-иностранцам, должна иметь форму разговорного монолога (или монолога в диалоге), что предполагает вовлечение слушателей в общение, широкое использование средств воздействия на аудиторию (например, вопросов к слушателям), а также использование средств наглядности. Ср. рассказ, доклад, речь, выступление.
ЛЕКЦИЯ (лат. lectio - чтение, от legere - читать). Чтение профессора с кафедры, преподавание, урок, учебный час. Лекции публичные, т. е. предназначенные для всех желающих.
- Процесс, в ходе которого записи профессора преобразуются в записи студентов, не проходя через чей-либо мозг.
- Устное изложение учебного предмета.
- Публичное чтение.
- Институтский урок.